Дополнительной образовательная программа по нетрадиционной технике рисования «Весёлая палитра» для детей 3-4 лет
рабочая программа по рисованию (младшая группа) на тему
Программа дополнительной образовательной услуги по нетрадиционной технике рисования «Весёлая палитра» для детей 3-4 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_veselaya_palitra_2015-2016_god.doc | 140.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 2088 «ГРАЙВОРОНОВО»
Адрес: 109518, Москва, Волжский бульвар, д. 6, корп. 3 Е-mail: 2088@edu.mos.ru
Тел. 8 (499) 177-5692, 8 (499) 177-5688 ОГРН 1137746894086, ИНН 7722820502 /КПП 772201001
ул.Грайвороновская д 8, корп.3
Дополнительная образовательная программа
«ВЕСЁЛАЯ ПАЛИТРА»
Год разработки: 2015 г.
Возраст воспитанников: 3-4 года
Срок реализации: 1 год
Aвтор: воспитатель 1-ой категории
О.А.Алиева
г.Москва
….Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне….
Э. Успенский
Пояснительная записка
Программа дополнительной образовательной услуги по нетрадиционной технике рисования «Весёлая палитра» для детей 3-4 лет имеет художественно-эстетическую направленность.
Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества. Становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, учебной).
Главное на занятиях кружка «Волшебная палитра» – желание побывать в сказочном мире фантазии, творчества, где персонажем может быть капля, шарик, листок, облако, мыльный пузырь, снежинка, ниточка, абстрактное пятно…
Актуальность программы заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
На современном этапе развития общества в художественном воспитании подрастающего поколения особая роль принадлежит искусству. Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Внимание ребенка привлекает встреча с ярким, необычным, вызывающим бурю эмоций. По мере накопления впечатлений из окружающего мира, у дошкольника появляется желание все свои чувства и эмоции передать через рисунок, аппликацию, скульптуру или какую-либо конструкцию.
Данная программа развивает эстетическое восприятие ребёнка, познавательные процессы, мелкую моторику рук, развиваются добрые чувства, творческая деятельность, формируется посильное стремление к преобразованию окружающего по законам красоты, а также к оценке красивых, гармоничных сочетаний красок, звуков, рифм и т.д.
Цель программы: развитие художественно – творческих способностей детей 3 – 4 лет.
Задачи:
- Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
- Развивать мелкую моторику рук;
- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;
- Воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту.
- Учить детей способам нетрадиционной техники рисования, последовательно знакомить с различными видами изобразительной деятельности;
- Совершенствовать у детей навыки работы с различными изобразительными материалами.
В ходе реализации программы «Весёлая палитра» дети знакомятся со следующими техниками рисования:
- «пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);
- рисование свечой;
- рисование по мокрой бумаге;
- рисование путем разбрызгивание краски;
- оттиски штампов различных видов;
- «точечный рисунок»;
- рисование жесткой кистью (тычок);
- рисование на полиэтиленовой пленке.
Организационно-методические пояснения
по проведению занятий с детьми 3-4 лет
Занятия с детьми проводятся в специально отведённом помещении. Педагог учитывает возможность вариативности в организации обстановки, в которой протекает работа с детьми. Продумывается расстановка рабочих столов (они могут быть расположены и полукругом, и буквой “П”, и составлены в ряд).
Все необходимые материалы (подбор которых педагог тщательно продумывает заранее, ещё до начала занятия) рационально размещены на столах и доступны каждому ребёнку. Предусматривается и некоторый запас материалов, на случай, если что-то будет испорчено, который располагается на одном из рабочих столов взрослого. Второй стол педагога, как и мольберт, используется для демонстрации наглядности, для показа приёмов изображения.
Дети рассаживаются за столы свободно.
На занятиях включаются элементы музыкальной, художественно - речевой, театрализованной деятельности, которые объединены вокруг основного стержневого вида деятельности – изобразительной, и которые помогают более широкому, глубокому осмыслению образов и их созданию разными выразительными средствами. В этой интеграции изобразительное творчество выступает главным аспектом, а в качестве дополнительного - художественная литература, природа, игра.
Занятия составлены по тематическому принципу: одна тема объединяет все занятия в течение недели. Занятие по рисованию с детьми 3 - 4 лет проводится 2 раз в неделю и длится 20-25 минут. Общее количество занятий в год составляет: 48 занятий.
Форма организации детей на занятии: групповая.
Форма проведения занятия: интегрированное.
Родителям предлагаются:
- систематические выставки детских работ, которые позволяют сравнить успехи собственного ребенка с успехами сверстников.
Примерная структура занятий
- Педагог заинтересовывает детей, используя создание игровой ситуации для привлечения внимания детей и развития эмоциональной отзывчивости;
- Привлекает детей к обследованию самого предмета, либо рассматриванию иллюстраций данного объекта или явления, сопровождает показ словами.
- Активизирует опыт детей. Предлагает вспомнить, как они это уже делали, приглашает к мольберту желающего показать знакомый приём.
- Во время процесса работы педагог следит за позой детей, поправляет в случае необходимости положение тела, руки, полотно бумаги.
- Педагог оказывает помощь детям, испытывающим затруднение и неуверенность: на отдельном листе бумаги показывает нужное движение, приём, взяв руку ребёнка в свою.
- По окончании работы детские рисунки выставляются на стенде или на свободном столе для рассматривания. Дети обмениваются впечатлениями. Педагог помогает обратить внимание детей на выразительность образов, отмечает наиболее интересные детали созданных изображений.
Предполагаемые навыки и умения детей к 4-м годам
К концу года ребенок умеет:
- Имеет сформированный интерес к рисованию разными материалами и способами;
- знает и называет материалы, которыми можно рисовать, умеет ими пользоваться;
- знает и называет цвета и умеет правильно подбирать их;
- передает различие предметов по величине;
- ритмично наносит штрихи, пятна;
- украшает изделие различными способами;
- рисует линиями и мазками простые предметы (дорога, падающие листья и т.д.);
- рисует предметы, состоящие из сочетания линий (ёлочка, забор);
- создает изображение отдельного предмета округлой, прямоугольной и треугольной формы и предметов, состоящих из нескольких деталей (светофор, флаг, колобок);
- создает простые по композиции и содержанию сюжеты (лес, ёжик бежит по дорожке);
- знаком с техникой бумагопластики;
- знаком с нетрадиционной техникой рисования: пальчиками, ватными палочками , поролоновым тампоном, печатками;
- создает простейшую композицию (тарелка с фруктами, летящие самолеты);
- составляет узоры на полоске, квадрате, круге, чередуя их по цвету, форме, величине);
- украшает изделие, используя фломастеры, карандаши.
Традиционные методы | Нетрадиционные методы |
Интересуются рисованием и аппликацией | Имеют стойкий интерес к изодеятельности |
Рисуют гуашью, фломастерами, цветными карандашами | Знают и называют материалы, которыми можно рисовать, умеют ими пользоваться (гуашь, фломастеры, маркеры, цветные карандаши, восковые мелки, свечи, акварель) |
Знают и называют основные цвета, правильно подбирают их | Знают основные цвета и их оттенки, широко их используют |
Ритмично наносят штрихи, пятна | Украшают изделие различными способами |
Рисуют линиями и мазками простые предметы (дорога, падающие листья), рисуют предметы, состоящие из сочетания линий (елочка, забор) | Создают изображение отдельного предмета округлой, прямоугольной, треугольной формы и предметов, состоящих из нескольких деталей (светофор, снеговик и т.д.) |
Рисование гуашью, фломастерами и цветными карандашами, кистью на бумаге | Знакомы и используют нетрадиционные техники рисования (пальчиками, поролоновым тампоном, печатками, по мокрому, рисование на бумаге различной фактуры, размера и цвета…) |
Изображают предметы, состоящие из 2х частей (дом, флаг) | Создают простейшую композицию из нескольких предметов (тарелка с фруктами, летящие самолеты) |
Составляют узоры на полоске, квадрате, круге, чередуя по форме, величине | Составляют узоры на полоске, квадрате, круге, чередуя по форме, величине. Украшают изделие, используя различные цветовые оттенки |
Календарное планирование занятий
Программа «Весёлая палитра» это система занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник. Конкретизация задач по группам осуществляется в зависимости от показателей художественного развития детей и того содержания, которое представлено по данной возрастной группе.
ГОД | Месяц | Число | Кол-во |
2015 | ноябрь | 02,05,09, 12,16,19,23,26,30 | 9 |
декабрь | 03,07,10,14,17,21,24,28 | 8 | |
2016 | январь | 11,14,18,21,25,28 | 6 |
февраль | 01,04,08,11,15,18,22,25,29 | 9 | |
март | 03,10,14,17,21,24,28,31 | 8 | |
апрель | 04,07,11,14,18,21,25,28 | 8 | |
ИТОГО | 48 |
Тематическое планирование
№ | Тема | Материал | Программное содержание |
НОЯБРЬ | |||
1 | Что я умею рисовать? | Цветные карандаши | Диагностика |
2 | Кисточка-волшебница. Знакомство с красками. | Гуашь | Учить детей правильно обращаться с гуашевыми красками, набирать краску, промывать кисть. |
3 | Осень. Жёлтые листочки на дереве | Гуашь | Учится передавать в рисунке образ золотой осени. Учиться видеть, что изображает фон рисунка: голубое небо, пожелтевшая трава. Изображаем листочки на дереве с помощью пальчиков. Дополняем рисунок деталями: листья кружатся в воздухе, упали на землю |
4 | Разноцветные дорожки. | Гуашь | Продолжать учить детей пользоваться кистью и красками. Учить детей рисовать прямые горизонтальные линии, вести линию неотрывно от края листа, до другого края. Учить видеть в линиях образ предмета. |
5 | Вышла кошка погулять. Следы на дорожке. | Гуашь | Учится рисовать методом примакивания (аккуратно, не нажимая, прикладывать кисть к листу); ритмично наносить узор следов, выстраивая следы в дорожку и указывая путь кошки по песочку |
6 | Дождик кап-кап-кап | Гуашь | Учить детей передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, вызывать эмоциональный отклик, видеть в рисунке образ явления. Передавать с помощью ритмичных штрихов и полосок капельки дождя. Учиться правильно держать карандаш. |
7 | Разноцветные клубочки | Цветные карандаши | Учить детей рисовать слитные линии круговыми вращательными движениями руки, не отрывая карандаша от бумаги. В процессе рисования учиться выбирать самостоятельно цвет используемой пастели. Развивать эстетическое восприятие. |
8 | Воздушные шары | Гуашь | Учить детей правильно передавать в рисунке округлую форму. Учиться рисовать крупно, располагая изображение в центре листа. Учиться аккуратно закрашивать форму, полосками сверху вниз, хорошо промывать кисть. Рисовать предметы состоящие из двух частей различной формы: округлого шарика и полоски-ниточки. |
9 | Краски подружились. Волшебные сапожки | Гуашь | Обучение детей смешению красок: жёлтой и красной, жёлтой и синей, синей и красной на всей поверхность шаблонов-заготовок в виде сапожек. |
ДЕКАБРЬ | |||
1 | Узор на коврики для кукол | Гуашь | Учится выделению углов и сторон при создании узора на квадратной форме. Упражняться в подборе цветосочетаний. Развивать композиционные умения, восприятие цвета. |
2 | На полянку, на лужок тихо падает снежок. | Гуашь | Учить детей создавать в рисунке образ снегопада: в воздухе летят. Кружатся снежинки; падают на землю. Образуя снежные сугробы. |
3 | Зимние узоры | Акварель, восковой мелок или свеча | Знакомство с техникой рисования свечой (морозные узоры на окне). Учить аккуратно закрашивать жидкой краской лист с уже нанесенным свечой(мелком) рисунком. |
4 | Дымковские узоры | Гуашь | Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи. Закреплять умение рисовать прямые и волнистые полосы, круги, точки и колечки, создавая ритмичный узор |
5 | Снег, снег кружится… | Гуашь | Продолжать учить детей создавать в рисунке образ снегопада: в воздухе летят. Учимся рисовать образ дерева на вырезанном силуэте, дополняя зимний пейзаж |
6 | Собачки лохматые | Гуашь | Учиться передавать в рисунке фактуру и цвет шерсти животного. |
7 | Ёлочка-ёлочка, зелёная иголочка, нарядная стоит. (планируется 2 занятия) | Гуашь | Учимся рисовать ёлочку, передавая размеры, расположение и направление ветвей. Изображение большого дерева во весь лист. Учиться видеть и создавать разные оттенки зелёного цвета для лучшей передачи фактуры ветвей дерева. |
8 | Гуашь | Закреплять умение рисовать небольшие предметы округлой формы (шарики) и аккуратно их закрашивать, создавать изображение гирлянд огоньков ритмичным точечным рисунком. Учиться подбирать гармонично сочетающиеся цвета для изображения. | |
ЯНВАРЬ | |||
1 | Разноцветные кубики | Гуашь | Учиться рисовать предметы квадратной формы, стараясь изображать острые углы и приблизительно равные стороны. Учимся выдерживать горизонтальное и вертикальное направление линий. |
2 | Что за чудо-снеговик! | Гуашь | Обучение работе «от пятна», дополнение изображения линейным рисунком. Учимся правильно передавать размер снежных комков (большой, поменьше и маленький), располагать их друг над другом без промежутков. Дополняем рисунок деталями по желанию (снег, деревья, метёлка для снеговика и т.д.) |
3 | У кого такие ушки на мохнатенькой макушке? | Гуашь | Развитие у детей интереса и любви к животным. Учимся передавать в рисунке особенности строения животного, простейшие движения. |
4 | Домик для зайчика | Гуашь | Закрепление умения рисовать предметы квадратной формы. Учимся рисовать крышу-треугольник. Развиваем воображение. Дополняем рисунок деталями: окошко, труба на крыше, деревья и т.д. |
5 | Волшебные снежинки | Акварель, восковой мелок или свеча | Продолжать знакомство с техникой рисования свечой. Закрашивание жидкой краской листа бумаги с уже нанесённым свечой (мелком) рисунком. |
6 | Золотая рыбка в аквариуме | Гуашь | Учиться изображать предметы треугольной формы (хвост рыбки) Учимся дополнять изображение: волнистые водоросли, песок и камни на дне аквариума. Украшаем рыбку самостоятельно, по замыслу. |
ФЕВРАЛЬ | |||
1 | Шарфик, шапку потеплей надевай, малыш, скорей. | Гуашь | Учить детей украшать знакомые предметы. Рисование на форме. Учиться составлять узор из известных элементов: точек, кругов, полосок. |
2 | Маленький гномик в зимней шубке | Гуашь | Учиться рисовать человечка в длинной шубке, учиться правильно передавать в рисунке форму и расположение частей тела и элементов одежды. |
3 | Пушистые комочки – детки мамы-квочки | Гуашь | Развитие у детей интереса и любви к животным. Учимся передавать в рисунке особенности строения цыплёнка. |
4 | Самая красивая птица. Оттиск ладошкой. | Гуашь | Развивать воображение, прививать интерес к нетрадиционным фирмам рисования. Учиться дополнять деталями полученный образ. |
5 | Зимний денёк (коллективная работа) (планируется 2 занятия) | Гуашь | Учить детей рисовать предметы, состоящие из прямых вертикальных и наклонных линий, располагать изображение по всему листу бумаги, рисовать крупно. Обратить внимание детей на то, что на деревьях есть длинные и короткие ветки. |
6 | Салфетки, клей | Знакомство детей с техникой бумагопластики: сминать бумажную салфетку и пытаться скатывать её в плотный комочек. Создание несложной сюжетной коллективной композиции («укутаем деревья в лесу снежком»). | |
7 | Украсим чашку для папы | Гуашь | Закреплять умение украшать предметы печаткой из пробки (чашка в горошек). Развивать чувство ритма. |
8 | Небо (1 занятие) | Акварель | Учимся работать на листе большого формата (А3) Учимся закрашивать весь лист целиком, используя «небесные» цвета, разбеливать краски на листе для получения более светлого оттенка. |
9 | Самолёты в облаках (2 занятие) | Гуашь | Учимся получать серый цвет путём смешивания белого и чёрного. Учимся рисовать предмет удлинённой формы, изображая ровные параллельные линии. Создаём образ самолёта, передавая строение предмета и форму частей. |
МАРТ | |||
1 | Мимоза для мамы | Гуашь Рисование пальчиками | Упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. |
2 | Красивый платочек. | Гуашь | Учить составлять узор на листе бумаги квадратной формы, располагая в определённом порядке элементы узора. Развивать пространственные представления. Развивать чувство цвета, композиции, эстетическое восприятие. Воспитывать инициативу. |
3 | Красивый цветок в подарок маме | Гуашь | Учить детей составлять изображение по частям. Воспитывать стремление сделать красивую вещь для подарка. Развивать эстетическое восприятие. |
4 | Звонкая капель | Гуашь | Продолжать учить сочетать различные нетрадиционные техники рисования: пальчиком изображать сосульки, ватными палочками — падающие с них капли. |
5 | Птицы прилетели | Гуашь | Развитие у детей интереса и любви к птицам. Учимся передавать в рисунке особенности строения птицы, движения крыльев в полёте. |
6 | Весенний солнечный букет | Гуашь | Обучение восприятию пастельных нежных цветов, их получению на палитре путём смешивания ярких цветов с белой краской |
7 | Символика в народной росписи | Гуашь | Воспитание интереса к творчеству народных мастеров, ознакомление с символикой каргопольской росписи: изображение солнца, земли, хлебных колосьев. |
8 | …Жила-была сказка. «Колобок» | Гуашь | Знакомство с иллюстрациями Е.Рачёва к сказкам «Колобок», «Теремок». Учиться замечать характерные особенности персонажей в работах различных художников-иллюстраторов. Учимся создавать в рисунке образ леса, сочетая изображения различных деревьев и кустов. Дополняем созданное изображение героями любимой сказки. |
АПРЕЛЬ | |||
1 | Весенние ручейки (1 занятие) | Гуашь | Весеннее пробуждение природы, признаки наступающей весны, её колорит. Изображение весенних ручейков. |
2 | Весенние кораблики (2 занятие) | Гуашь | Изображение бумажных корабликов. |
3 | Космос | Гуашь | Упражнять в технике печатания (звезды в космосе), в рисовании ватными палочками прямых линий («заправим двигатель ракеты топливом»). |
4 | Клоуны в цирке (планируется 2 занятия) | Гуашь | 1. Упражнять в технике рисования ватными палочками, располагая мазки по всей поверхности («украсим костюм клоуну», - наряд в горошек). Развивать чувство ритма. |
5 | Цветные салфетки, клей | 2. Изготовление в технике бумагопластики мячей для клоуна-жонглёра; наклеивание их, опираясь на зрительный ориентир. | |
6 | Волшебная ночь | Гуашь | Побуждать детей в рисовании выразительно передавать светящиеся в темноте предметы (окна домов, фонари, фары автомобилей и др. ). Развивать фантазию, воображение. Упражнять в рисовании по мокрому слою бумаги. |
7 | Колобок-румяный бок (коллективная работа) | Салфетки, клей | Продолжать развивать интерес к бумагопластике. Закреплять навык наклеивания (заполнение бумажными шариками контурного изображения личика колобка). |
8 | Расцветают яблони | Акварель | Учимся создавать образ цветущей ветки яблони, передавая форму и строение цветков. |
Заключение
Использование нетрадиционной техники рисования стимулирует художественно-творческое развитие детей, положительно влияет на развитие способностей, умений и навыков детей. Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка. Принимая во внимание индивидуальные особенности, развитие творческих способностей у детей, педагог дает возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творчества. Легко и непринужденно дошкольники пользуются всеми нетрадиционными техниками, развивая фантазию, восприятие цвета, навыки нежного и легкого прикосновения. Так же решаются задачи развития психических познавательных процессов: восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и речи. Различные технологии способствуют развитию мелкой мускулатуры пальцев руки, глазомера, координации движений. У детей формируется умение ориентироваться на листе бумаги. Дети получают знания о свойствах материалов и способе работы с ними, с помощью чего у ребят развивается познавательный интерес.
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности – это своеобразные игры с различными материалами. В такой игре дети осваивают тот объем знаний, умений и навыков, который им малодоступен на обычных занятиях. Поэтому приемы нетрадиционной технике необходимо использовать для полноценного развития детей.
Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободным, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несет радость, дает новый толчок к творчеству.
Список используемой литературы
- Григорьева Г.Г. «Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности», М.: Просвещение, 1995 г.
- Доронова Т.Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей», М.: Просвещение, 2004 г.
- Комарова Т.С. «Детское художественное творчество», М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.
- Комарова Т.С. «Разитие художественных способностей дошкольников», М.: Мозаика-Синтез, 2014 г. - 144 с.: цв. вкл.
- «Коллективное творчество дошкольников», п/р Грибовской А.А., М.: Сфера, 2004 г.
- «Необыкновенное рисование», учебное издание из серии “Искусство — детям”, М.: Мозаика-Синтез, 2007 г., № 2.
- Никологорская О.А. «Волшебные краски», М.: АСТ-Пресс, 1997 г.
- Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», Ярославль, 2004 г.
- Брыкина Е.К., Зайцева В.В. «Методика развития детского изобразительного творчества в опорных схемах и таблицах. » Учебно-методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования, 2010.-96с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной образовательной деятельности по нетрадиционной технике рисования «Весёлые зайчата».
Цель: Продолжить формирование представлений детей об обитателе леса – зайце, его внешнем виде, среде обитания, питании, особенностях образа жизни.Задачи:Закрепить правильное употребление в речи детей ...
Конспект совместной образовательной деятельности по нетрадиционной технике рисования «Весёлые зайчата».
Цель: Продолжить формирование представлений детей об обитателе леса – зайце, его внешнем виде, среде обитания, питании, особенностях образа жизни.Задачи:Закрепить правильное употребление в речи детей ...
Рабочая программа кружковой деятельности по нетрадиционной технике рисования «Разноцветная палитра» (для детей с ТНР 5-7 лет)
В данном материале содержится программа кружковой деятельности по нетрадиционной технике рисования «Разноцветная палитра» (для детей с ТНР 5-7 лет)...
Парциальная образовательная программа посредством нетрадиционных техник рисования «Волшебные краски» для детей от 1 до 3 лет
Парциальная программа по художественно-эстетическому развитию воспитанников посредством нетрадиционных техник является нормативным документом, в котором представлены основные умения и навыки, подлежащ...
Дополнительная общеразвивающая программа по нетрадиционной технике рисования
Дополнительная общеобразовательная программв по нетрадиционной технике рисования представлена для моей работы с детьми в ДОУ...
Дополнительная образовательная программа «Обучение нетрадиционным техникам рисования» для детей 5-6 лет
Дополнительная образовательная программа «Обучение нетрадиционным техникам рисования» для детей 5-6 лет...
Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования по «художественно – эстетическому развитию» (нетрадиционные техники рисования) «Волшебная палитра» для детей старшего дошкольного возраста от 6 д
ДополнЦель программы: развитие художественно-творческих способностей детей через освоение нетрадиционных техник изображения....