Авторский конспект по познавательному развитию «Вода. Круговорот воды в природе» с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Задачи:
Образовательные: уточнить представления о глобусе, о значении его цветовой гаммы; расширить и закрепить знания об агрегатных состояниях воды; познакомить с явлением круговорота воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; показать, как образуются облака.
Развивающие:развивать логическое мышление; продолжать формировать социальные навыки; совершенствовать навыки экспериментальной деятельности и умения работать в группе; способствовать развитию связной речи, обогащению словаря и активизации познавательного интереса.
Воспитательные: воспитывать экологическое сознание, стремление видеть красоту природного мира, желание участвовать в совместной коллективной деятельности.
Оборудование: сюжетные картинки, глобус, яблоко (разрезанное на 4 части), ноутбук с колонками, флешкарта с шумовыми эффектами, оборудование к опытам и эксперименту, схема «Круговорот воды в природе» со съемными элементами, театральная ширма, собачка, будка, бутылка питьевой воды, пластиковые стаканы по количеству детей.
Предварительная работа:наблюдения в природе, игровая экспериментальная деятельность,беседы о значении и свойствах воды, просмотр сказки Н.А. Рыжовой «Как люди обидели речку», отрывков из научно-популярного фильма «Путешествие капельки», чтение стихотворений по теме, отгадывание загадок, тематическое рисование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vodoemy.pptx | 2.81 МБ |
zanyatie_krugovorot.docx | 24.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательному развитию «Вода. Круговорот воды в природе» с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе.
Задачи:
Образовательные: уточнить представления о глобусе, о значении его цветовой гаммы; расширить и закрепить знания об агрегатных состояниях воды; познакомить с явлением круговорота воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; показать, как образуются облака.
Развивающие:развивать логическое мышление; продолжать формировать социальные навыки; совершенствовать навыки экспериментальной деятельности и умения работать в группе; способствовать развитию связной речи, обогащению словаря и активизации познавательного интереса.
Воспитательные: воспитывать экологическое сознание, стремление видеть красоту природного мира, желание участвовать в совместной коллективной деятельности.
Оборудование: сюжетные картинки, глобус, яблоко (разрезанное на 4 части), ноутбук с колонками, флешкарта с шумовыми эффектами, оборудование к опытам и эксперименту, схема «Круговорот воды в природе» со съемными элементами, театральная ширма, собачка, будка, бутылка питьевой воды, пластиковые стаканы по количеству детей.
Предварительная работа:наблюдения в природе, игровая экспериментальная деятельность,беседы о значении и свойствах воды, просмотр сказки Н.А. Рыжовой «Как люди обидели речку», отрывков из научно-популярного фильма «Путешествие капельки», чтение стихотворений по теме, отгадывание загадок, тематическое рисование.
Ход занятия
Организационный момент
Дидактическое упражнениена развитие логического мышления «Что общего?»
Вниманию детей предлагаются картинки:
- девочка поливает цветок из лейки;
- мальчик моет руки из-под крана;
- идет дождь;
- водопад.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на эти картинки. Как вы думаете, что общего между ними?(Варианты ответов детей, в результате которых дети приходят к единому мнению, что это вода.)
Воспитатель: Вы правы, именно о воде мы сегодня и поговорим.
Основная часть
Воспитатель( показывает детям глобус): Что у меня в руках?
Дети: Глобус.
Воспитатель: А что такое глобус?
Дети: Это модель Земли.
Воспитатель: А какой формы наша планета – Земля?
Дети: Круглая.
Воспитатель: Какого цвета больше всего на глобусе?
Дети: Голубого.
Воспитатель: А что означает голубой цвет на глобусе?
Дети: Это вода.
Воспитатель: Да, вода занимает большую часть на Земле, окрашивает нашу планету в голубой цвет. А что означают другие цвета?
Дети: Это суша.
Воспитатель: Правильно. Вода занимает три четверти всей поверхности нашей планеты. Посмотрим, что это значит на примере яблока (воспитатель разрезает яблоко на 4 части, показывает детям). 3 части – это вода, 1 часть – суша.
Давайте с вами посмотрим, где же в природе встречается вода?
Слайд-презентация «Водоемы»
Дети: родник, ручей, река, озеро, болото, лужа, море, океан.
Воспитатель: А помните историю «Как родничок в море попал»? Давайте эту историю изобразим.
Подвижная игра «От родника к морю»
(Звуковыми сигналами к смене действий служит содержание
аудиозаписи шумовых эффектов: родник, ручей, река, море).
«Родник» - дети бегут по одному. «Ручей» - бегут в парах. «Река» - пары объединяются. «Море» - дети становятся в круг, держась за руки, покачиваются из стороны в сторону и садятся на корточки, не расцепляя рук.
Воспитатель: Скажите, а какую воду пьет человек?
Ответы детей. (Чаще всего они не называют пресную воду.Чтобы добиться нужного ответа, педагог предлагает детям подсказку - показывает слайд, где все водоемы четко разделены на 2 категории: пресные и соленые).
Воспитатель: Так какую же воду пьет человек?
Дети: Пресную.
Воспитатель: Давайте с вами вспомним, как же вода попадает к нам в дома? (Детям предлагается уже знакомая схема: река – очистная станция – трубопровод –дома).
Воспитатель: Сейчас мы с вами превратимся в очистные станции.
Игровое экспериментирование «Очистная станция»
Оборудование для одной станции: 2 воронки, резиновый шланг (трубочка), 2 пластиковых стакана (1 с «грязной» водой, другой с марлей, закрепленной резинкой), вата, прозрачная пластиковая бутылка, тряпочка.
Содержание деятельности для одной станции (количество станций зависит от количества детей).
1-й ребенок наливает «грязную» воду в воронку, к которой подсоединен шланг;
2-й ребенок конец шланга опускает над стаканом с марлей;
3-й ребенок берет стакан с очищенной водой и через воронку с ваткой переливает воду в пластиковую бутылку.
Воспитатель: Ребята, какая вода была в стакане?
Дети: Грязная, мутная.
Воспитатель(показывает бутылку с водой): А какая вода стала после нашей работы?
Дети: Чистая.
Воспитатель: Замечательно потрудились наши станции!
Опыт.
Оборудование: чайник с водой, 2 зеркальца.
Наш город большой, ему требуется много чистой воды, поэтому из рек мы берем тоже много воды. Почему же тогда вода в реках не кончается? Как река пополняет свои запасы? Давайте вскипятим воду в чайнике. (Дети убеждаются, что в чайнике, кроме воды ничего нет и на безопасном расстоянии наблюдают за процессом закипания). Что выходит из носика чайника при закипании воды?
Дети: Пар.
Воспитатель: Откуда в чайнике взялся пар, ведь там, кроме воды ничего не было?
Дети высказывают предположения.
Воспитатель: При нагревании вода превращается в пар. (Воспитатель подносит к струе пара холодные зеркальца.Дети рассматривают, что с ними произошло).
Воспитатель: Откуда на зеркальце взялись капельки воды, ведь перед опытом оно было чистое и сухое?
Дети высказывают предположения.
Воспитатель: Когда горячий пар попал на холодное зеркальце, он остыл и опять превратился в воду.
Вот так происходит и в природе (рассматривают схему «Круговорот воды в природе» со съемными элементами: пар, капелька, облако, тучка с дождем). Каждый день солнце нагревает воду в морях и реках, как только что она нагрелась в чайнике. Вода превращается в пар. Крошечные невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. У поверхности воды воздух всегда теплее. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар остывает и превращается в воду. Капельки воды собираются вместе и образуют облако. Когда капелек накапливается слишком много, они становятся очень тяжелыми и выпадают дождем на землю.
А сейчас узнаем, как образуется облако. Поймаем облако в банку и понаблюдаем за ним.
Опыт «Облако в банке»
Оборудование: 3-хлитровая банка, горячая вода в термосе, поднос со льдом.
В 3-х литровую банку наливаем горячую воду из термоса (2,5-3 см), сверху вместо крышки положим металлический поднос со льдом. Банка запотела.
Воспитатель: Посмотрите, горячий пар внутри банки поднимается, охлаждается, превращается во множество капелек, которые от холода прижимаются друг к другу и образуют облако. Но вот капелек стало слишком много. Что происходит с нашим облаком?
Дети: Капельки падают вниз. Оно превратилось в дождь.
Воспитатель: Правильно, капельки снова возвратились на землю в виде дождя.Такое путешествие капельки называется круговоротом.Давайте мы сейчас попутешествуем, как капельки.
Подвижная игра «Круговорот»
Дети садятся в круг на корточки. По сигналу «жара» дети отпускают руки и медленно поднимаются, начинают хаотичнолетать. По сигналу «холодно» дети прижимаются друг к другу. По сигналу «тучка»дети со словами «кап-кап» становятся в круг, раскачиваются из стороны в сторону и садятся на корточки.
Воспитатель: Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики-снежинки и падают на землю в виде снега. Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в озера, моря и океаны. Они питают землю и дают жизнь растениям. Затем солнце снова нагревает землю и вода повторяет свой путь. Она словно движется по кругу, поэтому это явление называется круговорот воды в природе.
Заключительная часть.
Сюрпризный момент.
Раздается лай, из-за ширмы появляется пес Бобик: Куда это я попал? Вы кто?
Дети отвечают самостоятельно.
Бобик: А чем это вы тут занимаетесь?
Воспитатель с детьми: Мы здесь говорим о воде.
Бобик: О воде? Это очень кстати. Я вот никак не могу понять, куда делась лужа у моей будки? Мне так нравилось мыть в ней лапки…Вы, случайно, ее не трогали?
Воспитатель предлагает детям рассказать Бобику, как и почему исчезла лужа на основе схемы круговорота воды в природе.
Бобик: Вот спасибо, я теперь всем своим друзьям расскажу, что в природе бывает этот, как его? Как, вы сказали, называется это явление?
Дети: Круговорот воды в природе.
Бобик: Как интересно!Значит, буду ждать, когда снова пойдет дождик и у моей будки опять появится лужа… Ну, ладно, мне пора! Побегу рассказывать друзьям! До свидания! (убегает, оставив бутылочку воды).
Воспитатель: Ну, что ж, ребята, нам тоже пора немного отдохнуть. Обнаруживает сюрприз от Бобика. Дети пьют воду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по художественной литературе, ознакомлению с окружающим и развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе по теме: «Спасти заколдованную принцессу»
Цель: Закрепить умение детей отгадывать название сказки по короткому отрывку, называть автора; активизировать словарный запас детей; развивать связную речь дошкольников; способствовать...
Конспект по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе тема "Спасти заколдованную принцессу"
Конспект по развитию речи с использованием ТРИЗ технологии....
Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе «Лунный гость»
Цель: обогащать круг представлений у детей, расширять словарный запас. Учить детей самостоятельно придумывать загадки. Способствовать развитию наглядно-образного, причинного мышления; памяти, вообр...
Открытое занятие по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе №5 «Солнышко»
Открытое занятие по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе №5 «Солнышко»...
НОД по экологическому воспитанию с использованием технологий ТРИЗ в старшей группе «Мы – друзья природы».
НОД по экологическому воспитанию с использованием технологий ТРИЗ в старшей группе «Мы – друзья природы»....
Конспект по познавательному развитию на тему: «Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды.» в старшей группе
Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды, уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды, формировать эмоционально-ценностное отношение...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе на тему " В гостях у Деда-Природоведа".
Создать благоприятный эмоциональный настрой, обобщить знания детей по математическому развитию.Закрепить порядковый и обратный счет до 10,название геометрических фигур, понятия (узкий, длинный, ...