Педагогическая программа самообразования по теме « Использование Блоков Дьенеша в развитии сенсорных способностей у дошкольников»
методическая разработка (младшая группа)
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности, предматематической подготовки.
В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих.
Одним из наиболее эффективных пособий являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и, прежде всего, для подготовки мышления детей к усвоению математики.
В методической и научно-популярной литературе этот материал можно встретить под разными названиями: "логические фигуры" (Фидлер М.), "логические кубики" (Копылов Г.), "логические блоки" (Столяр А.). Но в каждом из названий подчёркивается направленность на развитие логического мышления. В современной практике работы с детьми в детском саду находят место два вида логического дидактического материала: Объёмный и плоскостной. За каждым из этих видов закрепилось своё название. Объёмный логический материал именуется логическими блоками, плоскостной - логическими фигурами.
Маленьких детей в большей мере привлекают логические блоки, так как они обеспечивают выполнение более разнообразных предметных действий.
Дидактический набор "Логические блоки" состоит из 48 объёмных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Конкретные варианты свойств (красный, синий, жёлтый, прямоугольный, круглый, треугольный, квадратный) и различия по величине и толщине фигур такие, которые дети легко распознают и называют.
В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_samoobrazovaniya_zashchita.docx | 48.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая программа самообразования по теме
« Использование Блоков Дьенеша в развитии сенсорных способностей у дошкольников»
Воспитатель Донская.А.Г
Актуальность
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности, предматематической подготовки.
В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих.
Одним из наиболее эффективных пособий являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и, прежде всего, для подготовки мышления детей к усвоению математики.
В методической и научно-популярной литературе этот материал можно встретить под разными названиями: "логические фигуры" (Фидлер М.), "логические кубики" (Копылов Г.), "логические блоки" (Столяр А.). Но в каждом из названий подчёркивается направленность на развитие логического мышления. В современной практике работы с детьми в детском саду находят место два вида логического дидактического материала: Объёмный и плоскостной. За каждым из этих видов закрепилось своё название. Объёмный логический материал именуется логическими блоками, плоскостной - логическими фигурами.
Маленьких детей в большей мере привлекают логические блоки, так как они обеспечивают выполнение более разнообразных предметных действий.
Дидактический набор "Логические блоки" состоит из 48 объёмных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Конкретные варианты свойств (красный, синий, жёлтый, прямоугольный, круглый, треугольный, квадратный) и различия по величине и толщине фигур такие, которые дети легко распознают и называют.
В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в
2
плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования - декодирования, а также логические операции "не", "и", "или". В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.
Логические блоки представляют собой эталоны форм - геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным средством ознакомления маленьких детей с формами предметов и геометрическими фигурами.
Комплект логических блоков даёт возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе различных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д.), несколько позже - по трём (цвету, форме
и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырём свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учётом возможностей детей.
Цель: развитие у детей (сенсорных способностей) познавательных интересов и творческих способностей.
Задачи:
- Вызвать у детей интерес к играм с блоками Дьенеша, желание действовать с ними.
- Развивать сенсорные способности (восприятие цвета, формы, величины, пространственных отношений и др.) в процессе обследовательских действий.
- Развивать творческие способности, воображение детей.
- Развивать умение классифицировать наглядный материал (геометрические фигуры, предметы одежды и др.) по самостоятельно найденному основанию.
- Воспитывать самостоятельность, инициативность, посредством решения личностных затруднений
- Формировать элементарные математические и пространственные представления.
3
Возраст детей: с 2 до 3 лет; с 3 до 4 лет
Сроки реализации программы : 2 года
Принципы:
- принцип активности ребёнка в деятельности
- принцип новизны
- принцип сотрудничества
- принцип вариативности
- принцип систематичности и последовательности
- принцип индивидуализации
Формы работы:
- игра
- упражнение
- игры с альбомами
Методы:
- игровой
- диалогический
- Показ
- проблемная ситуация
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ:
-Формирование практических способов ориентировки: формировать зрительно – тактильное восприятие, когда ребёнок рассматривает знакомится ,запоминает,и узнает геометрические фигуры или величину предметов первоначально зрительно , методом выбора ,а потом на ощупь,
- Формирование восприятия цвета:Работа по развитию представлений о цвете проводится поэтапно. На первом этапе ребенка учат сравнению цветов (дается инструкция: Дай такой же (по цвету) квадрат , кружочек и т. д.). На втором этапе ребенок выполняет задание по словесной инструкции. На третьем ребенок сам называет тот или иной цвет и классифицирует блоки по цвету.
- Формирование восприятия формы. Раскладывание предметов на «кучки» с учетом величины, формы. Предлагаются специальные игры и упражнения (различения ,круга и их размеров и т.д ).
4. Формирование восприятия величины. Различие и закрепления понятий большой – маленький проводиться при помощи различных игр,– упражнения на конструктивную деятельность используя картинки из альбомов «Маленькие логики» и т.д
4
Основные этапы программы
Акты учебного | Этапы | Деятельность | Деятельность | |
цикла | технологии | детей | педагога | |
Ориентировочно- | Предварительный | Обеспечивает | ||
мотивационный: | доступность игр | |||
совместная | для детей, их | |||
постановка задачи, | привлекательность | |||
мотивация на | ||||
Ориентационный | Наблюдает | Предлагает | ||
предстоящую | вниманию ребёнка | |||
деятельность | игру | |||
Наблюдает | ||||
Инициирует | ||||
желание ребёнка | ||||
поиграть через | ||||
наблюдение за | ||||
игрой взрослого | ||||
Поисково – | Содержательно – | Рассматривает | Предлагает | |
исследовательский | операционный | игры | ребенку игры | |
практический: | Интересуется | более легкие, не | ||
педагог приводит | ими | доходя до трудных | ||
детей к | (ориентируясь на | |||
самостоятельному | возраст, уровень | |||
постижения нового | развития ребенка, | |||
материала | Осуществляет | его интерес) | ||
свободную | Обеспечивает | |||
игровую | сменяемость видов | |||
деятельность | деятельности | |||
Ребёнка за счёт использования разнообразных игр | ||||
5 |
Рефлексивно- | Ценностно – | Оценивает | Осуществляет |
оценочный акт: | волевой | получившейся | позитивную |
осознание | результат с | оценку реально | |
недостаточности | образцом | достигнутых | |
имеющихся в | успехов ребенка в | ||
распоряжении | сочетании с | ||
способов | предвосхищающим | ||
умственных | настроем на новые | ||
действий или | действия | ||
знаний | Обеспечивает | ||
эффект новизны, | |||
на основе уже | |||
известного | |||
(предлагает | |||
Организует | |||
физическую | |||
разминку, | |||
двигательную | |||
активность в | |||
непринужденной | |||
обстановке |
6
Планируемый результат:
Достижения детей:
Работа над программой профессианального самообразования по данной теме
поможет мне сформировать у детей умение
- эмоционально откликаться на игру, предложенную взрослым, подражать его действиям, принимать игровую задачу;
- успешно выделять и учитывать цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий;
- группировать в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырѐх разновидностей;
- Быть активными , инициативными и любознательными;
-развивать самостоятельность и творческие способности.
Достижения педага
У меня как у педагога сформируются основы педагогического
мастерства,профессионализма и творчества:
-Умение анализировать научно -методическую литературу,повышение своих
теоретических и практических знаний,умений и навыков;
-Овладение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения
детей дошкольного возраста
Умение активизировать творческие способности и пропагандировать свои
достижения на ,применять полученныезнания на практике.
Календарно - тематическое планирование
№ | Игра, цель | месяц |
1 | «Цвет, классификация по одному признаку». | Октябрь |
«Какой это цвет?» | 1 | |
Цель: знакомство с основными цветами: красный, синий, | неделя | |
желтый. | ||
2 | «Что нам привѐз Мишутка?» | 2 |
Цель: способствовать развитию умения выделять в | неделя | |
геометрических фигурах признак цвета, различать и называть | ||
основные цвета. | ||
3 | Игра на внимание «Чего не стало?» и «Что изменилось?» | 3 |
Цель: закреплять умение различать и называть основные | неделя | |
цвета. | ||
4 | Игра на внимание «Найди пару» | 4 |
Цель: закреплять умение различать и называть основные | неделя | |
цвета. | ||
5 | «Цвет и форма, классификация по одному признаку». | Ноябрь |
«Какой это формы?» | 1 | |
Цель: способствовать развитию умения различать фигуры, | неделя | |
выделяя признак формы: круг, квадрат, прямоугольник, | ||
треугольник. | ||
6 | «Что нам привѐз Зайчишка?» | 2 |
Цель: способствовать развитию умения выделять в признак | неделя | |
формы, различать и называть основные геометрические | ||
фигуры. | ||
7 | Игра на развитие тактильных ощущений «Чудесный | 3 |
мешочек» | неделя | |
Цель: закреплять умение различать и называть | ||
геометрические фигуры по заданному признаку формы, | ||
развивать тактильные ощущения. | ||
8 | Игра «Отгадай фигуру» | 4 |
Цель: способствовать развитию умения давать | неделя | |
характеристику фигуры по условному обозначению | ||
(схематическое изображение геометрических фигур). | ||
8 |
9 | Игра «Продолжи дорожку» | Декабрь |
Цель: закреплять умение различать и называть | 1 | |
геометрические фигуры, используя схематическое | неделя | |
изображение геометрических фигур, выполнять действия, | ||
согласно определенному правилу. | ||
10 | «Цвет и форма, классификация по одному признаку». | 2 |
«Какого размера фигуры?» | неделя | |
Цель: способствовать развитию умения различать фигуры, | ||
выделяя признак величины. | ||
11 | «Угости матрешек печеньем» | 3 |
Цель: способствовать развитию умения различать | неделя | |
геометрические фигуры по заданному признаку величины | ||
12 | Игра «Укрась елки игрушками» | 4 |
Цель: способствовать развитию умения различать | неделя | |
геометрические фигуры по заданному признаку величины, | ||
выполнять постройки, согласно определенному правилу. | ||
13 | «Цвет и форма, классификация по двум признакам». | Январь |
«Какого цвета и формы?» | 1 | |
Цель: Развивать умение выделять одновременно два | неделя | |
признака: цвет и форму. Закреплять умение знать и называть | ||
основные цвета: красный, синий, желтый, формы. | ||
14 | «Что лежит в корзинке?» | 2 |
Цель: способствовать развитию умения выделять | неделя | |
одновременно два признака формы, различать и называть | ||
основные геометрические фигуры и их цвет. | ||
15 | Игра «Продолжи дорожку» | 3 |
Цель: закреплять умение различать и называть | неделя | |
геометрические фигуры по двум признакам: цвет и форма, | ||
выполнять действия, согласно определенному правилу. | ||
16 | Игра «Построй домик» | 4 |
Цель: закреплять умение различать и называть | неделя | |
геометрические фигуры по двум признакам: цвет и форма, | ||
способствовать развитию конструктивных умений, | ||
выполнять действия, согласно определенному правилу | ||
9 |
17 | «Цвет, форма и величина, классификация по трем | Февраль |
признакам». | 1 | |
«Какого цвета, формы и величины?» | неделя | |
Цель: Развивать умение выделять одновременно три | ||
признака: цвет, форма, величина. | ||
18 | «Садовники» | 2 |
Цель: способствовать развитию способности действия | неделя | |
наглядного моделирования, умения расшифровывать | ||
информацию о свойствах предметов по их знаково- | ||
символическим обозначениям, умения выделять | ||
одновременно три признака геометрических фигур, | ||
действовать, согласно заданному правилу, | ||
19 | «Мы - конструкторы» | 3 |
Цель: способствовать развитию способности выполнять | неделя | |
конструкции по заданной схеме, умения планировать | ||
действия, анализировать схему. | ||
20 | «Угадай фигуру» | 4 |
Цель: способствовать развитию способности действия | неделя | |
наглядного моделирования, умение расшифровывать | ||
информацию о свойствах предметов по их знаково- | ||
символическим обозначениям | ||
21 | «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам, | Март |
отрицание (игра с двумя обручами)». | 1 | |
«Угадай фигуру» | неделя | |
Цель: способствовать развитию способности наглядного | ||
моделирования, умение расшифровывать информацию о | ||
свойствах предметов по их знаково-символическим | ||
обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде | ||
(на основе отрицания) | ||
21 | «Бусы для мамы» | 2 |
Цель: способствовать развитию способности наглядного | неделя | |
моделирования, умение расшифровывать информацию о | ||
свойствах предметов по их знаково-символическим | ||
обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде | ||
10 |
(на основе отрицания) | ||
22 | «Угости мишек печеньем» | 3 |
Цель: способствовать развитию способности наглядного | неделя | |
моделирования, умение расшифровывать информацию о | ||
свойствах предметов по их знаково-символическим | ||
обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде | ||
(на основе отрицания) | ||
23 | «Мы - конструкторы» | 4 |
Цель: способствовать развитию способности выполнять | неделя | |
конструкции по заданной схеме, умения планировать | ||
действия, анализировать схему. | ||
24 | «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам, | Апрель |
отрицание (игра с тремя обручами)». | 1 | |
«Угадай фигуру» | неделя | |
Цель: способствовать развитию способности наглядного | ||
моделирования, умение расшифровывать информацию о | ||
свойствах предметов по их знаково -символическим | ||
обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде | ||
(на основе отрицания) | ||
25 | «Посади цветы на клумбы» | 2 |
Цель: способствовать развитию способности наглядного | неделя | |
моделирования, умение расшифровывать информацию о | ||
свойствах предметов по их знаково -символическим | ||
обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде | ||
(на основе отрицания) | ||
26 | «Что лишнее?» | 3 |
Цель: способствовать развитию способности | неделя | |
классифицировать геометрические фигуры по трем | ||
признакам. | ||
27 | «Мы - конструкторы» | 4 |
Цель: способствовать развитию способности выполнять | неделя | |
конструкции по заданной схеме, умения планировать | ||
действия, анализировать схему. | ||
28 | «Продолжи ряд» | Май |
Программные задачи: Закреплять знания детей о | 1 | |
11 |
геометрических фигурах, цвете, величине, толщине. | неделя | |
Развивать мышление. | ||
29 | «Хоровод» | 2 |
Цель: способствовать развитию способности наглядного | неделя | |
моделирования, умение расшифровывать информацию о | ||
свойствах предметов по их знаково -символическим | ||
обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде | ||
(на основе отрицания) | ||
30 | «Магазин» | 3 |
Цель: способствовать развитию способности наглядного | неделя | |
моделирования, умение расшифровывать информацию о | ||
свойствах предметов по их знаково -символическим | ||
обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде | ||
(на основе отрицания) | ||
31 | «Волшебное дерево» | 4 |
Цель: способствовать развитию способности наглядного | неделя | |
моделирования, умение расшифровывать информацию о | ||
свойствах предметов по их знаково -символическим | ||
обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде | ||
(на основе отрицания) | ||
12
Программно-методическое обеспечение
- Аксенова Г. Н. Использование блоков Дьенеша в процессе сенсорного развития детей третьего года жизни — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 52-54.
- Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. Сада.- М.: Просвещение, 1983.- ООО
е., ил.
- Венгер JI.A. и др. Воспитание сенсорной культуры ребѐнка от рождения до
- лет: Кн. для воспитателя дет. Сада/JI.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер; Под ред. Л.А.Венгера.- М.: Просвещение, 1988.- 144 е.: ил.
- Галанова, Т. В. Развивающие игры с малышами 3 лет / Т. В. Галанова. - Ярославль: Академия развития, 2007.
13
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет о проделанной работе по самообразованию на тему: «Использование занимательного материала для развития логического мышления дошкольников»
Отчет о проделанной работе по самообразованию на тему: «Использование занимательного материала для развития логического мышления дошкольников»...
Тема по самообразованию: на 2015 -2016 учебный год: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры»
Предлагаю, вашему вниманию план работы по самообразованию для детей раннего возраста....
Тема по самообразованию: на 2015 -2016 учебный год: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры»
Предлагаю, вашему вниманию план работы по самообразованию для детей раннего возраста....
отчет по самообразованию "Использование игрового набора Фребеля в развитии сенсорных способностей детей 4-5 лет"
quot;Использование игрового набора Фребеля в развитии сенсорных способностей детей 4-5 лет"...
проект на тему:«Использование техники «Скрапбукинг» в развитии познавательных способностей дошкольника»
laquo;Использование техники «Скрапбукинг» в развитии познавательных способностей дошкольника»....
Статья в журнале "Вестник дошкольного образования" (Тема: "Использование математических игр для развития интеллектуальных способностей дошкольников")
Публикация в журнале "Вестник дошкольного образования"...
Мастер-класс для родителей на тему: «Использование игровых технологий для развития сенсорных способностей детей 2-3 лет».
Знакомство родителей с логическими блоками З. Дьенеша, палочками Кюизенера, играми Б.П. Никитина и использованием их, как игрового материала в домашних условиях....