Авторский конспект по познавательному развитию «Вода. Круговорот воды в природе» с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Кононова Ольга Александровна

Задачи:

Образовательные:  уточнить представления о глобусе, о значении его цветовой гаммы; расширить и закрепить знания об агрегатных состояниях воды; познакомить с явлением круговорота воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; показать, как образуются облака.

     Развивающие:развивать логическое мышление; продолжать формировать социальные навыки; совершенствовать навыки экспериментальной деятельности и умения работать в группе; способствовать развитию связной речи, обогащению словаря и активизации познавательного интереса.

Воспитательные: воспитывать экологическое сознание, стремление видеть красоту природного мира, желание участвовать в совместной коллективной деятельности.

Оборудование: сюжетные картинки, глобус, яблоко  (разрезанное на 4 части), ноутбук с колонками, флешкарта с шумовыми эффектами, оборудование к опытам и эксперименту, схема «Круговорот воды в природе» со съемными элементами, театральная ширма, собачка, будка, бутылка питьевой воды, пластиковые стаканы по количеству детей.

 

Предварительная работа:наблюдения в природе, игровая экспериментальная деятельность,беседы о значении и свойствах воды, просмотр сказки Н.А. Рыжовой «Как люди обидели речку», отрывков из научно-популярного фильма «Путешествие капельки», чтение стихотворений по теме, отгадывание загадок, тематическое рисование.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vodoemy.pptx2.81 МБ
Файл zanyatie_krugovorot.docx24.44 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию «Вода. Круговорот воды в природе»  с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе.

Задачи:

Образовательные:  уточнить представления о глобусе, о значении его цветовой гаммы; расширить и закрепить знания об агрегатных состояниях воды; познакомить с явлением круговорота воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; показать, как образуются облака.

     Развивающие:развивать логическое мышление; продолжать формировать социальные навыки; совершенствовать навыки экспериментальной деятельности и умения работать в группе; способствовать развитию связной речи, обогащению словаря и активизации познавательного интереса.

Воспитательные: воспитывать экологическое сознание, стремление видеть красоту природного мира, желание участвовать в совместной коллективной деятельности.

Оборудование: сюжетные картинки, глобус, яблоко  (разрезанное на 4 части), ноутбук с колонками, флешкарта с шумовыми эффектами, оборудование к опытам и эксперименту, схема «Круговорот воды в природе» со съемными элементами, театральная ширма, собачка, будка, бутылка питьевой воды, пластиковые стаканы по количеству детей.

Предварительная работа:наблюдения в природе, игровая экспериментальная деятельность,беседы о значении и свойствах воды, просмотр сказки Н.А. Рыжовой «Как люди обидели речку», отрывков из научно-популярного фильма «Путешествие капельки», чтение стихотворений по теме, отгадывание загадок, тематическое рисование.

Ход занятия

Организационный момент

Дидактическое упражнениена развитие логического мышления «Что общего?»

     Вниманию детей предлагаются картинки:

  • девочка поливает цветок из лейки;
  • мальчик моет руки из-под крана;
  • идет дождь;
  • водопад.

Воспитатель:  Ребята, посмотрите на эти картинки. Как вы думаете, что общего между ними?(Варианты ответов детей, в результате которых дети приходят к единому мнению, что это вода.)

Воспитатель:  Вы правы, именно о воде мы сегодня и поговорим.

Основная часть

Воспитатель( показывает детям глобус):  Что у меня в руках?

Дети: Глобус.

Воспитатель: А что такое глобус?

Дети: Это модель Земли.

Воспитатель: А какой формы наша планета – Земля?

Дети: Круглая.

Воспитатель: Какого цвета больше всего на глобусе?

Дети: Голубого.

Воспитатель: А что означает голубой цвет на глобусе?

Дети: Это вода.

Воспитатель: Да, вода занимает большую часть на Земле, окрашивает нашу планету в голубой цвет. А что означают другие цвета?

Дети: Это суша.

Воспитатель: Правильно. Вода занимает три четверти всей поверхности нашей планеты. Посмотрим, что это значит на примере яблока (воспитатель разрезает яблоко на 4 части, показывает детям). 3 части – это вода, 1 часть – суша.

     Давайте с вами посмотрим, где же в природе встречается вода?

Слайд-презентация «Водоемы»

Дети: родник, ручей, река, озеро, болото, лужа, море, океан.

Воспитатель: А помните историю «Как родничок в море попал»? Давайте эту историю изобразим.

Подвижная игра «От родника к морю»

(Звуковыми сигналами к смене действий служит содержание          

                    аудиозаписи шумовых эффектов: родник, ручей, река, море).

«Родник» - дети бегут по одному.  «Ручей» - бегут в парах.  «Река» - пары объединяются.  «Море» - дети становятся в круг, держась за руки, покачиваются из стороны в сторону и садятся на корточки, не расцепляя рук.

Воспитатель: Скажите, а какую воду пьет человек?

Ответы детей. (Чаще всего они не называют пресную воду.Чтобы добиться нужного ответа, педагог предлагает детям подсказку - показывает слайд, где все водоемы четко разделены на 2 категории: пресные и соленые).

Воспитатель: Так какую же воду пьет человек?

Дети: Пресную.

Воспитатель: Давайте с вами вспомним, как же вода попадает к нам в дома? (Детям предлагается уже знакомая схема: река – очистная станция – трубопровод –дома).

Воспитатель: Сейчас мы с вами превратимся в очистные станции.

Игровое экспериментирование «Очистная станция»

Оборудование для одной станции: 2 воронки, резиновый шланг (трубочка), 2 пластиковых стакана (1 с «грязной» водой, другой с марлей, закрепленной резинкой), вата, прозрачная пластиковая бутылка, тряпочка.

Содержание деятельности для одной станции (количество станций зависит от количества детей).

1-й ребенок наливает «грязную» воду в воронку, к которой подсоединен шланг;

2-й ребенок конец шланга опускает над стаканом с марлей;

3-й ребенок берет стакан с очищенной водой и через воронку с ваткой переливает воду в пластиковую бутылку.

Воспитатель: Ребята, какая вода была в стакане?

Дети: Грязная, мутная.

Воспитатель(показывает бутылку с водой): А какая вода стала после нашей работы?

Дети: Чистая.

Воспитатель: Замечательно потрудились наши станции!

Опыт.

Оборудование: чайник с водой, 2 зеркальца.

     Наш город большой, ему требуется много чистой воды, поэтому из рек мы берем тоже много воды. Почему же тогда вода в реках не кончается? Как река пополняет свои запасы? Давайте вскипятим воду в чайнике. (Дети убеждаются, что в чайнике, кроме воды ничего нет и на безопасном расстоянии наблюдают за процессом закипания). Что выходит из носика чайника при закипании воды?

Дети: Пар.

Воспитатель: Откуда в чайнике взялся пар, ведь там, кроме воды ничего не было?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель: При нагревании вода превращается в пар. (Воспитатель подносит к струе пара холодные зеркальца.Дети рассматривают, что с ними произошло).

Воспитатель: Откуда на зеркальце взялись капельки воды, ведь перед опытом оно было чистое и сухое?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель: Когда горячий пар попал на холодное зеркальце, он остыл и опять превратился в воду.

     Вот так происходит и в природе (рассматривают схему «Круговорот воды в природе» со съемными элементами: пар, капелька, облако, тучка с дождем). Каждый день солнце нагревает воду в морях и реках, как только что она нагрелась в чайнике. Вода превращается в пар. Крошечные невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. У поверхности воды воздух всегда теплее. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар остывает и превращается в воду. Капельки воды собираются вместе и образуют облако. Когда капелек накапливается слишком много, они становятся очень тяжелыми и выпадают дождем на землю.

А сейчас узнаем, как образуется облако. Поймаем облако в банку и понаблюдаем за ним.

Опыт «Облако в банке»

Оборудование: 3-хлитровая банка, горячая вода в термосе, поднос со льдом.

В 3-х литровую банку наливаем горячую воду из термоса (2,5-3 см), сверху вместо крышки положим металлический поднос со льдом. Банка запотела.

Воспитатель: Посмотрите, горячий пар внутри банки поднимается, охлаждается, превращается во множество капелек, которые от холода прижимаются друг к другу и образуют облако. Но вот капелек стало слишком много. Что происходит с нашим облаком?

Дети: Капельки падают вниз. Оно превратилось в дождь.

Воспитатель: Правильно, капельки снова возвратились на землю в виде дождя.Такое путешествие капельки называется круговоротом.Давайте мы сейчас попутешествуем, как капельки.

Подвижная игра «Круговорот»

Дети садятся в круг на корточки. По сигналу «жара» дети отпускают руки и медленно поднимаются, начинают хаотичнолетать. По сигналу «холодно» дети прижимаются друг к другу. По сигналу «тучка»дети со словами «кап-кап» становятся в круг, раскачиваются из стороны в сторону и садятся на корточки.

Воспитатель:  Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики-снежинки и падают на землю в виде снега. Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и  реки, которые несут свои воды в озера, моря и океаны. Они питают землю и дают жизнь растениям. Затем солнце снова нагревает землю и вода повторяет свой путь. Она словно движется по кругу, поэтому это явление называется круговорот воды в природе.

Заключительная часть.

Сюрпризный момент.

     Раздается лай, из-за ширмы появляется пес Бобик:  Куда это я попал? Вы кто?

Дети отвечают самостоятельно.

Бобик:  А чем это вы тут занимаетесь?

Воспитатель с детьми:  Мы здесь говорим о воде.

Бобик:  О воде? Это очень кстати. Я вот никак не могу понять, куда делась лужа у моей будки? Мне так нравилось мыть в ней лапки…Вы, случайно, ее не трогали?

Воспитатель предлагает детям рассказать Бобику, как и почему исчезла лужа на основе схемы круговорота воды в природе.

Бобик: Вот спасибо, я теперь всем своим друзьям расскажу, что в природе бывает этот, как его? Как, вы сказали, называется это явление?

Дети: Круговорот воды в природе.
Бобик: Как интересно!Значит, буду ждать, когда снова пойдет дождик и у моей будки опять появится лужа… Ну, ладно, мне пора! Побегу рассказывать друзьям! До свидания!
(убегает, оставив бутылочку воды).

Воспитатель: Ну, что ж, ребята, нам тоже пора немного отдохнуть.  Обнаруживает сюрприз от Бобика. Дети пьют воду.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по художественной литературе, ознакомлению с окружающим и развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе по теме: «Спасти заколдованную принцессу»

Цель:  Закрепить умение детей отгадывать название сказки по короткому отрывку, называть автора; активизировать словарный запас детей; развивать связную речь дошкольников; способствовать...

Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе «Лунный гость»

Цель: обогащать круг представлений у детей, расширять словарный запас. Учить детей самостоятельно придумывать загадки. Способствовать развитию наглядно-образного, причинного мышления; памяти, вообр...

Открытое занятие по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе №5 «Солнышко»

Открытое  занятие по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе №5 «Солнышко»...

НОД по экологическому воспитанию с использованием технологий ТРИЗ в старшей группе «Мы – друзья природы».

НОД по экологическому воспитанию с использованием технологий ТРИЗ в старшей группе  «Мы – друзья природы»....

Конспект по познавательному развитию на тему: «Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды.» в старшей группе

Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды, уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды, формировать эмоционально-ценностное отношение...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе на тему " В гостях у Деда-Природоведа".

Создать благоприятный эмоциональный настрой, обобщить знания детей по математическому развитию.Закрепить порядковый  и обратный счет до 10,название геометрических фигур, понятия (узкий, длинный, ...