Технологическая карта образовательной деятельности детей младшего дошкольного возраста и педагога в рамках создания условий для формирования предпосылок познавательно - исследовательских компетенций по теме: "Вода рядом с нами"
методическая разработка (младшая группа)

Синюта Ольга Андреевна

Формирование у младших дошкольников первичных представлений и элементарных познавательных умений в процессе экспериментирования с водой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_nod_po_pid_.docx25.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 16 «Тополек» г.Енисейска Красноярского края

Конспект совместной деятельности детей и педагога с детьми младшего дошкольного возраста как условие формирования предпосылок познавательно- исследовательских компетенций

Тема НОД « Вода рядом с нами»

        Синюта О.А.

          воспитатель

Енисейск, 2022

Пояснительная записка

Конспект совместной деятельности детей и педагога с детьми младшего дошкольного возраста как условие формирования предпосылок познавательно- исследовательских компетенций

Тема НОД « Вода рядом с нами»

Цель: формирование у младших дошкольников первичных представлений и элементарных познавательных умений в процессе экспериментирования с водой.

Задачи:

- актуализировать представления  детей о свойствах и значении воды в окружающем мире.

- создавать условия для развития у детей способностей к взаимодействию детей друг с другом и с педагогом в рамках  элементарной исследовательской деятельности;

- способствовать формированию у детей элементарных исследовательских навыков (умение сравнивать, задавать вопросы, делать несложные выводы);

- поддерживать у детей стремление работать сообща, поощрять аккуратность в работе с водой и «приборами- помощниками».

Оборудование и материалы: карточки со схемами для приветствия,  кукла Катя, игрушки, емкости для воды, губки, спринцовки, полотенца для рук, фартуки.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, беседы по теме, презентация о воде, слушание звуков воды в природе, рассматривание фотографий и иллюстраций о воде и ее использовании в жизни людей, наблюдение за природными явлениями.

Предполагаемый результат:

- дети приобрели и подкрепили опытным путем представления о воде;

- дети проявляют стойкий интерес и желание действовать с предложенными предметами;

- дети применяют в самостоятельной деятельности исследовательские приемы, проявляют инициативу;

- дети соблюдают правила безопасности в рамках элементарной исследовательской деятельности, действуют сообща.

Технологическая карта совместной деятельности детей и взрослого

Этап занятия, продолжительность

Задачи этапа

Методы, приемы, формы, возможные виды детской   деятельности

Деятельность педагога

Деятельность (активность) детей

Результаты

1.Психологический настрой

 Создать атмосферу психологической безопасности, принятия и эмоциональной поддержки.

 Игра на эмоциональный настрой «Поделись секретом»

 Педагог создает  атмосферу доброжелательности через общее приветствие.

 Дети включились в игру, эмоционально откликаются на действия педагога.

 Создана благоприятная атмосфера, дети направлены друг на друга.

2.Вводно-организационный

3.Мотивационно-побудительный

4. Актуализация

Обозначить тему предстоящей совместной деятельности.

Создать проблемную ситуацию, мотивирующую детей на дальнейшую деятельность.

Актуализировать элементарные представления детей о свойствах и значении воды в обиходе человека.

Сюрпризный момент – в группу приходит в гости кукла Катя с просьбой о помощи привести в порядок ее внешний вид и игрушки, которые она несла детям в подарок.

Словесный- беседа с детьми уточняющего характера, вопросы открытого типа; создание проблемной ситуации, принятия решения.

Наглядный- рассматривание пакета с игрушками и рабочего стола с содержимым.

Педагог задает вопросы выясняющего характера; обращает внимание детей на предметы и характер действия с ними; способом показа действия с предметами побуждает детей к принятию решений и дальнейшим действиям.

Дети отвечают на вопросы, возможно, предлагают свои варианты действий с предметами; откликаются на действия педагога.

Создана рабочая атмосфера для дальнейшей деятельности; дети обращены друг к другу; дети готовы отразить свой опыт в быту.

5. Практическая работа (познавательно-исследовательская, продуктивная и др. деятельность, направленная на достижение цели и получение предполагаемого результата)

Создать условия для элементарного экспериментирования детей с водой и предметами обихода (в том числе игрушками).

Развивать и поддерживать интерес у детей к действию с предметами и взаимодействию со сверстниками в исследовательской деятельности, обращая внимание на успехи сверстников.

Побуждать детей к высказыванию своего мнения.

Словесные приемы привлечения внимания, удержание паузы, изменение тональности и темпа голоса. Выясняющие, уточняющие вопросы, вопросы проблемного характера.

Наглядные - показ действия. Создание проблемных ситуаций для самостоятельного поиска детьми решений. Пробы детьми действия с предметами.

С помощью уточняющих, выясняющих, проблемных вопросов, педагог подводит детей к пробам действий с водой и предметами.

Обращает внимание детей на деятельность и умозаключения сверстников.

Поощряет неординарные способы действий детей с водой и  предметами.

Дети пробуют исследовать воду и предметы визуально, тактильно и по собственному замыслу. Проявляют элементарные инициативу и самостоятельность в пробах способов действий с водой и предметами. Контактируют друг с другом и педагогом.

Дети включились в практическую деятельность. Пробуют экспериментировать, рассуждать и делать элементарные выводы в рамках своей деятельности. У детей развит устойчивый интерес к действию с водой и предметами. Дети отражают имеющийся опыт в быту на действиях и словесно.

6.Рефлексивно-корригирующий (выводы, итоги, самооценка)

Формировать у детей элементарные навыки описания своих и других действий с предметами.

Уточняющие вопросы и вопросы открытого типа.

Педагог задает вопросы выясняющего характера, направляющие детей на размышления и рассуждения по поводу их действий с водой и предметами.

Дети отвечают на вопросы педагога, эмоционально откликаются на состоявшуюся деятельность.

У детей состоялись пробы по элементарному экспериментированию с водой и предметами.

Сценарный план мероприятия

Ход занятия в соответствии с этапами

Действия воспитателя и детей

1. Психологический настрой

Во время утреннего круга воспитатель обращает внимание детей на цветные карточки - организует игру на эмоциональный настрой «Поделись секретом». Воспитатель предлагает каждому ребенку выбрать для себя понравившуюся карточку и поделиться хорошим настроением- поприветствовать соседа способом изображенным на карточке (улыбка смайлика- подарить улыбку, ладошки- пожать руку, сердечко- обнять). Воспитатель наблюдает за действиями детей, участвует в приветствии, оказывает эмоциональную поддержку в затруднительной ситуации.

Таким образом создается атмосфера доброжелательности и положительного настроя на предстоящую совместную деятельность.

2.Вводнол-организационный

3.Мотивационно-побудительный этап

4. Актуализация

Сюрпризный момент: « в гости пришла кукла Катя»

У куклы Кати испачкано лицо и одежда.

Воспитатель встречает куклу со словами:

«Что за девочка чумазая? Где ты руки так измазала? Черные ладошки, на локтях дорожки. Кончик носа черный будто закопченный!»

Воспитатель обращается к кукле: « Как тебя зовут и почему ты такая грязная?» (кукла Катя шепчет что-то на ухо воспитателю)

Воспитатель делится с детьми тем, что рассказала ему  кукла Катя:

«Катя спешила в детский сад, чтобы подарить детям игрушки, но споткнулась,  и упала. Все рассыпалось, испачкалось, теперь с ними нельзя играть»

Воспитатель обращается к детям с вопросом:

«Ребята, а чем мы с вами можем помочь Кате и игрушкам которые она принесла?» (предполагаемые ответы детей)

Воспитатель обращает внимание детей на емкость с водой. Вопросами открытого типа актуализирует элементарные представления детей о свойствах воды и значении воды в окружающем мире:

Посмотрите что такое в емкости? (ответы детей)

Как вы думаете, для чего нужна вода и что с ней делают? (предполагаемые ответы детей)

А где можно встретить воду?

Воспитатель проводит уточняющую и выясняющую беседу с детьми о пользе и применении воды в окружающем мире.

Дети активно участвуют в беседе, высказывают свои мнения и предположения.

Воспитатель: «Ребята если мы теперь знаем, как помочь нашей гостье, то предлагаю начать действовать»

Воспитатель с помощью уточняющих и выясняющих вопросов направляет детей на дальнейшую совместную деятельность.

5. Практическая работа (познавательно-исследовательская, продуктивная и др. деятельность, направленная на достижение цели и получение предполагаемого результата)

Идет исследовательская деятельность с элементами экспериментирования с водой и предметами обихода. Воспитатель наблюдает, какие варианты действий с водой и предметами будут предлагать дети, в случае затруднения ненавязчиво предложит свой вариант способом показа действия. Воспитатель поддерживает эмоциональный настрой детей, направляет их деятельность с помощью вопросов выясняющего и проблемного характера, обращает внимание детей на интересные пути решения задач их сверстниками, создает проблемные ситуации, стимулируя интерес детей к дальнейшей деятельности,  помогает советом, Воспитатель не дает конкретных установок и готовых решений, а создает условия для их поиска, например, при появлении затруднительной ситуации, воспитатель предлагает вынести решение на общий совет.

6. Рефлексивно-корригирующий (выводы, итоги, самооценка)

Воспитатель: «Ребята, давайте спросим у нашей гостьи Кати, смогли мы помочь ей? (кукла что- то шепчет на ухо воспитателю). Воспитатель сообщает детям, что ей сказала кукла: вы все сегодня хорошо помогли нашей гостье Кате, но ей пора идти домой. Она передает, что благодарит вас за помощь и обязательно придет снова к вам в гости. А я сейчас предлагаю вам вспомнить, чем мы сегодня занимались? Что нового вы узнали? А кому можно рассказать о том, что мы сегодня делали? Что больше всего вам понравилось делать? (высказывания и предложения детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей младшей дошкольный возраст

Конспект занятия предназначен для детей младшего дошкольного возраста  по теме: "Домашние животные".Приоритетные задачи: развитие звуковой культуры речи, обогащение словаря, формирование граммати...

План – конспект непосредственно-образовательной деятельности детей младшего дошкольного возраста «Дружная семейка»

Непосредственно образовательная деятельность в рамках образовательной области «Коммуникация» на тему: «Дружная семья»...

Конспект открытого комплексного мероприятия образовательной деятельности детей младшего дошкольного возраста на тему « Профессии».

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...

Конспект открытого комплексного мероприятия образовательной деятельности детей младшего дошкольного возраста на тему « Профессии». Воспитатель ГБДОУ детский сад № 81 Фендик Ольги Кирилловны.

Конспект открытого комплексного мероприятия образовательной деятельности детей младшего дошкольного возрастана тему « Профессии».Воспитатель ГБДОУ детский сад № 81Фендик Ольги Кирилловны...