Проект «Эффективные формы взаимодействия с родителями»
материал

Надежда Васильевна Маклакова

 Проект «Эффективные формы  взаимодействия с родителями»     (Построение взаимодействия с семьями воспитанников в образовательном процессе)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированно вида №39 «Теремок»

«Эффективные формы  взаимодействия с родителями»    

(Построение взаимодействия с семьями воспитанников в образовательном процессе)

Маклакова Надежда Васильевна

Старший воспитатель МБДОУ №39

        Актуальность проблемы:

Сегодня в сфере дошкольного образования происходят большие изменения, направленные, прежде всего, на улучшение его качества.

В Федеральный государственный  стандарт дошкольного образования заложены основные принципы:

 - содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

 сотрудничество Организации с семьёй;

-приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. 

Одной из задач дошкольного учреждения является построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления развития каждого ребенка, вовлечение семей воспитанников в непосредственно образовательный процесс.

Положительный  результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогом  и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

 Сотрудничество с семьей – один из самых трудных видов профессиональной  деятельности, ведь оно  предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие.

Таким образом, анализ состояния данной проблемы взаимодействия специалистов ДОУ с родителями и определили актуальность темы проекта.          

Перед  разработкой проекта были выявлены противоречия, которые обусловили выбор темы проекта:

- между необходимостью совершенствования системы взаимосвязи ДОУ и семьи и поиском новых форм взаимодействия;

- между необходимостью формирования педагогической компетентности у родителей и недостаточным количеством технологических решений по реализации данной проблемы.

Выявленное противоречие обусловило наличие проблемы: недостаточное эффективное взаимодействие ДОУ и семьи.

  Поэтому основная идея проекта- создание и внедрение в образовательный процесс  эффективных форм  сотрудничества с семьями воспитанников,  позволяющие установить конструктивное и целенаправленное взаимодействие  педагога и родителей, способствующие качеству предоставления образовательных услуг.

В этом случае целью нашего проекта станет – организация методической работы по созданию условий взаимодействия специалистов ДОУ с родителями воспитанников.

Далее необходимо определить перечень задач для решения нашей проблемы:

- Создать условия для формирования внешнего благоприятного воспитательного пространства ДОУ.

- Привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.

- Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по организации работы с семьей.

Тип проекта:  долгосрочный, открытый, коллективный, практический.

Участники проекта: педагоги, дети  и их родители.

Ожидаемые результаты:

-       участие родителей в воспитательно–образовательном процессе детского сада как субъектов этого процесса;

-     повышение педагогической культуры родителей и воспитателей;

-    объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения,  воспитания и развития  детей дошкольного возраста.

 

Основные риски проекта:

Основные риски проекта

              Пути их минимизации

Трудности в преодолении стереотипов родителей в образовании детей.

Просвещение родителей по новым методам взаимодействия с учетом индивидуальных качеств каждого.

Отказ родителей от личного участия в проекте.

Развитие партнерских отношений между педагогом и родителями. Обеспечение максимальной открытости и доступности информации о реализуемом проекте.

Ресурсное обеспечение проекта осуществляется через совершенствование деятельности следующих составляющих:

Кадровое:

-создание условий для повышения квалификации педагога.

Информационное:

-развитие сотрудничества с родителями.

Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы.

Для решения поставленных задач может быть использован следующий комплекс методов: изучение и анализ психолого-педагогической литературы; целенаправленные наблюдения, в том числе включенные; индивидуальные беседы с детьми, родителями, различными специалистами ДОУ, анкетирование, интервьюирование, изучение детских работ; анализ документации, обработка результатов, полученных в ходе проекта и др.

Прогнозируемые результаты:

- выявлены особенности профессионального педагогического взаимодействия специалистов ДОУ и родителей с учетом современных тенденций семейного воспитания дошкольников;

- сконструирована модель взаимодействия педколлектива ДОУ и родителей воспитанников;

- определены показатели эффективности процесса взаимодействия специалистов ДОУ и родителей.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный (март-май 2020 года)

Цель: определение целей и форм взаимодействия с родителями.

-анкетирование;

-изучение теории и практики использования новых форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС;

-формирование «Почты доверия» для выявления актуальных вопросов, волнующих родителей  по воспитанию детей;

-подбор методической литературы по взаимодействию с родителями;

-составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий

2 этап – практический (май 2020г. -март 2021года)

Цель: реализация  системы сотрудничества между участниками образовательного процесса.

-педагогическая поддержка родителей (собрания, открытая непосредственно образовательная деятельность, мастер-классы);

-педагогическое образование родителей (творческие и исследовательские проекты, тематические встречи, библиотека для родителей);

-совместная деятельность детей и родителей (конкурсы, досуги, акции) в соответствии с разработанным планом работы, позволяющая  вовлекать родителей в процесс воспитания детей согласно задачам учреждения, применяя различные методы и формы.

Это формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада.

3 этап – аналитический (март-май 2021 года)

Цель: подведение итогов партнерства педагога и семьи.

-определение эффективности сотрудничества между участниками образовательного процесса;

-проведение анализа проделанной работы;            

-открытое обсуждение материалов проекта на уровне дошкольного учреждения.

Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители — не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.

В ходе реализации  данного этапа проекта  выявлено, что родители активны в таких  формах  взаимодействия  как:

- участие  в ОД, где у родителей есть возможность наравне с детьми выполнять определенные задания, участвовать в исследовательской деятельности;

- мастер-классы, где каждый родитель имеет возможность научится применять знания по взаимодействию со своим ребенком, во время игры достигать поставленных задач;

-проекты, когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания, например, по ознакомлению дошкольников с родным городом. Они собирают информацию об архитектуре, названиях улиц, площадей, делают фотографии и др. Затем представляют свои работы на общем мероприятии;

- выставки, которые помогают родителям совместно с детьми выполнить поделки, рисунки и показать  свои результаты труда;

-стало традицией в нашем дошкольном учреждении проводить праздничные акции, например, в ходе акции «Поздравление женщин микрорайона с Днем матери», «День знаний»,«Поздравление с Новым годом жителей микрорайона», родители получили возможность оказать помощь в изготовлении подарков и   поздравительной газеты, пообщаться друг с другом, увидеть своего ребёнка в общении со сверстниками и взрослыми.

Ну и одним из самых любимых видов совместной деятельности остается участие родителей в праздниках. Живое общение с мамой или папой приносит детям особое удовольствие, а родители, погружаясь в мир детского праздника, лучше понимают своих детей, их желания и интересы.

Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам таких мероприятий выпускаются буклеты, альбомы с фотографиями.

Таблица 1

Взаимодействие ДОУ и семьи

Внутренняя среда

Сильные стороны

Слабые стороны

Нормативно-правовая база:

- наличие лицензии на право ведения образовательной деятельности

- наличие Устава ДОУ

-наличие аттестации и аккредитации

- положение о родительском комитете

- договор между МДОУ и родителями воспитанников

1. Слабая связь с социумом.

2.Отсутствует попечительский совет и положение о нем

Педагогические кадры:

- высшее образование -50%

-средне-специальное - 50%

- Высшую категорию - 19%

 -Первую категорию- 56%

Наличие специалистов – учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.

1. Слабая мотивация педагогов.

Методическая работа:

Проведение консультаций

-проведение семинаров

- самообразование педагогов

1.Отсутствие мониторинга эффективности работы с родителями

Педагогическое просвещение родителей через различные формы работы (таблица №4)

1.Низкая активность родителей.

2.Однообразие форм работы

Материально-техническая база:

Музыкальный зал

Музыкальный центр

Фотоаппарат

Компьютер

мультимедиа

1.Недостаточное количество методической литературы

 

Внешняя среда

Возможности

Ограничения

1.Углубление связей с социумом

2.Получение грантов по результатам участия в конкурсах разных уровней

1.Наличие конкурентов

2.Отсутствие интереса и желания родителей участвовать в работе ДОУ

Методика изучения семей воспитанников

Таблица 2

Цель

Информация

Формы и методы

Изучение семьи

Социологическая характеристика

Анкеты и тесты для родителей, рисунки детей «Моя семья», сочинения родителей, психолого-педагогические беседы, консультации.

Мониторинг внутри детского сада

Об удовлетворенности родителей качеством воспитания и обучения

Наблюдения, анкеты, беседы, интервью, открытые занятия для родителей с последующим обсуждением, «круглые столы», мастер-классы (с родителями)

Привлечение родителей к сотрудничеству

Об информационных запросах родителей; об ориентации родителей в сфере образования, наличие их свободного времени, материальных и профессиональных возможностей.

Анкеты, беседы, «круглые столы».

Информационно-просветительская работа с родителями

О правовой психо-педагогической компетентности родителей и проблемах обучения и воспитания

Тесты, наблюдения за всеми субъектами образовательного процесса, беседы, обсуждения педагогических ситуаций.

Технология организации взаимодействия ДОУ с семьей

Цель: решение задач, связанных с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечением  родителей  в педагогический процесс в ДОУ.

Таблица 3

Система работы ДОУ с семьей

Принципы работы с родителями

  • Целенаправленность, систематичность, плановость;
  • Дифференцированный подход к работе с учетом специфики каждой семьи;
  • Возрастной характер работы с родителями;
  • Доброжелательность, открытость

Методы изучения семьи

  • Анкетирование;
  • Наблюдение за ребенком;
  • Обследование семьи с помощью проективных методик;
  • Беседа с ребенком;

Беседа с родителями

Формы работы с родителями

  • Общие, групповые, индивидуальные;
  • Педагогические консультации, беседы, тренинги, мастер-классы, газета «Теремок», детско-родительский клуб «В детский садик вместе с мамой»;
  • Совместное проведение занятий, досугов, акций;
  • Участие родителей в методических мероприятиях: изготовление костюмов, организация видеосъемки;
  • Дни открытых дней;

Клубы по интересам

Формы работы с семьей

Таблица 4

Родительские собрания в группах

Задача: сформировать общие интересы у детей и родителей,  научить родителей самостоятельно решать возникающие педагогические проблемы.

детско-родительский клуб «В детский садик вместе с мамой»

Задача: обеспечить наиболее комфортные условия адаптации малыша и его родителей к условиям ДОУ. В течение  четырех месяцев ( март-май) ребенок посещает группу вместе с мамой или другим членом семьи.

Газета для родителей

Задача: привлечь внимание родителей к воспитательным событиям в детском саду, активизировать их участие в жизни ДОУ.

Один раз в квартал выпускается газета, в которой рассказывается о жизни детского сада, даются консультации специалистов, информация о доходах и их распределении, предлагается игровой материал для семейных игр.

Фотоальбом «Давай познакомимся»

Задача: познакомить ребенка и его родителей с детским садом еще до прихода ребенка в  детский сад.

При первом посещении родителями предлагаем для просмотра фотоальбом с фотографиями и информацией о детском саде.

Фотоальбом «Моя семья»

Задача: привнести часть семейного тепла в стены детского сада.

В уголке уединения лежит семейный альбом. Если ребенку грустно, он всегда может взять его и посмотреть на фотографию своей семьи.

«Ваши добрые дела»

Задача: поощрять участие родителей в том или ином мероприятии, выражать благодарность за любую оказанную помощь.

Свободная библиотека

Задача: рекомендовать психолого-педагогическую  и иную  литературу родителям и детям. Родители и дети  берут  интересующую их литература для прочтения дома.

«Встреча с интересными людьми».

Задача: воспитывать у детей уважение к труду взрослых, научить гордиться достижениями родителей.

Родители рассказывают о своих увлечениях, досугах, достижениях, организовывают кружковую работу.

«Поздравительная акция»

Задача: способствовать сотрудничеству родителей и детей в совместной деятельности.

Организация акции и совместное изготовление поделок и газеты для поздравления жителей микрорайона.

Анкетирование

Задача: сбор информации об удовлетворенности родителей качеством воспитания и обучения

Информационные общие стенды

Задача: информировать родителей:

- о программах воспитания и развития детей в детском саду, кружковой деятельности, проводимых мероприятиях.

«День экскурсий»

Задача:  способствовать сотрудничеству родителей и педагогов при организации экскурсий в рощу.

«Музей в чемодане»

Задача:  способствовать сотрудничеству родителей и педагогов при организации совместного мероприятия с Краеведческим музеем.

Этапы проведения психолого-педагогического просвещения родителей

Первый этап – демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество. Значимость данного этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка.

На втором этапе родителям дают практические знания психолого-педагогических особенностей воспитания ребенка. При этом используются различные формы и методы. Это могут быть общие родительские собрания, групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты и т.д.

Третий этап предполагает ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросить совета у воспитателей по интересующим их проблемам.

Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет профессиональная компетентность педагогов ДОУ, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества воспитателя

План мероприятий

Цель – создание эффективных условий для взаимодействия ДОУ с семьей

Мероприятие

Срок

Ответственный

Задачи: создать условия для формирования внешнего благоприятного воспитательного пространства ДОУ.

- Привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе

Проведение анкетирования по изучению спроса на образовательные услуги

сентябрь

Заведующий,

Старший воспитатель

Выпуск газеты «Теремок»

 1 раз в квартал

Старший воспитатель, творческая группа

Экскурсия в рощу

сентябрь, октябрь

Старший воспитатель группа, инструктор по физической культуре, воспитатели

«Музей в чемодане»

ежемесячно

Старший воспитатель, воспитатели, представитель Краеведческого музея

«Поздравительные акции»

Творческая группа

Оформление стенда «О психологической службе МДОУ»

Ноябрь

Старший воспитатель, педагог-психолог

Проведение открытых занятий для родителей

ежемесячно

Воспитатели

Постановка сказки «Кошкин дом» с участием родителей

февраль

Музыкальный руководитель

Участие родителей в праздниках

постоянно

Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре

Родительские собрания

ежеквартально

Воспитатели

Разработка памяток «Шпаргалки для родителей»

ежеквартально

Старший воспитатель, воспитатели, специалисты

Задача - Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по организации работы с семьей

Изучение запросов семьи

сентябрь

Старший воспитатель

Изучение профессионального уровня педагогов по работе с семьей

сентябрь

Старший воспитатель

Создание творческой группы

Октябрь

Старший воспитатель

Приобретение методической литературы по теме «Детский сад-семья»

сентябрь

Старший воспитатель

Проведение смотра-конкурса родительских уголков

октябрь, март

Старший воспитатель

Обобщение опыта работы по проблеме

апрель

Старший воспитатель

Создание памяток для воспитателей

Декабрь, апрель

Старший воспитатель

Проведение семинара «Учимся общаться с родителями»

февраль

Старший воспитатель,

Педагог-психолог, учитель-логопед

      В заключении  хочется отметить, что во время работы  над проектом, конечно же, возникали проблемы - не знание как организовать то или иное мероприятие конструктивно, с пользой, как для меня, так и для педагогов, и родителей. А  так же я столкнулась с проблемой, когда родители неохотно принимали участие в мероприятиях, отмахиваясь, что им некогда быть участниками, а ведь это очень важно для малыша и, конечно же, для нас.

А  самым ярким впечатлением в ходе реализации проекта стало организация  праздничной акции, здесь была видна  увлеченность этой идеей родителями и детьми, желание поучаствовать в изготовлении подарков  и газеты и, конечно же, удивление и  приятное волнение жителей города. Ведь не даром говорят: «Подарки приятно не только получать, но и дарить».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей:"Эффективное взаимодействие с родителями при проведении родительских собраний и встреч с родителями

Консультация для воспитателей " Эффективное взаимодействие с родителями при проведении родительских собраний и встреч с родителями: формы работы с семьей, 10 правил проведения родительского собрания, ...

Проект эффективного взаимодействия воспитателей c родителями при осуществлении физкультурно-оздоровительной работы с детьми младшего возраста «Капелька здоровья»

Здоровье—это драгоценность (и при этом единственная)ради которой действительно стоит не только не жалетьвремени, сил, трудов и всяческих благ,но и пожертвовать ради него частицей самой жизни,поскольку...

Статья на темя: "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания. Проект "Чудо дерево".

Статья на темя: "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания. Проект "Чудо дерево"....

Проект эффективного взаимодействия воспитателей с родителями при осуществлении физкультурно-оздоровительной работы с детьми.

В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях детского сада. Основная цель – снижение заболеваемости детей.От состояния здоровья в первую очередь зависит возможно...

Проект "«Эффективное применение традиционных наполненных новым содержанием форм работы с родителями»

Проект "«Эффективное применение традиционных наполненных новым содержанием форм работы с родителями»...

Проект Эффективные формы и методы работы с родителям» «Мы вместе»

Проект Эффективные формы и методы работы с родителям» «Мы вместе» ...