НОД в подготовительной группе по теме «Московский Кремль – сердце России»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Нор Елена Николаевна

Цель: создание условий для  формирования гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста.

Задачи:  

Образовательные:                                                                                                              

  •  расширять представления воспитанников об историческом центре Москвы – Кремле, познакомить с достопримечательностями и архитектурными памятниками Кремля;
  •  формировать духовно-нравственные качества детей посредством приобщения к истокам русской культуры.
  •  формировать умение детей отвечать на вопросы полными предложениями, активизировать и  обогащать словарный запас с помощью слов (башня, Кремль, фрязины, двуручный кирпич, бойницы, купола, собор, куранты, рубин).

Развивающие:

  • развивать патриотические чувства - чувство любви и гордости к своей стране;
  •  развивать воображение, любознательность дошкольников, умение мыслить креативно, рационально.

Воспитательные:

  •  воспитывать интерес к познанию истории нашего государства, к историческим памятникам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kreml.docx36.5 КБ

Предварительный просмотр:

НОД в подготовительной группе по теме

«Московский Кремль – сердце России»

Цель: создание условий для  формирования гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста.

Задачи:  

Образовательные:                                                                                                              

  •  расширять представления воспитанников об историческом центре Москвы – Кремле, познакомить с достопримечательностями и архитектурными памятниками Кремля;
  •  формировать духовно-нравственные качества детей посредством приобщения к истокам русской культуры.
  •  формировать умение детей отвечать на вопросы полными предложениями, активизировать и  обогащать словарный запас с помощью слов (башня, Кремль, фрязины, двуручный кирпич, бойницы, купола, собор, куранты, рубин).

Развивающие:

  •  развивать патриотические чувства - чувство любви и гордости к своей стране;
  •  развивать воображение, любознательность дошкольников, умение мыслить креативно, рационально.

Воспитательные:

  •  воспитывать интерес к познанию истории нашего государства, к историческим памятникам.

Интеграция образовательных областей:

познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, физическое.

Методы: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемный, эвристический.

Формы организации деятельности детей:

беседа, «договаривание» крылатого выражения, рассматривание панели «Кремль», собирание пазл, хоровод и исполнение песни «Золотые ворота…», игра на барабанах, марш  (с музыкальным сопровождением», разгадывание ребуса.

Материалы и оборудование:

Панель «Кремль», ИКТ «Вертуальная экскурсия по Московскому Кремлю», картинки Московского Кремля для практической работы по «Реке времени», пазлы «Башни Кремля», ребус,  музыкальные инструменты – барабаны. 

Предварительная работа:

Чтение произведений Б. Житков «Красная площадь», Г. Юрмин «Царь-башня»; рассматривание пособия с иллюстрациями Н. М. Молева « Москва для тебя», Н. М. Родина «Я живу в России. Московский Кремль»; в изо деятельности рисование, конструирование современного Московского Кремля; беседы; просмотр видео, картинок; отгадывание загадок.

Дети заходят в музыкальный зал.

Воспитатель:

Ребята, подойдите ко мне, поздоровайтесь с гостями

Игра-тренинг:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, милая Земля!

Здравствуй, реки и поля!

Здравствуй, Родина моя!

Здравствуй, ты, и здравствуй, я!

(Произносят слова, пожимают друг другу руки).

Мозговой штурм: «Родина»

Воспитатель:

- Кто скажет, что такое Родина? (Ответы детей. Пояснение воспитателя: Правильно. Для кого-то Родина – это место, где родился и вырос, для кого-то это двор с качелями,  для кого-то Родина - страна

- Как называется наша страна? (Россия).

- Если мы живем в России, мы являемся кем? (россиянами).

- А столица нашей страны – город (Москва)

- Кто знает, что является сердцем России? (Ответы детей. Московский Кремль.)

- Почему Кремль - сердце России?

- Как узнать? (Ответы детей. Можно оправиться в Кремль)

- Как мы попадем в Москву? (ответы детей)

- Я предлагаю вам телепортироваться через вот эту волшебную стену. Телепортироваться - это значит переместиться из одного места в другое. Пройдя через эту стену, мы окажемся в Москве.

Скорее, время нас не ждёт: нажми две кнопки и вперёд! На старт! Быстрее! Раз, два, три… Ступай, в Москву ты попади! (дети встают друг за другом и повторяют слова, проходя через обруч). 

Звучит фонограмма записи в исполнении симфонического оркестра  М. Мусоргского «Рассвет над Москвой рекой».

Воспитатель: Вот и Кремль. Что вы знаете о нем? (Ответы детей. Кремль находится в столице России, в городе Москве. Рядом с Кремлем протекает Москва река. В Кремле работает наш президент В.В. Путин и правительство. Здесь есть соборы и площади, дворцы и музеи… Кремль - это крепость. Кремль - это огороженное укромное место, крепость, которую строили люди в старину, защищая себя от врагов и диких животных)  

- Ворота Кремля закрыты. Как же нам попасть внутрь Кремля?

Под музыку заходит «Хранитель тайн Кремля».

Хранитель: Здравствуйте дети. Я Хранитель тайн Кремля. Слышал я, что вы хотите попасть внутрь Кремля. Ключи от тайных ворот находятся у меня. Чтобы получить ключи, нужно отгадать ключевое слово, которое состоит из 6 букв. Каждую букву вы получите, выполнив определенные задания.

Согласны?  В путь.

Первое задание

Это лабиринт, проведите шарик по лабиринту и найдите выход.

 Хранитель тайн: Первая остановка называется «Река времени».

Дети, закончите крылатое выражение:

«Москва не сразу…»

а) выросла

б) покорилась

в) строилась

- Почему так говорят? (Ответы детей. Пояснение: Москва не сазу была такой, какая она сейчас, шло время, она росла, изменялась)

     - Да, время. Время бесконечно. Оно было, есть и будет. Время делится  на три части: прошлое, настоящее и будущее. Пройдите по дороге времени, от основания Москвы, строительства Кремля, до нашего времени.

(дети находят дорожку на панели Кремль)

- А сейчас разложите по порядку изображения Москвы в разное время (Строительство МосквыМосква при Дмитрии ДонскомМосква при Иване III)

- Кто выбрал место для строительства Кремля? (Юрия Долгорукий)

- Как вы думаете, почему князь выбрал именно это место (Удобный для обороны холм, защищенный руслами двух рек- Москвы и Неглинной. 

С глубокой древности люди селились по берегам рек: река давала пищу, предоставляла возможность передвижения и общения с другими народами.)

- Из чего построили первый Кремль? (Из дерева. Это была деревянная Москва! Строители складывают стены из бревен.)

 - Что же они придумали, чтобы стены стали крепкими? (Укладывали дерево в несколько рядов.)

- Прошло около 100 лет, и решили построить кремль из камня.

Почему решили построить из камня? (врагу не так легко одолеть, меньше страдает от пожаров)

- Как она стала называться (Белокаменная).

- При каком князе построили белокаменную Москву (При Дмитрии Донском)

- Простояв более ста лет, белокаменные укрепления Кремля стали разрушаться, так как были построены из извести. А за это время люди научились делать более крепкий строительный материал.

- Обратите внимание на эти стены и башни. Похожи они на те, которые сейчас окружают Кремль?

- Почему? (Потом был построен Красный Кремль из красного кирпича)  

После выполнения задания дети получают первую букву (С).

Хранитель тайн: Вот моё второе задание. На стене кремля я расположил сенсорную дорожку. Какие цвета она имеет? (Красный, оранжевый, желтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.)

-Что вы вспоминаете, когда слышите  Россия? Назовите только те слова, которые начинаются на первый звук цвета.

Красный – Кремль, крепость, Красная площадь, красивая

Оранжевый - отец, отечество, отчизна

Желтый – жизнь, желание

Зелёный – земля, защитники, защита, знамя, златоглавая Москва

Голубой – герб, гимн, герой, героизм, город, гордость, государство

Синий – слава, солдат, столица, Спасская башня, страна, сила

Фиолетовый – флаг, федерация

-Вторая остановка называется «Красный Кремль».

- Почему Кремль называют « красный»? (потому, что он построен из красного кирпича)

- Что означало в старину слово « красный»? (красивый, праздничный, превосходный)

-Ребята, при каком правителе построили кремлевские стены из красного кирпича? (При великом князе Иване III)

- Правильно, молодцы. Стены Кремля возводили русские мастера под руководством итальянских архитекторов. Как на Руси называли итальянских мастеров (Фрязинами)

- Почему кирпичи, из которых сложили кремлевские стены, назывались двуручными? (Ответы детей. Пояснение: Каждый кирпич весил 8 килограмм. Он был настолько тяжел, что рабочие брали его двумя руками. Так и назвали кирпич - двуручный).

- Правильно, ребята. И соорудили они оборонительную крепость с красивыми башнями, с дубовыми воротами, которые закрывались железными створами. Как вы думаете, когда закрывались эти ворота? (Перед врагами. А для друзей они были всегда открыты.)

Предлагает детям поиграть в игру «Золотые ворота». Дети вспоминают правила игры, выбирают водящих.

Правила игры «Золотые ворота»

Выбираются двое игроков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота».

Остальные игроки встают цепочкой (берутся за руки или кладут руки на плечи друг к другу) и проходят под воротами.

Игроки-ворота напевают:

Золотые ворота,
Проходите господа

Первой мать пройдет

Всех детей проведет.
Первый раз прощается,
Второй запрещается,

А на третий раз -
Не пропустим вас!

На последних словах ворота резко опускают руки и ловят тех, кто оказался под ними. Пойманные образуют новые «ворота».

Игра заканчивается, когда всех игроков поймают.

После игры дети получают следующую букву (Е).

Третья остановка.

Дети смотрят на панель «Кремль».

 Хранитель: Третья остановка называется «Тайны Кремлевских стен».

-Посмотрите на стены кремля. Какие они? (зубчатые)

- Ребята, что вам напоминают стены крепости (треугольник, буква М, хвост ласточки).

- Пройдите по дорожке, которая напоминает вам форму стен. Скажите, для чего были построены зубчатые стены? Только для красоты?
(
Нет. За ними удобно было укрываться тем защитникам крепости, которые располагались на стене. Каждая стена при этом имеет несколько изгибов – поворотов.  Стоя на стене, можно было проследить, что происходит на соседнем участке, требуется ли помощь тем, кто обороняет этот участок)

- Стены Кремля строили высокие и покатые. Почему? (Вместе с приставной лестницей противник скатывался со стены как с горки).

- В стенах расположены маленькие окошечки. Как они называются и для чего они устроены (показ). (Это бойницы. Защитники крепости через них отстреливали неприятеля).

Хранитель хвалит детей за правильные ответы и вручает очередную букву (Р)

По плану путешествия дети проходят к четвертой остановке.  Хранитель: Посмотрите, что вы видите у стен Кремля? (Ели)

- Проведите по ней рукой. Какая она? (Колючая)

- А какой цвет имеет ель? (Голубой)

- Почетное место на Красной площади уже почти 100 лет занимают колючие ели. Серебристо-голубой оттенок хвои на фоне кирпичной стены смотрится торжественно, величественно. Хвойные деревья с пышной пирамидальной кроной впервые появились у Кремлевской стены  в 1924 году, вместе с Мавзолеем Ленина. До этого там высаживали только лиственные деревья – липы.

Кого вы видите возле стен кремля? (солдата, барабанщика)

Возле стен Кремля стоит солдат. Солдат - олицетворение мужества, стойкости, смелости и отваги!  

Почему именно барабанщик? (ответы детей)

 - В русской армии времен Петра 1 барабанщик выполнял важнейшую функцию на поле боя – именно по его сигналам осуществлялись все действия войск. В боевом порядке барабанщик находился за строем, рядом с командиром. Нередко в рукопашной схватке неприятель стремился не только убить музыканта, а проткнуть его барабан, чтобы лишить командира возможности управлять подчиненными.

Послушайте барабанную дробь? (слушают) Хотите сами отбить барабанную дробь? Присаживайтесь, это не просто (показ как играть на барабане).

- А где ещё можно увидеть солдат в Кремле? (На Красной площади, во время парада) 

 - Да, сотни солдат торжественно прошли по Красной площади. Но был один, особенный парад, про который я хочу вам рассказать. В 1941 году началась война. Что это была за война? (Великая Отечественная война, на Россию напали немцы).
       - Да, трудные и горькие времена переживала наша страна. За несколько месяцев войны, врагам удалось подойти к Москве почти вплотную. Им казалось, что до захвата столицы остались считанные часы. И вот, в дни страшных сражений под Москвой, наше командование решило всё равно повести торжественный парад. Седьмого ноября тысяча девятьсот сорок первого года начался он рано утром. Воины шли не в парадной форме, а в боевой. И везли за собой самые настоящие боевые орудия с настоящими снарядами. Они проходили мимо древних стен Кремля… А Кремль и был рядом…  и будто не было его. Его замаскировали от вражеской авиации. Погасили и закрыли чехлами красные звёзды, набросили маскировочную сеть на золотые купола соборов, кремлёвские стены и башни. Над Москвой нависало хмурое ноябрьское небо. Мела метель… А воины проходили по площади маршем, разворачивались  и уходили. Прямо на передовую. В бой.
 И победили. И был новый парад. Парад победы.

- Было это когда? (девятого мая тысяча девятьсот сорок пятого года). Мы и сегодня ежегодно отмечаем этот день, как очень большой общий праздник.

- Я предлагаю вам пройти возле стен Кремля под бой барабанов. (Дети маршируют)  

Хранитель: Молодцы, за правильные ответы вы получаете еще одну букву (Д).

- Пятая остановка«Башни Кремля»

- Дети, скажите, пожалуйста, сколько всего башен в Кремле? (20)

- Какие башни вы знаете? (Тайницкая, Царская, Троицкая, Москворецкая, Никольская.)

 - В кремле нет ни одной одинаковой башни, все они красивые и не похожи друг на друга.

- Посмотрите, что это за башня перед нами? (Спасская)

- Это самая знаменитая из башен, какая она высокая и стройная. А чем знаменита эта башня? (В башне расположены главные ворота Кремля — Спасские. В башне установлены знаменитые часы с золотыми цифрами — куранты, эти часы смотрят на четыре стороны света. Стрелки приводит в движение механизм, который занимает три этажа. Вся Россия сверяет свои часы с курантами.)

- Послушайте бой курантов. (Бой курантов)

- Когда вы еще слышали бой курантов?( ответы детей)

 (Одной из русских современных традиций это выступление президента с ежегодным обращением, бой курантов возвещает о наступлении каждого нового дня и следующего года. Они показывают время, по которому живёт вся страна.)

- На территории Кремля много соборов и храмов. Что это за храм стоит перед вами? (Храм Василия Блаженного). Это красивейший храм построен при Иване Грозном. Вы видите, что это не одна церковь, а целая громада церквей, увенчанная разнообразными куполами каждая из которых отличается своей формой и нарядом. 

Он похож на нарядный расписной сказочный терем. А купола его напоминают яркие леденцы и они все разные, не повторяются. Один шишками золотыми усеян, как ночное небо звездами, другой купол напоминает очищенный апельсин с зелеными и желтыми дольками, третий опоясан зигзагами алыми, как поясами изысканными. Всего в храме 10 куполов. Выстроен храм из кирпича и украшен весь цветными узорами.

Я предлагаю вам собрать  и вспомнить  название башни ( пазлы) «Собери башню» . Дети делятся на  команды. Выигрывает та команда, которая раньше всех соберёт и правильно назовет башню. (Сбирают пазлы: Таинская башня, Царская башня, Кутафья башня).

Хранитель: за правильные ответы вы получаете еще одну букву (Ц).

Выполните моё последнее задание, которое называется «Звёзды Кремля».

Предлагается отгадать ребус:

Если вы разгадаете загадку, то узнаете, какой камень украшает звезды Кремлевских башен. (показ слайда)

 (Рука, бинт)

- Возьми две буквы из «руки», три буквы из «бинта»

Чтоб загорелась у реки Кремлевская звезда ( рубин)

После отгадки ребуса дети получают букву «Е», собирают ключевое слово «Сердце».

Сердце человека – это орган, от которого отходят сосуды, по которым течет кровь,  разносящая по организму питательные вещества. Человек может жить без сердца? (ответы детей)

Кремль - сердце России. Подумайте, почему? Идите внутрь Кремля. Будьте внимательны, размышляйте.  

- Вы много знаете  об истории Московского Кремля, за это я дарю вам «ключи от тайных ворот». Дети благодарят «Хранителя» за интересную встречу.

     Воспитатель: Ключи теперь у нас, проходите.

(Виртуальная экскурсия «Экскурсия по Московскому Кремлю»)

 Кремль достоин, чтобы его историю передавали поколениям и о нем слагали легенды.

Ребенок

Московский Кремль, святыня наша,

Соборов древних купола,

От этих стен, старинных башен

И начинается Москва.

Седых веков осталась память

На стенах древнего Кремля,

Но кажется не властно время,

Когда мы смотрим на тебя.

Прекрасен вид неповторимый

Твоих соборов и дворцов.

Люблю тебя, Московский Кремль,

Творенье русских мастеров.

Воспитатель: А нам пора возвращаться в детский сад (проходят к стене.) Скорее, время нас не ждёт: нажми две кнопки и вперёд! На старт! Быстрее! Раз, два, три… Ступай и в сад ты! (дети встают друг за другом и повторяют слова, проходя через обруч). 

- Вот мы и в детском саду.

Рефлексия.

- Где вы были?

- Понравилась вам экскурсия?

- Вы поняли, почему же Кремль называется сердцем России?

(Кремль – сердце России, так как он является древнейшей и красивейшей частью страны. Кремль находится в Москве, Москва-столица России- в столице, в Кремле работает президент, который издает законы.

Именно от Кремля, как сосуды от сердца, расходятся дороги во все концы нашей необъятной Родины, а так же все события происходящие в нашей стране  начинаются здесь.)

Воспитатель: Вы теперь настоящие знатоки истории Москвы и Московского Кремля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для подготовительной группы по познавательному занятию "Кремль"

Познакомить детей с историей создания Кремля. Продолжать учить самостоятельно придумывать содержание работы. Учить намечать силуэты простым карандашом. Продолжать учить технике имитации фрески: равном...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим: «Московский Кремль-сердце России» (старшая группа)

Программное содержание: познакомить детей с историей развития Московского Кремля, с достопримечательностями Кремля, в доступной форме представить сведения из истории, связанные с Московским Кремлем и ...

Презентация к конспекту занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «У стен Нижегородского Кремля»

Расширять знания детей о Нижнем Новгороде, воспитывать любовь и гордость за славное прошлое нашего города....

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «У стен Нижегородского Кремля»

Расширять знания детей о Нижнем Новгороде, воспитывать любовь и гордость за славное прошлое нашего города....

Занятие по формированию математических представлений в подготовительной группе детского сада "Московский кремль"

Данное занятие проводится с детьми подготовительной группы детского сада. Благодаря этому занятию у детей расширяются представления о Москве - главном городе России., развиваются умения соотносить циф...

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе по теме "Московский Кремль"

Расширять представления детей о московском Кремле, учить рисовать башни Кремля....