Технологическая карта образовательной деятельности детей младшего дошкольного возраста и педагога в рамках создания условий для формирования предпосылок познавательно - исследовательских компетенций по теме: "Вода рядом с нами"
методическая разработка (младшая группа)
Формирование у младших дошкольников первичных представлений и элементарных познавательных умений в процессе экспериментирования с водой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_nod_po_pid_.docx | 25.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 16 «Тополек» г.Енисейска Красноярского края
Конспект совместной деятельности детей и педагога с детьми младшего дошкольного возраста как условие формирования предпосылок познавательно- исследовательских компетенций
Тема НОД « Вода рядом с нами»
Синюта О.А.
воспитатель
Енисейск, 2022
Пояснительная записка
Конспект совместной деятельности детей и педагога с детьми младшего дошкольного возраста как условие формирования предпосылок познавательно- исследовательских компетенций
Тема НОД « Вода рядом с нами»
Цель: формирование у младших дошкольников первичных представлений и элементарных познавательных умений в процессе экспериментирования с водой.
Задачи:
- актуализировать представления детей о свойствах и значении воды в окружающем мире.
- создавать условия для развития у детей способностей к взаимодействию детей друг с другом и с педагогом в рамках элементарной исследовательской деятельности;
- способствовать формированию у детей элементарных исследовательских навыков (умение сравнивать, задавать вопросы, делать несложные выводы);
- поддерживать у детей стремление работать сообща, поощрять аккуратность в работе с водой и «приборами- помощниками».
Оборудование и материалы: карточки со схемами для приветствия, кукла Катя, игрушки, емкости для воды, губки, спринцовки, полотенца для рук, фартуки.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, беседы по теме, презентация о воде, слушание звуков воды в природе, рассматривание фотографий и иллюстраций о воде и ее использовании в жизни людей, наблюдение за природными явлениями.
Предполагаемый результат:
- дети приобрели и подкрепили опытным путем представления о воде;
- дети проявляют стойкий интерес и желание действовать с предложенными предметами;
- дети применяют в самостоятельной деятельности исследовательские приемы, проявляют инициативу;
- дети соблюдают правила безопасности в рамках элементарной исследовательской деятельности, действуют сообща.
Технологическая карта совместной деятельности детей и взрослого
Этап занятия, продолжительность | Задачи этапа | Методы, приемы, формы, возможные виды детской деятельности | Деятельность педагога | Деятельность (активность) детей | Результаты |
1.Психологический настрой | Создать атмосферу психологической безопасности, принятия и эмоциональной поддержки. | Игра на эмоциональный настрой «Поделись секретом» | Педагог создает атмосферу доброжелательности через общее приветствие. | Дети включились в игру, эмоционально откликаются на действия педагога. | Создана благоприятная атмосфера, дети направлены друг на друга. |
2.Вводно-организационный 3.Мотивационно-побудительный 4. Актуализация | Обозначить тему предстоящей совместной деятельности. Создать проблемную ситуацию, мотивирующую детей на дальнейшую деятельность. Актуализировать элементарные представления детей о свойствах и значении воды в обиходе человека. | Сюрпризный момент – в группу приходит в гости кукла Катя с просьбой о помощи привести в порядок ее внешний вид и игрушки, которые она несла детям в подарок. Словесный- беседа с детьми уточняющего характера, вопросы открытого типа; создание проблемной ситуации, принятия решения. Наглядный- рассматривание пакета с игрушками и рабочего стола с содержимым. | Педагог задает вопросы выясняющего характера; обращает внимание детей на предметы и характер действия с ними; способом показа действия с предметами побуждает детей к принятию решений и дальнейшим действиям. | Дети отвечают на вопросы, возможно, предлагают свои варианты действий с предметами; откликаются на действия педагога. | Создана рабочая атмосфера для дальнейшей деятельности; дети обращены друг к другу; дети готовы отразить свой опыт в быту. |
5. Практическая работа (познавательно-исследовательская, продуктивная и др. деятельность, направленная на достижение цели и получение предполагаемого результата) | Создать условия для элементарного экспериментирования детей с водой и предметами обихода (в том числе игрушками). Развивать и поддерживать интерес у детей к действию с предметами и взаимодействию со сверстниками в исследовательской деятельности, обращая внимание на успехи сверстников. Побуждать детей к высказыванию своего мнения. | Словесные приемы привлечения внимания, удержание паузы, изменение тональности и темпа голоса. Выясняющие, уточняющие вопросы, вопросы проблемного характера. Наглядные - показ действия. Создание проблемных ситуаций для самостоятельного поиска детьми решений. Пробы детьми действия с предметами. | С помощью уточняющих, выясняющих, проблемных вопросов, педагог подводит детей к пробам действий с водой и предметами. Обращает внимание детей на деятельность и умозаключения сверстников. Поощряет неординарные способы действий детей с водой и предметами. | Дети пробуют исследовать воду и предметы визуально, тактильно и по собственному замыслу. Проявляют элементарные инициативу и самостоятельность в пробах способов действий с водой и предметами. Контактируют друг с другом и педагогом. | Дети включились в практическую деятельность. Пробуют экспериментировать, рассуждать и делать элементарные выводы в рамках своей деятельности. У детей развит устойчивый интерес к действию с водой и предметами. Дети отражают имеющийся опыт в быту на действиях и словесно. |
6.Рефлексивно-корригирующий (выводы, итоги, самооценка) | Формировать у детей элементарные навыки описания своих и других действий с предметами. | Уточняющие вопросы и вопросы открытого типа. | Педагог задает вопросы выясняющего характера, направляющие детей на размышления и рассуждения по поводу их действий с водой и предметами. | Дети отвечают на вопросы педагога, эмоционально откликаются на состоявшуюся деятельность. | У детей состоялись пробы по элементарному экспериментированию с водой и предметами. |
Сценарный план мероприятия
Ход занятия в соответствии с этапами | Действия воспитателя и детей |
1. Психологический настрой | Во время утреннего круга воспитатель обращает внимание детей на цветные карточки - организует игру на эмоциональный настрой «Поделись секретом». Воспитатель предлагает каждому ребенку выбрать для себя понравившуюся карточку и поделиться хорошим настроением- поприветствовать соседа способом изображенным на карточке (улыбка смайлика- подарить улыбку, ладошки- пожать руку, сердечко- обнять). Воспитатель наблюдает за действиями детей, участвует в приветствии, оказывает эмоциональную поддержку в затруднительной ситуации. Таким образом создается атмосфера доброжелательности и положительного настроя на предстоящую совместную деятельность. |
2.Вводнол-организационный 3.Мотивационно-побудительный этап 4. Актуализация | Сюрпризный момент: « в гости пришла кукла Катя» У куклы Кати испачкано лицо и одежда. Воспитатель встречает куклу со словами: «Что за девочка чумазая? Где ты руки так измазала? Черные ладошки, на локтях дорожки. Кончик носа черный будто закопченный!» Воспитатель обращается к кукле: « Как тебя зовут и почему ты такая грязная?» (кукла Катя шепчет что-то на ухо воспитателю) Воспитатель делится с детьми тем, что рассказала ему кукла Катя: «Катя спешила в детский сад, чтобы подарить детям игрушки, но споткнулась, и упала. Все рассыпалось, испачкалось, теперь с ними нельзя играть» Воспитатель обращается к детям с вопросом: «Ребята, а чем мы с вами можем помочь Кате и игрушкам которые она принесла?» (предполагаемые ответы детей) Воспитатель обращает внимание детей на емкость с водой. Вопросами открытого типа актуализирует элементарные представления детей о свойствах воды и значении воды в окружающем мире: Посмотрите что такое в емкости? (ответы детей) Как вы думаете, для чего нужна вода и что с ней делают? (предполагаемые ответы детей) А где можно встретить воду? Воспитатель проводит уточняющую и выясняющую беседу с детьми о пользе и применении воды в окружающем мире. Дети активно участвуют в беседе, высказывают свои мнения и предположения. Воспитатель: «Ребята если мы теперь знаем, как помочь нашей гостье, то предлагаю начать действовать» Воспитатель с помощью уточняющих и выясняющих вопросов направляет детей на дальнейшую совместную деятельность. |
5. Практическая работа (познавательно-исследовательская, продуктивная и др. деятельность, направленная на достижение цели и получение предполагаемого результата) | Идет исследовательская деятельность с элементами экспериментирования с водой и предметами обихода. Воспитатель наблюдает, какие варианты действий с водой и предметами будут предлагать дети, в случае затруднения ненавязчиво предложит свой вариант способом показа действия. Воспитатель поддерживает эмоциональный настрой детей, направляет их деятельность с помощью вопросов выясняющего и проблемного характера, обращает внимание детей на интересные пути решения задач их сверстниками, создает проблемные ситуации, стимулируя интерес детей к дальнейшей деятельности, помогает советом, Воспитатель не дает конкретных установок и готовых решений, а создает условия для их поиска, например, при появлении затруднительной ситуации, воспитатель предлагает вынести решение на общий совет. |
6. Рефлексивно-корригирующий (выводы, итоги, самооценка) | Воспитатель: «Ребята, давайте спросим у нашей гостьи Кати, смогли мы помочь ей? (кукла что- то шепчет на ухо воспитателю). Воспитатель сообщает детям, что ей сказала кукла: вы все сегодня хорошо помогли нашей гостье Кате, но ей пора идти домой. Она передает, что благодарит вас за помощь и обязательно придет снова к вам в гости. А я сейчас предлагаю вам вспомнить, чем мы сегодня занимались? Что нового вы узнали? А кому можно рассказать о том, что мы сегодня делали? Что больше всего вам понравилось делать? (высказывания и предложения детей) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей младшей дошкольный возраст
Конспект занятия предназначен для детей младшего дошкольного возраста по теме: "Домашние животные".Приоритетные задачи: развитие звуковой культуры речи, обогащение словаря, формирование граммати...
План – конспект непосредственно-образовательной деятельности детей младшего дошкольного возраста «Дружная семейка»
Непосредственно образовательная деятельность в рамках образовательной области «Коммуникация» на тему: «Дружная семья»...
Конспект открытого комплексного мероприятия образовательной деятельности детей младшего дошкольного возраста на тему « Профессии».
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...
Конспект открытого комплексного мероприятия образовательной деятельности детей младшего дошкольного возраста на тему « Профессии». Воспитатель ГБДОУ детский сад № 81 Фендик Ольги Кирилловны.
Конспект открытого комплексного мероприятия образовательной деятельности детей младшего дошкольного возрастана тему « Профессии».Воспитатель ГБДОУ детский сад № 81Фендик Ольги Кирилловны...
Конспект образовательной деятельности детей младшего дошкольного возраста на тему « Птицы- наши друзья» с использованием современных образовательных технологий – игровой информационно-куммуникативной
Расширять и обогащать представления детей о птицах (ворона, голубь, воробей, синица, снегирь), о частях тела и питании птиц....
Планирование работы по внедрению ТИКО моделирования (создание плоскостных конструкций) в образовательную деятельность детей младшего дошкольного возраста
планирование НОД с использованием ТИКО моделирования во второй младшей группе...
Технологическая карта НОД для детей младшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать».
Разработала и провела занятие. Материал будет полезен педагогам младших групп....