«Удивительные секреты дерева».
план-конспект занятия
Учреждение | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад № 127 «Березка» |
Составитель | Воспитатель: Сорокина Екатерина Витальевна |
Тема занятия | «Удивительные секреты дерева». |
Культурная практика | Познавательно-исследовательская деятельность |
Культурно-смысловой контекст | Плакат «Свойства дерева» |
Цель: | Формирование представлений детьми старшего дошкольного возраста о свойствах дерева, следуя определенному плану действий в познавательно-исследовательской деятельности. |
Образовательные задачи: | - знать и определять основные свойства дерева; - составить план проведения исследования; - осуществить поиск информации и зафиксировать полученные сведения в ходе исследования с помощью картинок-символов зарисовок, значков; - самостоятельно принимать решения в ходе экспериментальной деятельности, проверять эти решения, делать выводы и обобщения из результатов этой проверки; - работать в паре, договариваться, общаться со взрослыми и со сверстниками; - отрабатывать навыки оценивания собственной работы на занятии. |
Оборудование: | экспонаты для лаборатории, ноутбук, проектор, карточки - схемы, емкость с водой, спилы деревьев разных пород; деревянные ложки и металлические, спичка, свеча на подставке, пластилин, опилки разных пород дерева, лупы, тарелочки, контейнера большие и маленькие, карточки с изображение разных пород дерева, коробка, ватман. |
Предварительная работа | отгадывание загадок о деревьях и предметах из дерева; рассматривание картинок, наблюдение за деревьями. |
Ход занятия:
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Планируемый результат |
1.Приветствие | Здравствуй, дружок, Здравствуй, дружок! Скорей становитесь со мною в кружок! Давай улыбнёмся и скажем: "Привет!" Солнцу: "Привет!" Гостям всем: "Привет!"
| Предложить руку ребёнку справа. Предложить руку ребёнку слева. Выполняют действия в соответствии с текстом. | Создать атмосферу психологической комфортности, эмоциональной поддержки ребенка. |
2. Введение в ситуацию | Обращает внимание на букварь, в котором лежит письмо. Чтобы узнать от кого оно. Предлагает отгадать загадку. Он однажды появился В деревянной мастерской. Папа Карло потрудился Над игрушкою смешной. (Буратино) «Здравствуйте, ребята! Я узнал, что у вас есть лаборатория, где вы проводите опыты и эксперименты. Я хочу, чтобы вы узнали секреты дерева, для меня это очень важно. Буратино». Ребята, а как вы думаете, почему Буратино так интересуют секреты дерева? | Вызывает интерес детей
Проявляют интерес. Отгадывают загадку.
Предположения детей. | Вызвать интерес к предстоящей деятельности. |
3. Актуализация знаний | Задает вопросы: -Ребята, что же нам теперь делать? -А как мы можем это сделать? -Как мы можем проверить ваши ответы? Выслушивает ответы детей.
Предлагает составить план исследования, используя карточки-символы: «Подумай сам», «Спроси у взрослого», «Посмотри по телевизору», «Эксперимент».
Предлагает начать исследование с метода «Подумай сам» Задает вопросы: -Какую пользу приносят деревья? -Где используют дерево? -Дерево мягкое или твердое? -Тонет ли дерево в воде? - Удерживает ли дерево тепло? -Имеет ли дерево запах? | Нам надо узнать, разгадать секреты дерева. Высказывают и объясняют свои предположения.
Формулируют (совместно с педагогом) план исследования. Каждый предложенный метод исследования, размещают на доске в виде картинок-символов. Рассматривают картинки-символы, отображающие секрет дерева.
Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение и предложение. |
Предложить 2-3 предположений.
Составить план исследования.
Назвать не менее 3 предположений о свойствах дерева.
|
4. Основное содержание
Динамическая пауза | Мы с Вами станем самыми настоящими исследователями. Но сначала давайте вспомним правила безопасности в ней (Показать знаки безопасности.) 1.Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая друг другу. 2. Безопасно работать вместе со взрослыми 3. Каждую вещь (инструмент, прибор и образец) клади на место. 4. Старайся соблюдать аккуратность и чистоту рабочего места. (детям надеваются медальки «юный исследователь»)
Беседует с детьми по методу «Спроси у взрослого». Предлагает вниманию детей рассказ и иллюстрации для чего нужен лес.
Задает вопрос: -Кто из вас знает, как перерабатывается лес? -Что такое древесина? Беседует с детьми по методу «Посмотри по телевизору» Предлагает отправиться в виртуальную экскурсию в столярную мастерскую. -Рассказ как перерабатывают лес (слайд 1) - Что такое древесина? (слайд 2) - Работа плотника (слайд 3) - Что изготавливают из древесины (слайд 4) -Что можно сделать из опилок (слайд 5) Задает вопросы по содержанию.
Физминутка «Ветер дует нам в лицо». Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо, Ветерок все тише-тише - Деревцо все выше-выше,
Акцентный вопрос: -Как узнать сколько лет дереву? -Древесина хрупкая? -Древесину можно растянуть? -Как древесина ведет себя в контакте с водой? -Сохраняет тепло? -Чем пахнет древесина? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагает перейти к методу исследования «Эксперимент». Воспитатель предлагает стать настоящими научными сотрудниками лаборатории, которые делают много интересных открытий. Предлагает надеть шапочки и халаты, чтобы отправиться в лабораторию. Изучение свойств дерева. Предлагает провести ряд экспериментов. 1.Предлагает взять в одну руку пластилин, во вторую-спил дерева. Предлагает крепко сжать и посмотреть, что произойдет с этими предметами. Твердое или мягкое? Меняет форму? Предлагает рассмотреть через лупу спил дерева и определить возраст дерева. Обращает внимание, что спилы деревьев разных пород. Одинаковый ли рисунок у деревьев разных пород? Предлагает потрогать руками спил дерева и сказать, какая поверхность спила шершавая или гладкая? -Какой первый секрет дерева? А вы знаете, где используется этот секрет? Этот секрет используется при строительстве домов, мебели, лодок. 2.Уважаемые юные исследователи, а как нам узнать о том, что дерево удерживает тепло? Перед вами лежат ложки. - Как называется ложка, сделанная из дерева? -А ложка, сделанная из металла? -Приложите деревянную ложку к одной щеке, а металлическую ложку к другой. Что вы почувствовали, где холоднее? -Какой еще секрет дерева мы узнали? Используя этот секрет люди строят из дерева теплые деревянные дома. 3.Ребята, а как вы думаете, дерево горит? Хотите проверить? Для эксперимента мне понадобятся спички, проводить я буду одна, а вы наблюдать. Почему спички нельзя брать детям? Скажите ребята, из чего сделаны спички? Я возьму спичку, подержу над огнем, что вы наблюдаете? А почему спичка горит? -Какой мы секрет разгадали? Где применяется это секрет? Люди применяют этот секрет в качестве дров. 4.Ребята, а как нам проверить тонет ли предмет из дерева или не тонет? На столе стоят контейнеры, возьмите бутылочки и налейте воду в контейнер. Дети, у которых надеты белые шапочки берут камешки а у кого голубые шапочки берут деревянный брусок и кладут в контейнер с водой. -Какой мы секрет разгадали? Дерево легче воды, поэтому оно не тонет, люди делают из дерева лодки, корабли и средства передвижения по воде. 5.Ребята, а вы видели, как пилят дерево? А хотите узнать, что получается, во время пиления дерева? Когда люди пилят деревья, то получаются опилки. Опилки - это мелкая стружка, образующиеся как отходы пиления. А как вы думаете, из чего состоят опилки? Перед вами стоят баночки, откройте их, возьмите лупу и рассмотрите. Что вы наблюдаете? Ребята, а как вы думаете, опилки пахнут? А как мы можем это проверить? А чем пахнут опилки? Опилки пахнут ароматом только что спиленного дерева, это настоящий запах опилок. Обращает внимание, что у каждой породы дерева свой запах. Мы с вами разгадали еще один секрет дерева. Оказывается дерево, имеет запах.
Предлагает оформить плакат «Строение и секреты дерева»
Итоговая беседа. Предлагает проанализировать полученные знания, используя созданный плакат результатов исследования. | Проявляют интерес. Проговаривают правила безопасности в лаборатории.
Задают интересующие вопросы (например, «Что будет, если не будет леса?», «Как можно помочь лесу?», «Какую пользу несет лес для человека и животных?») Внимательно слушают, рассматривают иллюстрации леса. Фиксируют полученные сведения, с помощью картинок-символов, знаков, зарисовок, значков. Активно учувствуют в беседе. Высказывают свои предположения.
Внимательно слушают рассказ воспитателя, рассматривают картинки на слайдах, проявляют интерес. Отвечают на вопросы. Фиксируют сведения
движения руками к себе покачивания поднятыми руками постепенное приседание встать, потянуться на носочках
Активно принимают участие, высказывают свои предположения.
Заходят в импровизированную лабораторию. Проявляют интерес, эмоции.
Вместе с педагогом проводят ряд экспериментов, высказывают свои умозаключения, отвечают на вопросы. Обращают внимание на тарелочки, где лежат пластилин и спилы дерева. Дети по очереди берут предметы и трогают их на ощупь и описывают их свойства, определяют возраст дерева. Отображают результат эксперимента. Предположения детей.
Отвечают на вопрос.
Отвечают на вопрос, высказывают свое мнение и предположение. Активно принимают участие в отображении результатов экспериментов. Ответы детей
Высказывают свои умозаключения, отвечают на вопросы.
Отвечают на вопросы. Отображают результат эксперимента.
Высказывают свои умозаключения, отвечают на вопросы.
Эмоционально проявляют интерес к экспериментированию. Отображают результат эксперимента.
Высказывают свои умозаключения, отвечают на вопросы.
Отображают результат эксперимента.
Ребята оформляют плакат.
Составляют краткий рассказ о свойствах дерева. | Установить ассоциативные связи с картинками.
Сформулировать 2-3 вопроса.
Высказать не менее 3 предположений.
Сконцентрировать внимание на показе слайдов и рассказе.
Установить ассоциативные связи с картинками. Приобретают новые знания.
Высказать не менее 2-3 предположений.
Создать интерес к предстоящей деятельности.
Определяют первое свойство дерева.
Определяют второе свойство дерева.
Определяют третье свойство дерева.
Определяют четвертое свойство дерева.
Определяют пятое свойство дерева. Сделать выводы по результатам проведенных экспериментов: (дерево твердое, теплое, горит, не тонет, имеет запах)
Оформлен плакат «Свофйства дерева» Обобщить в 4-5 развернутых предложениях, полученные сведения в ходе исследования. |
5. Рефлексия | Создает условия для рефлексивной деятельности. Предлагает вернуться в группу. Задает вопросы: Вам понравилось быть юными учеными? Что нового и интересно вы сегодня узнали в нашей мастерской? Что нового вы узнали про дерево? При односложном ответе, просит грамотно и правильно выстроить предложение. Благодарит за работу. Предлагает навести порядок в лаборатории и разместить плакат в уголке природы.
| Рассуждают, делают выводы, подводят итоги своей работы. Отвечают на вопросы, Рассказывают, что понравилось на занятии, что заинтересовало, были сложности в выполнении задания.
Убирают рабочие места, размещают плакат. | Провести анализ деятельности. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologichekaya_karta_zanyatiya_sorokina_e.v_1.docx | 31.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Учреждение | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад № 127 «Березка» |
Составитель | Воспитатель: Сорокина Екатерина Витальевна |
Тема занятия | «Удивительные секреты дерева». |
Культурная практика | Познавательно-исследовательская деятельность |
Культурно-смысловой контекст | Плакат «Свойства дерева» |
Цель: | Формирование представлений детьми старшего дошкольного возраста о свойствах дерева, следуя определенному плану действий в познавательно-исследовательской деятельности. |
Образовательные задачи: | - знать и определять основные свойства дерева; - составить план проведения исследования; - осуществить поиск информации и зафиксировать полученные сведения в ходе исследования с помощью картинок-символов зарисовок, значков; - самостоятельно принимать решения в ходе экспериментальной деятельности, проверять эти решения, делать выводы и обобщения из результатов этой проверки; - работать в паре, договариваться, общаться со взрослыми и со сверстниками; - отрабатывать навыки оценивания собственной работы на занятии. |
Оборудование: | экспонаты для лаборатории, ноутбук, проектор, карточки - схемы, емкость с водой, спилы деревьев разных пород; деревянные ложки и металлические, спичка, свеча на подставке, пластилин, опилки разных пород дерева, лупы, тарелочки, контейнера большие и маленькие, карточки с изображение разных пород дерева, коробка, ватман. |
Предварительная работа | отгадывание загадок о деревьях и предметах из дерева; рассматривание картинок, наблюдение за деревьями. |
Ход занятия:
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Планируемый результат |
1.Приветствие | Здравствуй, дружок, Здравствуй, дружок! Скорей становитесь со мною в кружок! Давай улыбнёмся и скажем: "Привет!" Солнцу: "Привет!" Гостям всем: "Привет!" | Предложить руку ребёнку справа. Предложить руку ребёнку слева. Выполняют действия в соответствии с текстом. | Создать атмосферу психологической комфортности, эмоциональной поддержки ребенка. |
2. Введение в ситуацию | Обращает внимание на букварь, в котором лежит письмо. Чтобы узнать от кого оно. Предлагает отгадать загадку. Он однажды появился В деревянной мастерской. Папа Карло потрудился Над игрушкою смешной. (Буратино) «Здравствуйте, ребята! Я узнал, что у вас есть лаборатория, где вы проводите опыты и эксперименты. Я хочу, чтобы вы узнали секреты дерева, для меня это очень важно. Буратино». Ребята, а как вы думаете, почему Буратино так интересуют секреты дерева? | Вызывает интерес детей Проявляют интерес. Отгадывают загадку. Предположения детей. | Вызвать интерес к предстоящей деятельности. |
3. Актуализация знаний | Задает вопросы: -Ребята, что же нам теперь делать? -А как мы можем это сделать? -Как мы можем проверить ваши ответы? Выслушивает ответы детей. Предлагает составить план исследования, используя карточки-символы: «Подумай сам», «Спроси у взрослого», «Посмотри по телевизору», «Эксперимент».
Предлагает начать исследование с метода «Подумай сам» Задает вопросы: -Какую пользу приносят деревья? -Где используют дерево? -Дерево мягкое или твердое? -Тонет ли дерево в воде? - Удерживает ли дерево тепло? -Имеет ли дерево запах? | Нам надо узнать, разгадать секреты дерева. Высказывают и объясняют свои предположения. Формулируют (совместно с педагогом) план исследования. Каждый предложенный метод исследования, размещают на доске в виде картинок-символов. Рассматривают картинки-символы, отображающие секрет дерева. Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение и предложение. | Предложить 2-3 предположений. Составить план исследования. Назвать не менее 3 предположений о свойствах дерева. |
4. Основное содержание Динамическая пауза | Мы с Вами станем самыми настоящими исследователями. Но сначала давайте вспомним правила безопасности в ней (Показать знаки безопасности.) 1.Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая друг другу. 2. Безопасно работать вместе со взрослыми 3. Каждую вещь (инструмент, прибор и образец) клади на место. 4. Старайся соблюдать аккуратность и чистоту рабочего места. (детям надеваются медальки «юный исследователь») Беседует с детьми по методу «Спроси у взрослого». Предлагает вниманию детей рассказ и иллюстрации для чего нужен лес. Задает вопрос: -Кто из вас знает, как перерабатывается лес? -Что такое древесина? Беседует с детьми по методу «Посмотри по телевизору» Предлагает отправиться в виртуальную экскурсию в столярную мастерскую. -Рассказ как перерабатывают лес (слайд 1) - Что такое древесина? (слайд 2) - Работа плотника (слайд 3) - Что изготавливают из древесины (слайд 4) -Что можно сделать из опилок (слайд 5) Задает вопросы по содержанию. Физминутка «Ветер дует нам в лицо». Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо, Ветерок все тише-тише - Деревцо все выше-выше, Акцентный вопрос: -Как узнать сколько лет дереву? -Древесина хрупкая? -Древесину можно растянуть? -Как древесина ведет себя в контакте с водой? -Сохраняет тепло? -Чем пахнет древесина? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагает перейти к методу исследования «Эксперимент». Воспитатель предлагает стать настоящими научными сотрудниками лаборатории, которые делают много интересных открытий. Предлагает надеть шапочки и халаты, чтобы отправиться в лабораторию. Изучение свойств дерева. Предлагает провести ряд экспериментов. 1.Предлагает взять в одну руку пластилин, во вторую-спил дерева. Предлагает крепко сжать и посмотреть, что произойдет с этими предметами. Твердое или мягкое? Меняет форму? Предлагает рассмотреть через лупу спил дерева и определить возраст дерева. Обращает внимание, что спилы деревьев разных пород. Одинаковый ли рисунок у деревьев разных пород? Предлагает потрогать руками спил дерева и сказать, какая поверхность спила шершавая или гладкая? -Какой первый секрет дерева? А вы знаете, где используется этот секрет? Этот секрет используется при строительстве домов, мебели, лодок. 2.Уважаемые юные исследователи, а как нам узнать о том, что дерево удерживает тепло? Перед вами лежат ложки. - Как называется ложка, сделанная из дерева? -А ложка, сделанная из металла? -Приложите деревянную ложку к одной щеке, а металлическую ложку к другой. Что вы почувствовали, где холоднее? -Какой еще секрет дерева мы узнали? Используя этот секрет люди строят из дерева теплые деревянные дома. 3.Ребята, а как вы думаете, дерево горит? Хотите проверить? Для эксперимента мне понадобятся спички, проводить я буду одна, а вы наблюдать. Почему спички нельзя брать детям? Скажите ребята, из чего сделаны спички? Я возьму спичку, подержу над огнем, что вы наблюдаете? А почему спичка горит? -Какой мы секрет разгадали? Где применяется это секрет? Люди применяют этот секрет в качестве дров. 4.Ребята, а как нам проверить тонет ли предмет из дерева или не тонет? На столе стоят контейнеры, возьмите бутылочки и налейте воду в контейнер. Дети, у которых надеты белые шапочки берут камешки а у кого голубые шапочки берут деревянный брусок и кладут в контейнер с водой. -Какой мы секрет разгадали? Дерево легче воды, поэтому оно не тонет, люди делают из дерева лодки, корабли и средства передвижения по воде. 5.Ребята, а вы видели, как пилят дерево? А хотите узнать, что получается, во время пиления дерева? Когда люди пилят деревья, то получаются опилки. Опилки - это мелкая стружка, образующиеся как отходы пиления. А как вы думаете, из чего состоят опилки? Перед вами стоят баночки, откройте их, возьмите лупу и рассмотрите. Что вы наблюдаете? Ребята, а как вы думаете, опилки пахнут? А как мы можем это проверить? А чем пахнут опилки? Опилки пахнут ароматом только что спиленного дерева, это настоящий запах опилок. Обращает внимание, что у каждой породы дерева свой запах. Мы с вами разгадали еще один секрет дерева. Оказывается дерево, имеет запах. Предлагает оформить плакат «Строение и секреты дерева» Итоговая беседа. Предлагает проанализировать полученные знания, используя созданный плакат результатов исследования. | Проявляют интерес. Проговаривают правила безопасности в лаборатории. Задают интересующие вопросы (например, «Что будет, если не будет леса?», «Как можно помочь лесу?», «Какую пользу несет лес для человека и животных?») Внимательно слушают, рассматривают иллюстрации леса. Фиксируют полученные сведения, с помощью картинок-символов, знаков, зарисовок, значков. Активно учувствуют в беседе. Высказывают свои предположения. Внимательно слушают рассказ воспитателя, рассматривают картинки на слайдах, проявляют интерес. Отвечают на вопросы. Фиксируют сведения движения руками к себе покачивания поднятыми руками постепенное приседание встать, потянуться на носочках Активно принимают участие, высказывают свои предположения. Заходят в импровизированную лабораторию. Проявляют интерес, эмоции. Вместе с педагогом проводят ряд экспериментов, высказывают свои умозаключения, отвечают на вопросы. Обращают внимание на тарелочки, где лежат пластилин и спилы дерева. Дети по очереди берут предметы и трогают их на ощупь и описывают их свойства, определяют возраст дерева. Отображают результат эксперимента. Предположения детей. Отвечают на вопрос. Отвечают на вопрос, высказывают свое мнение и предположение. Активно принимают участие в отображении результатов экспериментов. Ответы детей Высказывают свои умозаключения, отвечают на вопросы. Отвечают на вопросы. Отображают результат эксперимента. Высказывают свои умозаключения, отвечают на вопросы. Эмоционально проявляют интерес к экспериментированию. Отображают результат эксперимента. Высказывают свои умозаключения, отвечают на вопросы. Отображают результат эксперимента. Ребята оформляют плакат. Составляют краткий рассказ о свойствах дерева. | Установить ассоциативные связи с картинками. Сформулировать 2-3 вопроса. Высказать не менее 3 предположений. Сконцентрировать внимание на показе слайдов и рассказе. Установить ассоциативные связи с картинками. Приобретают новые знания. Высказать не менее 2-3 предположений. Создать интерес к предстоящей деятельности. Определяют первое свойство дерева. Определяют второе свойство дерева. Определяют третье свойство дерева. Определяют четвертое свойство дерева. Определяют пятое свойство дерева. Сделать выводы по результатам проведенных экспериментов: (дерево твердое, теплое, горит, не тонет, имеет запах) Оформлен плакат «Свофйства дерева» Обобщить в 4-5 развернутых предложениях, полученные сведения в ходе исследования. |
5. Рефлексия | Создает условия для рефлексивной деятельности. Предлагает вернуться в группу. Задает вопросы: Вам понравилось быть юными учеными? Что нового и интересно вы сегодня узнали в нашей мастерской? Что нового вы узнали про дерево? При односложном ответе, просит грамотно и правильно выстроить предложение. Благодарит за работу. Предлагает навести порядок в лаборатории и разместить плакат в уголке природы. | Рассуждают, делают выводы, подводят итоги своей работы. Отвечают на вопросы, Рассказывают, что понравилось на занятии, что заинтересовало, были сложности в выполнении задания. Убирают рабочие места, размещают плакат. | Провести анализ деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект по теме: "Удивительное свойство дерева"
Педагогический проект по теме: "Удивительное свойство дерева"...
Исследовательский проект «Удивительные свойства дерева»
Выбор темы проекта был не случаен. Познакомившись с героями сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть», задумались – как помочь героям перебраться через реку. В ёмкость с водой поочерёдно опускали бума...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «Удивительные секреты воды»
Развитие познавательной активности детей, через опытно экспериментальную деятельность....
Конспект занятия в старшей группе «Удивительные секреты лимона»
Расширение представлений о фрукте лимон и его свойствах. В процессе занятия ребята в игровой форме раскроют некоторые секреты лимона....
технологическая карта занятия "Удивительные секреты воздуха"
К детям приходит герой домовенок Кузя, у него лопнул воздушный шар. Через опыты, дети узнают свойства воздуха и устанавливают причину, почему лопнул шарик....
Квест-игра "В поисках секретов дерево-Здоровья"
Закрепление двигательных навыков и знаний о здоровом образе жизни...
Технологическая карта "Удивительные секреты воздуха"
Технологическая карта для создания благоприятной атмосферы развития любознательности детей....