материал для развития зрительно-слухового анализатора у детей с глубокой умственной отсталостью
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике
материал для развития зрительно-слухового анализатора у детей с глубокой умственной отсталостью
Скачать:
Предварительный просмотр:
Первое полугодие
Зрительно – слуховая стимуляция
1 час в неделю
Тема занятия
| Дата | Цели занятия | Способы организации деятельности | Оборудование | Примечание |
Зрительное восприятие | |||||
Фиксация взгляда на объекте | |||||
1.Знакомство со светящимися предметами: - фонариком, - светящимся мячом. 2.Знакомство с яркими игрушками, различными по форме, величине 3. Фиксация взгляда на лице взрослого 4.Рассматривание отражения в зеркале | 1.Создавать условий для знакомства с новыми визуальными раздражителями (фонариком и светящимся мячом) 2. Создавать условий для развития зрительного восприятия, через умение концентрировать взгляд на неподвижном объекте. 3. Создавать условия для воспитания интереса к новым предметам. 1. Создавать условия для стимулирования проявления эмоционального интереса к ярким игрушкам и желание совместно с взрослым выполнять игровое действие с ними. 2. Создавать условия для развития зрительного сосредоточения на предмете, расположенном в горизонтальной плоскости (из положения, лежа на животе) 3. Создавать условия для развития адекватной реакции 1. Создавать условия для формирования умения концентрировать взгляд на лице взрослого. 2. Создавать условия для формирования умения ориентироваться на лице взрослого. 3. Создавать условия для формирования умения реагировать на ласковое и сердитое выражение лица. 1. Создавать условия для знакомства с новым предметом – зеркалом. 2. Создавать условия для формирования умения узнавать себя в зеркале. 3. Создавать условия для ориентировки на теле. 4. Создавать условия для воспитания интереса к собственному телу. | 1)Приветствие – знакомство с музыкальной игрушкой муравьем. 2)Ощупывание предмета через ткань 3)Совместное, с учащимся, извлечение предмета из мешочка 4)Рассматривание его. 5)Показ взрослым способа действия с предметом 6)Совместные действия 7)Прощание 1)Приветствие – игра с игрушкой - муравей 2)Рассматривание предметов 3)Показ взрослым способа действия с предметами 4)Совместные действия 5) Прощание 1)Игра на эмоциональный контакт «Привет, пока!» «Платочек» 2) Игра «Где ты носик?» показ взрослым 3) Совместные игровые действия 4)Прощание 1)Приветствие, игра на установление эмоционального контакта «Привет, пока!», «Солнечный зайчик» 2)Показ частей тела 3)Рассматривание зеркала. 4)Игра «Зеркало» | Игрушка – музыкальная (муравей) Фонарик, светящийся мяч, плотный мешочек. Мячи, неваляшки, кубики, погремушки, игрушка – музыкальная (муравей) Игрушка – муравьишка, платочек Детский крем и гребенка, зеркало | ||
Слуховое восприятие |
| ||||
I.Локализация статичного источника звука | |||||
1.Тренировочные упражнения на привлечение внимания к слуховым раздражителям | 1. Создание условий для стимулирования адекватных, эмоциональных реакции на различные звуковые раздражители. 2. Создавать условия для развития слухового восприятия. 3. Создавать условия для развития адекватных эмоциональных реакции на раздражители, умение выражать предпочтения. | 1)Игры на установление эмоционального контакта «Петрушка» 2)Игры: «Послушаем звуки», «Кто кричит?» 3)Прощание | Звуковые игрушки с голосами животных, бытовые предметы | ||
Игровые упражнения на стимуляцию слуховых ориентировочных реакций: Развитие реакции на внезапно возникший звук. | 1. Создавать условия для стимуляции проявления двигательных и эмоциональных реакций на внезапно возникший звук. 2. Создавать условия для развития слухового восприятия 3. Создавать условия для развития интереса к предметам, издающим звуковые сигналы. | 1)Игра «Приветствие», «Хлопаем в ладошки» 2) Игра «Тук – тук» | Стол, игрушки: кукла, мишка, заяц и т.д. | ||
Прослеживание за движущимся источником звука | |||||
1 Упражнения на стимуляцию слуховых, ориентировочных реакций: Сосредоточение на предмете, издающем звук и слежение за его движением лево/ право | 1. Создавать условия для формирования умения прослеживать взглядом за движущимся предметом 2. Создавать условия для развития зрительного внимания. 3. Создавать условия для воспитания интереса к предметам, издающим разнообразные звуки. 1. Создавать условия для формирования умения прослеживать взглядом за движущимся предметом 2. Создавать условия для развития зрительного внимания. 3. Создавать условия для воспитания интереса к предметам, издающим разнообразные звуки. | 1)Игры – приветствия 2)Рассматривание игрушки 3)Слежение взглядом за передвижением предмета | Машинки, мяч – издающий звуковой сигнал, неваляшки | ||
Сосредоточение на предмете, издающем звук и слежение за его движением вверх/ вниз | Воздушный шарик, погремушки на ленточке | ||||
Сосредоточение на предмете, издающем звук и слежение за его движением по кругу | 1)Игры – приветствия 2)Рассматривание игрушки 3)Слежение взглядом за передвижением предмета | Погремушки на ленточке, Железная дорога |
Второе полугодие
Зрительно – слуховая стимуляция
1 час в неделю
Тема занятия
| Дата | Цели занятия | Способы организации деятельности | Оборудование | Примечание |
Зрительное восприятие | |||||
Прослеживание взглядом за движущимся объектом | |||||
Упражнения на стимуляцию зрительных ориентировочных реакций: Зрительное сосредоточение на предметах расположенных в горизонтальной плоскости. | 1. Создавать условия для формирования умения сосредотачивать взгляд на предмете расположенном на горизонтальной плоскости. 2. Создавать условия для наблюдения за действием с предметом. 3. Создавать условия для развития зрительного восприятия 4. Создавать условия для развития желания действовать с предметом. | 1)Приветствие 2) Игра с мячами 3) Игра «Перевезем кубики» 4)Итог | Мячи (гладкие, колючие; пластмассовые – резиновые), машина, кубики, игрушка – муравей. | ||
2.Зрительное сосредоточение на предмете расположенном в вертикальной плоскости | 1. Создавать условия для формирования умения сосредотачивать взгляд на предмете расположенном в вертикальной плоскости. 2. Создавать условия для развития зрительного восприятия 3. Создавать условия для развития желание действовать с предметом. | Игра «В след за бантом» Игра «Поймай мячик» | Разноцветные ленты, мячик на резинке | ||
3.Поиск, взглядом, игрушки удаленной из зрительного поля. | 1. Создавать условия для стимулирования реакции поиска предмета 2. Создавать условия для развития зрительного восприятия, через упражнение на развитие зрительного предвосхищения. | Игра «Петушок», Игра «Ку – ку» | Ширма, игрушка петушок, кукла би – ба - бо. | ||
Игровые упражнения на развитие зрительных ощущений и узнавание предметов. | |||||
1.Узнавание предметов расположенных в различных плоскостях. | 1. Создавать условия для стимулирования восприятие предметов расположенных на разных плоскостях и разном расстоянии. 2. Создавать условия для развития ориентировки в пространстве. 3. Создавать условия для развития адекватных реакции при выполнении упражнения. | Игра «Посмотри и найди игрушку» «Найди такой же шарик как у меня» | Стол, стеллаж с игрушками, резиновые игрушки, разноцветные шарики. | ||
2.Узнавание предметов расположенных под разным углом зрения. | 1. Создавать условия для стимулирования восприятие предметов расположенных в разных плоскостях, под разным углом из положения, лежа, сидя. 2. Создавать условия для развития мелкой моторики рук. 3. Создавать условия для формирования адекватных реакций при выполнении задания | ||||
Игровые упражнения на выбор предметов | |||||
1.Выбор предметов по форме | 1. Создавать условия для формирования умения различать предметы по форме. 2. Создавать условия для развития мелкой моторики рук. 3. Создавать условия для развития умения доводить начатое до конца. | Игра «Слон и Жираф» Игра «Закрой окошечко» Игра «Поможем муравью собрать шарики» | Игрушки слон с шариками и жираф с кубиками; деревянные домики с вырезанными геометрическими фигурами: круг, квадрат, игрушка –муравей, шарики и кубики разной величины | ||
2.Выбор предметов по величине | 1. Создавать условия для формирования умения различать предметы по величине. 2. Создавать условия для развития мышления, через упражнения на сравнение. 3. Создавать условия для развития интереса к занятиям. | Игра «Гирлянда из больших и маленьких шаров» Игра «Большие и маленькие кубики» | Шары большие и маленькие, проволока или шнурок. Два ведерка: большое и маленькое, два набора кубиков: больших и маленьких | ||
3.Выбор предмета по цвету | 1. Создавать условия для формирования умения различать предметы по цвету: красный, синий. 2. Создавать условия для развития зрительного внимания. 3. Создавать условия для формирования умения доводить начатое до конца | Игра «Вынимание разноцветных игрушек из ведерка Игра «Цветочная полянка» | Ведерко, разноцветные (красные – синие) шары, кубики, колечки. Разноцветные полянки и цветы. | ||
Слуховое восприятие | |||||
Прослеживание за движущимся, источником звука. |
| ||||
Упражнения на стимуляцию слуховых ориентировочных реакций: громкости звуков и темпа звучания | 1. Создавать условия для формирования умения различать громкость звуков: громко – тихо. 2. Создавать условия для развития мышления, через упражнения на соотнесение громкости звука с местом расположения предмета. 3. Создавать условия для формирования адекватных эмоциональных реакции. | Игры: «Мишка и зайчик» «Маленький барабанщик» | Игрушки: мишка и зайчик, бубен; детский барабан | ||
Различение и узнавание предметов и звуков | |||||
Игровые упражнения на развитие неречевого слуха | 1. Создавать условия для стимулирования интереса к различным звукам, издаваемыми, разными предметами. 2. Создавать условия для формирования умения соотносить звук с предметом. 3. Создавать условия для развития слухового внимания. 4. Создавать условия для развития интереса к занятиям. | Игры «Звуки дома» Игра «Постучим, погремим!» | |||
Игровые упражнения на различение двух резко различных музыкальных инструментов | 1. Создавать условия для формирования умения различать два резко различных музыкальных инструмента. 2. Создавать условия для развития слухового внимания 3. Создавать условия для развития интереса к музыкальным инструментам | Игра «Погремушки» Игра «Маленький музыкант» | Звучащие игрушки – погремушки, колокольчик Музыкальные инструменты: барабан - колокольчик, бубен - дудочка |
Зрительное восприятие | |||||
Различение и узнавание предметов. | |||||
1.Игровые упражнения на узнавание игрушек и предметов по форме. | 1. Создавать условия для формирования умения узнавать предметы по форме, совместно с взрослым выполнять группировку одинаковых предметов. 2. Создавать условия для развития зрительного внимания. 3. Создавать условия для развития интереса к действиям с разными предметами. | Игра «Разложи» | Шарики, кубики | ||
Совместные упражнения с целью ознакомления с игровыми свойствами предметов. | 1. Создавать условия для формирования умения выполнять различные игровые действия с игрушками: прокатывать мяч, собирать пирамидку, тянуть машинку за веревочку. 2. Создавать условия для развития мелкой моторики 3. Создавать условия для развития умения выполнять адекватные игровые действия. | Игра «Катится - не катится», «Поймай шарик, мячик» «Собери пирамидку» «Провези машинку» «Перевезем на машине шарики» «Разложи» | Разноцветные мячи и шарики, кубики Пирамидка Машина | ||
Слуховое восприятие | |||||
Различение и узнавание звуков |
| ||||
Узнавание игрушек и предметов по характерным звукам Игровые упражнения на развитие речевого слуха | 1. Создавать условия для формирования умения различать предметы и игрушки по издаваемым ими звукам. 2. Создавать условия для развития слухового внимания. 3. Создавать условия для развития интереса к занятиям с предметами, издающими разные звуки. 1. Создавать условия для активизации ответных голосовых реакций, выполнение звукоподражаний. 2. Создавать условия для работы на развитие артикуляционного аппарата и правильного дыхания 3. Создавать условия для развития эмоциональных и коммуникативных контактов, с другими людьми. | Игра «Кто там?» «Угадай- ка». 1)Массаж губ, щек 2)Упражнения на дыхание: «Воздушный шарик», «Плыви уточка», «Булькай» Повторение игры «Кто там?» Игра «Кто как разговаривает?» | Игрушки: кошка, собака, лошадка, корова, лягушка. Бубен, ложки, ширма, стол Воздушные шарики на ниточке; таз с водой и резиновая уточка; стакан с водой и коктейльные трубочки разного диаметра. Игрушки: кошка, собака, лошадка, корова, лягушка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие навыков самообслуживания у детей с глубокой умственной отсталостью в условиях лекотеки
Имеется достаточно большая группа детей первых лет жизни с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями, которые не могут быть включены в имеющиеся образовательн...
материал для развития коммуникативных навыков у детей с глубокой умственной отсталостью
материал для развития коммуникативных навыков у детей с глубокой умственной отсталостью...
материал для развития обоняния у детей с глубокой умственной отсталостью
материал для развития обоняния у детей с глубокой умственной отсталостью...
материал по двигательно-моторному развитию у детей с глубокой умственной отсталостью
материал по двигательно-моторному развитию у детей с глубокой умственной отсталостью...
материал по тактильному развитию у детей с глубокой умственной отсталостью
материал по тактильному развитию у детей с глубокой умственной отсталостью...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа для детей с глубокой умственной отсталостью и тяжёлыми множественными нарушениями развития "Учимся играя"
Для детей с интеллектуальной недостаточностью, воспитывающихся в условиях детского дома-интерната, т. е находящихся в условиях социальной депривации, игра является не только возможностью социального в...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа для детей с глубокой умственной отсталостью и тяжёлыми множественными нарушениями развития "Мир вокруг нас"
Важным аспектом обучения детей с глубокой умственной отсталостью является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету "Мир вокруг нас" расчи...