РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Эйвазова Гюльбахар Хусеин кызы

Важным этапом дошкольного возраста, конечно же, является овладение речью. Главной задачей дошкольного учреждения – развитие речи дошкольников. Благодаря речи происходит становление социально - коммуникативных умений, формирование правильной разговорной речи и мышления. В последнее время существенно повышается тенденция к увеличению дошкольников, имеющих различные речевые нарушения. Век скоростных технологий диктует новые правила. Родители, занятые работой, мало уделяют времени на общение с детьми, заменяя этот процесс различными гаджетами. Ещё одна проблема неправильного произношения — это слова–заменители (киса, би-би, тик-так и т.д.).

Многие родители полагаются на помощь детского сада. Но как показывает практика, рассчитанных по ФГОС занятий недостаточно для полноценного освоения речью. Для расширения словаря, мы решили внедрить театрализованную деятельность. Что такое театрализация? Это игра – основная деятельность ребенка в дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eyvazova_razvitie_rechi.docx9.42 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Эйвазова Гюльбахар Хусеин кызы

воспитатель Дошкольных групп, МБОУ ОДПО ЦРО г. о. Самара

Важным этапом дошкольного возраста, конечно же, является овладение речью. Главной задачей дошкольного учреждения – развитие речи дошкольников. Благодаря речи происходит становление социально - коммуникативных умений, формирование правильной разговорной речи и мышления. В последнее время существенно повышается тенденция к увеличению дошкольников, имеющих различные речевые нарушения. Век скоростных технологий диктует новые правила. Родители, занятые работой, мало уделяют времени на общение с детьми, заменяя этот процесс различными гаджетами. Ещё одна проблема неправильного произношения — это слова–заменители (киса, би-би, тик-так и т.д.).

Многие родители полагаются на помощь детского сада. Но как показывает практика, рассчитанных по ФГОС занятий недостаточно для полноценного освоения речью. Для расширения словаря, мы решили внедрить театрализованную деятельность. Что такое театрализация? Это игра – основная деятельность ребенка в дошкольном возрасте.

В процессе адаптации и игровой деятельности мы определили уровень развития каждого ребенка. Это позволило нам спланировать дальнейшую работу.

Огромную роль в развитии речи ребёнка играет предметно-развивающая среда и доступная наглядность. Совместно с родителями нашей группы, была организована зона театрализации. В её состав были включены различные виды театра: кукольный, пальчиковый, деревянный, настольный и различные маскарадные маски. Оформили уголок «Костюмерная» и «Гримёрная», в который поместили яркие сарафаны и рубахи в русском народном стиле, а также костюмы сказочных героев.

Свою работу мы разделили на несколько этапов:

  1. Знакомство детей с сюжетными игрушками. При показе мы подробно рассказываем действия данной игрушки (Зайка –Попрыгайка – прыг-прыг, Кисынька – мур-мур). На данном этапе важно показать разнообразие деятельности с игрушкой. Соответственно, активизируется и речь, и игровые действия.
  2. Театрализация стихотворений и потешек. Например, для инсценировки стихотворения «Мишка косолапый», мы вместе с детьми проигрываем все движения и события, происходящие с медведем.
  3. Подвижные игры по сюжетам. Ребёнок учится в игре проживать различные роли («Гуси – лебеди», Лиса и зайцы» и т.д.), применять их на себе, выбирая и ту или иную роль, соответствовать ей проговаривая слова по тексту.

Все это являлось большой подготовительной работой при подготовке непосредственно игр-драматизаций и маленьких театральных постановок.

  1. Игры – драматизации, в которых дети сами изображают героев сказок, песен, стихотворений. Перевоплощаясь, дети разговаривают голосами своих героев, переживает за них., стараются максимально точно войти в образ, соответствовать ему. Во время таких игр идет интенсивное развитие речи, обогащение словарного запаса, развиваются творческие способности ребенка, его воображение, так же способность управлять собой, ребенок учится мыслить самостоятельно и логично. Важно помнить, что все поставленные произведения должны соответствовать возрасту детей. В нашем случае это были сказки «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят».

В некоторых сказках текст мы меняли на стихотворную форму, но не теряя смысл самой сказки – она должна быть узнаваема.

Отрывок из сказки «Репка» в нашей интерпретации:

Как у Волги, у реки жили-были старики.

Утром рано как-то раз, дед ведро воды припас.

Ею грядку он полил, семя репки посадил.

Рука лёгкая у деда, репка выросла к обеду

Вот пошел дед в огород,

Почесал свой светлый лоб

Тащит, тащит корнеплод.

Репка к деду не идёт

Тогда бабушку позвал

Про беду свою сказал,

Бабка деда обняла,

Но помочь, вот, не смогла…

В заключении мы можем сказать с полной уверенностью, что в театрализованной деятельности, однозначно, формируется диалоговая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание прочитанного или рассказанного им произведения, структуру событий и их развитие. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Проведенная нами работа по внедрению в процесс развития речи ребенка театрализованных игр оправдала себя: дети становятся более раскрепощенными, открытыми, улучшается речь и взаимопонимание. Мы планируем и дальше развиваться в театрализации, пополнять зону театра другими героями из сказок по возрасту.

Список литературы:

  1. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.-М.: Сфера, 2001.
  2. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду. Великий Новгород, 2006.
  3. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. – М.: Школьная пресса, 2000.
  4. Скворцова А. 365 сказок, стихов, потешек, скороговорок, загадок. – Проф-Пресс, 2019 г.
  5. Каргина Е. В., Редина А. В. Адаптированная сказка Репка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы перед педагогами ДОУ на методическом часе: Развитие речи младшего дошкольника посредством проектной деятельности.

Одним из эффективных средств решения воспитательных и образовательных задач педагогический коллектив нашего ДОУ  считает метод педагогического проектирования. Проектная деятельность представ...

Развитие речи старших дошкольников посредством театрализованной деятельности.

Дошкольный возраст период активного усвоения разговорного языка, становления и развития всех сторон речи (фонетической, лексической, грамматической). Овладение грамотной речью является необходимым усл...

Проект: «Развитие речи младших дошкольников посредством изобразительной деятельности»

Проект: «Развитие речи младших дошкольников посредством изобразительной деятельности»...

Развитие речи младших дошкольников посредством включения в занятия театрализованных игр

Детство - особый период жизни, который нужно прожить радостно и ярко, интересно и содержательно. Наша задача, как педагогов — создать для этого все необходимые условия. В этом может помочь театр...

Развитие речи младших дошкольников посредством театрализованных и пальчиковых игр

Здесь Вы познакомитесь со способами развития речи у младших дошкольников....

Мастер-класс «Развитие речи младших дошкольников посредством пальчиковых и театрализованных игр»

В современных условиях, при подготовке ребенка к обучению в школе и дальнейшей жизни в социуме, мало вооружать его определенной суммой знаний, необходимо развивать связную речь то есть умение общаться...

Развитие речи старших дошкольников посредством театрализованной деятельности.

  Речь -  величайшее богатство, данное человеку.  И её, как и любое богатство, можно либо приумножить, либо незаметно растерять.  Чем богаче и правильней речь ребенка, ...