Конспект по познавательному развитию: "Вода бесценный дар природы"
план-конспект занятия (старшая группа)

Тарасевич Дарья Геннадьевна

Формировать у детей представление о воде, как о самом важном и нужном веществе на планете, которое необходимо для жизни всему живому

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda_bestsennyy_dar_prirody.docx332.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад № 67 г. Балаково Саратовской области

КОНСПЕКТ НОД

по образовательной области «Познавательное развитие»  

 «Вода – бесценный дар природы»

в старшей группе №3 «Пчелки»

Подготовила

 Тарасевич Д.Г.

2021г.

Цель: закрепление знаний детей о бережном отношении к окружающему миру.

Задачи:  

1. Формировать у детей представление о воде, как о самом важном и нужном веществе на планете, которое необходимо для жизни всему живому.

2. Развивать поисковую деятельность, познавательный интерес к окружающему миру, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

3. Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.

Приоритетная область: «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Оборудование и материал: музыкальный центр, глобус, телефон, звукозапись, 4 конверта разного цвета, карточки для игр «Кому нужна вода?», лабиринт, макет реки, пластик, резина, бумага, целлофан, 4 ведра, разноцветная бумага для оригами.

Предварительная работа: беседа о воде, природоохранных мероприятиях, отгадывание загадок, чтение стихотворений.

Методика проведения

Дети заходят в группу.

Воспитатель: 

Наш дом родной, наш общий дом-

Земля, где мы с тобой живём!

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть:

Леса, и горы, и моря-

Всё называется Земля!

А если в космос ты взлетишь,

То из окна ракеты

Увидишь шар наш голубой,

Любимую планету!

Воспитатель: Наша планета – это один большой дом, в котором мы с вами живем. Ребята, а что находится на планете Земля?

Ответы детей: Реки, озера, леса, животные, люди.

Воспитатель: Правильно, человек - это тоже часть природы.

Воспитатель показывает детям глобус.

Воспитатель: Ребята, а что это?

Ответ детей: Глобус.

Воспитатель: Это модель нашей земли, только уменьшенная во много раз. Какие цвета присутствуют на глобусе?

Ответы детей: Коричневый, светло-коричневый, жёлтый, зеленый, синий, белый. 

Воспитатель: Как вы думаете, что означает каждый цвет?

Ответы детей:  Синий – это океаны, моря, реки; зеленый – это растительность (деревья, луга, поля); коричневый или светло-коричневый – это суша; белый – снега, ледники.

Раздается телефонный звонок.

Воспитатель: «Алло, здравствуйте. Да, это детский сад, старшая группа №3. Все верно, вы не ошиблись. Я вас слушаю…. Алло, алло, алло……. (обрывается связь)

Воспитатель кладет телефонную трубку.

Воспитатель: ребята, нам только что позвонил главный эколог страны. Он сообщил, что в нашем городе может произойти экологическая катастрофа. Но связь оборвалась, и он не успел все рассказать. Он отправил в наш детский сад письма с заданиями, чтоб мы смогли ему помочь. Поможем предотвратить экологическую катастрофу?

Дети: да.

(Разноцветные конверты с заданиями разложены около глобуса)

Воспитатель: Нам нужно отгадать загадку, тогда мы узнаем в каком конверте первое задание:

На картине небо ясным

Нарисуем мы с тобой

И его закрасим краской

Как обычно …… (голубой)

Воспитатель: Все верно в голубом конверте. (Приложение №1)

Задание 1. Дидактическая игра «Кому нужна вода?»

На карточке изображена живая и неживая природа. Дети синим карандашом закрашивают капельку, кому нужна вода.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились. Вода – это бесценный дар природы. Теперь мы с вами знаем, кому нужна вода.

Воспитатель. Сейчас узнаем, в каком конверте второе задание, слушайте вторую загадку:

У тебя ответ найдется,

Цвет какой имеет солнце?  (желтый)

(Ребенок открывает желтый конверт с изображением лабиринта).

Воспитатель. Нам необходимо отправиться с вами в путь по реке. А чтоб нам с вами добраться до реки нужно пройти через лабиринт (Приложение №2).

Задание 2. Лабиринт «Девочка идет к реке»

Помоги девочке попасть к реке.

Воспитатель: И с этим заданием мы справились. Вот мы с вами и добрались до реки. Но что нам нужно сделать подскажет следующий конверт с заданием:

Спрятан этот цвет в листочках

И в гороховых стручочках.

Даже огурец соленый

Тоже летом был ……. (зеленым)

Посмотрите наша река очень загрязнена. Как мы с вами можем помочь реке?

Дети: достать мусор из реки. (Приложение №3)

Задание 3. Экологическая игра «Достань мусор»

На полу лежит макет реки с мусором: пластик, бумага, резина, целлофан. Перед детьми 4 ведра для мусора, на которых изображены картинки. Дети должны собрать мусор из реки и рассортировать его по ведрам.

Воспитатель: Ребята, мы с вами очистили реку, но в ней нет обитателей. Кто живет в реке? (ответы детей), а это наше с вами последнее задание. Проходите присаживайтесь за столы. Но сначала мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику:

Задание 4. Пальчиковая гимнастика «Рыбки»

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

 То зароются в песке (имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом)

Воспитатель: Мы с вами будем конструировать из бумаги рыбок в технике оригами (Приложение №4)

Конструирование в технике оригами «Рыбки»

(детям даются готовые квадраты из цветной бумаги, с помощью воспитателя  по образцу дети сгибают рыбку)

Изготовление изделия:

  • Соединим противоположные углы и хорошо разгладим линию сгиба.
  • Какая фигура получилась? ( Треугольник)
  • Теперь полученный треугольник еще раз согнуть пополам, какая получилась фигура?  (маленький  треугольник)
  • Нужно согнуть его еще пополам и разогнуть обратно;
  • Далее загибаем к центральной линии углы основы треугольника;
  • Отогните уголки кверху до половины, а потом еще и в стороны. Это будут плавники. Загибаем к точке, нижний угол;
  • Осталось немного, сгибаем пополам и отгибаем хвост; 

Воспитатель: Какие замечательные рыбки у вас получились, а теперь давайте запустим их в реку.

Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами вспомним какие задания мы выполнили?

Ответы детей.

Воспитатель: Все верно, если человек не будет беречь природу, то произойдет экологическая катастрофа, загрязнится вода, почва, и мы не сможем быть здоровыми и жить счастливо на нашей планете Земля. Об этом и хотел предостеречь наш главный эколог.

Чистый воздух, прозрачный пруд,
Белые лебеди тихо плывут.
Что-то вдали показалось вдруг-
Это рыбки резвятся, мелькают тут.
Природа красива, природа щедра,
Беречь, охранять её нужно всегда!

Рефлексия.

Давайте мы с вами сделаем выводы:

Кому нужна вода?

Как мы должны вести себя около водоемов?

Как мы с вами можем сделать реки чище?

Приложение №1

Игра: «Кому нужна вода»

Цель: закрепить знания детей о том, что вода нужна всему живому, развивать связную речь, воспитывать бережное отношение к воде.

Материал: карточки на которых изображены живая и неживая природа.

Ход игры:

Дети синим карандашом должны, закрасить капельку кому нужна вода.

Приложение №2

Лабиринт «Девочка идет к реке»

Цель: помоги девочке попасть к реке.

https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-02/1613661182_108-p-fon-dlya-prezentatsii-reka-126.jpg

https://uprostim.com/wp-content/uploads/2021/04/image035-10.jpghttps://winx-fan.ru/800/600/https/ds04.infourok.ru/uploads/ex/03ba/000a9e91-b35e428f/img3.jpg

Приложение №3

Игра  «Достань мусор»

Цель: формировать бережное отношение к воде.

Материал: макет реки, мусор (пластик, бумага, резина, целлофан, 4 ведра с изображением картинок с мусором.

Ход игры: На полу лежит макет реки с мусором: пластик, бумага, резина, целлофан. Перед детьми 4 ведра для мусора, на которых изображены картинки. Дети должны собрать мусор из реки и рассортировать его по ведрам.

Приложение №4

Оригами «Рыбки»

Цель: Воспитание интереса к бумажному творчеству. Расширение коммуникативных способностей.

Материал: листы бумаги 10*10 см.

Ход: детям даются готовые квадраты из цветной бумаги, с помощью воспитателя  по образцу дети сгибают рыбку.

  • Соединим противоположные углы и хорошо разгладим линию сгиба.
  • Какая фигура получилась? ( Треугольник)
  • Теперь полученный треугольник еще раз согнуть пополам, какая получилась фигура?  (маленький  треугольник)
  • Нужно согнуть его еще пополам и разогнуть обратно;
  • Далее загибаем к центральной линии углы основы треугольника;
  • Отогните уголки кверху до половины, а потом еще и в стороны. Это будут плавники. Загибаем к точке, нижний угол;
  • Осталось немного, сгибаем пополам и отгибаем хвост; 

https://novamett.ru/images/bumaga/orgfih/shem/fish20_thumb.jpg

Самоанализ занятия по экологическому воспитанию в старшей группе. Тема: «Берегите водоемы!»

Образовательная область - «Познание»

Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен

самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной

программы, соответствующими  данному возрасту детей.

Цель занятия:

 - формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природе как средство развития основ экологической культуры.

-  создание эмоционального настроя детей, переключение их внимания на предстоящую деятельность.

-  формирование  у детей представления о воде, как о самом важном и нужном веществе на планете, которое необходимо для жизни всему живому.

Задачи:

I.        Развивать поисковую деятельность, познавательный интерес к окружающему миру, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

II.        Формировать у детей представление о воде, как о самом важном и нужном веществе на планете, которое необходимо для жизни всему живому.

III.        Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.

Материал и оборудование подобраны согласно сюжету занятия.

В процессе занятия применялись следующие технологии:

-Информационно-коммуникационные технология  (мультимедийное

оборудование, ноутбук, флешка с записью спокойной музыки, презентация

Power Point «Берегите воду»);

-Личностно-ориентированная технология  (атмосфера взаимопонимания и

сотрудничества).

-Технология исследовательской деятельности (постановка проблемы и её

решение).

-Здоровьесберегающая технология (физминутка, длительность занятия).

Длительность занятия соответствует ФГОС ДО и  нормам СанПина для детей старшего возраста – 25 минут. Присутствовало 6 детей. У детей данной группы сформированы навыки учебной деятельности. Дети легко идут на контакт со взрослым. Умеют слышать и слушать воспитателя.

Во время занятия формы общения и работы с детьми  прослеживались в следующих интеграциях образовательных областей:

1.Познавательное развитие (решение проблемной ситуации).

2.Социально-коммуникативное развитие (беседа о воде, свойство воды).

3.Речевое развитие (чтение стихотворения, ответы на вопросы).

4.Физическое развитие (физминутка)

Были использованы различные методы и приёмы:

 - наглядные – для привлечения внимания детей

-показ на мультимедио презентации Power Point «Берегите воду»,

словесные – художественное слово , вопросы к детям, беседа, пояснения, повторение, обобщения;

 практические:

– показ проведения фильтрации воды, музыкальное сопровождение.

- метод контроля и стимулирования в виде одобрения, похвалы и подарок на память красивых рыбок.

Большое внимание уделяла  активизации словаря детей : Прозрачная, водоем, фильтр, профильтровать, очищение.

Все этапы занятия взаимосвязаны и взаимообусловлены, и соответствуют  заданной теме. Смена вида деятельности позволила предотвратить утомляемость.

На протяжении всего занятия дети были активны, внимательны,

чувствовали себя комфортно. Я считаю, что выбранная мной форма

организации занятия была достаточно эффективной, динамичной. Стиль

общения преобладал демократический. Старалась быть для детей партнером,

помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои

высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей,

побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла

индивидуальные достижения детей.

Положительные результаты занятия:

1. Поставленные задачи реализованы полностью.

2. Методы и приемы соответствовали цели занятия и способствовали

развитию познавательной активности детей.

3. Практическая деятельность детей сочеталась с теоретическими

знаниям и опытом детей.

4. Высокая активность на занятии.

Считаю, что поставленные в занятии цель и задачи были выполнены


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности в первой младшей группе по реализации образовательной области познавательное развитие «Водичка-Водичка»

Данный конспект занятия предназначен для проведения с детьми 2-3 лет. Благодаря использованию в работе игровых приёмов, коротких стихов у детей формируется глубокий познавательный интерес к природе. Ц...

Авторский конспект по познавательному развитию «Вода. Круговорот воды в природе» с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе.

Задачи:Образовательные:  уточнить представления о глобусе, о значении его цветовой гаммы; расширить и закрепить знания об агрегатных состояниях воды; познакомить с явлением круговорота воды в при...

по познавательному развитию "Вода, вода! Кругом вода!"

по познавательному развитию "Вода, вода! Кругом вода!"...

Конспект занятий по познавательному развитию "Водичка - водичка"

Цель: Знакомить детей с некоторыми свойствами воды (вода льется). Формировать представления детей о значимости воды в жизни живых существ и растений, о здоровом образе жизни. Развивать...

Конспект занятия по познавательному развитию "Вода-водичка" (вторая младшая группа)

Цель: Формировать у детей знания о свойствах воды и её значений.Задачи:1. Создать целостное представление о воде как о природном явлении;2. Познакомить со свойствами воды (прозрачная, без вкуса);3. Да...

Конспект НОД в средней группе по познавательному развитию «Вода-водичка»

Конспект был разработан с целью дать детям представление о значении воды в нашей жизни....