Календарно-тематическое планирование в старшей группе на тему : "Маленькие исследователи"
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Безносова Светлана Сергеевна

Планирование в страршей группе на тему : "Маленькие исследователи"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Маленькие исследователи» 26.01.23-30.01.23

Программное содержание:
1. Расширение представлений об окружающем мире.
2. Формирование  умений устанавливать закономерности.
3.  Развитие образного мышления, воображения.

                

Наблюдение и экспериментирование

Подвижные игры

Труд

Самостоятельная деятельность

Основные движения

Наблюдение за сезонными изменениями в природе.
Цель:
 формировать представления об изменениях в природе.
Наблюдение: красота зимнего пейзажа.
Цель:
 воспитывать у детей познавательный интерес к природе; развивать чуткость к восприятию зимнего пейзажа, связную речь, формировать умение анализировать и сопоставлять информацию.
Наблюдение: следы на снегу. Цель: обсудить, кем или чем были оставлены следы, учить аргументировать выводы.
 Наблюдение: свойства снега. Предложить вспомнить свойства снега при дневной прогулке и сравнить с его изменением к вечеру. Учить анализировать, делать выводы.
Наблюдение за солнцем. Формировать элементарные представления об изменениях положения Земли относительно солнца; расширять знания о неживой природе, небесных светилах; формировать умение видеть красоту окружающей природы, желание познать её тайны.
Наблюдение за вечерним небом. Продолжать формировать представления о сезонных изменениях в природе (небо затянуто облаками, стало пасмурно, пошел сильный снег).
Наблюдение за облаками. Учить определять направление ветра , называть степень облачности.
Наблюдение за пешеходной дорожкой. 
Формировать знания о пешеходной части дороги, правилах дорожного движения.
Наблюдаем за снегом.
Познакомить со свойствами снега, с сезонным явлением - снегопадом.

Подвижные игры с бегом
«Мороз Красный нос»
Цель:
 продолжать воспитывать умение соблюдать правила игры, развивать ловкость, координацию движений.
«Два Мороза».
Цель:
 совершенствовать выполнение основных движений при беге с увёртыванием; развивать навыки пространственной ориентации; способствовать совершенствованию функциональных возможностей организма.
«Снежная карусель».
Цель:
 учить действовать по сигналу воспитателя, постепенно убыстряя темп бега в хороводе.
Подвижные игры с прыжками
«Удочка»
Цель:
 учить детей подпрыгивать на двух ногах, стоя на месте, приземляясь на носки, полусогнутые ноги. Развивать ловкость, быстроту, глазомер.
«С кочки на кочку»
Цель:
 учить детей перебираться с одной стороны площадки на другую  прыжками с кочки на кочку на двух или одной ноге. Развивать силу толчка, умение сохранять равновесие на кочке, ловкость.
Подвижные игры на метание
«Попади в обруч», «Парный бег».
Цель:
 продолжать учить бегать парами, кидать снежки в цель.
«Попади в цель».
Цель:
 учить следить за направлением летящего предмета, рассчитать и выполнить движения.

Постройка снежной горки.
Цель:
 учить подбирать инвентарь, распределять фронт работ, договариваться о взаимодействии. Учить применять наиболее рациональные приёмы работы.

Укрываем стволы деревьев от мороза снегом.
Цель:
 воспитывать ответственность за порученное дело; учить анализировать ход и подводить итоги работы.
Сметание снега с построек
Цель:
 формировать навыки самостоятельного и последовательного выполнения трудовых действий, соблюдая целостность трудового процесса.
Сгребание снега на участке для построек( по желанию детей)
Цель:
развивать умения детей выполнять соответствующие трудовые действия, использовать инвентарь ;вызвать желание помогать взрослым.

с выносным материалом:
- ведерки,
- лопатки,
- лыжи,
- санки,
- метелки,
- формочки для снега.

«Кто дальше?».

Цель: упражнять в метании снежков правой и левой рукой в определенном направлении.( Алиса, Анна, Роман)

Бег с преодолением препятствий

Цель: повторить с детьми бег с преодолением препятствий. (Катя, Мария, Коля)

Прыжки на одной ноге.

Цель: учить энергично приземляться. (Айсу, Тимофей, Захар)

 Развитие движений. «Кто быстрее добежит до флажка» способствовать развитию ловкости, быстроты, выносливости  (София, Мирослава, Тимофей)





                                                                                                       Понедельник

Совместная деятельность взрослого и детьми с учетом интеграции образовательных областей

Утренняя гимнастика

Уголок природы Дежурство в уголке природы.
Цель: закрепить умение убирать за собой рабочее место (мыть инвентарь, просушивать, вкладывать на место), мыть руки с мылом.
Беседа: «Чем мы дышим?»
Цель: познакомить детей с понятиями «свежий воздух», «кислород», рассказать о факторах, очищающих и загрязняющих воздух, о важности чистоты воздуха для здоровья человека.
Дидактические игры
: (речевое развитие) «Закончи предложение»
Цель: : развивать умение употреблять в речи сложноподчиненные предложения.
Заучивание стихотворения  В.Степанов «Откуда хлеб пришел?».
Цель:
 воспитывать у детей умение слушать, запоминать небольшое по объему стихотворение, читать наизусть не торопясь, четко выговаривая слова и, особенно, окончания слов; учить детей отчетливо произносить звуки.
Индивидуальная работа по звуковой культуре речи   «Необычная песенка».
Цель: развитие артикуляционного аппарата (Айсу, Мария, Таня)
К.Г.Н.  «Чудесные расчески». Формировать стремление быть опрятными, привычку следить за своим внешним видом. Учить правильно и своевременно пользоваться расческой, поддерживать аккуратность прически.

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

технологические карты игр-экспериментирований (безопасное использование инструментов).

- в уголок изодеятельности  бумагу различной фактуры, акварельные карандаши, восковые мелки, трафареты, шаблоны.

-  пазлы, раскраски, мозаики.

- счетные палочки, счётный материал.

- дид. игра"Найди различия" (дополнение незавершенной схемы-развертки той или иной детали).

Консультирование по запросам родителей

Индивидуальные рекомендации родителям

рассмотреть технологические карты игр-экспериментирований (безопасное использование инструментов).

- создать условия для формирования способов поведения в разных видах самостоятельной детской деятельности.

Организованная образовательная деятельность

1.Физическое развитие (плавание)
(по плану физ.инструктора)
2.Художественно-эстетическое развитие (рисование)
( по плану уч.рисования)

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Гимнастика пробуждения.  Комплекс № 2

Чтение художественной литературы  В. Архангельский «Летят белые снежинки»
Цель: формировать умение внимательно слушать, правильно понимать сказанное,  делать логические выводы.
Строительная игра  «В мире фантастики»
Цель: предложить детям пофантазировать, помечтать построить фантастический город на другой планете, придумать ему название и как будут называться жители. Учить детей коллективно возводить постройки, совместно планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное.

Музыкально-дидактические игры «Веселые подружки»
Цель: развивать чувство ритма детей.

Игры на развитие слухового и зрительного внимания   «Скажи, что ты слышишь»
Цель: накопление словаря и фразовой речи.
Индивидуальная работа по сенсорному воспитанию   «Исключи лишнее»

Цель: развитие мышления и объема памяти.

 (Захар, Радмир, Катя)

                                                                                                                     Вторник

Совместная деятельность взрослого и детьми с учетом интеграции образовательных областей

Утренняя гимнастика

Слушание музыки  «Клоуны» муз. Д. Кабалевского, «Вечерняя сказка» муз. А.Хачатуряна

Цель: вызвать у детей эмоциональное наслаждение от восприятия музыки.
Строительная игра «Летательные аппараты».
Цель:  упражнять в моделировании и конструировании из строительного материала и деталей конструкторов; развивать умение планировать процесс возведения постройки; воспитывать интерес к профессии (космонавта, конструктора).

Беседа о труде взрослых «В гостях у работника прачки»

Цель: развивать умение понимать общественную значимость труда прачки, ее заботливое отношение к детям. Подчеркнуть, что результат достигается с помощью добросовестного отношения к труду. Воспитывать положительные эмоциональное отношение к прачке.

Опытно-экспериментальная деятельность «Статическое электричество».
Цель: дать представление о положительно и отрицательно заряженных частицах, используя несколько основных предметов, которые мы часто используете в быту.
Инд. работа по ФЭМП
 «Собери в корзину».
Цель: упражнять в счете; учить сравнивать две группы предметов, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний; учить ориентироваться в пространстве. (Родион, Радмир, Роман)
К.Г.Н. «В гостях у Мойдодыра ». Углубить знания детей о предметах личной гигиены, напомнить, что они должны быть индивидуальными. Обсудить необходимость содержания этих предметов в чистоте и порядке.

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Внести в уголок природы изображения животных, растений.

Внести журналы, коллекции, гербарии.

-  пазлы, раскраски, мозаики.

- счетные палочки, счётный материал.

Индивидуальные рекомендации родителям

Рекомендации по запросам родителей.
- создать безопасные условия для познания окружающего мира.    

- поддерживать желание детей экспериментировать с различными предметами, учить безопасному обращению с острыми предметами.


Организованная образовательная деятельность

1.Речевое развитие
( по плану уч. логопеда)
2.Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром)
Тема : «Мы маленькие исследователи воздуха»
Цель: уточнить и расширить знание детей о воздухе, познакомить детей со способами обнаружения воздуха;
создать доброжелательный настрой. Развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов. Обогащать словарь детей 
(лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты);развивать наблюдательность, любознательность, познавательную активность;развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов;воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, интерес к познавательной деятельности.
Источник : интернет.
3.Физическое развитие (физическая культура на прогулке)
(по плану физ.инструктора)

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Гимнастика пробуждения Комплекс №2

Чтение художественной литературы А. Пушкин «Ветер, ветер...» (отрывок из «Сказки о мертвой царевне»).
Цель: слушать произведение, понимать его содержание.
Настольно-печатные игры: «Собери картинку».
Цель: развивать внимание и память.
Театрализованная игра  «Изображение различных эмоций. Сами с усами»
Цель:  развивать диалогическую и монологическую речь детей; воспитывать коммуникативные качества; разминать мимику и пластические способности детей; развивать творческое мышление детей, воображение, фантазию.
Рассматривание репродукции картин: Рассматривание альбома «Что из чего?»
Цель: совершенствование представления об окружающих предметах, о материале, из которого они изготовлены.
Инд. работа по изодеятельности (лепка)
Тема: «Котик».
Цель: учить лепить конструктивным и смешанным способами, создавать устойчивые фигуры, передавать фактуру животных, лепить мелкие детали, совершенствуя мелкую моторику рук. Использовать дополнительные изобразительные материалы. (Владик, Тимофей, Айсу)

                                                                                                                           Среда

Совместная деятельность взрослого и детьми с учетом интеграции образовательных областей

Утренняя гимнастика

Работа по ОБЖ, ПДД  «Опасно - не опасно".
Цель: учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью и здоровью окружающих, от неопасных; уметь предвидеть и предупредить результаты возможного развития ситуации; закреплять правила безопасного поведения в различных ситуациях; развивать охранительное самосознание.

Словесные игры (звукоподражание, дыхание, слух) «Угадай, кто это ?»
Цель: воспитание слухового внимания.
Опытно-экспериментальная деятельность  «Мокрые – сухие руки».
Цель: дать возможность детям проверить, как они вытирают руки (сколько кусочков салфетки налипнет). Продолжать формировать умение вытирать руки насухо.
Игра на развитие мышления Игра «Логические концовки»

Цель: развивать мышление , воображение, способность к анализу.

Инд. работа по изодеятельности (аппликация)
«Красивые рыбки в аквариуме».
Цель: упражнять детей в подборе разных оттенков одного цвета, умение располагать рыбок по цвету друг за другом по принципу высветление или усиление цвета. Развивать цветовое восприятие. Закреплять приемы вырезания и аккуратного наклеивания. Формировать аккуратное и бережное отношение к материалам.(Анна, Таня,Катя)

К.Г.Н.  продолжать учить детей вести правильно себя за столом во время приёма пищи (сидеть ровно, не качаться на стуле, не спешить и не разговаривать с набитым ртом); воспитывать культурное поведения за столом, аккуратность.

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Внести в уголок природы изображения животных, растений.

Внести по р. р. картинки, схемы.

Выставка дымковских игрушек и их изображений - определить элементы узора (полосы, круги, кольца, овалы), характерные сочетания цветов (тёплые, холодные, контрастные, белый фон, черный цвет в украшении). Подобрать игрушки с одинаковым узором (полосатый, клетчатый, из колец - в шахматном порядке или рядами). Выбрать тот узор, который больше всего нравится.

- принять участие в конкурсе «Мы – читающая семья» - продолжать развивать речь как средство общения, развивать монологическую форму речи

- совместно с ребёнком изготовить поделку для музея  «Очумелые ручки» развивать умение строить деловой диалог

Организованная образовательная деятельность

 1.Речевое развитие
( по плану уч.логопеда )
2.Физическое развитие
(физическая культура)
(по плану физ.инструктора)
3.Художественно-эстетическое развитие (музыка)
(по плану муз.руководителя)

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Гимнастика пробуждения Комплекс №2

Чтение художественной литературы  Д.Перина «Живая вода»
Цель: познакомить с произведением. закрепить знания о свойствах воды. Воспитывать любовь к природе.
Сюжетно-ролевая игра «Ученые-исследователи».
Цель: развивать игровую деятельность. Формировать умение обследовать объект, видеть признак, фиксировать в модели, ставить вопрос – проблему.
Ручной труд    Хозяйственно – бытовой труд: протирание игровых модулей.
Цель: учить правильно и аккуратно выполнять трудовые поручения. Формировать положительное отношение к труду, поощрять желание трудиться.
Дидактическая игра на слуховое внимание
«Часовой»
Цель:  развитие слухового внимания и ориентации в пространстве.
Инд. работа по муз. воспитанию «Музыкальные загадки»
(Саша, Радмир, Айсу)
Цель: развивать тембровое чувство детей.

Четверг

Совместная деятельность взрослого и детьми с учетом интеграции образовательных областей

Утренняя гимнастика
Беседа
 «Какого цвета вода?»
Цель: продолжать знакомить детей со свойством воды. Предложить ребятам рассмотреть зеркало, стекло и воду прозрачной емкости, выявить их общие черты и отличия. Рассмотреть такое свойство воды, как способность отражать.
Наблюдение за играми детей (С-р игра «Мореплаватели»)
Цель:
 формирование коммуникативных навыков у дошкольников
Работа по самообслуживанию  «Мой внешний вид».
Цель: напоминать и поощрять стремление следить за своим внешним видом в течении дня (устранять недостатки самостоятельно или обращаться к взрослому для их устранения).

Работа по обогащению словаря  Игра «Наоборот»

Цель: упражнение в подборе антонимов (слов-неприятелей)

Инд. работа по изодеятельности (рисование) «Тайна подводного царства»

Цель: знакомить детей с  оттенками основных цветов, развивать чувство цвета.  Развивать умение выделять интересные рисунки, объяснять свой выбор. Развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту подводного мира. Формировать умение у детей рисовать техникой акварели – рисование по сырой бумаге.  Учить аккуратности в процессе деятельности

(Маша,Жанат,Саша)
КГН:  Продолжать закреплять умение мыть руки после посещения туалета и по мере необходимости. Пользоваться индивидуальными туалетными принадлежностями.

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

дид. Игра "Найди различия" (дополнение незавершенной схемы-развертки той или иной детали).

- дидактические, настольные игры, лото "Что лишнее", "Назови одним словом", "Кто – где живет?" и др.

Консультация «Гололёд на улице»

Цель: напомнить родителям о правилах поведения при гололёде.

Организованная образовательная деятельность

1.Познавательное развитие (ФЭМП)
Тема:
см.занятие №15 стр.54 Методическое пособие.
Источник : Е.В Колесникова Математика для детей 5-6 лет.
2.Художественно-эстетическое развитие (рисование)
(по плану уч.рисования)

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Гимнастика пробуждения Комплекс №2

Чтение художественной литературы  Н.Рыжова «Как люди речку обидели»
Цель: прививать детям навыки экологически грамотного поведения на водоёмах. Помочь понять необходимость бережного отношения к ним.
Сюжетно - ролевая  игра «Мореплаватели» (внести бинокль, компас, блокноты, карандаши и т.д.)
Цель:  учить взаимодействовать в игре, договариваться. Способствовать развитию диалогической речи, фантазии, воображения, ориентировки в пространстве, игрового навыка. Воспитывать культуру поведения, взаимовыручку, доброжелательное отношение друг к другу, умение договариваться, желание участвовать в совместных играх.
Работа в уголке книги (рассматривание, беседа по содержанию, по книге, о писателе, иллюстраторе, починка книг) «Книжная больница».
Цель: предложить детям выбрать книги, нуждающиеся в ремонте, предположить, что произошло с этими книгами, какие правила обращения с книгой были нарушены. Отремонтировать старые книги.
Дидактические игры на развитие психических процессов
«Чего не стало?»
Цель
: развивать внимание , память , мышление , закреплять словарный запас, отрабатывать определенный метод запоминания.
Графический диктант «Лиса»
Цель :
учит ориентироваться на листе бумаги, развивает зрительное и слуховое восприятие, произвольность внимания и памяти. Помогает сформировать у детей графические умения, необходимые для подготовки руки к письму. Графические диктанты развивают мелкую моторику и координацию движений руки, формируют пространственное мышление.
Инд. работа по формированию грамматического строя речи «Подбери признак»
Цель: учить согласовывать прилагательное с существительным.(Маша, Коля, Жанат)

                                                                                                       

                                                                                                                       



                                                                                                          Пятница

Совместная деятельность взрослого и детьми с учетом интеграции образовательных областей

Утренняя гимнастика

Беседа «Как вести себя в общественных местах».
Цель: познакомиться с правилами и нормами поведения принятыми в обществе, углубить интерес к социальному миру, привить оптимальные формы поведения в обществе, развивать коммуникативные способности.

Рассматривание иллюстраций, репродукций Рассматривание альбома «Зима»
Цель: продолжать знакомить детей с временем года «зима»,. Воспитывать и развивать интерес детей к природным явлениям.

Инд. работа по конструированию Конструирование из бумаги «Конверт для письма».
Цель: учить складывать бумагу по заданному направлению по показу, развивать моторику пальцев рук. (Айсу, Алена, Коля)
КГН - Учить аккуратно заправлять постель. Развивать желание помогать друг другу.

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

технологические карты игр-экспериментирований (безопасное использование инструментов).

-  емкости с водой, предметы из различных материалов в центр экспериментирования

Индивидуальные беседы и консультации по запросам.


Консультирование по запросам родителей.

Предложить родителям рассмотреть с детьми иллюстрации в детской энциклопедии по теме: «Природные ископаемые».

Организованная образовательная деятельность

1.Речевое развитие
( по плану уч.логопеда)
2.Художественно-эстетическое развитие (лепка/ аппликация)
Тема:
«Чудесная рыбка »
Цель: учить создавать образ рыбки.
Источник : интернет.
3.Художественно-эстетическое развитие (музыка)
(по плану муз.работника)

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Гимнастика пробуждения Комплекс №2

Чтение художественной литературы русская народная сказка «Снегурочка»
Цель: на примере сказки выяснить, как снег превращается воду и почему.
Сюжетно-ролевая игра  «Летчики».
Цель: расширение знаний о профессии «летчик». Формирование умения  самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствование формированию умения творчески развивать сюжеты игры. Воспитание патриотического отношения к своей Родине.
Ручной  труд (с тканью , бумагой)  «Дружно мы дворец построим»
Цель: упражнять детей в построении планов, чертежей, схем; развивать желание выполнять задания познавательного характера, обдумывать практические действия, рассуждать, доказывать свою идею; упражнять детей в конструировании по придуманным ими планам, в строительстве по рисункам.
Инд. работа по обучению рассказывания Составление описательного рассказа о зиме с опорой на схему.
Цель: учить составлять рассказ с опорой на схему, развивать умение отвечать на вопросы полным ответом. (Владик, София, Жанат)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарный тематический план работы в старшей группе на тему: "Моя родина - Россия"

Календарно тематическое планирование в старшей группе, первая  и третья неделя февраля, по теме: "Моя родина -Россия" (Россия, народные промыслы, защитники отечества)....

План работы по теме календарно-тематического планирования в старшей группе на тему "Моя Родина"

В материале автор предлагает вариант работы по теме "Моя Родина" из собственного опыта работы. План содержит игры, беседы, художественную литературу, дидактические игры и практическую деятел...

Календарно-тематический план работы в старшей группе по теме: "Хлеб - всему голова" (на неделю)

Календарно-тематический план работы по теме: "Хлеб -  всему голова"  (на неделю)...

Календарное планирование в средней группе по теме: «Маленькие исследователи»

Цель: 1.Систематизировать знания о способах безопасного поведения для себя и окружающего мира природы.  2.Развивать у детей умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие закономерно...

Творческий проект в старшей группе по теме: «Маленькие исследователи»

Актуальность проекта в экспериментальной работе с детьми очевидна, ведь современный мир сегодня предъявляет новые требования к подрастающему поколению. Ребёнок рождается исследователем. Жажда новых вп...

Календарно-тематическое (ежедневное) планирование воспитателя старшей группы

Календарно-тематическое планирование воспитателя старшей группы...

Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы во второй младшей группе по теме "Маленькие исследователи"

Создавать условия для формирования у детей познавательного интереса. Развивать у детей любознательность в процессе наблюдений и к практическому экспериментированию с объектами. Развивать стремление де...