Публичный доклад на тему: «Детство. Каждый ребенок талантлив»
учебно-методический материал
В современном обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publichnyy_doklad_detstvo._kazhdyy_rebenok_talantliv.docx | 28.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Публичный доклад
«Детство. Каждый ребенок талантлив»
Свое выступление я хочу начать с высказывания известного древнегреческого философа Сократа «В каждом человеке –солнце, только дайте ему светить».
В современном обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.
Проблема развития и воспитания одарённых детей имеет важнейшее государственное значение, так как от уровня подготовки будущих специалистов зависит потенциал страны.
Деятельность в области выявления и развития детской одаренности является государственным приоритетом, что получило свое отражение в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1642.
Значительную роль в систематизации работы с одаренными детьми сыграл процесс разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, в которых, в числе других, перед педагогической общественностью поставили следующие задачи:
- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребѐнка ;
- формирования общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребѐнка, формирования предпосылок учебной деятельности.
Каждый ребенок- уникальная личность, имеющая врожденный потенциал, и одна из первостепенных задач педагогов и родителей:
-выявление предрасположенностей и интересов детей, развитие их талантов.
Вначале давайте разберемся, что такое « Талант»?
Слово происходит от меры веса «талант» — наивысшей весовой единицы в греческой системе мер.
Талант — это высокий уровень развития способностей к какому-либо виду деятельности, позволяющие на основе принятия нестандартных решений добиваться высоких результатов.
Вопросом развития способностей и талантов в дошкольном возрасте занимались многие выдающиеся психологи, в их числе Эльконин Даниил Борисович, Давыдов Василий Васильевич, Выготский Лев Семенович, которые пришли к выводу, что
таланты и способности начинают проявляться у детей в возрасте двух-трех лет, когда у ребенка формируется интерес к окружающему миру.
В каком возрасте начинать заниматься развитием интеллектуального и творческого потенциала ребенка?
Психологи называют разные сроки: от полутора до 5 лет.
Способность к определенной деятельности можно соотнести с возрастными периодами развития ребенка:
Выделены следующие этапы формирования способностей у детей.
Один-два года- возраст, когда начинают проявляться творческие способности и наклонности малыша. Одни дети любят танцевать и слушать музыку, другие – пытаются рисовать, а третьи – большую часть времени проводят в подвижных играх. Родителям стоит присмотреться к интересам ребенка и понять, чем ему нравится заниматься больше всего.
три-четыре года – это оптимальный возраст для регулярных занятий с малышом. В этот период дети наиболее восприимчивы к новым знаниям и с удовольствием занимаются разными видами творчества. В этом возрасте для всестороннего развития ребенка большое значение имеют такие виды деятельности, как рисование, лепка, музыка, конструирование.
пять-шесть лет – время перехода к более сложным задачам. Малыш начинает готовиться к важному событию своей жизни: поступлению в первый класс. Поскольку интересы и способности детей формируются в процессе какой-либо деятельности, ребенку рекомендуется посещение кружков и секций по интересам. Задача взрослых – не подавлять, а всячески развивать и направлять творческую активность ребенка.
От чего зависят таланты ребенка?
Источник талантов человека, их суть и природа до сих пор остаются непостижимой тайной. Ученым пока не удалось найти разгадку этого явления. Сегодня ученые сходятся во мнении, что на развитие таланта ребенка оказывает влияние не один, а соединение нескольких воздействий:
Талант = Наследственность + благоприятная среда + мотивация ребёнка
Верно говорят, что жизненный путь ребенка определяют родительские амбиции, объединенные с опытом и взглядами конкретного учителя, воспитателя, педагога и традициями детского образовательного учреждения.
Что может включать работа с юными талантами в рамках дошкольного учреждения?
1.Определение таланта ребенка на основе его поведения, видимого успеха в конкретной области, моментов самореализации. Проведение диагностических исследований через наблюдение или метод экспертной оценки. Работа с разными психологическими тестами, анкетами для родителей.
2.Проведение мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению особо талантливых детей, разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута.
Привлечение талантливых детей к участию в различных конкурсных программах , проектах.
Развитие таланта ребенка, особенно его интеллекта, происходит более активно, если он может участвовать в конкурсных программах разного уровня, позволяющих продемонстрировать свои способности.
3.Поощрение победителей и участников конкурсов и олимпиад соответствующим возрасту образом: вручать призы, дипломы, грамоты, делать фотоотчеты для публикации в СМИ, что будет способствовать повышению мотивации ребенка.
4.Создание комфортной развивающей среды, поддерживающую гармоничное эмоциональное и социальное развитие одаренного ребенка;
5. Проведение исследований с целью отслеживания динамики в развитии творческих способностей детей.
6. Взаимодействие педагогов, воспитателей с родителями наделенного талантами ребенка. Дошкольное учреждение должно стать площадкой для проведения встреч, тренингов, индивидуальных бесед с родителями. Поощрять и оказывать поддержку родителям юного таланта (вручать грамоты и письма с благодарственной надписью на общем собрании).
7.Совершенствование работы педагогического коллектива с помощью обучающих тренингов и программ по работе с одаренными дошкольниками.
А как развить способности у ребенка в семье?
Роль семьи в формировании и развитии способностей ребенка очень важна.
Специалисты дают родителям следующие рекомендации по развитию способностей у ребенка:
- Поощряйте увлечения и интересы детей в самых разных областях. Если ребенок любит музыку, легко попадает в ритм мелодии или сочиняет свои собственные песни, отведите его в музыкальную студию. Если книгам и другому «умному» времяпровождению он предпочитает активные игры, займитесь с ним спортом и так далее.
- Не стоит навязывать свою точку зрения ребенку. Нередко родители забывают об этой прописной истине, пытаясь через детей претворять в жизнь нереализованные мечты и амбиции.
Известный римский оратор Цицерон говорил « Ничто так не вредит, как возлагаемые надежды»
Чтобы этого не происходило, взрослым необходимо учитывать интересы и желания ребенка, а не свои собственные.
- Предоставьте ребенку возможность заниматься тем, что ему интересно. Не стоит критиковать детей, если их опыт оказался не таким удачными, как вы ожидали. Хвалите и поощряйте ребенка за его усилия сделать что-то, а не только за его природный талант или удачу.
- Не сомневайтесь в ребенке и не сравнивайте его с другими детьми, даже если они объективно делают что-то лучше, иначе ваш малыш может потерять интерес к занятию. Помните, ваш сын или дочь при любой неудаче ждут от вас поддержки, а не осуждения или критики.
Доказано и проверено на опыте, что самая лучшая форма обучения для детей – игровая.
Заканчивая свое выступление, возвращаюсь к мудрым мыслям великого педагога Василия Александровича Сухомлинского, который сказал :
«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»
Подводя итоги сказанному , я могу с уверенностью утверждать, что, создавая для одаренного ребенка благоприятные условия в детском учреждении и дома, организуя правильное взаимодействие с родителями, мы, взрослые, помогаем малышу преодолеть первые трудности роста таланта и ярко проявить его уже в дошкольном возрасте.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья - Каждый ребенок талантлив!
В статье описано про участие семьи в развитии талантливости...
"Каждый ребенок талантлив"
Консультация для родителей "Каждый ребенок талантлив" Муз. рук. Рисс И.А....
Консультация для воспитателей «Каждый ребенок талантлив по – своему!
Каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который в благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии....
Реализация модели «Каждый ребенок талантлив!»
Из опыта организации дополнительного образования дошкольников...
Презентация "Каждый ребенок талантлив!"
Презентация к докладу "Каждый ребенок талантлив!" (из опыта организации дополнительного образования), представленного на педагогических чтениях. Март 2018 г....
Консультация для родителей "Каждый ребенок талантлив с рождения!
Консультация для родителей...
Публичная лекция "Детство -каждый ребенок талантлив"
Что такое талант? До недавнего времени распространенной была такая точка зрения, что талант – это дар Божий, кому - то он дан от природы, а кому-то от Бога, а в силу наследст...