Практикум для родителей «Развитие мелкой моторики рук, через разные виды деятельности»
материал
Предварительный просмотр:
Практикум для родителей
«Развитие мелкой моторики рук, через разные виды деятельности»
Подготовила:
воспитатель Синеок С.А.
Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.
Задачи:
- показать значимость развития кистевой моторики у детей;
- познакомить с методами, приёмами, способами работы по развитию мелкой моторики рук в различных видах деятельности;
- создать условия для педагогического общения.
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной системы, что в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин «ловкость рук».
Учёные – нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой рук и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.
Последнее время родители забыли, что такое колыбельная или сказка, прочитанная на ночь и тем более игра с пальчиками, ладошками. Родители видят в этих играх развлекательные, а не развивающие и оздоровительные воздействия.
У большинства современных детей мелкие движения пальцев рук перестают играть главенствующую роль, а это отрицательно сказывается на общем развитии, развитии речи, мышления ребёнка, вызывал в дальнейшем трудности в овладении письмом в школе; быстро устаёт рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв. Поэтому так необходимо с раннего возраста заниматься развитием руки малыша через организацию самообслуживания, специальных игр и упражнений.
Для достижения желаемого результата работа должна быть регулярной и разнообразной.
I БЛОК. Пальчиковая гимнастика.
– массаж, самомассаж (без предметов, с предметами);
– упражнения для кистей рук («Семья», «Пекарь», «Пальчики дружат»);
– статистические упражнения (удержание пальцами определённой позы: кольцо, коза, заяц);
– динамические упражнения (развитие подвижности пальцев, переключение с одной позиции на другую: кулак – ребро – ладонь; ножницы – собака – лошадь).
Массаж ладоней и пальцев рук
Массаж является одним из видов гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность мышц.
Массаж может быть без предметов и с предметами (колючим массажным мячиком, природными материалами, самомассаж с прищепками, массаж резиночками для волос, массаж зубной щёткой).
С помощью гранёных карандашей ребёнок массирует запястье, кисти рук: пальцы, ладони, тыльную поверхность ладоней, межпальцевые зоны. Особенный интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок:
Практические задания
«Утюжок» – прокатывание карандаша по поверхности стола.
Взять толстый карандаш, положить его на стол. «Прогладь» карандаш сначала одной ладонью, потом другой. Покатай карандаш по столу:
«Карандаш я покачу
Вправо – влево – как хочу.»
«Добывание огня» – прокатывание карандаша между ладонями. Положить карандаш на одну ладонь, прикрыть его другой ладонью. Прокатывать карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев к запястью.
«Догонялочка» – вращение карандаша вокруг своей оси пальцами обеих рук. Возьмите карандаш всеми пальцами. Покрути его, пусть пальчики бегают по карандашу – догоняя друг друга:
«Пальчики бегут вперёд,
И никто не отстаёт.»
«Качели» – прижимание попеременно указательным и безымянным пальцами концов карандаша к поверхности. Положить тонкий короткий карандаш на средний палец прижатой к столу ладони. Указательным и безымянным пальцами попеременно нажимай на концы карандаша:
«Покачаю вверх и вниз –
Крепче, карандаш, держись!»
Пальчиковые упражнения.
Игры и упражнения с пальцами рук представлены в литературных источниках в разных вариантах: народные с речевым сопровождением, авторские на основе стихов и без них. Особое внимание следует обратить на то, чтобы дети упражнялись в разных действиях (сжатие, расслабление, растяжение мышц рук), а также тренировались в выполнениях изолированных движений каждым пальцем обеих рук. Сначала все упражнения выполняются медленно, одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем другой рукой, после этого двумя руками одновременно. Эти упражнения можно проводить в любое время.
Упражнения условно делятся на три группы:
Упражнения для кистей рук:
Руками имитируем соответствующие действия:
«Капуста»
Мы капусту режем, режем!
Мы капусту рубим, рубим!
Мы морковку трём, трём!
Мы капусту жмём, жмём!
«Муха»
Ладонь закрываем и раскрываем:
Вот летела муха, на варенье села.
Вымазала брюхо и дальше полетела!
2 группа. Статические упражнения (удержание пальцами определённой позы):
«Очки»
Бабушка очки одела
И внучонка разглядела!
«Коза»
Идёт коза рогатая, идёт коза бодатая!
Глазками - хлоп, хлоп!
Ножками – топ, топ!
Забодает, забодает!
Динамические упражнения (развитие подвижности пальцев, переключение с одной позиции на другую):
«Семья»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А этот пальчик – Я!
Вот и вся моя семья!
(на слова последней строчки ритмично сжимать и разжимать пальцы).
«Этот пальчик хочет спать»
Это пальчик хочет спать, этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул, этот пальчик уж уснул,
А этот пальчик крепко спит –– никто больше не шумит (шёпотом)
Тише, тише не шумите, пальчики не разбудите.
Утро новое придёт, солнце красное взойдёт,
Будут птички щебетать, будут пальчики вставать!
(на последней строчке, все пальцы вытянуть и широко развести).
Таким образом: использование пальчиковых игр и упражнений оказывает тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, вызывая у них эмоциональный подъём и разрядку нервно – психического напряжения. Так же эти упражнения способствуют содружеству действий рук и глаз.
II БЛОК. Пальчиковые игры.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики рук являются «пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.
«Без предметов» –– расскажи сказку, расскажи стихи руками (рисунки в воздухе пальцем, ладонью).
«Игры с пуговицами» –– в процессе игры развивается мелкая моторика рук, зрительно – моторная координация, математическое мышление, внимание, точность движений, творческая и эмоциональная сфера (ребёнок украшает шаблоны пуговицами).
«Игры с прищепками» –– игры с прищепками развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны, если пальчики ребёнка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус.
«Игры с крупами» ––– самая распространённая игра – рисование на манке. Ещё один вид игры с крупами – это «Сухой бассейн». Для создания «Сухово бассейна» небольшую глубокую миску нужно заполнить промытым и просушенным горохом, гречкой или фасолью. Погружаясь, как можно глубже в наполнитель, ручки ребёнка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движение – координированными. Главное – руки должны быть в крупе по запястье, ведь таким образом снимается мышечный спазм ручек, напряжённость и усталость.
Особенно полезна гречка, так как эта крупа имеет острые грани, которые необходимы для активизации нервных окончаний пальчиков.
Таким образом, пальчиковые игры эмоциональные и очень увлекательные. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности, развитию ловкости, умению управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
III БЛОК. Творческий
Работа с глиной, пластилином, солёным тестом.
Работа с бумагой, картоном, гофро-салфетки, ткань разной текстуры, вата.
Работа с природным и бросовым материалом (жёлуди, шишки, орехи, веточки, почки, листья, макаронные изделия, бусинки, пуговицы, крышки, яичная скорлупа).
Конструирование из разных видов конструкторов.
Таким образом: чем больше малыш работает своими пальчиками, тем лучше происходит развитие мелкой моторики и тем раньше и лучше развивается его речь, т.к. уровень и темп развития речи малыша напрямую зависит от того, насколько развиты тонкие движения детских пальчиков.
20.11.2021 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Развитие мелкой моторики рук через разные виды аппликации"
Родительское собрание "Развитие мелкой моторики рук через разные виды аппликации"...
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук через различные виды деятельности"
Данная консультация проводится для повышения уровня педагогической компетенции родителей в вопросах развития мелкой моторики младших дошкольников...
Методическая шпаргалка для воспитателя "Развитие мелкой моторики рук в разных видах деятельности"
Методическая шпаргалка поможет воспитателю спланировать работу по развитию мелкой мотрики рук, для этого в ней указно множество видов деятельности по разным образовательным областям. Испол...
Родительское собрание « Развитие мелкой моторики руки через различные виды деятельности»
. Перед родителями и педагогами стоит важная задача - как можно больше на этом этапе жизни малыша вложить в него знаний и умений. А чтобы процесс обучения был интересным и увлекательным, занятия необх...
Проект « Развитие мелкой моторики руки через различные виды деятельности»
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способносте...
Доклад на РМО воспитателей младших групп на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук через разные виды деятельности».
Доклад на РМО воспитателей младших групп на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук через разные виды деятельности»....