Развивающая технология блоки Дьенеша и её использование в обучении дошкольников с ОВЗ
статья (старшая группа)

Милосердова Наталия Александровна

У дошкольников с ЗПР отмечается сниженная общая познавательная активность, которая накладывает отпечаток на формирование мышления детей дошкольного возраста с ЗПР. Наиболее эффективным средством для обучения детей с нарушением интеллекта являются игровые технологии, носящие развивающий, обучающий и познавательный характер.

 

 Одной из  игровых технологий является технология с использованием логических блоков Дьенеша.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развивающая  технология блоки Дьенеша и её использование в обучении дошкольников с ОВЗ

У дошкольников с ЗПР отмечается сниженная общая познавательная активность, которая накладывает отпечаток на формирование мышления детей дошкольного возраста с ЗПР, наделяя его следующими характеристиками: тугоподвижность, поверхностность, сниженная продуктивность, направленность на случайные признаки, замедленное протекание мыслительных процессов. В целом, мыслительная деятельность детей дошкольного возраста с ЗПР характеризуется выраженным отставанием вербального вида мышления (словесно-логического) и большей сохранностью невербального (наглядно-действенного, наглядно-образного).

По наглядно-действенному мышлению дети с ЗПР мало уступают нормально развивающимся сверстникам. Отставание отмечается у дошкольников лишь на уровне наглядно-образного мышления, когда возникают трудности в формировании сферы образов-представлений: такие дошкольники испытывают сложности в создании целого из частей, выделении частей из целого, трудности в пространственном оперировании образами, т.к. образы-представления недостаточно подвижны.

К старшему дошкольному возрасту у детей с ЗПР не формируется соответствующий возрастным возможностям уровень словесно-логического мышления. Понятия детей с ЗПР, формирующиеся стихийно, бедны по содержанию, зачастую неадекватно осмысливаются, отсутствует иерархия понятий. Наиболее доступны задания на аналогии, при выполнении которых дети могут опереться на образец или на свой житейский опыт.

В итоге мы задались вопросом: «С помощью каких дидактических средств следует формировать мыслительные процессы?»

Практический опыт показал, что наиболее эффективным средством для обучения детей с нарушением интеллекта являются игровые технологии, носящие развивающий, обучающий и познавательный характер.

Одной из таких игровых технологий является технология с использованием логических блоков Дьенеша, разработанная венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем для подготовки мышления детей к усвоению математики. Он выделял 6 стадий освоения математики — от свободной игры, а затем игры по правилам до самостоятельного формулирования ребёнком логических выводов и умозаключений.

«Блоки Дьенеша» - уникальный по своим возможностям дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи интеллектуального развития детей.

Блоки Дьенеша используются для развития мыслительных умений: сравнивать, классифицировать, обобщать. Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию вниманиямышления, памяти, зрительного и тактильного восприятия у детей дошкольного возраста. Комплект дидактического материала состоит из 48 фигур, которые знакомят детей с четырьмя свойствами: формой, цветом, величиной, толщиной. Логические блоки включают четыре формы: круг, квадрат, треугольник и прямоугольник. Все фигуры имеют три цвета: красный, синий, желтый. Каждая фигура представлена в двух величинах – большая и маленькая, толстая и тонкая. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами.

Изучив систему логических блоков З. Дьенеша, было принято решение адаптировать данную методику к работе со старшими дошкольниками с ЗПР. Зрительная представленность свойств геометрических фигур, используемая в данном пособии, а также тесная взаимосвязь этих свойств позволяет детям с ЗПР усвоить абстрактные понятия - размер, форма, цвет, свойство – через зрительные представления, что позволяет дошкольникам с ЗПР намного легче оперировать этими понятиями в умственной деятельности. Кроме того, игры этой методики сами по себе яркие, привлекательные, вызывают у детей большой интерес, желание заниматься.

Использование блоков в свободной деятельности - это первый этап работы с блоками. Дети используют блоки по своему усмотрению в различных видах деятельности. С логическими фигурами ребёнок выполняет разнообразные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит между «поссорившимися игрушками» и т.д., а по ходу действий рассуждает о свойствах предметов. Большое познавательное значение имеет складывание из геометрических фигур домиков, машинок, башенок, елочек, скворечников, узоров и даже сюжетов. В процессе постройки дети убеждаются, что все фигуры разные, нет даже двух одинаковых в одном комплекте, все фигуры различаются по форме, цвету и размеру.

Вторым этапом работы является выполнение действий под руководством педагога - постепенно усложняющиеся игры и упражнения для развития умений выявлять и абстрагировать свойства. Происходит знакомство детей с логическими фигурами через простейшие манипуляции с ними в различных видах деятельности. Детям предлагается рассмотреть их, сравнить (Чем похожи? Чем отличаются?). Для этого фигуры располагаются на столы, по признакам. Например, на одном столе - квадраты, на втором - треугольники и т.д. Дети, переходя от стола к столу, сравнивают, доказывают, высказывают своё мнение «На этом столе лежат только круглые фигуры, а на этом только треугольные». Затем детям дается задание разложить фигуры по-другому: на один стол - все красные, на другой - все зелёные и т.д.

Умение выявлять одно из свойств закрепляется в играх. Например, «Расскажем, какие бусы у куклы Кати». Дети рассматривают нитку бус, сделанную из логических фигур, рассуждая, что бусы сделаны из кругов или бусы синего цвета. Усложняя задания, детям предлагается самим «выложить зелёную дорожку к домику ежа» или «построить мостик через речку из квадратных фигур».

Третий этап работы - игры и упражнения для развития умений сравнивать предметы по их свойствам. Используем игру «прятки»: дети отыскивают нужный блок по описанию. На этом этапе  вводятся карточки-свойства (подсказки).

Далее задание усложняется. Находим карточки-свойства к заданному блоку: по одному, двум, в ряде случаев - по трем свойствам, т.е. составляем код блока (кодировали). Это умение детей позволяет моделировать задания в играх и учить этому детей.

Каждую игру или упражнение с блоками можно давать в трех вариантах:

1 вариант - развиваем умения оперировать одним свойством (выявлять и абстрагировать одно свойство: цвет, форму или размер; от других, сравнивать классифицировать и обобщать блоки на его основе);

        2 вариант - развиваем умения оперировать двумя свойствами;

3 вариант - развиваем умения оперировать сразу тремя свойствами (но это доступно немногим детям и успешному выполнению таких заданий способствовали разнообразные виды помощи со стороны педагога).

Четвертый этап работы - игры для развития способности к логическим действиям и операциям. Когда большинство детей безошибочно научились классифицировать фигуры по всем двум-трем свойствам, мы используем задания типа: «Найди такую же», «Найди не такую как эта по форме», «Разложи в первый ряд все красные фигуры, во второй - все треугольные».

Продолжаем работу с карточками-свойствами. Например, ребенок выбирает маленький, красный круг и «записывает» с помощью карточек свойства этой фигуры, проговаривая при этом все признаки: «Я выбрал фигуру круглой формы» (прикрепить карточку с изображением круга) и т.д. Для детей это было совершенно новое. Они были удивлены тем, что могут «записать» и «прочитать», какой является выбранная фигура.

Когда дети усваивают коды-знаки, можно играть в более интересные игры «Рассели жильцов», «Все по домам», «Какого котёнка подарили Маше» и т.д. В этих играх у детей закрепляются знания о свойствах фигур, дети учатся сложнейшим операциям кодирования, декодирования, дети учатся ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, и т.д.). Однако дети с ЗПР все же затруднялись в таких заданиях.

В ходе игр с блоками наряду с развитием мыслительных способностей, следует решать задачи и по сплочению детского коллектива, развитию личности, формированию нравственно-этических качеств.

Целенаправленная работа с использование логических блоков Дьенеша обеспечивает дальнейшее компенсаторное развитие таких психических процессов, как восприятие, внимание, в том числе его произвольность, память, наглядно-образное мышление, готовность к логическому познанию. У дошкольников повышается произвольность поведения и самоконтроль.

Таким образом, проанализировав результаты, можно сделать вывод: использование логических блоков Дьенеша в работе с дошкольниками с ОВЗ играет большую роль для развития их мышления и мыслительных операций. Следует отметить, что при систематической работе дети учатся более точно и подробно сравнивать, сопоставлять предметы (по цвету, форме, размеру, толщине, учатся выявлять и абстрагировать свойства, овладевают умственными операциями: сравнение, обобщение, анализ, классификация, обобщение, учатся кодировать и декодировать информацию, классифицировать с заданными свойствами.

Игры с блоками Дьенеша доступны детям с ЗПР и  оказывают положительное влияние на развитие психических процессов.

Литература

1. Захарова Н.И. Играем с логическими блоками Дьенеша. – СПб.: детство-Пресс,2017
          2. Давайте вместе поиграем. Игры с логическими блоками Дьенеша. Папка для 2-7 лет. – СПб.:Корвет, 2016.
          3. Финкельштейн Б.Б. Альбом «Спасатели приходят на помощь», СПб, «Корвет»,2006г.
        4. Блинова Л.Н. Б 69 Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. -М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.-136 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование логических блоков Дьенеша в развитии логического мышления у дошкольников.

презентация по теме "Использование логических блоков Дьенеша в развитии логического мышления у дошкольников."...

Презентация : Использование логических блоков Дьенеша в процессе развития математических представлений дошкольников

Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладывает ряды по заданному алгоритму)...

Педагогическая программа самообразования по теме « Использование Блоков Дьенеша в развитии сенсорных способностей у дошкольников»

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны ...

Использование блоков Дьенеша в процессе развития логического мышления дошкольников.

  Важнейшая задача воспитания маленького ребенка – это формирование мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новый материал. Поэтому эффективное развитие ин...

"Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у дошкольников"

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления...

Методическая разработка «Использование блоков Дьенеша для развития познавательных способностей у дошкольников 4 -5 лет»

В процессе обучения и воспитания детей в детском саду стоит задача всестороннего развития ребенка. Одна из важнейших задач воспитания ребёнка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений...

План по самообразованию "«Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством использования блоков Дьенеша при подготовке детей к обучению в школе»

Повышение профессиональной компетентности по развитию логического мышления у старших дошкольников посредством использования блоков Дьенеша при подготовке детей к обучению в школе...