Тема по самообразованию «Развитие зрительного - слухового восприятия у детей ЗПР через интерактивные мультимедийные дидактические игры».
методическая разработка (средняя группа)

Лучкина Елена Валерьевна

   Развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п., с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

   С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

  Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема по самообразованию

«Развитие зрительного - слухового восприятия у детей ЗПР через интерактивные мультимедийные дидактические игры». 

Работу выполнила:

Лучкина Е.В.,

учитель – дефектолог

   Развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п., с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

   С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

  Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные психологами И. М. Тонконогий, Л. И. Вассерман, Я. А. Меерсон, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в I классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.

Особенно важно развитие восприятия у детей с задержкой психического развития. Исследования А. Р. Лурия, И. Ф. Марковской, Т. С. Третьяковой показывают, что у детей с ЗПР имеются отклонения в процессах  переработки сенсорной информации. Так, у этих детей скорость зрительного восприятия значительно ниже нормы, отмечаются более низкие показатели зрительного опознания. Дети с ЗПР замечают значительно меньше зрительно воспринимаемых объектов, чем их нормально развивающиеся сверстники.

Недостаточность зрительного восприятия  приводит к бедности и недифференцированности зрительных представлений, что ограничивает возможности наглядно – образного мышления.

Я работаю с детьми, имеющими задержку психического развития. Дети с ЗПР не являются умственно отсталыми, но в то же время стойко не успевают в массовой школе вследствие полиморфной клинической симптоматики - незрелости сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности. Основой этих симптомов является перенесенное органическое заболевание центральной нервной системы.

Неблагоприятные условия жизни и воспитания нарушают их сенсорное развитие, общение с окружающими, а на этой основе задерживается умственное развитие, ущербно формируется личность.

Но практика показывает, что задержка психического развития детей может во всех формах поддаваться педагогической коррекции в таких педагогических условиях, которые соответствуют состоянию ребенка.

Восприятие детей с ЗПР формируется по тем же общим законам психического развития, что и у нормально развивающихся детей. Тем не менее, имеются специфические особенности, зависящие от причин и характера нарушения.

У детей с ЗПР зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия несколько затруднен - снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно - двигательного).

У детей с ЗПР замедлен процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности. Отмечаются недостатки зрительно моторной и слухо - зрительно координации. В дальнейшем эти недостатки также будет препятствовать овладению чтением и письмом.

Недостаточность межанализаторного взаимодействия проявляется в несформированности чувства ритма, трудностях в формировании пространственных ориентировок.

Я считаю, что любая образовательная деятельность может иметь реабилитационный эффект, если при её осуществлении соблюдаются специальные условия, направленные на максимальное развитие личности каждого ребёнка. Из моих наблюдений я сделала вывод, что при создании адекватных педагогических условий можно достичь значительного уровня развития зрительного - слухового восприятия, у детей с задержкой психического развития. Особое внимание решила уделить зрительно - слуховому восприятию, т. к. 90 % информации мы получаем через зрительный и слуховой  анализаторы.

Свою коррекционную работу с детьми я начинаю с диагностики, которую провожу два раза в год: в сентябре и мае, во второй младшей группе, чтобы проследить динамику развития как процессов восприятия, так и всей познавательной деятельности каждого ребёнка. В январе провожу срезовую диагностику детей с низким уровнем развития.

Цель обследования:

Выявить у детей уровень развития зрительного восприятия, а именно:

• восприятие цвета;

• восприятие формы;

• восприятие величины;

• восприятие пространства;

• восприятие времени;

• целостное восприятие.

При обследовании детей я использую следующие методы диагностики:

1. эксперимент

2. беседа

Результаты диагностики показали:

Большинство детей имеют недостаточную точность восприятия величины, низкий уровень восприятия пространства и времени, отмечаются ошибки в назывании не только оттенков, но и основных цветов спектра, в назывании формы предметов и геометрических фигур.

Сформированность способности воспринимать целостный образ предмета или сюжета также имеет недостаточный уровень.

Таким образом, проанализировав результаты обследования детей и определив уровень развития зрительного восприятия, я поставила для себя цель:

Корригировать нарушения зрительного и слухового восприятия у детей  через интерактивные мультимедийные дидактические игры.

Исходя из намеченной цели определила следующие задачи:

1. Учить детей распознавать и правильно называть основные и промежуточные цвета и их оттенки.

2. Учить называть и различать геометрические фигуры (прямоугольник, квадрат, треугольник, овал, круг, тела (куб, шар, цилиндр).

3. Формировать умение детей сравнивать форму реальных предметов с геометрическими фигурами.

4. Уточнять представления о величине, учить определять размер предмета и характеризовать его протяженность по высоте, длине, ширине.

5. Формировать и развивать пространственное восприятие.

6. Формировать и развивать восприятие времени.

7. Развивать целостное восприятие предметных и сюжетных изображений.

Для успешного решения поставленных задач я определила следующие педагогические условия:

1. Педагогическая компетентность, постоянное самообразование,

овладение передовым опытом.

2. Ранее начало.

3. «Максимальное напряжение сил».

4. Уважение к личности ребенка.

Применяю правило трех «П»

- понимание

- принятие

- признание

Правило четырех «Не»

- не критикуй

- не оценивай

- не перебивай

- не осуждай

5. Помощь взрослых.

6. Сотрудничество и взаимодействие с родителями.

Учитывая тот факт, что любая психическая функция, в том числе и восприятие, развивается в деятельности, и в первую очередь, в совместной деятельности со взрослым, я продумала систему заданий с использованием развивающих пособий «Блоки Дьенеша», палочки Кюизенера, кубики «Сложи узор»«Геоконт», которые дали свой развивающий эффект только в рамках коррекционно-развивающей работы, организация которой имеет следующие фундаментальные положения:

1. Личность - это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения. (Д. Б. Эльконин).

2. Психическое развитие и формирование личности ребенка возможны только в процессе общения со взрослым. (М. И. Лисина).

3. Важную роль в психическом развитии ребенка играет формирование ведущего вида деятельности (Д. Б. Эльконин).

4. Развитие аномального ребенка проходит по тем же законам, что и развитие нормального ребенка. (Л. С. Выготский).

5. При наличии определенных, строго продуманных условий все дети обладают способностью к развитию (Э. Сеген).

Для решения поставленных  задач через интерактивные мультимедийные дидактические игры  я использую следующие формы работы:

• фронтальные и подгрупповые занятия;

• индивидуальная работа;

При подготовке и проведении данной работы я придерживаюсь следующих принципов:

1. Принцип «нормативности» развития.

Этот принцип постулирует существование некоторой возрастной нормы развития, своеобразного эталона возраста. При выборе средств я исхожу из сопоставления нормативного развития и конкретных особенностей того или иного ребенка. Этот принцип дает прообраз будущего развития ребенка.

2. Принцип коррекции «сверху вниз».

Этот принцип отражает ведущую роль обучения в развитии ребенка. Продумывая содержание занятий, ставлю в центр внимания «завтрашний день ребенка», создаю зону ближайшего развития, тем самым обеспечиваю развивающий эффект.

3. Принцип системности.

Вся работа по развитию зрительного восприятия находится в тесной связи с другими видами деятельности. Эту взаимосвязь учитываю при планировании занятий.

4. Принцип единства диагностики и коррекции.

Данный принцип помогает построению индивидуализированного обучения, обеспечивает информацией для построения программ, помогает выявить потенциальные возможности детей, которые могли бы остаться незамеченными. В самой коррекционно - развивающей работе заложен диагностический материал, а диагностика содержит в себе коррекционные возможности.

5. Принцип личностного подхода.

Подход к ребенку как к целостной личности со всеми его сложностями и индивидуальными особенностями.

6. Временной принцип.

Этот принцип позволяет мне строить работу с детьми не только с учетом возраста, но и в зависимости от того, на каком уровне психического развития он находится.

7. Принцип гуманизма.

Учитывая данный принцип в работе с детьми, я стараюсь находить позитивные ресурсы самого ребенка, помогаю осознать их самим ребенком и вселяю веру в их возможности.

8. Принцип реальности.

Считаю важным помочь ребенку принять себя таким, какой он есть.

9. Принцип деятельного подхода.

Личность ребенка проявляется и формируется в деятельности. Я предлагаю детям задания не как простую тренировку умений и навыков, а как целостную деятельность,

опираюсь на ведущий вид деятельности, свойственный данному возрасту — игре.

10. Принцип осознанности деятельности.

Использование этого принципа позволяет формировать убеждения в жизненной необходимости данных знаний. Ребенок должен понимать, зачем ему нужны те или иные умения.

11. Принцип наглядности.

Этот принцип помогает повысить интерес к занятиям, делает их интересными и продуктивными, способствует развитию зрительной памяти.

С целью успешного развития зрительного и слухового восприятия использую в своей работе наиболее эффективные методы:

- Метод упражнения в практических действиях.

Сущность этого метода в том, чтобы ребенок научился вслушиваться, вглядываться и активно действовать. Важным элементом метода упражнения я считаю постановку конкретной задачи перед детьми. В процессе работы у детей включаются зрительные и слуховые анализаторы, память.

- Метод успеха и похвалы

Этот метод позволяет поддерживать интерес детей к самим занятиям, обретать уверенность в результативности своей деятельности и тем самым пробуждает дальнейшее желание учиться. Я стараюсь отмечать любые достижения ребенка, вовремя и обоснованно похвалить его, даже если его успехи минимальны. «Ничто так не способствует успеху, как сам успех» (английская поговорка).

- Метод проблемных, развивающих ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям.

Данный метод позволяет мне развивать у детей активность, самостоятельность, инициативу, творчество. Например, предлагая детям решить проблему, возникшую у сказочного персонажа, с целью научить его тем навыкам и умениям, которыми владеют дети.

- Метод развивающего обучения

- Моделирование

- Метод проб и ошибок.

Позволяет детям упражняться в выполнении заданий, не опасаясь за допущенную ошибку.

В процессе работы использую следующие методические приёмы:

- Демонстрацию способа действия с объяснением

- Вопросы детям

- Пояснения и указания

- Раскрашивание, штриховка

- Показ образца

- Художественное слово

- Элемент соревнования

- Создание игровой ситуации

А также приёмы коррекционной работы :

- пошаговая инструкция

- рука в руку

- поощрения

Развитие зрительного и слухового восприятия требует целенаправленной, систематической работы с детьми, поэтому всю работу веду по перспективному плану, который составила, учитывая и руководствуясь следующими принципами:

- строгая последовательность заданий с учетом их постепенно возрастающей сложности;

- временная регламентированность (ежедневно);

- учет индивидуального уровня и темпа развития (качество заданий для разных детей варьируется);

- ориентировка на успешность ребенка выполняющего задание. Оно составлено таким образом, чтобы ребенок обязательно выполнил его, справился с предложенной задачей, добился успеха. Это не позволит травмировать ребенка, повышает его самооценку, настраивает на победу.

Всю коррекционную работу по развитию зрительного и слухового восприятия веду в 5 направлениях:

- формирование сенсорных эталонов;

- формирование предметности восприятия (узнавание предметов в различных модальностях – зашумленных, наложенных и т. д.);

- развитие восприятия целостных предметных и сюжетных изображений;

- формирование пространственных представлений;

- формирование временных представлений.

  • Для формирования сенсорных эталонов - это единичные предметы, в которых ярко выражен отличительный признак, группы предметов, объединённых по какому-либо внешнему признаку и свойству (круглые, красные, карточки по соотнесению предмета с эталоном и другое.
  • Для формирования предметности восприятия – это объекты, предложенные в различных модальностях (силуэтное, контурное, группы объектов для формирования целостного восприятия (разрезные картинки) и другое.
  • Для формирования пространственных представлений – натуральные объекты большого пространства по изучаемой теме, объекты для уточнения взаимного положения частей в предмете (карточки для обводки, различные пересекающиеся контуры) и другое.
  • Для формирования временных понятий – иллюстрации, картинки, схемы и другое.
  • Для развития восприятия сюжетных изображений – наборы сюжетных и пейзажных картинок, наборы иллюстраций и картинок к сказкам, схемы предметов и животных для работы развивающими пособиями «Блоки Дьенеша», палочки Кюизенера, кубики «Сложи узор», наборы картинок с изображением человека в различных позах, частей суток и событий сюжета, времен года и событий сюжета, наборы сюжетных изображений персонажей и предметов к сюжету, «Живая картинка»«Что сначала, что потом?», разрезные картинки с сюжетным изображением и другое.

Так как основной формой воздействия на ребёнка в группе компенсирующего вида являются организованные занятия, игры, и игровые упражнения на развитие восприятия я включаю в каждое из них: в занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитие речи – 2 раза в неделю, в занятия по математическому развитию – 2 раза в неделю, в индивидуальные занятия по развитию познавательных процессов – 2 раза в неделю.

Дети с ЗПР страдают нарушением произвольности, поэтому необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели служат дидактические игры.

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый. А другая игровая, ради которой действует ребёнок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Ребёнку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуются многократные повторения. Дидактическая игра, с использованием развивающих пособий «Блоки Дьенеша», палочки Кюизенера, кубики «Сложи узор» позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.

Именно поэтому дидактические игры и упражнения по развитию восприятия я включаю в занятия ежедневно, согласно перспективному планированию не только подгрупповой, фронтальной, но и индивидуальной работы.

В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации или с определёнными предметами, приобретая собственно действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей с ЗПР, у которых опыт действий с предметами значительно обеднён, не зафиксирован и не обобщён. В связи с этим я стараюсь на занятиях отдавать предпочтение практическому методу. 

Я использую следующие группы заданий:

1. Задания, в которых решение задач на зрительное и  слуховое восприятие должно осуществляться в интеллектуальном и практическом планах:

• «Разложи предметы в определенном порядке»

• «Выложи вторую половину»

• «Какая фигуры заколдована?»

• «Сгруппируй по одному признаку»

• «Составь целое из частей»

• «Расставь предметы в пространстве, как на рисунке»

• «Составь узор»

• «Расставь предметы под словесный диктант»

• «Составь открытку по образцу»

• «Найди место и расставь недостающие по сюжету силуэты человека или животного».

2. Задания, в которых решение задач на зрительное и слуховое восприятие осуществляется в практическом плане, т. е. в процессе решения этой задачи ребё нок должен выполнить конкретное действие и получить конкретный результат:

• «Спрячь на фоне»

• «Переведи через кальку»

• «Обведи по трафарету»

• «Соотнеси изображение с контуром»

• «Соедини линиями»

• «Собери разрезную картинку»

3. Задания, в которых решение задач на зрительное и слуховое   восприятие осуществляется во внутреннем плане, а результат решения проявляется либо в выборе объекта, либо словесно. Выбор объекта ребёнок может производить либо по наглядному образцу, по словесному признаку, либо в свободной ситуации:

• «Найди пару образцу»

• «Определи что ближе, что дальше»

• «Выбери по описанию»

• «Подбери героев ситуации»

• «Узнай и назови»

• «Что перепутано»

• «Составь загадку»

• «Опиши предмет с помощью алгоритма»

• «Подбери точное слово»

• «Сделай классификацию предметов»

• «Докажи, что это квадратная форма»

Все игры и игровые упражнения по развитию зрительного  и слухового восприятия распределяю по видам занятий преимущественно следующим образом:

- в занятия по развитию элементарных математических представлений включаю игры на развитие восприятия формы, величины, пространства, времени;

- в занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи – игры на формирование предметности восприятия, целостности предмета или сюжета, формирование восприятия цвета.

Хотя, как отмечалось выше, я веду работу по развитию зрительного и слухового  восприятия сразу во всех направлениях, но первостепенное значение всё-таки имеет формирование сенсорных эталонов. 

Для решения этой задачи использую следующие игры на развитие зрительного - слухового восприятия у детей ЗПР через интерактивные мультимедийные дидактические игры». 

Для создания мультимедийных игр опираюсь на электронные ресурсы:

• Игры на развитие восприятия цвета : «Прицепи к паровозику вагончики»«Помоги Незнайке составить букет»«Узнай и назови»«Составь картинку»«Играем в лото»«Найди цветок для бабочки»«Подбери пару»«Светлее – темнее»«Какого цвета не стало?»«Что бывает такого цвета?» и др.

• Игры на развитие восприятия формы : «Найди подходящую заплатку»«Укрась коврик так же»«Зрительный диктант»«Подбери по форме»«Из каких фигур изображение?»«Геоконт»«Продолжи ряд» и др.

• Игры на развитие восприятия величины : «Разложи по порядку»«Собери матрёшку»«Выложи в ряд»«Найди пару»«Вкладыши» и др.

  • Игра «Отгадай меня по голосу». Цель: развитие слухового внимания. Содержание: педагог считалочкой определяет водящего, он выходит вперёд, остальные дети сидят на своих местах. Водящий поворачивается спиной к детям, дети хором говорят слова: «Ты загадку отгадай, кто позвал тебя - узнай». Затем педагог дотрагивается до одного ребёнка, и ребёнок произносит слова: «Отгадай меня по голосу!». Водящий поворачивается и угадывает говорившего. Если водящий угадал верно, то следующий ребёнок становится водящим.

Инструкция: Ребята, сейчас мы поиграем в интересную игру. У нас есть один водящий, он нас не видит. Сначала мы все вместе скажем ему стишок: «Ты загадку отгадай, кто позвал тебя – узнай!». А затем тот, до кого я дотронусь должен сказать: «Отгадай меня по голосу!» и водящий должен отгадать, кто из вас сказал эти слова.

  • Игра «Лягушки и аисты». Цель: развитие слухового внимания, переключаемости внимания, моторной координации. Оборудование: свисток. Содержание: Дети перемещаются по кругу под музыкальное сопровождение, услышав определённое количество свистков, принимают нужную позицию.

Инструкция: «Ребята, представим, что мы сейчас с вами оказались на болоте. А кто из вас знает, кто живёт на болоте? Вот и мы сейчас превратимся с вами в лягушек (показ позы «лягушка» - присесть, ноги разведены в стороны). А кого очень боятся лягушки? (показ позы «аиста» - одна нога согнута в колене, руки разведены в стороны). Когда вы услышите один свисток – вы превращаетесь в лягушек, а когда услышите 2 свистка – вы превращаетесь в аистов».

Примечание: дети, которые чаще всех ошибаются, считаются проигравшими и выбывают из игры.

Практика моей работы показала, что достижение эффекта в ситуации специальных занятий, проводимых с детьми в детском саду само по себе еще не гарантирует переноса позитивных средств в реальную жизнедеятельность ребенка дома. Необходимо активное участие в этой работе близких ребенку взрослых - родителей. В работе с родителями ставила следующие задачи:

1. Построить доверительные отношения с родителями ребенка.

2. Развивать у родителей желание сознательно принимать участие в коррекционно - развивающей работе с ребенком.

3. Повышать компетентность семьи в вопросах помощи детям с ЗПР.

3. Укреплять веру семьи в успех коррекционной работы.

Мною систематически проводятся родительские собрания, мастер-классы.

В процессе проделанной работы с родителями, я заметила их заинтересованность к данной теме и эмоциональный отклик.

Работая по данной теме, я еще раз убедилась, что развитие зрительного и слухового  восприятия детей дошкольного возраста (особенно с ЗПР) немыслимо без использования развивающих игр и упражнений, а также мультимедийных игр. Игра делает процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяет ребёнку получить собственный опыт.

В конце второго года обучения, проведя диагностику, я пришла к следующему выводу: дети с программой по сенсорному развитию справились. Результаты диагностики были следующими:

• Зрительное  и слуховое восприятие развито у детей на достаточном уровне.

• По всем видам восприятия большинство детей имеют высокий уровень.

• Низкого уровня выявлено не было.

Но некоторую трудность дети испытывали при ориентировке во времени и в пространстве по отношению к другому человеку. Необходимо продолжать работу по развитию восприятия пространства и временных предствалений.

Заключение.

В дидактической игре ребенок должен самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, группировать по различным свойствам и признакам, отгадывать предметы и действия по описанию, придумывать рассказы. Дети должны уметь найти ответ, догадаться, сравнить, сделать правильный вывод, используя имеющиеся знания и опыт. При этом проявляют сообразительность, умение самостоятельно решать задачи, способность к волевому усилию при достижении поставленной цели. Исходя из этого, можно считать, что дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Играя в мультимедийные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным моментом условием при подготовке детей к обучению школе.

Использование мультимедийных игр развивает «когнитивную гибкость» — способность ребенка находить наибольшее количество принципиально различных решений задачи.

Мультимедийные математические игры, помогая закрепить, уточнить конкретное математическое содержание, способствуют совершенствованию наглядно-действенного мышления, переводу его в наглядно-образный план, формируют элементарные формы логического мышления, учат анализировать, сравнивать, обобщать предметы, требуют умения сосредоточиться на учебной задаче, запоминать условия, выполнять их правильно. Компьютерные математические игры не навязывают детям темп игры, в них учитываются ответы детей при формировании новых заданий, тем самым, обеспечивая индивидуальный подход к обучению.

Игра является важным средством воспитательной работы. Так ей принадлежит единственная роль в умственном воспитании детей. В игре происходит формирование восприятия, памяти, мышления, решение тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности.

Игра является игровой формой обучения, позволяет соединять познавательное и занимательное, и овладевать прочными знаниями, играя. Хочется отметить, что прочные знания, умения и навыки дети с ЗПР приобретают в процессе активной, познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес. А, как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального обучения. Вот почему использование игровых технологий делает процесс обучения интересным, способствует преодолению трудностей в усвоении материала.

Список используемой литературы:

  • Бондаренко А.К. "Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателя детского сада". - М., 2001. - 129 с.
  • Выготский Л.С. "Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопр. психологии". – 1966, - № 6.
  • Карабанова О.А. "Игра в коррекции психического развития ребенка". – М.: Педагогика, 1994. -246с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие зрительно-двигательной координации у детей с амблиопией и косоглазием в игре «Китайские палочки»

В этой статье вы познакомитесь с  интересной игрой, адаптированной для детей с амблиопией и косоглазием и эффективной в развитии зрительно-двигательной координации....

Конспект проведения настольных игр в логопедической группе по проекту: "Использование схем и таблиц в развитии зрительно-тактильного восприятия у детей средствами коррекционно-развивающего комплекта "ПЕРТРА"

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми разработан для детей логопедической группы с общим  недоразвитием речи. Задачи данного проекта отражают область развития опред...

материал для развития зрительно-слухового анализатора у детей с глубокой умственной отсталостью

материал для развития зрительно-слухового анализатора у детей с глубокой умственной отсталостью...

Развитие творческих слуховых восприятий у детей с общим недоразвитием речи

Активизация слухового восприятия, внимания, слуховой памяти вырабатывает способность слушать себя и других, усваивать интонационно-мелодическую окрашенность речи. Интонация отражает коммуникативное на...

План работы по самообразованию «Развитие логико-математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Активное изучение и внедрение инновационных методик в практику подготовки детей к школе. Создать     условия     для     эффективного...