Методическая разработка «Использование блоков Дьенеша для развития познавательных способностей у дошкольников 4 -5 лет»
методическая разработка по математике (средняя группа)

Матвеева Алла Вячеславовна

В процессе обучения и воспитания детей в детском саду стоит задача всестороннего развития ребенка. Одна из важнейших задач воспитания ребёнка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Наша задача - помочь детям сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребёнка. Возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития,  и в частности математического, мыслительные умения можно используя дидактический материал «логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем.

С помощью этих игр тренируется  память, внимание, восприятие.

Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).

Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств.

Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно - образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.

Логические блоки - это универсальный игровой материал в работе с детьми дошкольного возраста для:

  • Ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов,  размером.
  • Развития мыслительных способностей: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию.
  • Усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления.
  • Развития творческих способностей.

Развивая мыслительные умения, важно помнить, что они вырабатываются в процессе многократных упражнений.

Количество этих упражнений для разных детей различно. Не спешить указывать детям на ошибки, а предоставлять им возможность исправлять их самим.

Дети сами могут придумывать комбинацию свойств.

Использовать в играх логические кубики. Своеобразие логических кубиков  - возможность «случайного» выбора свойств, а это всегда нравится детям.

Необходимо создать для каждого ребенка ситуацию успеха, веры в силы ребенка. Ребенок должен быть абсолютно уверен, что это он сам совершил «открытие», что он сам справился с заданием.

Блоки Дьенеша прекрасный материал для замещения любых предметов. Они могут быть рыбками, цветами, бусинками, конфетами.

Необходимо «насыщать»  новыми игровыми заданиями, действиями игры с блоками Дьенеша. Это помогает детям преодолевать интеллектуальные трудности. Выполнение подобных упражнений вызывает у детей живой естественный интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, а главное – освоению способов познания.

Блоки Дьенеша - прекрасный инструмент для развития мышления детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_bloki.docx38.77 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 13

комбинированного вида Кронштадтского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

«Использование блоков Дьенеша

для развития познавательных способностей у дошкольников 4 -5 лет»

Разработчик:

Матвеева А.В., воспитатель

высшей квалификационной категории

2019 год

Введение

       В процессе обучения и воспитания детей в детском саду стоит задача всестороннего развития ребенка. Одна из важнейших задач воспитания ребёнка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Наша задача - помочь детям сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребёнка. Возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития,  и в частности математического, мыслительные умения можно используя дидактический материал «логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем.

С помощью этих игр тренируется  память, внимание, восприятие.

Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).

Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств.

Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно - образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.

Логические блоки - это универсальный игровой материал в работе с детьми дошкольного возраста для:

  • Ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов,  размером.
  • Развития мыслительных способностей: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию.
  • Усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления.
  • Развития творческих способностей.

Развивая мыслительные умения, важно помнить, что они вырабатываются в процессе многократных упражнений.

Количество этих упражнений для разных детей различно. Не спешить указывать детям на ошибки, а предоставлять им возможность исправлять их самим.

Дети сами могут придумывать комбинацию свойств.

Использовать в играх логические кубики. Своеобразие логических кубиков  - возможность «случайного» выбора свойств, а это всегда нравится детям.

Необходимо создать для каждого ребенка ситуацию успеха, веры в силы ребенка. Ребенок должен быть абсолютно уверен, что это он сам совершил «открытие», что он сам справился с заданием.

Блоки Дьенеша прекрасный материал для замещения любых предметов. Они могут быть рыбками, цветами, бусинками, конфетами.

Необходимо «насыщать»  новыми игровыми заданиями, действиями игры с блоками Дьенеша. Это помогает детям преодолевать интеллектуальные трудности. Выполнение подобных упражнений вызывает у детей живой естественный интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, а главное – освоению способов познания.

Блоки Дьенеша - прекрасный инструмент для развития мышления детей.

                                 

Направленность разработки: знакомство и игры с блоками Дьенеша как средство формирования предпосылок учебной деятельности и развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Актуальность 

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах,

легче адаптируется в новой обстановке, лучше подготовлен к школе.

Существующее мнение о том, что математическое мышление для ребенка не столь важно в обыденной жизни и, что оно может пригодиться детям лишь на уроках математики, весьма ошибочно. Умение верно устанавливать причинно-следственные связи, определять параметры, связывающие различные явления и предметы, навык мыслить системно – это важнейшие условия успеха в профессионально-личностной сфере, а значит, и залог будущей жизненной успешности ребёнка.

В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом, профессором,  Золтаном Дьенешем.   

Логические блоки Дьенеша представляют собой эталоны форм - геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным средством ознакомления  детей с формами предметов и геометрическими фигурами.

Цель методической разработки: развитие интеллектуальных способностей детей через развивающую игру «Логические блоки Дьенеша».

Задачи:

  • Формировать у детей умение систематизировать и классифицировать блоки по признакам (цвет, размер, форма, толщина).
  • Формировать представления о математических понятиях, развивать умение самостоятельно составлять алгоритм простейших действий.
  • Развивать логическое мышление, познавательные процессы, творческие способности, воображение, сообразительность.
  • Развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию (наблюдать, обследовать, экспериментировать).
  • Воспитывать в детях дружелюбие, взаимопомощь, самостоятельность, инициативу, преодоление трудностей.

Принципы организации детской деятельности:

1. Принцип системности и регулярности проведения занятий.

2. Принцип наглядности  и  доступности подаваемого материала для детей данной возрастной категории.

3. Принцип подачи материала от «простого к сложному».

4. Принцип преемственности  - структура занятий в течении года одна и та же, но   задания усложняются.

5.Принцип равномерного распределения нагрузки, учитывая индивидуальные возможности каждого ребенка, не допуская переутомления.

Методы работы:

1. Наглядные;

2. Словесные;

3. Практические;

4. Игровые.

Форма работы:  Совместная деятельность детей и педагога, организуемая как часть НОД и в части режимных моментов.

Основная часть 

 Методическая разработка направлена на развитие познавательной активности ребёнка, совершенствование психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.

        Все занятия  построены  в занимательной игровой форме, что не утомляет ребёнка, способствует лучшему запоминанию математических понятий. Специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов, мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач.            

      Так как задания с блоками Дьенеша предполагают работу сидя за столами, то удачно совместить упражнения с подвижной игрой. Занятие состоит из упражнения с блоками и подвижной игры.

Примерное планирование совместной образовательной деятельности педагога с детьми

№ занятия

Тема/цель

Месяц/неделя

1

Тема: «Знакомство с логическими блоками Дьенеша»
Цель: Познакомить ребенка с блоками.

Подвижная игра «Мы веселые ребята»
Цель: Развитие ловкости и координации движения, выполнять движения по сигналу.

Октябрь

1 неделя

2

Игра «Найди» 
Цель: Знакомить с логическими блоками. Учить называть геометрические фигуры, основные цвета, понятия «большой – маленький», «толстый – тонкий». Учить  сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять общий признак и находить фигуры по заданному признаку. 

Подвижная игра «Найди и промолчи» 
Цель: Учить детей соревноваться. Упражнять в ориентировке в пространстве.

2 неделя

3

Игра «Чудесный мешочек» 
Цель: Учить находить геометрические фигуры, узнавать форму. 

Подвижная игра «Найди, где спрятано»  
Цель: Учить ориентироваться в группе, выполнять действия по сигналу.

3 неделя

4

Игра «Что изменилось» 
Цель: Учить замечать изменения в расположении предметов, отражать в речи эти изменения. 

Подвижная игра «Замени предмет» 
Цель: Приучать детей поочерёдно выполнять разные действия при выполнении бега.

4 неделя

5

Игра « Найди не такую» 
Цель: Учить  выделять существенные признаки, называть их. 

Подвижная игра «Самолеты»  
Цель: Развивать у детей ориентировку в пространстве, закрепить навык построения в колонну. Упражнять в беге. 

Ноябрь

 1неделя

6

Игра «Рассели жильцов» 
Цель: Учить классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. 

Подвижная игра «Цветные автомобили» 
Цель: Развивать у детей внимание, умение различать цвета и действовать по зрительному сигналу. Упражнять детей в беге, ходьбе.

2 неделя

7

Игра « Продолжи ряд» 
Цель: Учить  находить закономерности в ряду и продолжать этот ряд. Анализировать и сравнивать их в соответствии с заданием. 

Подвижная игра «Лиса в курятнике» 
Цель: Развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертыванием.

3 неделя

8

Игра «Собери бусы» 
Цель: Учить  находить закономерности в ряду фигур и продолжать этот ряд.

Подвижная игра «Птички и кошка» 
Цель: Развивать у детей решительность, упражнять в беге с увертыванием.

4 неделя

9

Игра « Цепочка» 
Цель: Учить анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру по заданному признаку. 

Подвижная игра « 1,2,3, к своей фигуре беги» 
Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге.

Декабрь

1 неделя

10

Игра « Алгоритм» 
( для индивидуальной работы с детьми) 
Цель: Учить называть геометрические фигуры; размещать блоки в определенной последовательности.

Подвижная игра «Лошадки» 
Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, согласовывать движения друг с другом, упражнять в беге, ходьбе.

2 неделя

11

Игра «Найди пару» 
Цель: Учить  называть геометрические фигуры, цвет, величину, толщину. 

Подвижная игра «Найди себе пару» 
Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, по слову, быстро строится в пары. Упражнять в беге, распознавании цветов. Развивать инициативу, сообразительность.

3 неделя

12

Игра «Второй ряд» 

Цель: Учить выкладывать по образцу фигуры, объяснять последовательность действий.

Подвижная игра «Кегли» 
Цель: Учить детей основным правилам игры. Упражняться в сильном и резком катание шара в кегли правой рукой. Развивать глазомер.

4 неделя

13

Игра « Поможем Золушке» 
Цель: Учить  классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. 

Подвижная игра «Найди, где спрятано»  
Цель: Учить ориентироваться в группе, выполнять действия по сигналу.

Январь

1 неделя

14

Игра «Украсим елку бусами» 
Цель: Учить  выявлять и абстрагировать свойства предметов. Подвижная игра «Веселая карусель» 
Цель: продолжать развивать двигательную активность детей, выполнять движения в соответствии с текстом.

2 неделя

15

Игра «Клад» 
Цель: Учить классифицировать  по определенному признаку; выполнять  игровое действие в соответствии с выделенным признаком. 

Подвижная игра «Бездомный заяц»
Цель: Учить детей действовать по сигналу. Развивать внимание, смекалку.

3 неделя

16

Игра «Один обруч» 
Цель: Учить разбивать множество по одному свойству на два подмножества; производить логическую операцию «не». 

Подвижная игра «Подбрось-поймай» 
Цель: Учить детей соревноваться. Упражнять в бросании мяча двумя руками снизу вверх и ловить его.

4 неделя

17

Игра « Угощение для медвежат» 
Цель: Учить обобщать свойства предметов, называть их; использовать  карточки – символы. Учить подбирать  предмет в соответствии с карточкой, обосновывать  в речи свой выбор. 

Подвижная игра «У медведя во бору» 
Цель: Приучать детей поочерёдно выполнять разные функции (убегать и ловить).

Февраль

1 неделя

18

Игра «Улитка» 
Цель: Учить  классифицировать  блоки по двум признакам (цвет и форма); отражать в речи цвет, форму предмета. 

Подвижная игра «Кто ушёл?» 
Цель: Учить детей ориентироваться в помещении группы. Развивать память, внимание.

2 неделя

19

Игра « Домино» 
Цель: Учить  сравнивать свойства предмета; действовать на основе выделенных свойств. 

Подвижная игра «Ловишки» 
Цель: Учить бегу в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.

3 неделя

20

Игра «Два обруча» 
Цель: Учить использовать  знание свойств геометрических фигур для распределения блоков в двух обручах. 
Подвижная игра «Повар и котята»

Цель: Упражнять детей в различных видах ходьбы или бега, развитие быстроты реакции, сноровки, умения ориентироваться на слово.

4 неделя

21

Игра «Художники» 
Цель: Учить анализировать  и сравнивать свойства предмета; использовать  их в творческой деятельности. 

Подвижная игра «Перелёт птиц»
Цель: Развивать реакцию на словесные сигналы,  развивать внимание, ловкость.

Март

1 неделя

22

Игра «Лабиринт» 
Цель: Учить  «читать» карточки – символы; выбирать необходимый блок из нескольких. 

Подвижная игра «Гуси-лебеди»        
Цель: Упражнять в беге с увертыванием. 

2неделя

23

Игра «На свою веточку» 
Цель: Учить определять свойства блоков по карточкам, называть их;  анализировать, выделять свойства фигур; классифицировать фигуры по нескольким признакам.

 Подвижная игра «Пастух и стадо»

Цель: Закрепление умения играть по правилам игры. Упражнять в ползание на четвереньках.

3 неделя

24

Игра « У кого в гостях Вини – Пух и Пятачок» 
Цель: Учить анализировать, обобщать свойства предметов, использовать их для решения игровой задачи. 

Подвижная игра «Мышеловка»

Цель: Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражнять в беге и приседание, построение в круг и ходьбе по кругу.

4 неделя

25

Игра «Помоги муравьишкам» 
Цель: Учить называть свойства предмета. 

Подвижная игра «Гори, гори ясно! »

Цель: Развивать у детей выдержку, ориентировку в пространстве. Упражнять в быстром беге.

Апрель

1 неделя

26

Игра« Гусеница» 
Цель: Учить выделять и абстрагировать  цвет, форму, величину. 

Подвижная игра «Ловишки из круга»

Цель: Развивать у детей умение согласовывать движения со словами.

2 неделя

27

Игра «Волшебное дерево» 
Цель: Учить классифицировать блоки по трем признакам (цвет – форма – размер) и выделять основные признаки. 

Подвижная игра «Волк во рву»

Цель: Развивать смелость и ловкость, умение действовать по сигналу. Упражнять в прыжках в длину с разбегу.

3 неделя

28

Игра « Паровозики» 
Цель: Учить  классифицировать блоки по двум, трем признакам: цвету и форме; форме и размеру.

 Подвижная игра «Совушка»

Цель: Развивать у детей  наблюдательность, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять детей в беге.

4 неделя

29

Игра « Этажи» 
Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве.

Подвижная игра «Пожарные на ученье»

Цель: Развивать у детей чувство коллективизма, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в лазании и в построении в колонну.

Май

1 неделя

30

Игра «Магазин» 
Цель: Закреплять умение выделять и абстрагировать свойства предмета, сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам. 

Подвижная игра «Подбрось – поймай»
Цель: Упражнять в бросании мяча двумя руками снизу вверх и ловить его.

2 неделя

31

Игра «Найди цветок» 
Цель: Закреплять умение выделять и абстрагировать цвет, форму, размер; сравнивать предметы по заданным свойствам. 

Подвижная игра «Кошка и мышка»
Цель: Развивать у детей умение быстро действовать по сигналу, ходить, сохраняя форму круга. Упражнять в беге с ловлей.

3 неделя

Заключение (ожидаемые результаты)

К концу года дети могут:

  • Группировать предметы по цвету, размеру, форме;
  • При поддержке взрослого составлять группы из однородных  предметов и выделять один предмет из группы;
  • Находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов;
  • Определять количественное соотношение двух  групп предметов; понимать конкретный смысл слов: больше - меньше, столько же;
  • Различать круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и  круглую форму;
  • Понимать смысл обозначений : вверху - внизу; впереди - сзади; слева - справа; на, над - под; верхняя - нижняя;
  • Уметь кодировать и расшифровывать свойства геометрических фигур Дьенеша.

Литература:

1. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - ВАКО, 2005 г.

2. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.

3. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Баласс, 2003 г.

4. Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.

5. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. М. : Просвещение, 1990.

6. Белоусова Л. Е. Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть. СПб. : Детство-пресс, 2004.

7. Чеплашкина И. Н. Математика – это интересно. СПб. : Детство-пресс, 2006.

8. Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб. : Детство-пресс, 2004.

9. Павлова Л. Н., Маврина И. В. Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей детей 4 – 5 лет. М., 2002.

10. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. М., 1988.

11."Логика и математика для дошкольников" Методическое издание Е.А. Носова; Р.Л. Непомнящая. "Санкт- Петербург". "Акцидент" 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела основной общеобразовательной программы Тема: "Развитие познавательных способностей младших дошкольников средствами ознакомления с природой".

Методическая разработкараздела основной общеобразовательной программыТема: " Развитие познавательных способностей младших дошкольников средствами ознакомления с природой"...

Методическая разработка "Использование игровых методик для развития коммуникативного поведения старших дошкольников"

В данной методической разработке представлены коммуникативные упражнения, которые необходимы воспитателям, родителям для развития коммуникативного поведения старших дошкольников.В разработке предложен...

Методическая разработка «Использование игровых технологий для развития социально-коммуникативных навыков дошкольников»

Игровые педагогические технологии, могут стать верным помощником и воспитателей, и родителей в процессе социально-коммуникативного развития ребенка. Ведь даже для детей старшего возраста, не...

Методическая разработка "Использование фишечной системы для стимулирования познавательной активности и развития коммуникативных навыков у детей старшего возраста"

Использование фишечной системы для стимулирования познавательной активности и развития у детей старшего возраста коммуникативных и гигиенических навыков....

Методическая разработка " Развитие познавательных способностей младших дошкольников средствами ознакомления с природой"

laquo;Любовь к природе – это эстетическое чувство, формирующее взгляды, вкусы, утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и может вредно отразится на умственных способностях, а еще вероятнее...

«Использование блоков Дьенеша для развития познавательных способностей у дошкольников 4 -5 лет»

В процессе обучения и воспитания детей в детском саду стоит задача всестороннего развития ребенка. Одна из важнейших задач воспитания ребёнка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений...