План кружковой работы "Песочная фантазия"
рабочая программа (младшая группа)
Сформировать положительную эмоциональную среду в детском коллективе в ходе экспериментирования с песком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Кружок "Песочная фантазия" в младшей группе | 31.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Кружок в младшей группе «Песочная фантазия»
Цель:
Сформировать положительную эмоциональную среду в детском коллективе в ходе экспериментирования с песком.
Задачами кружка являются:
- Изучение правил поведения при игре с песком (работа в команде)
- Формирование представлений детей о свойствах сухого и влажного песка;
- Развитие творческих способностей и фантазии детей, с помощью самостоятельной деятельности ребят;
- Воспитание положительного отношения к своей работе и работе своих товарищей;
- Создание мини –музея, в результате совместной деятельности детей и воспитателей+ родители (выставка, конкурс в форме фотографий).
- Установление контакта и доверия с детьми;
- Объединение участников в группу;
- Снижение психофизического напряжения;
- Развитие тактильно-кинестетической чувствительности;
- Актуализация эмоций;
- Разрядка агрессивных импульсов, тревоги, напряжения;
- Использование расслабляющих упражнений с использованием музыкотерапии.
Перспективный план кружка на 2022-2023 год
Сентябрь
Тема занятия | Программное содержание | Оборудование |
Знакомство с мокрым песком «Рассказы дядюшки Песка» | Задачи: развитие тактильных чувств, внимания, воображения, навыков расслабления. Познакомить детей с песочницей (лоток). Познакомить с правилами работы с песком. Закрепить, уточнить, систематизировать знания о природном материале - песке. О различных видах песка. Развивать интерес к играм с песком. Создать у детей радостное настроение. Наладить отношения в команде детей | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница |
«Здравствуй, песок!» | Закрепить с детьми правила поведения в песочнице. Создать положительный эмоциональный настрой. Развивать диалогическую речь. Воспитывать аккуратность. Снижение психофизического напряжения. Развитие чувства эмпатии путем тактильных взаимодействий. Учить отражать в речи свои ощущения, настроение Развивать мелкую моторику. | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница |
«Необыкновенные следы» | «Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладошками с силой надавливает на кинетический песок. «Прыгают зайчики» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» - ребенок расслабленными (или напряженными) пальцами рук делает поверхность кинетического песка волнистой. «Бегут жучки - паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых. | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница |
“Говори!” | Выразить с помощью кинетического песка эмоции и чувства, которые ребенок испытывает в настоящий момент, развивать пространственное мышление, развивать навыки общения, мелкую моторику рук | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница |
Октябрь
Тема занятия | Программное содержание | Оборудование |
Такие разные домики | Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях. Способствовать развитию стойкого интереса к работе с песком. | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные пластмассовые детали (из конструктора ЛЕГО) |
“Найди отличие” | Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях. Способствовать развитию стойкого интереса к работе с песком. Развивать художественное восприятие. Ребенок рисует на кинетическом песке любую несложную картинку (котик, домик и др.) и показывает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дополняет несколько деталей и показывает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в композиции. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями. Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные пластмассовые детали (из конструктора ЛЕГО), декоративные детали |
«Золотая осень» | Обогатить изобразительный опыт ребенка. Способствовать развитию стойкого интереса к работе с песком. Развивать художественное восприятие. Беседа об осени. Осенние символы | Специальные формочки, цветной песок, бросовый материал, кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница. |
“Кричалки-шепталки-молчалки” | Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции. | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница |
Ноябрь
Тема занятия | Программное содержание | Оборудование |
“Разговорчивые ладошки” | Цель: научить детей контролировать свои действия. Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на песке силуэт ладоней. Затем предложить ему оживить ладошки:нарисовать им глазки, ротик, раскрасить бусинками, камушками или ракушками пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: “Кто вы, как вас зовут?”, “Что вы любите делать?”, “Чего не любите?”, “Какие вы?”. Закончить игру нужно “заключением договора” между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать. Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина. | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница |
“Ласковые лапки” | Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым. Воспитатель подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на песок. Все предметы делают следы на кинетическом песке (ходят по песку), а потом ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить “зверек” и касаться ласковыми лапками. Необходимо с закрытыми глазами угадать, какой “зверек” прикасался к руке т.е.отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, : кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вата |
“Передай игрушку” | . Цель: снять излишнюю двигательную активность. Дети собираются возле песочниц. Играющие стараются как можно быстрее передать игрушки, не уронив их, друг другу. Можно в максимально быстром темпе передавать игрушки друг другу, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько игрушек. | 1 Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты |
«Красивая варежка» | Самостоятельно использовать знакомые техники. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Развивать координацию движения рук. | Декоративные камни, формочки, специальные инструменты, лоток, кинетический песок, дополнительные материалы |
Декабрь
Тема занятия | Программное содержание | Оборудование |
«Волшебные зимние узоры» | Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные композиции из песка. | Кинетический песок, лоток, деревянные палочки, кисти, простые карандаши |
«Звездочки на небе» | Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка. Развивать воображение, художественное восприятие. Развивать стойкий интерес к процессу рисования на кинетическом песке. | Кинетический песок, декоративные камни, специальные формочки, салфетки, цветная упаковочная бумага |
«Волшебные снежинки» | . Развивать эмоционально-чувствительный опыт детей, творческое воображение. Воспитывать умение всем вместе находить решение проблемной ситуации. Развивать коммуникативные навыки, мелкую моторику рук. | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты |
«Новогодние игрушки» | Развивать воображение, фантазию. Развивать навыки работы в команде Развивать стойкий интерес к процессу рисования на кинетическом песке. | Бросовый материал, специальные формочки, кинетический песок, специальные инструменты, новогодние атрибуты |
Январь
Тема занятия | Программное содержание | Оборудование |
“Колпак мой треугольный” | Цель: научить концентрировать внимание, способствовать осознанию ребенком своего тела, научить управлять движениями и контролировать свое поведение. Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, мой треугольный колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». После этого фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово “колпак” заменяют его жестом (например, 2 легких хлопка ладошкой по своей голове). В следующий раз уже заменяются 2 слова: слово “колпак” и слово “мой” (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а “показывают” на одно больше. В завершающем повторе дети изображают только жестами всю фразу. | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты |
Весёлый снеговик | Цель: научить концентрировать внимание, способствовать осознанию ребенком своего тела, научить управлять движениями и контролировать свое поведение. Формировать знания детей о свойствах сухого и сырого песка, об изменчивости его формы в зависимости от формочки. Учить способам обследования. | Картинки снеговиков, кинетический песок, круглые формочки, специальные инструменты, декоративные фигурки моркови и другого инвентаря снеговика |
«Сыпем – лепим» | Формировать знания детей о свойствах сухого и сырого песка, об изменчивости его формы в зависимости от формочки. Учить способам обследования. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности. Развивать мелкую моторику рук. | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты |
Вымышленные животные и птицы | . Развивать эмоционально-чувствительный опыт детей, творческое воображение. Воспитывать умение всем вместе находить решение проблемной ситуации. Развивать коммуникативные навыки, мелкую моторику рук. | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты |
Февраль
Тема занятия | Программное содержание | Оборудование |
«Моя семья» | Побудить детей символически изобразить членов своей семьи, какое-то семейное событие. Развивать творческое воображение, связную речь, навык следования игровому правилу, мелкую моторику рук. Воспитывать умение взаимодействовать в игре. | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты |
Сказка на песке «Репка» | Развивать умение импровизировать в образе действий знакомых персонажей. Развивать творческое воображение, связную речь, навык следования игровому правилу, мелкую моторику рук. Воспитывать умение взаимодействовать в игре. | Песочница, фигурки театра игрушек по сказке «Репка»,дополнительный материал для декораций, салфетки |
Игра с песком «Поможем кузнечику Кузе». | Развивать эмоционально-чувствительный опыт детей, творческое воображение. Воспитывать умение всем вместе находить решение проблемной ситуации. Развивать коммуникативные навыки, мелкую моторику рук. Способствовать возникновению эмпатии, чувства сопереживания. | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты |
«Весёлые человечки» | Цель: развитие произвольных движений и самоконтроля Cоздать эмоционально приятную атмосферу в группе. Развивать навыки позитивного социального поведения. Обращение внимания детей на тактильные, кинестические ощущения; развитие способности детей концентрироваться на них, различать их, обозначать словами. Тренировка произвольной регуляции двигательной активности и поведения. | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты |
Март
Тема занятия | Программное содержание | Оборудование |
''Какой я?'' | Учить разным способам выражать эмоции, отношение к другим. Развитие интереса к себе. Обращение внимания на тактильные ощущения; развитие способности концентрироваться на них, различать, обозначать словами. Организация опыта осознанного переживания детьми ощущений мышечного напряжения и расслабления мышц. Тренировка регуляции двигательной активности и поведения. | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты |
' Возьмемся за руки, друзья!'' | Обращение внимания на тактильные, кинестические ощущения; развитие способности детей концентрироваться на них, различать их, обозначать словами. Знакомство с приёмами релаксации через смену напряжения-расслабления мышц и регулирования дыхания. Дать ребенку возможность ощутить свою принадлежность к группе, выразить свое настроение, повышать уверенность в себе, развивать сенсомоторную координацию. | Материал: магнитофон с записью спокойной музыки, свеча в подсвечнике. Бусинки, шнурки, палочки, камешки, ленточки. Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты |
«На какое растение, животное ты похож?» | Учить разным способам выражать эмоции, отношение к другим. Развитие интереса к себе. Обращение внимания на тактильные ощущения; развитие способности концентрироваться на них, различать, обозначать словами. | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты, фотографии или картинки животных и растений, которые уже пройдены |
Сказка на песке: «Колобок» | Учить детей моделировать ситуацию сказки в песочнице, располагать материалы по всей поверхности песка. Способствовать возникновению игровых взаимодействий между детьми. Развивать творческие способности, диалогическую речь, коммуникативные навыки. | Песочница, фигурки театра игрушек по сказке «Колобок», дополнительный материал, салфетки. |
Апрель
Тема занятия | Программное содержание | Оборудование |
Упражнение «Что спрятано?» | Учить находить на ощупь спрятанные в песке игрушки, называть их, ориентироваться на «песочном листе». Развивать тактильно-кинестическую чувствительность. Способствовать повышению самооценки у детей. Развивать речь. | Песочница, набор различных игрушек, предметов, салфетки, кинетический песок |
«Наши чувства» | Знакомство с изображениями чувств радости, гнева, страха из серии «Страна Эмоций» Обращение внимания детей на тактильные, кинестические ощущения; развитие способности детей концентрироваться на них, различать их, обозначать словами. Осознание ощущений мышечного напряжения и расслабления мышц. Тренировка произвольной регуляции двигательной активности и поведения. Знакомство детей с элементарными приёмами релаксации через смену напряжения-расслабления мышц и регулирования дыхания. Учить решать конфликтные ситуации, не обижая других. | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты |
Игра с песком «Строим космодром» | Расширять представления детей об окружающем мире. Развивать воображение, творческое мышление, умение гармонично общаться друг с другом, взаимодействовать. Совершенствовать развитие пальцевой моторики | Песочница, наборы «Лего», фигурки, пульверизаторы, дополнительный материал, салфетки |
Исследовательская деятельность «Угощение для кукол» | Подвести детей к пониманию того, что формуется только сырой песок. Развивать мыслительную активность, пальцевую моторику.Воспитывать интерес к исследовательской деятельности, любознательность, аккуратность, коммуникативные навыки. | Песочница, набор формочек, лопатки, сита, игрушечная посуда, кинетический песок, цветной песок. |
Май
Тема занятия | Программное содержание | Оборудование |
Сказка на песке «Заюшкина избушка» | Учить детей моделировать ситуацию сказки в песочнице. Рассказывать сказку, перемещая игровые материалы по плоскости песочного ящика. Развивать творческие способности, воображение, речь, умение работать в коллективе. | Песочница, фигурки сказочных персонажей, деревья, дом, дополнительные материалы, салфетки. |
Упражнение «Портрет на песке» | Расширять представления детей об эмоциях. Упражнять в рисовании пальчиком на песке выражений лиц с различными эмоциями. Развивать мелкую моторику. Гармонизировать эмоциональную сферу детей. | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты |
«Упражнения для самостоятельного выполнения | 1. Чтобы лучше запомнилось то, как нужно себя вести с песком, ребята и помогающий им ведущий нарисуют в альбоме правила картинками. Так сказать проиллюстрировать правила, а самые лучшие картинки повесить возле места игры с кинетическим песком. | . Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты |
Исследовательская деятельность: «Своды и тоннели» | Вызывать у детей интерес к исследованиям. Развивать мыслительные операции. Стимулировать любознательность. Формировать навыки коммуникативности, наблюдательности, самостоятельности | . Песочника, кинетический песок, трубки различного диаметра, салфетки, специальные формочки. |
Использованная литература
- Белая К.Ю., Теселкина Н.В., Мурзина М.Р., Щеткина Т.Т., Прокопович О.И., Рымаренко Л.В. «Организация проектной деятельности в дошкольном образовании».
- Большебратская Э.Э. Песочная терапия. – Петропавловск, 2010. – 74 с.
- Бондарцева,С.Н. «Домик развития можно строить на песке» /С.Н. Бондарцева / / Педагогический вестник.-2006.-№3.-С.5.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников».
- Газета «Школьный психолог», 2005 № 6 «Игры с песком»
- Газета «Школьный психолог», 2006 № 2 «Игры с песком»
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. СПб.:Детство-Пресс.2002
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь 2002
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.: Инсти- тут специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с. 3. Кузуб, Н. В., Осипук, Э. И. В гостях у Песочной Феи. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. - М.: Сфера, 2011. – 61 с.
- Грабенко,Т.М. «Игры с песком, или песочная терапия» /Т.М.Грабенко/ /Дошкольная педагогика.-2004.№5.-С.26-29
- Жителева,С.С. «Песочная терапия» /С.С,Жителева/ /Ребёнок в детском саду.-2006.-№4.-С.65-68
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития,1997.
- Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб.: Речь, 2006
- Смирнова О.Д. «Метод проектирования в детском саду».
- Солодянкина О.В. «Системиа проектирования в дошкольном учреждении».
- Тавистокские лекции. СПб.: БСК, 1998.
- Трисиддер Д. Словарь символов /Пер. с англ. М.: ФАИР – ПРЕСС, 1999
- Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, «Владос», 1995
- Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия. СПб.: Питер,2001
- Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия.- СПб.: Речь, 2007
- Юнг К.Г. Аналитическая психология: ее теория и практика.
- Юнг К.Г. Человек и его символы / Общ. ред. С.Н.Сиренко, М.: Серебряные нити, 19
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы кружка "Фантазия из бумаги"
Я второй год занимаю с детьми техникой "Квиллинг". Детям очень нравиться.Дети с удовольствиемзанимаются вкружке. Техника дает возможность развивать фантазию. творчество ,аккуратность....
Перспективный план кружка "Бумажные фантазии" (старшая группа)
МБДОУ Детский сад № 50 общеразвивающего вида«Родничок» Проект «Малые фольклорные формы как средство развития речи детей» Подготовительная группа «Смешарики», ст...
Перспективный план кружка "Бумажные фантазии" (старшая группа)
МБДОУ «Детский сад №50 «Родничок» Кружок «Бумажные фантазии» Перспективное планирование по ручному труду в старшей группе «Смешарики»....
Программа кружковой деятельности «Фантазии круглый год» с детьми подготовительной к школе группы на 2017-2018 учебный год
laquo;Дети должны творить необычное, А для этого понадобятся лишь Простые материалы, инструменты и собственные руки!»...
Программа кружковой деятельности «Фантазии круглый год» с детьми старшей группы на 2018 - 2019 учебный год
laquo;Дети должны творить необычное, А для этого понадобятся лишь Простые материалы, инструменты и собственные руки!»...
План кружковой деятельности "Детские фантазии"
Изодеятельность необходима ребёнку для полноценного развития. К ней не надо принуждать, но надо поддерживать, стимулировать детей. Наряду с традиционными способами и приёмами можно использ...
Программа доп.образования.Кружковая деятельность"Фантазия"
Программа доп.образования.Кружковая деятельность "Фантазия "...