Технологическая карта НОД для детей младшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать».
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Девятловская Наталья Анатольевна

Разработала и провела занятие. Материал будет полезен педагогам младших групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_zanyatiya_zimuyushchie_ptitsy.docx30.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 «Сибирячок» города Лесосибирска»

Конспект непосредственной образовательной деятельности

для детей младшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром.

Тема: «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать».

Воспитатель:

Девятловская Наталья Анатольевна,

 первая квалификационная категория

г. Лесосибирск, 2023г.

Воспитатель: Девятловская Наталья Анатольевна 

Тема: «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать».

Возрастная группа педагогического мероприятия: вторая младшая.

Цель для педагога: формирование у детей представлений о зимующих птицах г. Лесосибирска, их внешнем виде и особенностях питания.

Детская цель: распознать зимующих птиц г.Лесосибирска; покормить птиц правильно; сделать кормушки с пшеном.

Задачи:

Образовательные:

1. Дать представление о зимующих птицах, их повадках, видах питания, как правильно кормить птиц.  

2. Упражнять в умении узнавать и называть зимующих птиц, различать их голоса.

3. Закрепить представление о зимних явлениях природы.

3. Формировать основы экологической культуры, познавательный интерес к окружающему миру: к жизни зимующих птиц, к наблюдению за красотой зимнего леса.

Развивающие:

1. Совершенствовать умение отгадывать загадки про зимующих птиц.

2. Развивать творческие способности в процессе изготовления кормушек нетрадиционным способом из пшена.

Воспитательные:

1. Воспитывать чувство товарищества, аккуратность и внимательность, заботливое отношение к птицам зимой, желание помогать им в трудных зимних условиях.

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.

Интегрируемые образовательные области: речевое, социально- коммуникативное, художественно- эстетическое, физическое, патриотическое (краеведение) развитие.

Форма проведения: игра-занятие.

Форма организации: совместная деятельность педагога с детьми.

Вид детской деятельности: игровая, познавательная, продуктивная, коммуникативная деятельность.

Материалы и оборудование: карточки с изображением зимующих птиц (воробей, снегирь, синица, ворона), дидактическая игра «Собери птицу», звуковая фонограмма голосов птиц, аудиоцентр, макет-рисунок зимнего дерева, заготовки кормушки и птиц на каждого ребенка, пшено в подложках, клей ПВА, кисти для клея, скатерти на столы, влажные салфетки.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций на тему «Зима», «Птицы»; беседы о птицах; наблюдение на прогулке за птицами; отгадывание загадок о птицах; чтение литературных произведений: Стихотворения Г. Ладонщикова «Наши друзья», М. Борина «Голуби»; прослушивание детской песни «Песня птицы»; раскрашивание птиц; просмотр мультфильмов «Снегирь», «Пластилиновая ворона».

Наименование фрагментов педагогического мероприятия

Цель проведения для детей

Методы и приемы

Проектирование РППС

Способы взаимодействия ребенка со сверстниками

Дети играют в группе, раздаются звуки пения птиц (звучит фонограмма).  

Воспитатель: 

-Ребята, а кто это поет? Какие птицы, где они сидят? Давайте подойдем к дереву и посмотрим на них?

-А кто из птиц так поет? Хотите узнать? Тогда рассаживаемся поскорей на стульчики.

Определить голоса птиц и какие птицы сидят на дереве.

Создание мотивации на деятельность.

Наглядно- слуховой: прослушивание аудиозаписи.

Наглядные: демонстрация картинок.

Игровые: чудесное появление объектов.

Словесный: ответы на вопросы.

Дети прислушиваются к звукам, подходят к плакату- макету зимнего дерева, расположенному на магнитной доске. Рассматривают картинки птиц, слушают пение птиц.

Дети ставят стульчики полукругом на ковре, рассаживаются лицом к магнитной доске с макетом зимнего дерева.

Дети аккуратно расставляют стульчики, отвечают на вопросы воспитателя, слушают друг друга.

Воспитатель:

-Ребята, а какое время года у нас за окном? А какие признаки зимы вы знаете? Кому-то приходится очень тяжело зимою. Кому?

Воспитатель: 

-Ребята, зимой птицам холодно и голодно, поэтому некоторые улетели в тёплые края. Но не все птицы улетели, некоторые остались с нами в городе зимовать и таких птиц называют «зимующими».

Воспитатель: 

-Посмотрите на наше дерево внимательно и отгадайте загадку, что это за птицы?

1. Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине,

Он появится опять. (снегирь).

Снегири прилетают перед первым снегом, если они прилетели, значит скоро пойдёт снег. Поэтому красногрудая птичка зовётся снегирём. Любимое лакомство- ягоды рябины. Свист снегиря похож на звук флейты – нежный и грустный. Послушайте, как он поет.(Включает фонограмму).

-Какая грудка у снегиря?

2. Целый день без перерыва -

Кар-кар-кар, - кричит сварливо.. (ворона).

-Как ворона каркает? Давайте, послушаем . .(Включает фонограмму).

Ворона живёт и в деревне и в городе. Ворона всё ест. Во дворе разные кусочки соберёт и на поле слетает.

-Каким окрасом перья у вороны?

3. Чирик- чирик!

К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей

Кто это? (воробей)

Как воробей чирикает? (Включает фонограмму).

Воробьи летают стайкой, вместе им легче заметить опасность и быстрее найти корм.

-какой окрас

4. Непоседа – невеличка

Жёлтогрудая птичка

Ем я сало и пшеничку

А зовут меня? (синичка)

Эта самая быстрая птичка.

-А какая грудка у синички? Послушайте, как она поет. (Включает фонограмму).

Назвать время года и признаки  зимы.

Понять и усвоить информацию о «зимующих птицах» г.Лесосибирска.

Отгадывать загадки о птицах, назвать особенности внешнего вида.

Усвоить информацию об особенностях поведения, питания.

Словесные: беседа, постановка вопросов, ответы на вопросы.

Словесные: рассказ.

Словесный: отгадывание загадок;

Наглядный: рассматривание картинок; демонстрация картинок.

Наглядно- слуховой: прослушивание фонограмм.

Дети сидят на стульчиках, смотрят в окно.

Дети сидят на стульчиках, слушают воспитателя.

Дети сидят на стульчиках, смотрят на картинки, отгадывают загадки, слушают фонограммы голосов птиц.

Дети отвечают на вопросы и слушают друг друга.

Дети по очереди отвечают на вопросы воспитателя и слушают друг друга.

Воспитатель: 

-Ребята посмотрим на наших птиц, они разные или одинаковые?

-Все птицы чем-то похожи. Чем же?

-Сколько у птиц лапок? Зачем птицам лапки?

-Чем покрыто тело птицы?

-Как питаются птицы?

-Что ещё есть у птиц? Зачем птицам крылья?

-А чем же отличаются все птицы?

-А теперь, давайте посмотрим, чем птицы отличаются от животных?

Найти сходство и отличие у зимующих птиц по внешнему виду и чем отличаются от животных.

Воспитатель: 

-Ребята, а вы хотели бы превратиться в птичек? Тогда встаньте со своих стульчиков, рассыпьтесь по ковру как горошинки, мы с вами потанцуем. Смотрим на меня внимательно и танцуем.

Станцевать танец по показу.

Практический: снять физическое напряжение и утомление, повысить умственную работоспособность. Исполнение музыкальной физминутки «Вот летали птички».

Дети встают со стульчиков, расходятся по группе. Звучит музыка, дети за воспитателем повторяют движения.

После выполнения физминутки рассаживаются на стульчики.

Дети  совместно с воспитателем выполняют физминутку.

Воспитатель:

-Ребята, весело и тепло вам было танцевать в группе? А на улице- то зимой птицам холодно.  

-Как мы можем им помочь?

Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайкой на крыльцо.
Не богаты их корма!
Горсть зерна нужна.
Горсть зерна –

И не страшна
Будет им зима.

-О чем это стихотворение?

-А мы с вами сможем покормить птиц?

-Прежде чем мы это сделаем, давайте разомнем наши пальчики:

Я зимой кормлю всех птиц –(руки в стороны)

Голубей, ворон, синиц,

Воробьев и снегирей –

Вот кормушка у дверей (руки вытянуть вперед).

Дам им булки, пшенной каши,

Дам им зерна, семена. (пальчики друг об друга потереть).

А синице дам я сало,

Пусть клюет его она (пальчики вместе и имитируют клюв птицы).

Выполняют пальчиковую гимнастику.

Словесный: постановка проблемы; чтение художественной литературы.

Игровые: выполнение пальчиковой гимнастики. 

Дети сидят на стульчикам, отвечают на вопросы, выполняют пальчиковую гимнастику по показу воспитателя.

Дети все вместе делают пальчиковую разминку.

Воспитатель: 

- Ребята,  сейчас мы с вами насыплем в нашу кормушку пшена, чтобы птички прилетели к ней и полакомились. Посмотрите внимательно, как мы это будем делать. Берем кормушку, аккуратно  намазываем кисточкой с клеем дно кормушки, сверху насыпаем немного пшена. Лишнюю крупу убираем обратно в лоток.

-Посмотрите, кого не хватает возле нашей кормушки? Давайте возьмём птиц и наклеим их к нашей кормушкам.

-А каких птиц мы наклеили? 

Аккуратно наклеить пшено в кормушку, прикрепить птиц и назвать их.

Словесный: объяснение.

Наглядный: показ образца.

Практический: выполнение задания.

Дети вместе с воспитателем подходят к столу, где лежат: картонные заготовки кормушек и птиц, салфетки, клей ПВА, кисточки для клея, лотки с пшеном. Слушают воспитателя и смотрят. Выполняют задание.

Дети встают рядом друг с другом возле стола, каждый напротив своей кормушки.

Заключительная часть:

-С какими птицами мы сегодня с вами познакомились? Назовите их.

-Вам понравилось кормить птиц?

-Я хочу вам всем напомнить, что после работы с клеем, нужно обязательно мыть руки!

-На столе я оставляю для вас игру «Собери птицу». Кто захочет попробовать собрать из пазлов птицу, с чистыми руками садится за стол и собирает.

Высказывание своего отношения к проделанной работе.

Рефлексия. Развитие умений  у детей делать анализ проделанной работы

Игровые: дидактическая игра «Собери птицу».

Дети идут мыть руки. Желающие садятся за столы собирать пазлы по данной теме.

Дети высказываются. Играют за столами в настольную дидактическую игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать..."

конспект занятия был разработан с целью закрепить знания детей о зимних явлениях в природе, расширить представления о зимующих птицах....

Развлечение на тему: «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!» вторая младшая.

Развивать познавательные интересы воспитанников, используя фольклор, подвижные и речевые игры. Продолжать воспитывать любовь, гуманное, заботливое отношение к окружающему миру, к зимующим...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе «Островок» на тему «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать...»

Расширять представления о зимующих птицах, развивать художественно-творческую деятельность детей.формировать умение рисовать нетрадиционным способом - ватными палочками;дать детям знания о жизни птиц ...