Конспект непосредственно образовательной деятельности "Как человек Землю обживал"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Данный материал рассчитан для проведения с подгруппой детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет), имеющих нарушения речи. Может быть использован и для детей общеразвивающей группы. НОД проводится при изучении темы "История Земли". Формируются представления о том как жили люди в каменном веке. Активизируется, уточняется и обогащается словарь по теме. Развивается и закрепляется у детей умение грамматически правильно оформлять свои высказывания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_chelovek_zemlyu_obzhival.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подгрупповое занятие по теме «Как человек Землю обживал».
Цели и задачи:
- Формирование у детей представлений о том, как жили люди в каменном веке.
- Формирование представлений о том, что труд мужчин отличается от труда женщин.
- Формирование представлений о пользе воды.
- Закрепление знаний о временных понятиях.
- Развитие пространственной ориентировки на плоскости.
- Развитие слухового внимания.
- Развитие фонематического восприятия.
- Развитие фонематических процессов: анализа, синтеза и представлений.
- Закрепление связи звука и буквы.
- Закрепление длительного и плавного речевого выдоха.
- Активизация, уточнение и обогащение номинативного словаря по теме.
- Подбор определений к слову.
- Развитие грамматического строя речи: отработка правильного употребления
- имён существительных в форме Родительного и Винительного падежа единственного и множественного числа;
- имён прилагательных в форме Творительного падежа.
- глаголов прошедшего времени в форме единственного и множественного числа;
- предлогов из, для, с.
- Работа над словообразованием: подбор родственных слова к слову охота.
- Составление простых распространённых предложений.
- Составление сложно-подчинённых предложений.
- Развитие общей моторики.
- Развитие графо-моторных навыков.
- Классификация предметов.
- Развитие творческого воображения.
- Оптимизация процесса, повышение интереса детей к деятельности.
Оборудование:
Мультимедийная установка, диск с фильмом, глобус, «солнце», часы, макет компьютера, макет машины времени, фломастеры, маршруты, карта с символами, демонстрационные картинки, разноуровневые карточки.
Ход занятия:
Направления работы | Содержание: деятельность логопеда. | Деятельность детей. | |
1. Организационный момент. | - Здравствуйте, ребята! – Мы с вами говорили о разных версиях происхождения Земли, о том, как жили древние люди. Хочу вам сегодня показать фильм об этом. (просмотр) - А хотите сами, как исследователи отправиться в прошлое на «Машине времени»? | - Здравствуйте. - Хотим. | |
2. Повторение пройденного материала: закрепление временных представлений - с опорой на ведущий анализатор. | - Чтобы получить пропуск в эту машину, нужно правильно угадать отрезок времени.
|
- Это - сутки.
| |
3. Сюрпризный момент. | - Мы в машину все садимся, быстро в прошлое помчимся! | ||
4. Развитие графо-моторных навыков. | - Компьютер выдал нам карту нашего маршрута, но волшебный временной луч разделил её на части. Все возьмите себе по кусочку карты и проведите фломастером свой маршрут. |
Дети выбирают себе карточки и проводят фломастерами линии по пунктирам на своих миникартах. | |
5. Развитие пространственной ориентировки при работе на плоскости – с символической картой. | - Чей маршрут ведёт в левый верхний угол? - Что изображено на карточке? - Пещера внутри? - Это – вход в пещеру. - Расположи свою карточку, пожалуйста, на большой карте в нужном месте. Проверь, подходит ли символ. | -Мой. - Пещера. - Нет. Ребёнок прикрепляет свою карточку. | |
6. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. | - В пещерах обычно слышится эхо. Давайте поиграем в игру «Эхо». Повторяйте за мной сочетания слогов: ма- мама, пу-пупу, то-тото; мими-ми, папа-па, туту-ту… | Дети повторяют сочетания слогов. | |
7.
| - Предлагаю осмотреться, но не заходить пока вглубь пещеры. Что нас окружает? У кого из вас маршрут ведёт в горы? - Чего много в горах? Камень – отличный природный материал. Первые люди научились его использовать. Скажите, что люди делали из камня. ( скребок, игла, нож, резец, жезл, рубило, остроконечник, чоппер, чоппинг ) | - Согласны. - Горы. - У меня. - Камней. В горах много камней. - Из камня человек делал топор (рубило) / люди делали топоры (рубила). - Из камня человек делал лопату-копалку / люди делали лопаты-копалки. - Из камня человек делал зернотёрку / люди делали зернотёрки. … - Ударяя, камнем о камень высекали огонь. - Из камня человек делал остроконечник для копья и стрелы / люди делали остроконечники для копий. | |
8. Работа над словообразованием: родственные слова. | - Для чего людям нужны были копья и стрелы? - Где люди обычно охотились? - У кого карточка с изображением леса? Ставь на карту, отправляемся в лес. - Для чего мы идём в лес? - Как называется человек, который охотится? - Куда собрались охотники? - Слова: охотиться, охотник, охота – слова-родственники. - Скажите, а какой нож нужен охотнику? | - Чтобы охотиться. - Люди обычно охотились в лесу. - У меня. - Чтобы охотиться. - Охотник. - Охотники собрались на охоту. - Охотничий. | |
9. Подбор определений к слову. Имена прилагательные в форме Творительного падежа. | - Подумайте и скажите, каким должен быть настоящий охотник? | - Смелым, наблюдательным, терпеливым, сильным, выдержанным, ловким… | |
10.
| - Мы с вами тоже будем охотиться. Возьмите приспо-собления для охоты, рассмотрите, с их помощью мы поохотимся. Узнав ударный гласный звук в слове, определив его место, вы поймёте, кого вы «поймали» или «убили». А вот и картинки-подсказки ( с изобра-жением зверей). – Что у тебя? - Кто попался в твою яму? | - В яму попался слон. - Я копьём убил тигра. - Я попал из лука в волка. - Я ножом убил лису. - В мою яму попался кенгуру. - Я попал из лука в зайца. - Я копьём убил кабана. - У меня яма. - В мою яму попался слон. В этом слове чётко слы-шится гласный звук «О». | |
11. Физ.минутка. Развитие творческого воображения. | - После удачной охоты люди возвращаются в пещеру с танцами и играми. Поиграем: я буду называть действия, а вы их изображайте. Люди охотятся, мастерят орудия труда, добывают огонь, готовят еду, собирают плоды, рисуют на скалах, ухаживают за детьми, ловят рыбу…Фигуры «застыли во времени». Изобразите каждый свою застывшую фигуру. | Дети изображают заданные действия. Дети изображают каждый своё действие. | |
12. Формирование представлений о пользе воды. | - Путь в пещеру идёт по берегу реки. У кого - водоём? Прикрепи его к карте. - Для чего людям нужна была вода? | - У меня. - Люди пили воду. - Готовили в воде. - Люди ловили обитателей водоёмов и употребляли их в пищу. - Люди мылись. | |
13.
| - Что на нашей карте в правом верхнем углу? - Прикрепи картинку к карте. Древние люди сами ещё ничего не выращивали. Они собирали то, что давала им природа. Мы тоже соберём плоды, расшифруйте, какие. - К каким двум группам можно отнести эти плоды. | - Поле или какое-то ровное место с кустарниками. Слива, груша, банан, лук, капуста, морковь. - Фрукты: … - Овощи: … | |
14.
| - Какая карточка осталась? (пещера внутри), прикрепляй. Давайте теперь туда войдём. Назовите, чем занимаются женщины, а чем - мужчины, почему? | - За детьми ухаживают. - Сшивают шкуры. - Готовят пищу. - Собирают плоды. | - Добывают огонь. - Охотятся. - Ловят рыбу. - Мастерят орудия труда. |
15. Организационный момент. | - А теперь пора возвращаться. Садимся в машину времени. | ||
- Мы в машине повернулись, в настоящее вернулись. | |||
- Скажите, где мы с вами побывали? - Что вы узнали? - Все активно работали! Молодцы! | - В прошлом. - Узнали, как жил древний человек. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательная деятельность "Богатыри земли Русской" для детей 5-6 лет.
Патриотическое воспитание дошкольников. Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской у детей старшего дошкольного...
Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область "Познание. Формирование целостной картины мира". Тема: "Дружат люди всей Земли"
Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область "Познание. Формирование целостной картины мира". Тема: "Дружат люди всей Земли"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» по теме «Домашние животные – друзья человека», группы компенсирующей направленности.
Тема: «Домашние животные – друзья человека»Цель: систематизировать представления детей о домашних животных.Задачи: 1. Продолжать знакомить детей с домашними животными и их детенышами...
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Народы Земли. Языковое пространство"
Деятельность направлена на формирование у детей представлений о народах Земли, языках народов разных стран, включает народные игры....
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Богатыри земли русской» с детьми группы среднего дошкольного возраста (5 – 6 лет) «Жемчужинка» МБДОУ детский сад №6 «Василек»
Интеграция образовательных областей:социально - коммуникативное развитие;познавательное развитие;речевое развитие;художественно – эстетическое развитие;физическое развитие.Цель. Приоб...
Конспект непосредственно- образовательной деятельности "Человек и природа"
Конспект непосредственно- образовательной деятельности"Человек и природа"Цели1.Обобщить представления детей о том, как человек использует факторы природной среды (землю, воздух, воду, растен...
Конспект непосредственной образовательной деятельности "Не место красит человека, а человек место"
Цель: Содействие обогащению духовного мира детей при обращении к профессии человека (животновод, ветеринар)Задачи психолого-педагогической работы с детьми:Образовательные:· Познакомить дошкольн...