Непосредственно образовательная деятельность «Как на Земле появились моря и океаны».
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Губина Надежда Ивановна

Посредством занятия дети знакомятся с материалом, как появились на земле моря и океаны. Повышает интерес детей использование в данной образовательной деятельности использование экспериментальной деятельности "Вулкан", "Образование дождей". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №48»

Непосредственно образовательная деятельность

«Как на Земле появились моря и океаны».

                                                                   Подготовил воспитатель

                                                                   высшей квалификационной

                                                                   категории  Губина Н.И.

Рязань 2023

Непосредственно образовательная  деятельность                                                                   «Как появились на Земле моря и океаны».

Цель. Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлениями неживой природы: извержением вулканов, конденсации, образованием дождевых туч.

Задачи.

Познакомить детей с понятием «вулкан».

Формировать представления детей о природном явлении  - извержение вулкана.

Стимулировать желание детей экспериментировать, развивать положительное отношение к познанию окружающего мира.

Развивать умение слушать, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства.

Отвечать на вопросы воспитателя.

Способствовать устойчивому положительному эмоциональному самочувствию  и активности ребёнка в совместной и самостоятельной деятельности по экспериментированию.

Предварительная работа.

Рассматривание картин о космосе»Как выглядит земля из космоса», просмотр видео о вулканах, чтение стихов о планете Земля.

Ход занятия.

Дети стоят, образуя  круг.

Воспитатель. Ребята, какое у вас настроение?

Ответы детей.

Воспитатель. У всех разное. Как мы можем помочь тем, у кого нерадостное настроение? Давайте подарим им свои улыбки.

«Доброе утро», - тебе сказали.

«Доброе утро»,  - ответил ты.

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

Ну, вот теперь настроение у всех хорошее, и можно отправляться в путешествие.

Воспитатель. Чтобы узнать, куда мы отправимся в путешествие, надо отгадать загадку.

Материки и острова,
Моря и океаны,
Планету эту ты дружок,
Из тысячи узнаешь!    (Земля)

Воспитатель. Да, сегодня мы отправимся в путешествие по планете Земля. Но планета Земля очень большая. Мы не сможем быстро по ней пройти и всё увидеть. Нам будет необходим  один предмет. Какой, вы узнаете, отгадав ещё одну загадку.

На ноге стоит одной,

Кружит, вертит головой,

Нам показывает страны,

Горы, реки, океаны?

(Глобус).

Дети. Глобус.

Воспитатель. Для чего нам нужен глобус?

Дети. Глобус – это модель Земли. Он нам нужен, чтобы увидеть все страны, моря, горы.

Воспитатель. Почему глобус раскрашен разными цветами?

Дети. Потому что на нём изображена разная местность.

Воспитатель. Что раскрашено в коричневый цвет?

Дети. Горы.

Воспитатель. Что раскрашено в зелёный цвет?

Дети. Леса.

Воспитатель. А что раскрашено в синий цвет?

Дети. Моря, океаны.

Воспитатель. Всё правильно. Вот так выглядит наша планета в настоящее время. А вы знаете, что планета Земля много лет назад выглядела совсем по-другому.

Планета Земля когда-то была раскалённым телом. Вокруг неё – холодный космос. Солнце сильно нагревало планету. И вот на Земле стали происходить землетрясения и извержения вулканов.

Кто знает, что такое вулкан?

Вулкан представляет собой гору, в верхней части которой есть углубление, называемое вулканическим кратером.                                                                                 Откуда же оно берется в глубине Земли?

Ученые полагают, что много миллионов лет тому назад Земля была расплавленным, очень горячим огненным шаром. Постепенно поверхность ее остыла, но в самой глубине сохранилось расплавленное раскаленное жидкое ядро. Извержение вулкана начинается тогда, когда скапливается много раскалённого вещества, которое называется магма.  Она устремляется вверх по жерлу и изливается на поверхность.

Излившуюся на поверхность магму называют лавой вулкана.

При извержении на поверхность выбрасываются газы, пары воды, иногда вылетают огромные каменные глыбы, вулканическая пыль, тучи пепла. Ветер разносит пыль и пепел на огромные расстояния, застилая синеву неба.

Густая и вязкая лава, быстро остывая, образует гору с крутыми склонами. Более жидкая лава растекается быстрее, остывает медленнее и успевает преодолеть большие расстояния. Извержение вулкана сопровождается подземным гулом, пожарами.

Воспитатель показывает эксперимент «Вулкан».

Цель эксперимента: дать дошкольникам элементарные представления о природном явлении — вулкан, наглядно показать взаимодействие щелочи с кислотой (реакцию нейтрализации).

Задачи: рассказать детям о существовании кислотной и щелочной среды,

формировать представления о вулканах, опасностях, которые они представляют;

воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, самостоятельность.

Словарь:

гора, вулкан, кратер.

Материал:

Смесь для извержения:

- сода – 2 столовые ложки,

- лимонная кислота -2 столовые ложки,

- красная краска -1 чайная ложка гуашь,

- жидкое мыло -1 столовая ложка,

- вода – 150 мл воды.

Воспитатель проводит эксперимент «Вулкан»

Ребята, смотрите, из кратера вулкана выливается расплавленная жидкость.

Она называется лава. Остывала и образовывала новый вид земли.

Теперь отдохнём, а после продолжим.

Физкультминутка.

Дети сидят на корточках. Это грибница, положив ладошки на голову. 

Воспитатель.  Дождикдождик посильней намочи и все залей, вырастут в лесу грибочки, как огромные пенечки. Дети постепенно начинают вставать и расти, руки вытягивают вверх, имитируя рост грибов. На слова воспитателя «кончился дождь» дети садятся на корточки.

Поиграли, отдохнули. Можно дальше отправляться.

 

 Воспитатель. Вулканы выделяли много дыма, пыли. Всё это устремлялось вверх. Вокруг Земли образовалась воздушное пространство. Оно называется атмосфера. А землетрясения образовали на земле горы и большие впадины.

Впадины стали заполняться водой. Земля стала остывать.

Что образовалось после остывания предметов и остывания воды.

Эксперимент.

 «Откуда берётся вода?».

Цель: Познакомить с процессом конденсации.

Материал. Ёмкость с горячей водой, охлаждённая металлическая крышка.

Взрослый накрывает ёмкость с водой холодной крышкой. Через некоторое время детям предлагается рассмотреть внутреннюю сторону крышки, потрогать её рукой. Выясняют, откуда берётся вода (это частицы воды поднялись с поверхности, они не смогли испариться из банки и осели на крышке).

Воспитатель. Посмотрите, на крышке образовались капли воды. Если мы их стряхнём, то увидим, что вода упадёт вниз. Это из маленькой кружки столько капель.

А если взять огромную планету, то воды будет очень много.

Как я уже говорила, что планета начала остывать, а это значит, что вода поднималась в виде пара вверх, образуя тучи. Из них шёл дождь. Он шёл долгое время. Вода от дождя заполняла все ямы. Так они заполнились. Образовались огромные моря, океаны.

Пройдет много времени, прежде чем в морях появятся живые существа.

Чтобы все живые существа жили в морях и океанах, надо беречь нашу планету.

Рефлексия.

Каким цветом обозначаются на карте горы?

Коричневым

Каким цветом обозначаются леса?

Зелёным

Каким цветом обозначаются на карте моря и океаны?

Синим.

Какой была наша планета сначала?

Горячей, раскаленной.

Как появились моря?

Планета остывала. Шли дожди и наполнили все впадины и разломы  на её поверхности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность Ознакомление с окружающим Тема: «Море»

Программные задачи: Расширять знания детей об экосистеме «Море». Уточнить представления о значении моря в жизни человека. Познакомить детей с растениями моря. Рассказать об особенностях их произрастан...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Как человек Землю обживал"

Данный материал рассчитан для проведения с подгруппой детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет), имеющих нарушения речи. Может быть использован и для детей общеразвивающей группы. НОД проводится п...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Все на земле от рук материнских»

Познакомить детей с общественным праздником "День матери"; воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение, любовь, заботу к самому родному человеку; вызвать желание рассказывать, делиться св...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Земля - наш дом родной » Приоритетная образовательная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей:  «Речевое развитие» «Познавательное развитие» «Социально-коммуникативное» «Физическое развитие»Возраст детей: 5-6 лет, старшая группа.Формы непосредственной о...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по окружающему миру "Черное море"

Расширение знаний детей о Черном море, подводном мире и его обитателях....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по рисованию на тему: «Море синее горит, выбежал из моря кит» для детей 6 -7 лет

Программное содержание: Образовательные задачи: учить детей передавать в рисунке выразительный образ кита, соблюдая пропорции, придавать правильную форму туловищу и хвосту учить завершать рисунок, соз...

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность в средней группе: "По морям, по волнам"

Тема: "По морям, по волнам" Цель: Сформировать представление детей о море и его обитателях. Задачи:- Расширять и активизировать словарный запас, пассажиры, пароход,...