Отчёт по проекту «Использование мастер-классов по SТЕМ образованию, как эффективный способ вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОУ».
проект (старшая группа)

Гладкина Марина Анатольевна

***

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_proekt_stem.docx29.46 КБ
PDF icon otchyot_proekt_stem_starshaya_gr.pdf1.83 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8» Коркинский Муниципальный район

Проект

«Использование мастер-классов по SТЕМ образованию,

как эффективный способ

вовлечения родителей

в образовательную деятельность ДОУ».

                                                                   Подготовили воспитатели:

                                                                                       Бабушкина И.Э.

                                                                                     Гладкина М.А.

2024г.

Проект

«Использование мастер-классов по SТЕМ образованию,

как эффективный способ вовлечения родителей

в образовательную деятельность ДОУ».

Актуальность проекта :

По словам Президента РФ В. В. Путина, инженерное образование в РФ нужно вывести на новый более высокий уровень. Министр образования и науки Д. Ливанов подчеркнул: «В целях повышения конкурентоспособности нашей страны требуется усиление технической подготовки кадров». Для решения данной задачи требуется утверждение STEM образования в России. Это позволит подготовить высококвалифицированных специалистов, которые внесут большой вклад в развитие нашего общества и государства.

Инновационные продукты и прогрессивные технологии являются базовой составляющей современной образовательной системы. Они позволяют специалистам наилучшим образом подготовить подрастающее поколение к возможным трудностям взрослой жизни, которые могут возникнуть при выборе подходящей профессиональной деятельности.

Внедрение STEM образования в ДОУ помогает детям научиться быстро ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике. Дошкольники приобретают дополнительные практические навыки и умения, которые достаточно востребованы в современной жизни. Увлекательные занятия в виде игр позволяют раскрыть творческий потенциал ребенка.

Основная проблема:

В настоящее время наблюдается технологическая революция. Высокотехнологичные продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества.

В детских образовательных учреждениях, школах и институтах ведущее место начинает занимать робототехника, конструирование, моделирование и проектирование.

Проблема развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста отражена в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования, представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности».

Современному обществу необходим активный, инициативный, креативно мыслящий и доброжелательный гражданин. Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. Поэтому возникла необходимость внедрения STEM – технологии в образовательный процесс детского сада, что дает возможность создать благоприятные условия для приобщения дошкольников к научно-техническому творчеству и формированию творческого мышления и воображения, так же первоначальных технических навыков.

Цели проекта:

1.Внедрение образовательных модулей SТЕМ технологии в образовательный процесс для развития интеллектуальных способностей дошкольников и вовлечение в научно-техническое творчество.

1.Повышение уровня вовлеченности родителей в образовательный процесс.

2. Создание плодотворного взаимодействия между педагогами. детьми и родителями через совместную деятельность.

Задачи проекта:

1. Организовать мастер-классы по направлениям SТЕМ.

2. Обучить родителей современным методам SТЕМ образования.

3. Сформировать командный дух между родителями и детьми через совместное творчество и обучение.

4. Оценить влияние мастер-классов на уровень вовлеченности родителей.

Вид проекта:

 познавательный, информационный, творческий

Участники проекта:

воспитатели, дети, родители (законные представители)

Сроки реализации: краткосрочный

(11 Ноября – 26 Ноября 2024г.)

Планируемый результат

Для детей:

- обеспечить развитие у дошкольников интереса к SТЕМ технологии (науке, технике, образованию).

- способствовать формированию творческого мышления, инициативности, способности к принятию нестандартных решений.

Для родителей:

  • обогащение знаний родителей о принципах и методах SТЕМ образования
  • успешное взаимодействие со своими детьми;

Для воспитателя:

- создание предметно-пространственной развивающей среды по теме проекта;

- совместная работа с родителями по расширению знаний детей.

Что же такое СТЕМ образование в ДОУ?

STEM образование детей дошкольного возраста ориентируется на ФГОС.
STEM образование это комплексное обучение, которое включает в себя одновременное исследование базовых принципов точных наук, это модульное направление образования. Оно объединяет четыре области образования: наука, технология, инженерия и математика.
STEM образование направлено на подготовку детей к будущему современному миру, где знания в области наук и технологий становятся всё более важными. Оно позволяет сформировать познавательные интересы у детей к разным видам деятельности.
Целью STEM образования является развитие интеллектуальных способностей ребёнка, развитие критического мышления, воображения, творческих способностей и навыки решения проблем.
Что же входит в программу, какие модули, и какие образовательные задачи решаются:

  • Образовательный модуль «Дидактическая система Ф. Фребеля»:
  • Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»:
  • Образовательный модуль «Математическое развитие»:
  • «LEGO - конструирование»:
  • Образовательный модуль «Робототехника»
  • Образовательный модуль «Мультстудия «Я творю мир»

Каждый модуль направлен на решение специфичных задач, которые при комплексном их решении обеспечивают реализацию целей STEM образования: развития интеллектуальных способностей в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечения в научно - технического творчество детей дошкольного возраста.

Дети учатся видеть взаимосвязь происходящих событий, лучше начинают понимать принципы логики и в процессе создания собственных моделей открывают для себя что-то новое и оригинальное. Комплексный подход способствует развитию их любознательности и вовлечению в образовательный процесс.

Благодаря STEM подходу дети могут вникать в логику происходящих явлений, понимать их взаимосвязь, изучать мир системно и тем самым вырабатывать в себе любознательность, инженерный стиль мышления, умение выходить из критических ситуаций, вырабатывают навык командной работы и осваивают основы менеджмента и самопрезентации, которые, в свою очередь, обеспечивают кардинально новый уровень развития ребенка.

Для достижения цели и решения задач были выбраны следующие модули:

Модуль «LEGO - конструирование»

Данный модуль в игровой форме позволяет познакомить детей c моделированием при помощи конструктора ЛЕГО.

Через образовательный модуль «LEGO - конструирование» развивается:

- способность к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, речевому планированию и речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности;

- умение создавать новые образы, фантазировать, использовать аналогию.

Образовательный модуль «Математическое развитие»

Он включает настольные развивающие игры, пособия для сенсорного развития, наборы геометрических тел и фигур, демонстрационные и раздаточные материалы по направлениям математического развития, логические головоломки, сортировщики, рамки-вкладыши и объёмные вкладыши, счёты, математические конструкторы и др.

Был выбран один из методов и приёмов «Цветные счётные палочки Кюизенера»

Через образовательный модуль «Математическое развитие» - реализуется комплексное решение задач математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по направлениям: величина, форма, пространство, время, количество и счет. Математическое развитие осуществляется на занятиях, в играх и совместной деятельности.

Этапы проекта

     1 этап — подготовительный.

     2 этап — основной, практический.

     3 этап — заключительный.

Подготовительный  этап

  • Изучение литературы по данной теме.
  • Составление плана работы.
  • Создание педагогически целесообразной развивающей среды. Изучение теоретических аспектов по данной проблеме в педагогике. Знакомство с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования.
  • Обогащение предметно развивающей среды для реализации на практике STEM-технологии. Создание условий, стимулирующих детскую инициативу, творчество для совместной деятельности взрослых и детей на основе STEM-технологии.
  • Составление конспекта мастер-класса для родителей и детей.
  • Изготовление и подбор наглядного и раздаточного материала.
  • Работа с родителями.

Подготовили информацию для родителей в родительский уголок.

Провели консультации, разместили в родительском уголке папки передвижки, буклеты, памятки, рекомендации.

Основной этап 

Включает в себя непосредственную работу по выполнению намеченного  плана:

  • Внедрение модулей SТЕМ технологии в образовательный процесс.
  • Создание плодотворного взаимодействия между педагогами. детьми и родителями через совместную деятельность.

Мероприятия по работе с детьми

1.Организация образовательной деятельности детей с использованием SТЕМ технологий.

2. Организация развивающих игр в совместной деятельности с детьми:

  • Дидактический материал «Дары Фрёбеля»
  • Учебно-игровое пособие «Логические блоки Денеша»
  • Цветные счетные палочки Кюизенера.
  • Лего-конструирование
  • «Радужные камушки»

Мероприятия по работе с родителями

1.Беседы и консультации:

  • Консультация для родителей «Путешествие в страну математике с использованием палочек Кюизенера»;
  • Беседа с родителями «Что же такое СТЕМ образование в ДОУ?»;
  • Буклеты и памятки для родителей «СТЕМ образование в ДОУ»;
  • Консультация для родителей «Как влияет LEGO на развитие детей»;
  • Консультация для родителей «Конструируем из LEGO»;
  • Памятки родителям «Как использовать ЛЕГО конструирование в домашних условиях».

2. Мастер-класс по лего-конструированию «Развиваемся, играя в Лего»

Цель:

повышение компетентности родителей по вопросам воспитания и обучения детей, развития интеллектуального и творческого потенциала детей посредством ЛЕГО-конструирования и степени их вовлеченности в образовательный процесс.

Задачи:

- ознакомить родителей с инновационной деятельностью в группе;

- расширить и уточнить представления родителей о конструкторе «Лего»;

- формировать практические навыки игры в конструктор вместе с ребёнком;

3. Мастер-класс «Путешествие в страну математике с использованием палочек Кюизенера»

Цель:

познакомить родителей с новой программой STEM образование, какие области раскрывает программа, какие образовательные модули входят в STEM образование, познакомить с дидактическим пособием «Цветные счетные палочки Кюизенера».

Задачи:

- активизировать познавательный интерес родителей к игровой технологии «Цветные счетные палочки Кюизенера»;

- сформировать у родителей представление об игровой технологии «Цветные счетные палочки Кюизенера»;  

- обучить родителей игровым приемам с цветными счетными палочками при формировании у детей элементарных математических представлений.

Заключительный этап.

По итогам мероприятий провели опрос родителей и сделали вывод, что реализация проекта  показала свою эффективность.

1.Повысели уровень вовлеченности родителей в образовательный процесс, через организацию  мастер-классов по направлениям SТЕМ.

2.Сформировать командный дух между родителями и детьми через совместное творчество и обучение.

3. Обеспечили развитие у дошкольников интереса к SТЕМ технологии, способствовали формированию творческого мышления, инициативности, способности к принятию нестандартных решений.

Список используемой литературы:

  1. Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А., STEM –образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста/ - учебно – методическое пособие. –М.:2017. -111с
  2. Дыбина О. В., творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр Сфера, 2010. - 126 с.;
  3. Маркова Вера Александровна, "Образовательный модуль "Дидактическая система Фридриха Фребёля". Учебно-методическое пособие" , БИНОМ, 2019
  4. Фешина Е.В. «Лего - конструирование в детском саду». Библиотека современного детского сада. Творческий центр Сфера, 2019.
  5. Теплова А.Б. Образовательный модуль "Робототехника". Учебно-методическое пособие к парциальной модульной программе "STEM-образование", (БИНОМ,Лаборатория знаний, 2019), Обл, c.32
  6. Математическое развитие детей 4-7 лет: игровые занятия/авт. -сост. Л. В. Колесникова. – Волгоград: Учитель, 2013;ДЕТСТВО-ПРЕСС». – 2012;


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация мастер-класс "Использование элементов системы М. Монтессори в ходе непосредственно образовательной деятельности дошкольников"

Дополнительный материал к докладу, наглядно демонстрирующий способы использования элементов системы М.Монтессори в ходе образовательной деятельности дошкольников...

Мастер - класс на тему: «Составление технологической карты (конструкт) организации непосредственно образовательной деятельности для старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи на тему «История обуви» по технологии «Путешествие «по реке времени»».

Современный педагог должен четко представлять цель, ставить задачи и планировать результат образовательной деятельности, в том числе на каждом  из ее этапов.Для того чтобы освоить педагогические ...

Мастер - класс для педагогов «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с дошкольниками».

Комплект методических пособий по работе с игровым набором "Дары Фрёбеля" открывает новые возможности использования данного набора в процессе реализации основной программы. комплект лег...

Мастер-класс «Изготовление дидактической куклы-трансформера и её использование в образовательной деятельности»

Мастер-класс«Изготовление дидактической куклы-трансформера и её использование в образовательной деятельности»...

Мастер-класс для педагогов. Тема: «Квест – игра как форма организации образовательной деятельности в ДОУ».

Цель: - поделиться с педагогами имеющимся опытом работы по использованию квест – технологии в работе с детьми.Квест – это вид сюжета, в котором путешествие к намеченной цели проходит через...