Отчёт по проекту «Использование мастер-классов по SТЕМ образованию, как эффективный способ вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОУ».
проект (старшая группа)
***
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchyot_proekt_stem.docx | 29.46 КБ |
otchyot_proekt_stem_starshaya_gr.pdf | 1.83 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8» Коркинский Муниципальный район
Проект
«Использование мастер-классов по SТЕМ образованию,
как эффективный способ
вовлечения родителей
в образовательную деятельность ДОУ».
Подготовили воспитатели:
Бабушкина И.Э.
Гладкина М.А.
2024г.
Проект
«Использование мастер-классов по SТЕМ образованию,
как эффективный способ вовлечения родителей
в образовательную деятельность ДОУ».
Актуальность проекта :
По словам Президента РФ В. В. Путина, инженерное образование в РФ нужно вывести на новый более высокий уровень. Министр образования и науки Д. Ливанов подчеркнул: «В целях повышения конкурентоспособности нашей страны требуется усиление технической подготовки кадров». Для решения данной задачи требуется утверждение STEM образования в России. Это позволит подготовить высококвалифицированных специалистов, которые внесут большой вклад в развитие нашего общества и государства.
Инновационные продукты и прогрессивные технологии являются базовой составляющей современной образовательной системы. Они позволяют специалистам наилучшим образом подготовить подрастающее поколение к возможным трудностям взрослой жизни, которые могут возникнуть при выборе подходящей профессиональной деятельности.
Внедрение STEM образования в ДОУ помогает детям научиться быстро ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике. Дошкольники приобретают дополнительные практические навыки и умения, которые достаточно востребованы в современной жизни. Увлекательные занятия в виде игр позволяют раскрыть творческий потенциал ребенка.
Основная проблема:
В настоящее время наблюдается технологическая революция. Высокотехнологичные продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества.
В детских образовательных учреждениях, школах и институтах ведущее место начинает занимать робототехника, конструирование, моделирование и проектирование.
Проблема развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста отражена в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования, представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности».
Современному обществу необходим активный, инициативный, креативно мыслящий и доброжелательный гражданин. Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. Поэтому возникла необходимость внедрения STEM – технологии в образовательный процесс детского сада, что дает возможность создать благоприятные условия для приобщения дошкольников к научно-техническому творчеству и формированию творческого мышления и воображения, так же первоначальных технических навыков.
Цели проекта:
1.Внедрение образовательных модулей SТЕМ технологии в образовательный процесс для развития интеллектуальных способностей дошкольников и вовлечение в научно-техническое творчество.
1.Повышение уровня вовлеченности родителей в образовательный процесс.
2. Создание плодотворного взаимодействия между педагогами. детьми и родителями через совместную деятельность.
Задачи проекта:
1. Организовать мастер-классы по направлениям SТЕМ.
2. Обучить родителей современным методам SТЕМ образования.
3. Сформировать командный дух между родителями и детьми через совместное творчество и обучение.
4. Оценить влияние мастер-классов на уровень вовлеченности родителей.
Вид проекта:
познавательный, информационный, творческий
Участники проекта:
воспитатели, дети, родители (законные представители)
Сроки реализации: краткосрочный
(11 Ноября – 26 Ноября 2024г.)
Планируемый результат
Для детей:
- обеспечить развитие у дошкольников интереса к SТЕМ технологии (науке, технике, образованию).
- способствовать формированию творческого мышления, инициативности, способности к принятию нестандартных решений.
Для родителей:
- обогащение знаний родителей о принципах и методах SТЕМ образования
- успешное взаимодействие со своими детьми;
Для воспитателя:
- создание предметно-пространственной развивающей среды по теме проекта;
- совместная работа с родителями по расширению знаний детей.
Что же такое СТЕМ образование в ДОУ?
STEM образование детей дошкольного возраста ориентируется на ФГОС.
STEM образование — это комплексное обучение, которое включает в себя одновременное исследование базовых принципов точных наук, это модульное направление образования. Оно объединяет четыре области образования: наука, технология, инженерия и математика.
STEM образование направлено на подготовку детей к будущему современному миру, где знания в области наук и технологий становятся всё более важными. Оно позволяет сформировать познавательные интересы у детей к разным видам деятельности.
Целью STEM образования является развитие интеллектуальных способностей ребёнка, развитие критического мышления, воображения, творческих способностей и навыки решения проблем.
Что же входит в программу, какие модули, и какие образовательные задачи решаются:
- Образовательный модуль «Дидактическая система Ф. Фребеля»:
- Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»:
- Образовательный модуль «Математическое развитие»:
- «LEGO - конструирование»:
- Образовательный модуль «Робототехника»
- Образовательный модуль «Мультстудия «Я творю мир»
Каждый модуль направлен на решение специфичных задач, которые при комплексном их решении обеспечивают реализацию целей STEM образования: развития интеллектуальных способностей в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечения в научно - технического творчество детей дошкольного возраста.
Дети учатся видеть взаимосвязь происходящих событий, лучше начинают понимать принципы логики и в процессе создания собственных моделей открывают для себя что-то новое и оригинальное. Комплексный подход способствует развитию их любознательности и вовлечению в образовательный процесс.
Благодаря STEM подходу дети могут вникать в логику происходящих явлений, понимать их взаимосвязь, изучать мир системно и тем самым вырабатывать в себе любознательность, инженерный стиль мышления, умение выходить из критических ситуаций, вырабатывают навык командной работы и осваивают основы менеджмента и самопрезентации, которые, в свою очередь, обеспечивают кардинально новый уровень развития ребенка.
Для достижения цели и решения задач были выбраны следующие модули:
Модуль «LEGO - конструирование»
Данный модуль в игровой форме позволяет познакомить детей c моделированием при помощи конструктора ЛЕГО.
Через образовательный модуль «LEGO - конструирование» развивается:
- способность к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, речевому планированию и речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности;
- умение создавать новые образы, фантазировать, использовать аналогию.
Образовательный модуль «Математическое развитие»
Он включает настольные развивающие игры, пособия для сенсорного развития, наборы геометрических тел и фигур, демонстрационные и раздаточные материалы по направлениям математического развития, логические головоломки, сортировщики, рамки-вкладыши и объёмные вкладыши, счёты, математические конструкторы и др.
Был выбран один из методов и приёмов «Цветные счётные палочки Кюизенера»
Через образовательный модуль «Математическое развитие» - реализуется комплексное решение задач математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по направлениям: величина, форма, пространство, время, количество и счет. Математическое развитие осуществляется на занятиях, в играх и совместной деятельности.
Этапы проекта
1 этап — подготовительный.
2 этап — основной, практический.
3 этап — заключительный.
Подготовительный этап
- Изучение литературы по данной теме.
- Составление плана работы.
- Создание педагогически целесообразной развивающей среды. Изучение теоретических аспектов по данной проблеме в педагогике. Знакомство с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования.
- Обогащение предметно развивающей среды для реализации на практике STEM-технологии. Создание условий, стимулирующих детскую инициативу, творчество для совместной деятельности взрослых и детей на основе STEM-технологии.
- Составление конспекта мастер-класса для родителей и детей.
- Изготовление и подбор наглядного и раздаточного материала.
- Работа с родителями.
Подготовили информацию для родителей в родительский уголок.
Провели консультации, разместили в родительском уголке папки передвижки, буклеты, памятки, рекомендации.
Основной этап
Включает в себя непосредственную работу по выполнению намеченного плана:
- Внедрение модулей SТЕМ технологии в образовательный процесс.
- Создание плодотворного взаимодействия между педагогами. детьми и родителями через совместную деятельность.
Мероприятия по работе с детьми
1.Организация образовательной деятельности детей с использованием SТЕМ технологий.
2. Организация развивающих игр в совместной деятельности с детьми:
- Дидактический материал «Дары Фрёбеля»
- Учебно-игровое пособие «Логические блоки Денеша»
- Цветные счетные палочки Кюизенера.
- Лего-конструирование
- «Радужные камушки»
Мероприятия по работе с родителями
1.Беседы и консультации:
- Консультация для родителей «Путешествие в страну математике с использованием палочек Кюизенера»;
- Беседа с родителями «Что же такое СТЕМ образование в ДОУ?»;
- Буклеты и памятки для родителей «СТЕМ образование в ДОУ»;
- Консультация для родителей «Как влияет LEGO на развитие детей»;
- Консультация для родителей «Конструируем из LEGO»;
- Памятки родителям «Как использовать ЛЕГО конструирование в домашних условиях».
2. Мастер-класс по лего-конструированию «Развиваемся, играя в Лего»
Цель:
повышение компетентности родителей по вопросам воспитания и обучения детей, развития интеллектуального и творческого потенциала детей посредством ЛЕГО-конструирования и степени их вовлеченности в образовательный процесс.
Задачи:
- ознакомить родителей с инновационной деятельностью в группе;
- расширить и уточнить представления родителей о конструкторе «Лего»;
- формировать практические навыки игры в конструктор вместе с ребёнком;
3. Мастер-класс «Путешествие в страну математике с использованием палочек Кюизенера»
Цель:
познакомить родителей с новой программой STEM образование, какие области раскрывает программа, какие образовательные модули входят в STEM образование, познакомить с дидактическим пособием «Цветные счетные палочки Кюизенера».
Задачи:
- активизировать познавательный интерес родителей к игровой технологии «Цветные счетные палочки Кюизенера»;
- сформировать у родителей представление об игровой технологии «Цветные счетные палочки Кюизенера»;
- обучить родителей игровым приемам с цветными счетными палочками при формировании у детей элементарных математических представлений.
Заключительный этап.
По итогам мероприятий провели опрос родителей и сделали вывод, что реализация проекта показала свою эффективность.
1.Повысели уровень вовлеченности родителей в образовательный процесс, через организацию мастер-классов по направлениям SТЕМ.
2.Сформировать командный дух между родителями и детьми через совместное творчество и обучение.
3. Обеспечили развитие у дошкольников интереса к SТЕМ технологии, способствовали формированию творческого мышления, инициативности, способности к принятию нестандартных решений.
Список используемой литературы:
- Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А., STEM –образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста/ - учебно – методическое пособие. –М.:2017. -111с
- Дыбина О. В., творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр Сфера, 2010. - 126 с.;
- Маркова Вера Александровна, "Образовательный модуль "Дидактическая система Фридриха Фребёля". Учебно-методическое пособие" , БИНОМ, 2019
- Фешина Е.В. «Лего - конструирование в детском саду». Библиотека современного детского сада. Творческий центр Сфера, 2019.
- Теплова А.Б. Образовательный модуль "Робототехника". Учебно-методическое пособие к парциальной модульной программе "STEM-образование", (БИНОМ,Лаборатория знаний, 2019), Обл, c.32
- . Математическое развитие детей 4-7 лет: игровые занятия/авт. -сост. Л. В. Колесникова. – Волгоград: Учитель, 2013;ДЕТСТВО-ПРЕСС». – 2012;
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс для педагогов ДОУ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗ – ТЕХНОЛОГИИ В непосредственной образовательной деятельности ПО СОЧИНЕНИЮ СКАЗОК.
"Волшебное яйцо - салат из сказок"...
Презентация мастер-класс "Использование элементов системы М. Монтессори в ходе непосредственно образовательной деятельности дошкольников"
Дополнительный материал к докладу, наглядно демонстрирующий способы использования элементов системы М.Монтессори в ходе образовательной деятельности дошкольников...
Мастер - класс на тему: «Составление технологической карты (конструкт) организации непосредственно образовательной деятельности для старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи на тему «История обуви» по технологии «Путешествие «по реке времени»».
Современный педагог должен четко представлять цель, ставить задачи и планировать результат образовательной деятельности, в том числе на каждом из ее этапов.Для того чтобы освоить педагогические ...
Мастер - класс для педагогов «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с дошкольниками».
Комплект методических пособий по работе с игровым набором "Дары Фрёбеля" открывает новые возможности использования данного набора в процессе реализации основной программы. комплект лег...
Мастер-класс «Изготовление дидактической куклы-трансформера и её использование в образовательной деятельности»
Мастер-класс«Изготовление дидактической куклы-трансформера и её использование в образовательной деятельности»...
Мастер-класс для педагогов " Использование игрового набора Дары Фребеля в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста"
Мастер-класс проведен в рамках профессионального конкурса "Воспитатель года 2020"...
Мастер-класс для педагогов. Тема: «Квест – игра как форма организации образовательной деятельности в ДОУ».
Цель: - поделиться с педагогами имеющимся опытом работы по использованию квест – технологии в работе с детьми.Квест – это вид сюжета, в котором путешествие к намеченной цели проходит через...