Методическая разработка «Использование блоков Дьенеша для развития познавательных способностей у дошкольников 4 -5 лет»
методическая разработка по математике (средняя группа)
В процессе обучения и воспитания детей в детском саду стоит задача всестороннего развития ребенка. Одна из важнейших задач воспитания ребёнка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Наша задача - помочь детям сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребёнка. Возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения можно используя дидактический материал «логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем.
С помощью этих игр тренируется память, внимание, восприятие.
Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).
Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств.
Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно - образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.
Логические блоки - это универсальный игровой материал в работе с детьми дошкольного возраста для:
- Ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером.
- Развития мыслительных способностей: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию.
- Усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления.
- Развития творческих способностей.
Развивая мыслительные умения, важно помнить, что они вырабатываются в процессе многократных упражнений.
Количество этих упражнений для разных детей различно. Не спешить указывать детям на ошибки, а предоставлять им возможность исправлять их самим.
Дети сами могут придумывать комбинацию свойств.
Использовать в играх логические кубики. Своеобразие логических кубиков - возможность «случайного» выбора свойств, а это всегда нравится детям.
Необходимо создать для каждого ребенка ситуацию успеха, веры в силы ребенка. Ребенок должен быть абсолютно уверен, что это он сам совершил «открытие», что он сам справился с заданием.
Блоки Дьенеша прекрасный материал для замещения любых предметов. Они могут быть рыбками, цветами, бусинками, конфетами.
Необходимо «насыщать» новыми игровыми заданиями, действиями игры с блоками Дьенеша. Это помогает детям преодолевать интеллектуальные трудности. Выполнение подобных упражнений вызывает у детей живой естественный интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, а главное – освоению способов познания.
Блоки Дьенеша - прекрасный инструмент для развития мышления детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_bloki.docx | 38.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 13
комбинированного вида Кронштадтского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
«Использование блоков Дьенеша
для развития познавательных способностей у дошкольников 4 -5 лет»
Разработчик:
Матвеева А.В., воспитатель
высшей квалификационной категории
2019 год
Введение
В процессе обучения и воспитания детей в детском саду стоит задача всестороннего развития ребенка. Одна из важнейших задач воспитания ребёнка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Наша задача - помочь детям сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребёнка. Возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения можно используя дидактический материал «логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем.
С помощью этих игр тренируется память, внимание, восприятие.
Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).
Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств.
Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно - образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.
Логические блоки - это универсальный игровой материал в работе с детьми дошкольного возраста для:
- Ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером.
- Развития мыслительных способностей: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию.
- Усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления.
- Развития творческих способностей.
Развивая мыслительные умения, важно помнить, что они вырабатываются в процессе многократных упражнений.
Количество этих упражнений для разных детей различно. Не спешить указывать детям на ошибки, а предоставлять им возможность исправлять их самим.
Дети сами могут придумывать комбинацию свойств.
Использовать в играх логические кубики. Своеобразие логических кубиков - возможность «случайного» выбора свойств, а это всегда нравится детям.
Необходимо создать для каждого ребенка ситуацию успеха, веры в силы ребенка. Ребенок должен быть абсолютно уверен, что это он сам совершил «открытие», что он сам справился с заданием.
Блоки Дьенеша прекрасный материал для замещения любых предметов. Они могут быть рыбками, цветами, бусинками, конфетами.
Необходимо «насыщать» новыми игровыми заданиями, действиями игры с блоками Дьенеша. Это помогает детям преодолевать интеллектуальные трудности. Выполнение подобных упражнений вызывает у детей живой естественный интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, а главное – освоению способов познания.
Блоки Дьенеша - прекрасный инструмент для развития мышления детей.
Направленность разработки: знакомство и игры с блоками Дьенеша как средство формирования предпосылок учебной деятельности и развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Актуальность
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах,
легче адаптируется в новой обстановке, лучше подготовлен к школе.
Существующее мнение о том, что математическое мышление для ребенка не столь важно в обыденной жизни и, что оно может пригодиться детям лишь на уроках математики, весьма ошибочно. Умение верно устанавливать причинно-следственные связи, определять параметры, связывающие различные явления и предметы, навык мыслить системно – это важнейшие условия успеха в профессионально-личностной сфере, а значит, и залог будущей жизненной успешности ребёнка.
В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом, профессором, Золтаном Дьенешем.
Логические блоки Дьенеша представляют собой эталоны форм - геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным средством ознакомления детей с формами предметов и геометрическими фигурами.
Цель методической разработки: развитие интеллектуальных способностей детей через развивающую игру «Логические блоки Дьенеша».
Задачи:
- Формировать у детей умение систематизировать и классифицировать блоки по признакам (цвет, размер, форма, толщина).
- Формировать представления о математических понятиях, развивать умение самостоятельно составлять алгоритм простейших действий.
- Развивать логическое мышление, познавательные процессы, творческие способности, воображение, сообразительность.
- Развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию (наблюдать, обследовать, экспериментировать).
- Воспитывать в детях дружелюбие, взаимопомощь, самостоятельность, инициативу, преодоление трудностей.
Принципы организации детской деятельности:
1. Принцип системности и регулярности проведения занятий.
2. Принцип наглядности и доступности подаваемого материала для детей данной возрастной категории.
3. Принцип подачи материала от «простого к сложному».
4. Принцип преемственности - структура занятий в течении года одна и та же, но задания усложняются.
5.Принцип равномерного распределения нагрузки, учитывая индивидуальные возможности каждого ребенка, не допуская переутомления.
Методы работы:
1. Наглядные;
2. Словесные;
3. Практические;
4. Игровые.
Форма работы: Совместная деятельность детей и педагога, организуемая как часть НОД и в части режимных моментов.
Основная часть
Методическая разработка направлена на развитие познавательной активности ребёнка, совершенствование психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.
Все занятия построены в занимательной игровой форме, что не утомляет ребёнка, способствует лучшему запоминанию математических понятий. Специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов, мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач.
Так как задания с блоками Дьенеша предполагают работу сидя за столами, то удачно совместить упражнения с подвижной игрой. Занятие состоит из упражнения с блоками и подвижной игры.
Примерное планирование совместной образовательной деятельности педагога с детьми
№ занятия | Тема/цель | Месяц/неделя |
1 | Тема: «Знакомство с логическими блоками Дьенеша» Подвижная игра «Мы веселые ребята» | Октябрь 1 неделя |
2 | Игра «Найди» Подвижная игра «Найди и промолчи» | 2 неделя |
3 | Игра «Чудесный мешочек» Подвижная игра «Найди, где спрятано» | 3 неделя |
4 | Игра «Что изменилось» Подвижная игра «Замени предмет» | 4 неделя |
5 | Игра « Найди не такую» Подвижная игра «Самолеты» | Ноябрь 1неделя |
6 | Игра «Рассели жильцов» Подвижная игра «Цветные автомобили» | 2 неделя |
7 | Игра « Продолжи ряд» Подвижная игра «Лиса в курятнике» | 3 неделя |
8 | Игра «Собери бусы» Подвижная игра «Птички и кошка» | 4 неделя |
9 | Игра « Цепочка» Подвижная игра « 1,2,3, к своей фигуре беги» | Декабрь 1 неделя |
10 | Игра « Алгоритм» Подвижная игра «Лошадки» | 2 неделя |
11 | Игра «Найди пару» Подвижная игра «Найди себе пару» | 3 неделя |
12 | Игра «Второй ряд» Цель: Учить выкладывать по образцу фигуры, объяснять последовательность действий. Подвижная игра «Кегли» | 4 неделя |
13 | Игра « Поможем Золушке» Подвижная игра «Найди, где спрятано» | Январь 1 неделя |
14 | Игра «Украсим елку бусами» | 2 неделя |
15 | Игра «Клад» Подвижная игра «Бездомный заяц» | 3 неделя |
16 | Игра «Один обруч» Подвижная игра «Подбрось-поймай» | 4 неделя |
17 | Игра « Угощение для медвежат» Подвижная игра «У медведя во бору» | Февраль 1 неделя |
18 | Игра «Улитка» Подвижная игра «Кто ушёл?» | 2 неделя |
19 | Игра « Домино» Подвижная игра «Ловишки» | 3 неделя |
20 | Игра «Два обруча» Цель: Упражнять детей в различных видах ходьбы или бега, развитие быстроты реакции, сноровки, умения ориентироваться на слово. | 4 неделя |
21 | Игра «Художники» Подвижная игра «Перелёт птиц» | Март 1 неделя |
22 | Игра «Лабиринт» Подвижная игра «Гуси-лебеди» | 2неделя |
23 | Игра «На свою веточку» Подвижная игра «Пастух и стадо» Цель: Закрепление умения играть по правилам игры. Упражнять в ползание на четвереньках. | 3 неделя |
24 | Игра « У кого в гостях Вини – Пух и Пятачок» Подвижная игра «Мышеловка» Цель: Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражнять в беге и приседание, построение в круг и ходьбе по кругу. | 4 неделя |
25 | Игра «Помоги муравьишкам» Подвижная игра «Гори, гори ясно! » Цель: Развивать у детей выдержку, ориентировку в пространстве. Упражнять в быстром беге. | Апрель 1 неделя |
26 | Игра« Гусеница» Подвижная игра «Ловишки из круга» Цель: Развивать у детей умение согласовывать движения со словами. | 2 неделя |
27 | Игра «Волшебное дерево» Подвижная игра «Волк во рву» Цель: Развивать смелость и ловкость, умение действовать по сигналу. Упражнять в прыжках в длину с разбегу. | 3 неделя |
28 | Игра « Паровозики» Подвижная игра «Совушка» Цель: Развивать у детей наблюдательность, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять детей в беге. | 4 неделя |
29 | Игра « Этажи» Подвижная игра «Пожарные на ученье» Цель: Развивать у детей чувство коллективизма, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в лазании и в построении в колонну. | Май 1 неделя |
30 | Игра «Магазин» Подвижная игра «Подбрось – поймай» | 2 неделя |
31 | Игра «Найди цветок» Подвижная игра «Кошка и мышка» | 3 неделя |
Заключение (ожидаемые результаты)
К концу года дети могут:
- Группировать предметы по цвету, размеру, форме;
- При поддержке взрослого составлять группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы;
- Находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов;
- Определять количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный смысл слов: больше - меньше, столько же;
- Различать круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму;
- Понимать смысл обозначений : вверху - внизу; впереди - сзади; слева - справа; на, над - под; верхняя - нижняя;
- Уметь кодировать и расшифровывать свойства геометрических фигур Дьенеша.
Литература:
1. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - ВАКО, 2005 г.
2. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.
3. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Баласс, 2003 г.
4. Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.
5. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. М. : Просвещение, 1990.
6. Белоусова Л. Е. Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть. СПб. : Детство-пресс, 2004.
7. Чеплашкина И. Н. Математика – это интересно. СПб. : Детство-пресс, 2006.
8. Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб. : Детство-пресс, 2004.
9. Павлова Л. Н., Маврина И. В. Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей детей 4 – 5 лет. М., 2002.
10. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. М., 1988.
11."Логика и математика для дошкольников" Методическое издание Е.А. Носова; Р.Л. Непомнящая. "Санкт- Петербург". "Акцидент" 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка раздела основной общеобразовательной программы Тема: "Развитие познавательных способностей младших дошкольников средствами ознакомления с природой".
Методическая разработкараздела основной общеобразовательной программыТема: " Развитие познавательных способностей младших дошкольников средствами ознакомления с природой"...
Методическая разработка "Использование игровых методик для развития коммуникативного поведения старших дошкольников"
В данной методической разработке представлены коммуникативные упражнения, которые необходимы воспитателям, родителям для развития коммуникативного поведения старших дошкольников.В разработке предложен...
Методическая разработка «Использование игровых технологий для развития социально-коммуникативных навыков дошкольников»
Игровые педагогические технологии, могут стать верным помощником и воспитателей, и родителей в процессе социально-коммуникативного развития ребенка. Ведь даже для детей старшего возраста, не...
Методическая разработка "Использование фишечной системы для стимулирования познавательной активности и развития коммуникативных навыков у детей старшего возраста"
Использование фишечной системы для стимулирования познавательной активности и развития у детей старшего возраста коммуникативных и гигиенических навыков....
Методическая разработка " Развитие познавательных способностей младших дошкольников средствами ознакомления с природой"
laquo;Любовь к природе – это эстетическое чувство, формирующее взгляды, вкусы, утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и может вредно отразится на умственных способностях, а еще вероятнее...
Методическая разработка "Использование блоков Дьенеша для развития познавательных способностей у дошкольников средней группы"
Блоки Дьенеша...
«Использование блоков Дьенеша для развития познавательных способностей у дошкольников 4 -5 лет»
В процессе обучения и воспитания детей в детском саду стоит задача всестороннего развития ребенка. Одна из важнейших задач воспитания ребёнка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений...