Педагогическая программа самообразования по теме « Использование Блоков Дьенеша в развитии сенсорных способностей у дошкольников»
методическая разработка (младшая группа)

Донская Анна

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности, предматематической подготовки.

В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих.

 

Одним из наиболее эффективных пособий являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и, прежде всего, для подготовки мышления детей к усвоению математики.

 

В методической и научно-популярной литературе этот материал можно встретить под разными названиями: "логические фигуры" (Фидлер М.), "логические кубики" (Копылов Г.), "логические блоки" (Столяр А.). Но в каждом из названий подчёркивается направленность на развитие логического мышления. В современной практике работы с детьми в детском саду находят место два вида логического дидактического материала: Объёмный и плоскостной. За каждым из этих видов закрепилось своё название. Объёмный логический материал именуется логическими блоками, плоскостной - логическими фигурами.

 

Маленьких детей в большей мере привлекают логические блоки, так как они обеспечивают выполнение более разнообразных предметных действий.

 

Дидактический набор "Логические блоки" состоит из 48 объёмных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Конкретные варианты свойств (красный, синий, жёлтый, прямоугольный, круглый, треугольный, квадратный) и различия по величине и толщине фигур такие, которые дети легко распознают и называют.

 

В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_samoobrazovaniya_zashchita.docx48.59 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая  программа самообразования по теме

«  Использование Блоков  Дьенеша в развитии сенсорных способностей у дошкольников»

                                       

Воспитатель Донская.А.Г

Актуальность

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности, предматематической подготовки.

В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих.

Одним из наиболее эффективных пособий являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и, прежде всего, для подготовки мышления детей к усвоению математики.

В методической и научно-популярной литературе этот материал можно встретить под разными названиями: "логические фигуры" (Фидлер М.), "логические кубики" (Копылов Г.), "логические блоки" (Столяр А.). Но в каждом из названий подчёркивается направленность на развитие логического мышления. В современной практике работы с детьми в детском саду находят место два вида логического дидактического материала: Объёмный и плоскостной. За каждым из этих видов закрепилось своё название. Объёмный логический материал именуется логическими блоками, плоскостной - логическими фигурами.

Маленьких детей в большей мере привлекают логические блоки, так как они обеспечивают выполнение более разнообразных предметных действий.

Дидактический набор "Логические блоки" состоит из 48 объёмных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Конкретные варианты свойств (красный, синий, жёлтый, прямоугольный, круглый, треугольный, квадратный) и различия по величине и толщине фигур такие, которые дети легко распознают и называют.

В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в

2


плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования - декодирования, а также логические операции "не", "и", "или". В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

Логические блоки представляют собой эталоны форм - геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным средством ознакомления маленьких детей с формами предметов и геометрическими фигурами.

Комплект логических блоков даёт возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе различных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д.), несколько позже - по трём (цвету, форме

и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырём свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учётом возможностей детей.

Цель: развитие у детей (сенсорных способностей) познавательных интересов и творческих способностей.

Задачи:

  1. Вызвать у детей интерес к играм с блоками Дьенеша, желание действовать с ними.

  1. Развивать сенсорные способности (восприятие цвета, формы, величины, пространственных отношений и др.) в процессе обследовательских действий.

  1. Развивать творческие способности, воображение детей.

  1. Развивать умение классифицировать наглядный материал (геометрические фигуры, предметы одежды и др.) по самостоятельно найденному основанию.

  1. Воспитывать самостоятельность, инициативность, посредством решения личностных затруднений

  1. Формировать элементарные математические и пространственные представления.

3


Возраст детей: с 2 до 3 лет; с 3 до 4 лет

Сроки реализации программы : 2 года

Принципы:

  • принцип активности ребёнка в деятельности

  • принцип новизны

  • принцип сотрудничества

  • принцип вариативности

  • принцип систематичности и последовательности

  • принцип индивидуализации

Формы работы:

  • игра

  • упражнение

  • игры с альбомами

Методы:

  • игровой

  • диалогический

  • Показ

- проблемная ситуация

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ:

-Формирование практических способов ориентировки: формировать зрительно – тактильное восприятие, когда ребёнок рассматривает  знакомится ,запоминает,и узнает геометрические фигуры или величину предметов первоначально  зрительно ,  методом выбора ,а потом на ощупь,

  1. Формирование восприятия цвета:Работа по развитию представлений о цвете проводится поэтапно. На первом этапе ребенка учат сравнению цветов (дается инструкция: Дай такой же (по цвету) квадрат , кружочек и т. д.). На втором этапе ребенок выполняет задание по словесной инструкции. На третьем ребенок сам называет тот или иной цвет и классифицирует  блоки по цвету.
  2. Формирование восприятия формы. Раскладывание предметов на «кучки» с учетом величины, формы. Предлагаются специальные игры и упражнения (различения ,круга и их размеров и т.д ).  

4. Формирование восприятия величины. Различие и закрепления понятий большой – маленький проводиться при помощи различных игр,– упражнения на конструктивную деятельность используя картинки из альбомов «Маленькие  логики» и т.д

4


Основные этапы программы

Акты учебного

Этапы

Деятельность

Деятельность

цикла

технологии

детей

педагога

Ориентировочно-

Предварительный

Обеспечивает

мотивационный:

доступность игр

совместная

для детей, их

постановка задачи,

привлекательность

мотивация на

Ориентационный

Наблюдает

Предлагает

предстоящую

вниманию ребёнка

деятельность

игру

Наблюдает

Инициирует

желание ребёнка

поиграть через

наблюдение за

игрой взрослого

Поисково –

Содержательно –

Рассматривает

Предлагает

исследовательский

операционный

игры

ребенку игры

практический:

Интересуется

более легкие, не

педагог приводит

ими

доходя до трудных

детей к

(ориентируясь на

самостоятельному

возраст, уровень

постижения нового

развития ребенка,

материала

Осуществляет

его интерес)

свободную

Обеспечивает

игровую

сменяемость видов

деятельность

деятельности

Ребёнка за счёт использования разнообразных игр

5


Рефлексивно-

Ценностно –

Оценивает

Осуществляет

оценочный акт:

волевой

получившейся

позитивную

осознание

результат с

оценку реально

недостаточности

образцом

достигнутых

имеющихся в

успехов ребенка в

распоряжении

сочетании с

способов

предвосхищающим

умственных

настроем на новые

действий или

действия

знаний

Обеспечивает

эффект новизны,

на основе уже

известного

(предлагает

Организует

физическую

разминку,

двигательную

активность в

непринужденной

обстановке

6


Планируемый результат:

Достижения детей:

Работа  над программой профессианального самообразования по данной теме

поможет мне сформировать  у детей умение

  • эмоционально откликаться на игру, предложенную взрослым, подражать его действиям, принимать игровую задачу;

  • успешно выделять и учитывать цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий;

  • группировать в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырѐх разновидностей;

  •  Быть активными , инициативными и любознательными;

-развивать самостоятельность и творческие способности.

Достижения педага

У меня как у педагога сформируются основы педагогического

мастерства,профессионализма и творчества:

 

-Умение анализировать  научно -методическую литературу,повышение своих

теоретических и практических знаний,умений и навыков;

-Овладение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения

детей дошкольного возраста

Умение активизировать творческие способности и пропагандировать  свои

достижения на ,применять полученныезнания на практике.

Календарно - тематическое планирование

Игра, цель

месяц

1

«Цвет, классификация по одному признаку».

Октябрь

«Какой это цвет?»

1

Цель: знакомство с основными цветами: красный, синий,

неделя

желтый.

2

«Что нам привѐз Мишутка?»

2

Цель: способствовать развитию умения выделять в

неделя

геометрических фигурах признак цвета, различать и называть

основные цвета.

3

Игра на внимание «Чего не стало?» и «Что изменилось?»

3

Цель: закреплять умение различать и называть основные

неделя

цвета.

4

Игра на внимание «Найди пару»

4

Цель: закреплять умение различать и называть основные

неделя

цвета.

5

«Цвет и форма, классификация по одному признаку».

Ноябрь

«Какой это формы?»

1

Цель: способствовать развитию умения различать фигуры,

неделя

выделяя признак формы: круг, квадрат, прямоугольник,

треугольник.

6

«Что нам привѐз Зайчишка?»

2

Цель: способствовать развитию умения выделять в признак

неделя

формы, различать и называть основные геометрические

фигуры.

7

Игра на развитие тактильных ощущений «Чудесный

3

мешочек»

неделя

Цель: закреплять умение различать и называть

геометрические фигуры по заданному признаку формы,

развивать тактильные ощущения.

8

Игра «Отгадай фигуру»

4

Цель: способствовать развитию умения давать

неделя

характеристику фигуры по условному обозначению

(схематическое изображение геометрических фигур).

8


9

Игра «Продолжи дорожку»

Декабрь

Цель: закреплять умение различать и называть

1

геометрические фигуры, используя схематическое

неделя

изображение геометрических фигур, выполнять действия,

согласно определенному правилу.

10

«Цвет и форма, классификация по одному признаку».

2

«Какого размера фигуры?»

неделя

Цель: способствовать развитию умения различать фигуры,

выделяя признак величины.

11

«Угости матрешек печеньем»

3

Цель: способствовать развитию умения различать

неделя

геометрические фигуры по заданному признаку величины

12

Игра «Укрась елки игрушками»

4

Цель: способствовать развитию умения различать

неделя

геометрические фигуры по заданному признаку величины,

выполнять постройки, согласно определенному правилу.

13

«Цвет и форма, классификация по двум признакам».

Январь

«Какого цвета и формы?»

1

Цель: Развивать умение выделять одновременно два

неделя

признака: цвет и форму. Закреплять умение знать и называть

основные цвета: красный, синий, желтый, формы.

14

«Что лежит в корзинке?»

2

Цель: способствовать развитию умения выделять

неделя

одновременно два признака формы, различать и называть

основные геометрические фигуры и их цвет.

15

Игра «Продолжи дорожку»

3

Цель: закреплять умение различать и называть

неделя

геометрические фигуры по двум признакам: цвет и форма,

выполнять действия, согласно определенному правилу.

16

Игра «Построй домик»

4

Цель: закреплять умение различать и называть

неделя

геометрические фигуры по двум признакам: цвет и форма,

способствовать развитию конструктивных умений,

выполнять действия, согласно определенному правилу

9


17

«Цвет, форма и величина, классификация по трем

Февраль

признакам».

1

«Какого цвета, формы и величины?»

неделя

Цель: Развивать умение выделять одновременно три

признака: цвет, форма, величина.

18

«Садовники»

2

Цель: способствовать развитию способности действия

неделя

наглядного моделирования, умения расшифровывать

информацию о свойствах предметов по их знаково-

символическим обозначениям, умения выделять

одновременно три признака геометрических фигур,

действовать, согласно заданному правилу,

19

«Мы - конструкторы»

3

Цель: способствовать развитию способности выполнять

неделя

конструкции по заданной схеме, умения планировать

действия, анализировать схему.

20

«Угадай фигуру»

4

Цель: способствовать развитию способности действия

неделя

наглядного моделирования, умение расшифровывать

информацию о свойствах предметов по их знаково-

символическим обозначениям

21

«Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам,

Март

отрицание (игра с двумя обручами)».

1

«Угадай фигуру»

неделя

Цель: способствовать развитию способности наглядного

моделирования, умение расшифровывать информацию о

свойствах предметов по их знаково-символическим

обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде

(на основе отрицания)

21

«Бусы для мамы»

2

Цель: способствовать развитию способности наглядного

неделя

моделирования, умение расшифровывать информацию о

свойствах предметов по их знаково-символическим

обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде

10


(на основе отрицания)

22

«Угости мишек печеньем»

3

Цель: способствовать развитию способности наглядного

неделя

моделирования, умение расшифровывать информацию о

свойствах предметов по их знаково-символическим

обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде

(на основе отрицания)

23

«Мы - конструкторы»

4

Цель: способствовать развитию способности выполнять

неделя

конструкции по заданной схеме, умения планировать

действия, анализировать схему.

24

«Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам,

Апрель

отрицание (игра с тремя обручами)».

1

«Угадай фигуру»

неделя

Цель: способствовать развитию способности наглядного

моделирования, умение расшифровывать информацию о

свойствах предметов по их знаково -символическим

обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде

(на основе отрицания)

25

«Посади цветы на клумбы»

2

Цель: способствовать развитию способности наглядного

неделя

моделирования, умение расшифровывать информацию о

свойствах предметов по их знаково -символическим

обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде

(на основе отрицания)

26

«Что лишнее?»

3

Цель: способствовать развитию способности

неделя

классифицировать геометрические фигуры по трем

признакам.

27

«Мы - конструкторы»

4

Цель: способствовать развитию способности выполнять

неделя

конструкции по заданной схеме, умения планировать

действия, анализировать схему.

28

«Продолжи ряд»

Май

Программные задачи: Закреплять знания детей о

1

11


геометрических фигурах, цвете, величине, толщине.

неделя

Развивать мышление.

29

«Хоровод»

2

Цель: способствовать развитию способности наглядного

неделя

моделирования, умение расшифровывать информацию о

свойствах предметов по их знаково -символическим

обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде

(на основе отрицания)

30

«Магазин»

3

Цель: способствовать развитию способности наглядного

неделя

моделирования, умение расшифровывать информацию о

свойствах предметов по их знаково -символическим

обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде

(на основе отрицания)

31

«Волшебное дерево»

4

Цель: способствовать развитию способности наглядного

неделя

моделирования, умение расшифровывать информацию о

свойствах предметов по их знаково -символическим

обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде

(на основе отрицания)

12


Программно-методическое обеспечение

  1. Аксенова Г. Н. Использование блоков Дьенеша в процессе сенсорного развития детей третьего года жизни — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 52-54.

  1. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. Сада.- М.: Просвещение, 1983.- ООО

е., ил.

  1. Венгер JI.A. и др. Воспитание сенсорной культуры ребѐнка от рождения до

  1. лет: Кн. для воспитателя дет. Сада/JI.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер; Под ред. Л.А.Венгера.- М.: Просвещение, 1988.- 144 е.: ил.

  1. Галанова, Т. В. Развивающие игры с малышами 3 лет / Т. В. Галанова. - Ярославль: Академия развития, 2007.

13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о проделанной работе по самообразованию на тему: «Использование занимательного материала для развития логического мышления дошкольников»

Отчет о проделанной работе по самообразованию на тему: «Использование занимательного материала для развития логического мышления дошкольников»...

Тема по самообразованию: на 2015 -2016 учебный год: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры»

Предлагаю, вашему вниманию план работы по самообразованию для детей раннего возраста....

Тема по самообразованию: на 2015 -2016 учебный год: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры»

Предлагаю, вашему вниманию план работы по самообразованию для детей раннего возраста....

отчет по самообразованию "Использование игрового набора Фребеля в развитии сенсорных способностей детей 4-5 лет"

quot;Использование игрового набора Фребеля  в развитии сенсорных способностей детей 4-5 лет"...

проект на тему:«Использование техники «Скрапбукинг» в развитии познавательных способностей дошкольника»

laquo;Использование техники «Скрапбукинг» в развитии познавательных способностей дошкольника»....

Мастер-класс для родителей на тему: «Использование игровых технологий для развития сенсорных способностей детей 2-3 лет».

Знакомство родителей с логическими блоками З. Дьенеша, палочками Кюизенера, играми Б.П. Никитина и использованием их, как игрового материала в домашних условиях....