Проект «Эффективные формы взаимодействия с родителями»
материал
Проект «Эффективные формы взаимодействия с родителями» (Построение взаимодействия с семьями воспитанников в образовательном процессе)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект «Эффективные формы взаимодействия с родителями» | 32.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированно вида №39 «Теремок»
«Эффективные формы взаимодействия с родителями»
(Построение взаимодействия с семьями воспитанников в образовательном процессе)
Маклакова Надежда Васильевна
Старший воспитатель МБДОУ №39
Актуальность проблемы:
Сегодня в сфере дошкольного образования происходят большие изменения, направленные, прежде всего, на улучшение его качества.
В Федеральный государственный стандарт дошкольного образования заложены основные принципы:
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
сотрудничество Организации с семьёй;
-приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Одной из задач дошкольного учреждения является построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления развития каждого ребенка, вовлечение семей воспитанников в непосредственно образовательный процесс.
Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогом и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.
Сотрудничество с семьей – один из самых трудных видов профессиональной деятельности, ведь оно предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие.
Таким образом, анализ состояния данной проблемы взаимодействия специалистов ДОУ с родителями и определили актуальность темы проекта.
Перед разработкой проекта были выявлены противоречия, которые обусловили выбор темы проекта:
- между необходимостью совершенствования системы взаимосвязи ДОУ и семьи и поиском новых форм взаимодействия;
- между необходимостью формирования педагогической компетентности у родителей и недостаточным количеством технологических решений по реализации данной проблемы.
Выявленное противоречие обусловило наличие проблемы: недостаточное эффективное взаимодействие ДОУ и семьи.
Поэтому основная идея проекта- создание и внедрение в образовательный процесс эффективных форм сотрудничества с семьями воспитанников, позволяющие установить конструктивное и целенаправленное взаимодействие педагога и родителей, способствующие качеству предоставления образовательных услуг.
В этом случае целью нашего проекта станет – организация методической работы по созданию условий взаимодействия специалистов ДОУ с родителями воспитанников.
Далее необходимо определить перечень задач для решения нашей проблемы:
- Создать условия для формирования внешнего благоприятного воспитательного пространства ДОУ.
- Привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.
- Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по организации работы с семьей.
Тип проекта: долгосрочный, открытый, коллективный, практический.
Участники проекта: педагоги, дети и их родители.
Ожидаемые результаты:
- участие родителей в воспитательно–образовательном процессе детского сада как субъектов этого процесса;
- повышение педагогической культуры родителей и воспитателей;
- объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Основные риски проекта:
Основные риски проекта | Пути их минимизации |
Трудности в преодолении стереотипов родителей в образовании детей. | Просвещение родителей по новым методам взаимодействия с учетом индивидуальных качеств каждого. |
Отказ родителей от личного участия в проекте. | Развитие партнерских отношений между педагогом и родителями. Обеспечение максимальной открытости и доступности информации о реализуемом проекте. |
Ресурсное обеспечение проекта осуществляется через совершенствование деятельности следующих составляющих:
Кадровое:
-создание условий для повышения квалификации педагога.
Информационное:
-развитие сотрудничества с родителями.
Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы.
Для решения поставленных задач может быть использован следующий комплекс методов: изучение и анализ психолого-педагогической литературы; целенаправленные наблюдения, в том числе включенные; индивидуальные беседы с детьми, родителями, различными специалистами ДОУ, анкетирование, интервьюирование, изучение детских работ; анализ документации, обработка результатов, полученных в ходе проекта и др.
Прогнозируемые результаты:
- выявлены особенности профессионального педагогического взаимодействия специалистов ДОУ и родителей с учетом современных тенденций семейного воспитания дошкольников;
- сконструирована модель взаимодействия педколлектива ДОУ и родителей воспитанников;
- определены показатели эффективности процесса взаимодействия специалистов ДОУ и родителей.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный (март-май 2020 года)
Цель: определение целей и форм взаимодействия с родителями.
-анкетирование;
-изучение теории и практики использования новых форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС;
-формирование «Почты доверия» для выявления актуальных вопросов, волнующих родителей по воспитанию детей;
-подбор методической литературы по взаимодействию с родителями;
-составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий
2 этап – практический (май 2020г. -март 2021года)
Цель: реализация системы сотрудничества между участниками образовательного процесса.
-педагогическая поддержка родителей (собрания, открытая непосредственно образовательная деятельность, мастер-классы);
-педагогическое образование родителей (творческие и исследовательские проекты, тематические встречи, библиотека для родителей);
-совместная деятельность детей и родителей (конкурсы, досуги, акции) в соответствии с разработанным планом работы, позволяющая вовлекать родителей в процесс воспитания детей согласно задачам учреждения, применяя различные методы и формы.
Это формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада.
3 этап – аналитический (март-май 2021 года)
Цель: подведение итогов партнерства педагога и семьи.
-определение эффективности сотрудничества между участниками образовательного процесса;
-проведение анализа проделанной работы;
-открытое обсуждение материалов проекта на уровне дошкольного учреждения.
Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители — не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.
В ходе реализации данного этапа проекта выявлено, что родители активны в таких формах взаимодействия как:
- участие в ОД, где у родителей есть возможность наравне с детьми выполнять определенные задания, участвовать в исследовательской деятельности;
- мастер-классы, где каждый родитель имеет возможность научится применять знания по взаимодействию со своим ребенком, во время игры достигать поставленных задач;
-проекты, когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания, например, по ознакомлению дошкольников с родным городом. Они собирают информацию об архитектуре, названиях улиц, площадей, делают фотографии и др. Затем представляют свои работы на общем мероприятии;
- выставки, которые помогают родителям совместно с детьми выполнить поделки, рисунки и показать свои результаты труда;
-стало традицией в нашем дошкольном учреждении проводить праздничные акции, например, в ходе акции «Поздравление женщин микрорайона с Днем матери», «День знаний»,«Поздравление с Новым годом жителей микрорайона», родители получили возможность оказать помощь в изготовлении подарков и поздравительной газеты, пообщаться друг с другом, увидеть своего ребёнка в общении со сверстниками и взрослыми.
Ну и одним из самых любимых видов совместной деятельности остается участие родителей в праздниках. Живое общение с мамой или папой приносит детям особое удовольствие, а родители, погружаясь в мир детского праздника, лучше понимают своих детей, их желания и интересы.
Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам таких мероприятий выпускаются буклеты, альбомы с фотографиями.
Таблица 1
Взаимодействие ДОУ и семьи
Внутренняя среда | |
Сильные стороны | Слабые стороны |
Нормативно-правовая база: - наличие лицензии на право ведения образовательной деятельности - наличие Устава ДОУ -наличие аттестации и аккредитации - положение о родительском комитете - договор между МДОУ и родителями воспитанников | 1. Слабая связь с социумом. 2.Отсутствует попечительский совет и положение о нем |
Педагогические кадры: - высшее образование -50% -средне-специальное - 50% - Высшую категорию - 19% -Первую категорию- 56% Наличие специалистов – учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель. | 1. Слабая мотивация педагогов. |
Методическая работа: Проведение консультаций -проведение семинаров - самообразование педагогов | 1.Отсутствие мониторинга эффективности работы с родителями |
Педагогическое просвещение родителей через различные формы работы (таблица №4) | 1.Низкая активность родителей. 2.Однообразие форм работы |
Материально-техническая база: Музыкальный зал Музыкальный центр Фотоаппарат Компьютер мультимедиа | 1.Недостаточное количество методической литературы
|
Внешняя среда | |
Возможности | Ограничения |
1.Углубление связей с социумом 2.Получение грантов по результатам участия в конкурсах разных уровней | 1.Наличие конкурентов 2.Отсутствие интереса и желания родителей участвовать в работе ДОУ |
Методика изучения семей воспитанников
Таблица 2
Технология организации взаимодействия ДОУ с семьей
Цель: решение задач, связанных с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечением родителей в педагогический процесс в ДОУ.
Таблица 3
Формы работы с семьей
Таблица 4
Этапы проведения психолого-педагогического просвещения родителей
Первый этап – демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество. Значимость данного этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка.
На втором этапе родителям дают практические знания психолого-педагогических особенностей воспитания ребенка. При этом используются различные формы и методы. Это могут быть общие родительские собрания, групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты и т.д.
Третий этап предполагает ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросить совета у воспитателей по интересующим их проблемам.
Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет профессиональная компетентность педагогов ДОУ, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества воспитателя
План мероприятий
Цель – создание эффективных условий для взаимодействия ДОУ с семьей
В заключении хочется отметить, что во время работы над проектом, конечно же, возникали проблемы - не знание как организовать то или иное мероприятие конструктивно, с пользой, как для меня, так и для педагогов, и родителей. А так же я столкнулась с проблемой, когда родители неохотно принимали участие в мероприятиях, отмахиваясь, что им некогда быть участниками, а ведь это очень важно для малыша и, конечно же, для нас.
А самым ярким впечатлением в ходе реализации проекта стало организация праздничной акции, здесь была видна увлеченность этой идеей родителями и детьми, желание поучаствовать в изготовлении подарков и газеты и, конечно же, удивление и приятное волнение жителей города. Ведь не даром говорят: «Подарки приятно не только получать, но и дарить».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей:"Эффективное взаимодействие с родителями при проведении родительских собраний и встреч с родителями
Консультация для воспитателей " Эффективное взаимодействие с родителями при проведении родительских собраний и встреч с родителями: формы работы с семьей, 10 правил проведения родительского собрания, ...
Проект эффективного взаимодействия воспитателей c родителями при осуществлении физкультурно-оздоровительной работы с детьми младшего возраста «Капелька здоровья»
Здоровье—это драгоценность (и при этом единственная)ради которой действительно стоит не только не жалетьвремени, сил, трудов и всяческих благ,но и пожертвовать ради него частицей самой жизни,поскольку...
Статья на темя: "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания. Проект "Чудо дерево".
Статья на темя: "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания. Проект "Чудо дерево"....
Проект эффективного взаимодействия воспитателей с родителями при осуществлении физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях детского сада. Основная цель – снижение заболеваемости детей.От состояния здоровья в первую очередь зависит возможно...
педагогический проект «Неделя здоровья – как эффективный способ привлечения родителей и детей к здоровому образу жизни»
проект для детей средней группы...
Проект "«Эффективное применение традиционных наполненных новым содержанием форм работы с родителями»
Проект "«Эффективное применение традиционных наполненных новым содержанием форм работы с родителями»...
Проект Эффективные формы и методы работы с родителям» «Мы вместе»
Проект Эффективные формы и методы работы с родителям» «Мы вместе» ...