План по самообразованию "«Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством использования блоков Дьенеша при подготовке детей к обучению в школе»
рабочая программа (подготовительная группа)
Повышение профессиональной компетентности по развитию логического мышления у старших дошкольников посредством использования блоков Дьенеша при подготовке детей к обучению в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobr._bloki_d.docx | 29.11 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
в подготовительной группе
воспитателя Черкасовой Т.В.
«Развитие логического мышления у старших дошкольников
посредством использования блоков Дьенеша
при подготовке детей к обучению в школе»
Структура плана | Содержание структурных компонентов |
Цель профессионального самообразования | Повышение профессиональной компетентности по развитию логического мышления у старших дошкольников посредством использования блоков Дьенеша при подготовке детей к обучению в школе |
Изучение психолого-педагогической литературы | - Бабаева Т. И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014 -Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая « Логика и математика для дошкольников» Санкт- Петербург 2008г. -З.А. Михайлова, Т.Н. Бабаева « Методические советы к программе «Детство» Санкт- Петербург 2008г. -Е.Н. Панова « Дидактические игры – занятия в ДОУ» (старший возраст) ТЦ « Учитель» Воронеж 2006г. -А.А Столяр « Давайте поиграем» Москва «Просвещение» 1996г. -Н.И.Захарова «Играем с логическими блоками Дьенеша» Санкт-Петербург 2017г. |
Разработка программно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса | Разработка цикла мероприятий; включение в работу с родителями, в учебный процесс различных игр, игровых упражнений, дидактических заданий, связанных с использованием блоков Дьенеша с целью развития логического мышления у детей. |
Участие в системе методической работы | Отчёт в форме сообщения с презентацией на педагогическом совете. |
План работы с детьми подготовительной группы на 2019-2020 уч.г.
Дата | Деятельность с детьми |
Сентябрь | - Для формирования умений выявлять и абстрагировать в предметах свойства: 1.Выделить блоки по двум признакам (цвету и форме, форме и размеру). Найдите все такие фигуры, как эта, по цвету и форме (форме и размеру, по цвету, форме и размеру). Найдите такие фигуры, как эта по цвету, но другой формы (такие же по форме, но другого размера). Выделить все блоки одного цвета, но разной формы или одной формы, но разного размера, и.т.д. 2.Упражнение «Паровозик». Построить длинный паровозик или «цепочку» в разных вариантах. От произвольно выбранной фигуры построить цепочку так, чтобы рядом не было фигур одинаковых по цвету и форме (форме и размеру). 3. Упражнение «Второй ряд». Выложить в ряд 4-5 фигур. Построить под этим рядом второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другого цвета (формы, размера); такой же формы, но другого цвета (размера) и т. д. |
Октябрь | 4. Игра «Волшебный мешочек». Все фигурки складываются в мешок. Дети на ощупь достают все круглые блоки (все большие или все толстые). Все фигурки опять же складываются в мешок. Дети достают фигурку из мешка и характеризуют ее по одному или нескольким признакам, или называют форму, размер или толщину, не вынимая из мешка. 5.Игра «Домино». В этой игре одновременно может участвовать не более 4 детей. Фигуры делятся между участниками поровну, и каждый делает по очереди свой ход. Если блок нужной формы отсутствует, ход пропускается. Ходить можно фигурами разного цвета (формы, размера) или фигурами одинакового цвета, но другого размера; такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера. 6. «Раздели фигуры», «Угощения» (умение выявлять свойства предметов: цвет и форма). В гости к детям приходят заяц и медведь. Дети рассказывают, какие сладости они получили в подарок. Ведущая предлагает сделать подарки зверюшкам. На подносах разложены блоки: печенье и конфеты. Дети раскладывают в коробки для подарков печенье с первого подноса: • Заяц любит только жёлтое печенье, а мишка только треугольное. Проверяют, какое печенье досталось зайцу (жёлтое, не треугольное, а мишке (треугольное, не жёлтое). Какое печенье подошло и мишке и зайке (жёлтое, треугольное) Раскладывают конфеты: • Заяц любит только круглые, а мишка только синие. Проверяют, какие конфеты достались мишке и зайке. Для игры понадобятся 2 игрушки (н-р, мишка, заяц или др.): Разделите фигуры между мишкой и зайкой так, что бы: а) У мишки оказались все красные, зайцу достались все не красны; б) У мишки оказались все круглые; зайцу достались все большие 7.Игра «Кто быстрее соберёт» (умение выделять свойства предметов, обобщать предметы по трём свойствам: величина, толщина, цвет, с опорой на карточки – схемы свойств.) |
Ноябрь | -Знакомство с кодовыми карточками, обозначающими свойства блоков. На втором этапе для проверки того, насколько хорошо дети усвоили свойства фигур, вводится специальный код, графически изображающий данные свойства. Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки (5x5 см), на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина) 1.Игра «Все в ряд». Каждому ребёнку даётся карточка с восемью клетками, где в первой из них изображено свойство. Ребенок заполняет остальные клетки блоками соответствующего свойства. 2. Игра «Житейские истории». Дети должны оказать помощь героям стихов Агнии Барто. «Чинить» грузовик, «отвезти продрогшего зайку домой», выложив их из блоков. Детям необходимо выбрать нужные блоки по знакам –символам, т.е. декодировать информацию; приготовить транспорт к выезду в районы бедствия, восстановить разрушенный город и др., пользуясь схемой. 3.Игра «Садовник» Дети высаживают цветы на разные клумбы в соответствии со знаками символами. 4.Игра «Нелепицы» Дети из блоков выкладывают животных, так же используя кодовые обозначения. |
Декабрь | -После освоения этих умений задание усложняется Теперь дети должны будут самостоятельно выявлять свойства блоков, как по слову, так и с использованием карточек. Игры: «Кто быстрее соберет блоки!», «Поручения», «На свое место». Важно, чтобы дети, выполняя игровую задачу, делали все быстро и качественно. Все блоки в данных играх должны быть в поле зрения играющих, что обеспечивает опору на непосредственное восприятие свойств блока при решении задачи. В последующих заданиях усложняется задача - развивается умение выявлять свойства блоков по слову без опоры на наглядность. Блоки убирают в коробку или под салфетку. Игровые образы Мышки в игре "Мышки-норушки" помогают заинтересовать ребенка в отборе блоков - «запасов на зиму» в норку (коробку), выбирая по слову ведущего либо красные, либо круглые... |
Январь | -Освоение слов и знаков, обозначающих отсутствие свойства Когда дети свободно научатся пользоваться кодовыми карточками, вводится код, обозначающий знак отрицания «не». Игра «Помоги Незнайке». В этой игре требуется рассказать Незнайке о блоках, перевести в слова то, что обозначает карточка, научить Незнайку по-разному рассказывать про цвет, форму и так далее. (Например, о желтом прямоугольном блоке можно сказать, что он не красный и не синий, по форме не круглый, не треугольный, толстый (тонкий), большой (маленький). Игра «Помоги фигуркам выбраться из леса». Сначала устанавливаем, для чего на разветвлении дорог расставлены знаки. Затем выбираем фигурки (блоки) и по очереди выводим их из леса. При этом рассуждаем вслух, на какую дорожку каждый раз надо свернуть. Дети должны декодировать (расшифровывать) информацию, производя логические операции «не», «и», «или»; ориентироваться в пространстве, озвучивая, куда идут –вправо или влево. |
Февраль | -Освоение детьми умений оперировать одновременно двумя свойствами отрицания. Игра «Рыбалка». Дети раскладывают блоки в обручи в соответствии с указанными свойствами. В зелёный обруч не Кладём не синих и не квадратных рыбок. В жёлтом обруче красные и треугольные и.т.д. После освоения предыдущих заданий у детей формируется умение обобщать одновременно по двум свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого: по наличию обоих заданных свойств, по их отсутствию, по наличию одного иотсутствию второго. Упражнение «Найди лишнюю фигуру». Выкладываем три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине. Упражнение «Подбери недостающие фигуры» Предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами. Ребенку нужно подобрать недостающие блоки. |
Март | Игра «Поиск затонувшего клада». Ищем затонувшие камни, а для поиска каждого камня нужно решить 4 примера, и по полученному ответу определить свойства камня. Выполнение этой игровой ситуации требует развитого внимания, памяти, самоконтроля. |
Апрель | Игры с обручами способствуют формированию у детей четкого представления о внутренней и внешней области по отношению к некоторой замкнутой линии. Игра с одним обручем На полу лежит обруч. У каждого ребенка в руке один блок. Дети по очереди располагают блоки в соответствии с заданием ведущего. Например, внутри обруча -все красные блоки, а вне обруча -все остальные. Детям задают вопросы: Какие блоки лежат внутри обруча? (Красные). Какие блоки оказались вне обруча? (Не красные). Верен именно такой ответ, т.к. важно лишь то, что внутри обруча лежат все красные блоки и никаких других там нет, а свойство блоков вне обруча определяется через свойство тех, которые лежат внутри. При повторении игры дети могут сами выбирать, какие блоки положить внутри, вне, а потом другу друга определяют одним словом фигуры вне обруча. Игра с двумя обручами На полу два разноцветных обруча (синий и красный), обручи пересекаются, поэтому имеют общую часть. Ведущий предлагает кому-нибудь встать-внутри синего обруча,-внутри красного обруча,-внутри обоих обручей,-вне красного обруча, -внутри синего, но вне красного,-внутри красного, но вне синего,-вне синего и красного обручей. Затем дети располагают блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались все круглые блоки, а внутри красного обруча -все красные. На первых порах вызывает затруднение проблема, куда положить красные и круглые блоки. Их место в общей части двух обручей. После выполнения практической задачи по расположению блоков дети отвечают на четыре вопроса:-Какие блоки лежат внутри обоих обручей?-Внутри синего, но вне красного обруча?-Внутри красного, но вне синего? -Вне обоих обручей? Следует подчеркнуть, что блоки надо назвать здесь с помощью двух свойств -формы и цвета. Игра с тремя обручами В процессе игры с тремя обручами решается более сложная, чем в игре с двумя обручами, задача классификации блоков по трем свойствам. Ведущий кладет на пол три разноцветных (красный, синий, желтый) обруча так, как показано на рисунке, т.е. чтобы образовалось 8 областей. После того как эти области соответствующим образом названы по отношению к обручам (внутри всех трех обручей, внутри красного и синего, но вне желтого и т.д.), предлагается расположить блоки, например, так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные блоки, внутри синего-все квадратные, а внутри желтого -все большие. После выполнения практической задачи дети отвечают на восемь (стандартных для любого варианта игры стремя обручами) вопросов. Какие блоки лежат: внутри всех трех обручей; ¬ внутри красного и синего, но вне желтого обруча ¬внутри синего и желтого, но вне красного обруча ¬внутри красного и желтого, но вне синего обруча ¬внутри красного, но вне с инего и вне желтого обруча ¬внутри синего, но вне желтого и красного обруча ¬внутри желтого, но вне красного и вне синего обруча ¬вне всех трех обручей? В игре с тремя обручами моделируется разбиение множества на восемь классов (попарно непересекающихся подмножеств) с помощью трех свойств (быть красным, быть квадратным, быть большим). |
Май | Компьютерная игра «Игры с блоками Дьенеша» . Игра предназначена для использования в работе с интерактивной доской или компьютером. Озвучивается задание и ребёнок, следуя инструкции выполняет действия, оперируя полученными знаниями раннее. Дошкольники должны действовать руками, передвигая фигуры в нужное место по заданию. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект занятия по подготовке детей к обучению в школе
Занятие направленно на формирование познавательной активности и учебной мотивации детей старшего дошкольного возраста, коррекцию и развитие ...
Конспект занятия по подготовке детей к обучению в школе с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича
Конспект данного занятия представляет интерес для широкого круга специалистов (воспитателей психологов), Поскольку упражнения, используемые в нем, просты в проведении. Актуальность данного вида ...
План самообразования на тему "Современные аспекты подготовки детей к обучению к школе в условиях детского сада"
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию мой план самообразования на 2015-2016 учебный год....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Материал будет полезен педагогам и родителям при подготовке детей к школе...
Отчёт по самообразованию "Развитие словесно - логического мышления у дошкольников с ОНР"
Отклонение в развитии речи и отставание в развитии словесно-логического мышления отрицательно сказываются на общении с окружающими, задерживают формирование познавательных процессов, влияют на успешно...
Выступление на РМО «Цифровые технологии в ДОУ: использование интерактивных средств для подготовки детей к обучению в школе» 18.02.2021 г.
Одной из основных стратегических установок в современной системе образования, является обеспечение его качества.Важным условием достижения такого качества является непрерывность образования, в н...