«Формирование знаний о предметном мире и труде взрослых у детей младшего дошкольного возраста»
статья (младшая группа) на тему

Бурова Лариса Анатольевна

В статье отражен мой педагогический опыт по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material_dlya_publikatsii.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

Бурова  Лариса  Анатольевна, воспитатель детского сада № 214 ОАО «РЖД»

«Формирование знаний о предметном мире и  труде взрослых

у детей младшего дошкольного возраста»

Предметный мир, окружающие ребенка вещи и игрушки имеют особое значение в развитии дошкольников, особенно малышей. Именно в предметной деятельности возникает познавательная активность, складываются первые эмоциональные предпочтения. Поэтому мне захотелось помочь моим малышам войти в предметный мир, научиться  ориентироваться в его многообразии, правильно использовать предметы по назначению в разных видах детской деятельности – и главное воспитать ценностное отношение к предметам.

Свою работу я построила в нескольких направлениях:

  • знакомство с предметным миром;
  • знакомство со строением предметов;
  • знакомство с материалами (бумага, дерево, ткань, глина);
  • знакомство с трудом взрослых (по преобразованию предметов; по изготовлению предметов).

Для того чтобы познакомить детей с понятиями «одежда», «мебель», «посуда», «игрушки» в течение года мною были проведены дидактические игры: «Комната для кукол», «Накормим куклу обедом», «Оденем куклу на прогулку», «Разденем куклу с прогулки», «Оденем куклу после сна»,  «Поручения», «Выставка игрушек», «Отгадай и назови», «Куда что положить», «Чудесный мешочек» с посудой, игрушками, одеждой; конструирование предметов мебели из строительного материала.

Знания об этих предметах мы с детьми закрепляли через настольные игры «Лото», «Накроем кукле стол к обеду», «Оденем куклу на прогулку», «Узнай по описанию», через различные сюжетно – ролевые игры: «Напоим куклу чаем», «У куклы день рождения», «Готовим Мишке обед» и др.

В своей работе я использовала специальные образовательные ситуации, позволяющие знакомить детей с предметами и их назначением, способами использования. Наиболее эффективны игровые проблемные ситуации, в которые попадает игровой персонаж (Незнайка, кукла Даша). Игровой персонаж дает возможность поставить ребенка в позицию субъекта познавательной деятельности, побуждает к ведению диалога с игровым персонажем и сверстниками, осознанию разумного способа поведения в предметном мире. К детям в гости приходил Незнайка,  и дети объясняли ему назначение предметов мебели (потому что Незнайка решил лечь спать на столе и т.д.); одежды (он путал ее названия); посуды (тарелку называл кружкой, ложку – тарелкой),  дети его исправляли.

 Знакомство со строением предметов происходило через:

  • знакомство с шапочкой, фартучком;
  • знакомство с иголкой, ниткой, наперстком;
  • знакомство с ножницами.

Эти занятия помогают обеспечить умственную и речевую  активность всех детей и каждого в отдельности, учат детей обследовать и анализировать предметы. От занятия к занятию у них формируется умение многосторонне рассматривать предмет, складывается обобщенный способ вычленения его сущности, способ получения новых знаний об известных предметах.

Следующим этапом моей работы было знакомство с материалами: с бумагой, с тканью, с глиной, с деревом. В процессе НОД были проведены «Путешествие в страну Добрых дел», «Поможем кукле выбрать фартук», «Знакомство с качествами предметов». Детям очень понравилось обследовать материалы (мять, щупать, подбрасывать, гладить рукой, по щеке, нажимать, стучать, отрывать кусочки). С помощью этих занятий активизируется речь детей, словарный запас пополняется словами, обозначающими качества материалов (мягкая, твердая, гладкая, сыпучий, тонкая, шершавая, шероховатая, легкая, тяжелая). Работа по ознакомлению детей с материалами проводится не только ради получения определенного запаса знаний, но и для осуществления дальнейшего сенсорного и умственного развития, проявляющегося в умении обследовать предметы, вычленять их особенности, анализировать, устанавливать связь свойств и качеств материалов с назначением предметов, видеть материал в предметах окружающей действительности. Знания детей закреплялись через различные опыты с бумагой (пробовали ее рвать, мять, резать ножницами); с тканью, с водой (что произойдет с бумагой, тканью в воде). Были созданы образовательные ситуации: «Постираем платок из ткани и из бумаги», «Постираем фартук из бумаги и ткани», «Зайке не на чем сидеть. Ему нужен стульчик», «Расскажем Незнайке, что у нас лежит в красивой коробочке (бумага, ткань) Какая она?» (закрепление качеств бумаги и ткани).

Знакомство детей с трудом взрослых по преобразованию предметов происходило с помощью наблюдения и проигрывания различных игровых ситуаций: «Кукла умывается», «Мытье игрушек», «Купание куклы Кати». Вместе с детьми мы наблюдали за утренней уборкой помощника воспитателя (Что она делает? Что ей  нужно для работы? Зачем это нужно?); за тем, как она накрывает на стол. Рассматривая сюжетные картинки, я старалась так задать вопросы, чтобы дети начали понимать цель трудового процесса, затем называли орудия труда, трудовые действия и конечный результат. Были проведены различные виды хозяйственно – бытового труда: мытье кукольной посуды, мытье больших машин, строительного материала, мытье кукол, где дети наблюдали за трудом взрослого и оказывали частичную помощь. Также были использованы образовательные ситуации: «У куклы нет пуговицы», «Пришьем  вязочки к фартуку», «Наведем порядок в кукольном доме», «Готовим кукольный дом к празднику»; дидактические игры: «Умоем куклу», «Кому что нужно для работы?».

Особое внимание в этом возрасте уделяется труду по изготовлению поделок из различных материалов (бумаги, глины).  Мы с ребятами лепили из глины  для кукол тарелочки, угощение (баранки, печенье).  Дети наблюдали  за изготовлением лодочек, самолетиков, книжек – малышек из бумаги, стульчиков из деревянных брусочков. Затем дети с удовольствием играли этими поделками. Я учила детей бережно относиться к этим игрушкам.  

Все  занятия проводились в игровой форме. Начинались они с создания проблемной ситуации (Мишке нужна корзинка; кукле подарок на день рождения, носовой платок, угощение для гостей и т.д.). Дети ставились в ситуацию поиска. Во второй части мы начинали искать, выбирать материал, предмет для работы. Материалы, предметы предоставлялись детям в  сравнении. Дети их обследовали и вместе с воспитателем выбирали нужный предмет, материал. В третьей части шло изготовление поделок и их обыгрывание.

         Главным результатом моей работы стало развитие  познавательной и речевой активности детей, обогащение словарного запаса новыми словами. Дети стали с интересом рассматривать и обследовать различные предметы (кольцо круглое, оно катится, у него есть дырочка, его можно одеть на руку).

При подготовке к занятиям и отборе материала для них, я думаю, а что еще интересного я могу рассказать детям о том или ином предмете.

Мне хочется наполнить повседневную жизнь группы интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого ребенка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейный проект по формированию знаний о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет «Безопасные дороги – детям».

Аннотация на программно – методический материал Семейный проект по формированию знаний о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет  «Безопасные дороги – детям». ...

Конспект НОД по формированию знаний о здоровом образе жизни для детей среднего дошкольного возраста

Тема: «Цветик-семицветик»Цели:                       Обучающие:• Формировать знания о здоровом образе жизни;• Закрепля...

Дидактические игры для формирования знаний о здоровом образе жизни для детей старшего дошкольного возраста.

      Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит длительный путь развития. Именн...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ О РАСТЕНИЯХ РОДНОГО КРАЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального исследования по проблеме формирования знаний о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста....