Развитие речи старших дошкольников посредством театрализованной деятельности.
материал
Речь - величайшее богатство, данное человеку. И её, как и любое богатство, можно либо приумножить, либо незаметно растерять.
Чем богаче и правильней речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире возможности его общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_starshih_doshkolnikov_posredstvom_teatralizovannoy_deyatelnosti.docx | 16.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи старших дошкольников посредством театрализованной деятельности.
Современные концепции дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС предполагают изменение подхода к развитию личности ребенка. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
Однако если человек выражает свои мысли непоследовательно, неграмотно, недоступно для окружающих, то становятся неинтересными, непонятными его мысли и решения. Следовательно, современный высокообразованный человек должен обладать хорошо развитой речью.
Речь - величайшее богатство, данное человеку. И её, как и любое богатство, можно либо приумножить, либо незаметно растерять.
Ещё К. Д. Ушинский отмечал, что центральная роль в формировании человека принадлежит родному языку, «усваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова, их сложения, видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка…».
Чем богаче и правильней речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире возможности его общения.
Е. И. Тихеева указывала, что «родной язык, его беспрепятственное и всестороннее развитие должны быть поставлены в основу воспитания».
Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Активизировать речевое развитие помогает игровая деятельность. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и «раскрываются».
По мнению О.С. Ушаковой театрализованные игры позволяют успешно решать многие воспитательно-образовательные задачи дошкольной образовательной организации: развить художественный вкус, творческие способности, фантазию, воображение, память. Ребенок усваивает идейное содержание произведения, логику и последовательность событий. При этом дошкольник знакомится с ярким выразительным народным языком, обогащает свой словарь, развивает речь, формирует внимание. Театр в детском саду учит ребенка видеть прекрасное в жизни и людях, зарождает стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
Театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. К сожалению, педагоги используют её в работе в основном для развития творческого потенциала детей и, чаще всего, как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни – достаточно бессистемно, эпизодически, по своему усмотрению, зачастую для того, чтобы сделать жизнь детей в группе более увлекательной, разнообразной. Подготовка к спектаклю чаще всего заключается в разучивании ролей с многократным повторением текста детьми. А некоторыми педагогами игра-драматизация и вовсе отдаётся на откуп детям.
Сегодня дошкольная педагогика ищет пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению «школьного» типа, а игра – ведущая деятельность детей до семи лет, которая и должна преимущественно использоваться педагогами.
Театрализованная деятельность, являясь разновидностью игры, изначально носит синтетический характер: это литературный текст и звучащее слово, пластика и действия актёра, его костюм и изобразительное пространство сцены (свет, цвет, музыка и пр.). Детский театр позволяет педагогу решать задачи не только исполнительного характера, но речевые, познавательные, социальные, и эстетические.
Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И мысль, сказанная немецким психологом Карлом Гроссом, до сих пор пользуется популярностью: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».
Несомненно, что развитие речи детей любого возраста - одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно: в быту, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. Но как сделать так, чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости? Эти вопросы может помочь решить театрализованная деятельность.
Именно театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка, стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства.
Старший дошкольный возраст - период интенсивного развития личности, который характеризуется целостностью сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной сфер, становлением основ самостоятельности и творческой индивидуальности ребенка в разных видах деятельности.
В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
Театрализованная деятельность также является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованная деятельность развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогу оказывать позитивное влияние на детей.
Использование театральной деятельности в целях развития речи детей становится возможным при выполнении следующих условий:
- совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей);
- наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;
- при создании соответствующей развивающей предметно-пространственной среды;
- последовательном ознакомлении с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей;
- насыщении интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием.
Основатель Московского кукольного театра С.В.Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения… Заинтересовать детей театром совсем не сложно! Именно поэтому в своей психолого-педагогической деятельности для повышения уровня развития речи детей просто необходимо использовать театрализованную деятельность.
Литература:
1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1991.
2. Бочкарева Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. – Ульяновск, ИПКПРО, 1993.
3. Жукова Р.А. Театрализованная деятельность. - Волгоград, 2006.
4. Петрова Т.И, Сергеева Е.Л, Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду - Школьная Пресса, 2000.
5. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников /Под ред М.: 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая концепция "Развитие речи старших дошкольников средствами театрализованной деятельности"
Педагогическая концепция "Развитие речи старших дошкольников средствами театрализованной деятельности"...
Развитие речи старших дошкольников через театрализованную деятельность
В статье представлено влияние театрализованной игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста....
Развитие речи старших дошкольников посредством театрализованной деятельности.
Дошкольный возраст период активного усвоения разговорного языка, становления и развития всех сторон речи (фонетической, лексической, грамматической). Овладение грамотной речью является необходимым усл...
РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Важным этапом дошкольного возраста, конечно же, является овладение речью. Главной задачей дошкольного учреждения – развитие речи дошкольников. Благодаря речи происходит становление социально - к...
Программа саморазвития педагога по теме"Развитие диалогической речи старших дошкольников посредством театрализованной деятельности"
Повышение уровня знаний по теме: «Развитие диалогической речи старших дошкольников посредством театрализованной деятельности»...
Родительское собрание "Развитие речи старших дошкольников через театрализованную деятельность"
Родительское собрание...