Реализация модели «Каждый ребенок талантлив!»
статья по теме
Из опыта организации дополнительного образования дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
parus_platonova_tv.docx | 25.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация модели «Каждый ребенок талантлив!»
(из опыта организации дополнительного образования дошкольников)
Платонова Татьяна Владимировна, заместитель заведующей по образовательно-воспитательной работе МБДОУ №89 «Парус» ГО «город Якутск»
Большое значение для всестороннего развития ребёнка дошкольного возраста имеет организация системы дополнительного образования в ДОУ, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. Ценность дополнительного образования состоит в том, в занимаясь в кружках и клубах по интересам дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации своего свободного времени. Отличительной чертой дополнительного образования является его компенсаторная функция, когда именно в этой сфере дети получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда развиваются в традиционном процессе [1]. Дополнительное образование позволяет выйти за рамки академичности и погрузиться в различные практики. С помощью дополнительного образования для них создаётся ситуация успеха, возникает возможность проявить себя, раскрыть свои таланты, здесь отсутствует жесткая оценка, ребенок имеет право на пробы и ошибки, что также способствует успешности деятельности [3,4]. Проблемы дополнительного образования детей дошкольного возраста рассматриваются в трудах В.И. Андреева, В.В. Беловой, В.П. Беспалько, В.З. Вульфова, З.А. Красновского, А.И. Щетинской и др.
Формой и средством, направленной на реализацию концепции дополнительного образования детей в ДОУ «Парус» явился проект «Каждый ребенок талантлив!», который реализуется в течение последних 5 лет и имеет определенные промежуточные результаты.
Основными задачами детского сада при реализации программ дополнительного образования являются:
- разработка содержания дополнительного образования, соответствующего современным требованиям;
- формирование новых подходов к созданию развивающей среды;
- разработка гибкого режима, строго дозированной нагрузки на детей, создание комфортных условий для реализации дополнительного образования;
- улучшению качественного состава педагогических кадров, занятых в организации кружковой, студийной работы ДОУ.
Кружковая работа с дошкольниками строится на основе следующих принципов: целостности приобщения ребенка к познанию окружающего мира (ребенок познает мир – наблюдая, размышляя, сопереживая – в творческой деятельности); постепенности погружения в проблему (создание проблемно-ситуативных заданий, решение проблемных ситуаций); эмоционально-насыщенной тематики игровых упражнений, игр, заданий; взаимного сотрудничества, доброжелательности и доверия; открытости и информативности.
Направление кружковой работы определялись увлечённостью педагога каким-либо разделом образовательного процесса, спецификой детского коллектива, желанием родителей. За период с 2014 года четыре педагога прошли программу профессиональной переподготовки в области дополнительного образования, что позволило привлечь их к разработке и реализации дополнительных программ; также именно за счет введения новых кружков в организация появились семь новых рабочих мест. Анализ профессиональной компетентности педагогов показал, что благодаря новым видам профессиональной деятельности педагоги совершенствовали свои навыки в организации собственной деятельности, в четком определении методов решения профессиональных задач и оценке их эффективности и качества, в умении ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников. Можно с уверенностью констатировать, что внедрение модели способствовало улучшению качественного состава педагогических кадров, занятых в организации кружковой, студийной работы ДОУ, педагогам представилась возможность в своих разработках кружковой деятельности проявить творческую и авторскую позицию.
Для включения занятий кружков в существующий распорядок дня детского сада составлено единое по всему учреждению расписание. Количество и длительность занятий, проводимых в рамках дополнительных образовательных услуг (платных и бесплатных), определяется на основе требований пункта 11.8. СанПиН 2.4.1.3049-13, в частности не менее 3-4 часов на самостоятельную деятельность детей 3-7 лет в режиме дня [2]. Занятия ведутся с подгруппами (10–12 человек) 2 раза в неделю, во второй половине дня.
Значительным результатом работы детского сада и его особой гордостью является прекрасная предметно-развивающая среда, которая вызывает у детей и их родителей чувство новизны, неожиданности, интереса, творчества. За счет реконструкции и перепланировки складских помещений 3 этажа на 594 кв.м. увеличилась площадь для ведения 13 дополнительных кружков и студий в полностью отвечающих современным требованиям кабинетах. Во всех кабинетах обеспечен 100% доступ к образовательным ресурсам информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; с учетом регламентов безопасности все помещения в достаточном количестве обеспечены компьютерной техникой, мультимедийным и проекционным оборудованием.
Дополнительные образовательные программы в детском саду осуществляются с учётом концепции А.В.Запорожца об амплификации психического развития ребёнка путём его вовлечения в специфические детские виды деятельности. Идеи известного ученого остаются особо актуальными в связи с запросами родителей, стремящихся ускорить темп психического (прежде всего — интеллектуального) развития своих детей. В этой связи очень важным становится адекватный выбор педагогом способов решения задач дополнительного образования, в первую очередь такими являются игровые занимательные практики.
Таблица 1.
Направление | Наименование кружка | Основные формы работы и виды детской деятельности детей |
Художественно-эстетическое развитие | «Волшебная шкатулка» - шитье и рукоделие | продуктивная деятельность, развлечения, беседы, выставки, творческие задания, сюрпризные моменты |
«Умелые ручки» - ручной труд, конструирование | ||
«Синяя птица» - рисование | ||
«Ай-туой» - фольклор народа Саха | фронтальные развивающие занятия с подгруппой детей, развлечения, беседы | |
«Вкусные фантазии» - кулинария | продуктивная деятельность, выставки, опыты, эксперименты | |
Интеллектуальное познавательное развитие | «ABC CLAB» - раннее обучение английскому языку | инсценировки, путешествия, игры, развлечения, беседы, викторины |
«Цифровая лаборатория» | продуктивная деятельность, опыты, наблюдения, эксперименты, дидактические игры | |
«Инженерика» | ||
«Деталька» - легоконструирование и робототехника | ||
«Ментальная арифметика» | фронтальные развивающие занятия с подгруппой детей | |
«Сонор» | фронтальные развивающие занятия с подгруппой детей, соревнования, упражнения | |
«Шашечное королевство» | ||
«Шахматы» |
Очень важной в организации системы дополнительного образования является позиция родителей как потребителей дополнительной образовательной услуги. Детским садом проведены маркетинговые исследования по определению потребностей семьи (анкетирование, опросы, анализ рынка предоставляемых образовательных услуг другими учреждениями в микрорайоне). Анализ показал наиболее востребованные направления, которые и легли в основу разработанных программ. Кроме того, опрос показал, что не все родители отличают содержание основной образовательной программы, реализуемой в группе от предлагаемой дополнительной. С целью разъяснения подобных отличий, каждый из руководителей кружков проводит консультации, презентации, открытые занятия. В течение года организуются выставки детского творчества, совместного творчества детей и родителей, фотовыставки, вызывающие огромный интерес малышей и желание мам и пап заниматься со своими детьми, индивидуальные беседы с родителями, общение на форуме в социальных сетях, информационные листы для родителей – диагностика успехов детей. Родители имеют возможность увидеть реальные достижения своего ребенка. Отзыв мамы А. Амелии «… мы решили посещать кружок шитья для развития мелкой моторики. Дочка очень полюбила этот кружок, приобрела навыки работы с швейными инструментами. Когда пропускаем садик, она не забывает о своем кружке, и мы обязательно что-нибудь шьем дома, она даже «начала» принимать заказы. Мы очень радуемся, что дочка растет рукодельницей. С нетерпением ждем новых занятий...».
Опыт работы педагогов дополнительного образования показывает, что дети, занимающиеся в кружках, в дальнейшем хорошо учатся школе, успешно продолжают обучение в системе дополнительного образования; детские коллективы – постоянные участники и лауреаты конкурсов, смотров, фестивалей детского творчества.
Таким образом, в результате внедрения модели «Каждый ребенок талантлив!» в детском саду созданы информационные, научно – методические, организационные, кадровые условия для создания системы дополнительного образования; расширено содержание дошкольного образования; созданы условия для эффективного взаимодействия педагогического коллектива с родителями; разработаны авторские педагогические разработки, в целом, считаем, что социальная и практическая значимость дополнительных образовательных услуг бесспорна, а грамотно организованная система повышает имидж образовательной организации в социуме.
Использованные источники
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденный постановлением главного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года №26.
- Анцупова Ю. В. Организация дополнительного образования в условиях дошкольного образования // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 509-510.
- Кротова, Т.В. Дополнительное образовательные услуги: чего хотят родители // Справочник старшего воспитателя. – 2016. - №9. – С.24-31.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья - Каждый ребенок талантлив!
В статье описано про участие семьи в развитии талантливости...
"Каждый ребенок талантлив"
Консультация для родителей "Каждый ребенок талантлив" Муз. рук. Рисс И.А....
Консультация для воспитателей «Каждый ребенок талантлив по – своему!
Каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который в благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии....
Презентация "Каждый ребенок талантлив!"
Презентация к докладу "Каждый ребенок талантлив!" (из опыта организации дополнительного образования), представленного на педагогических чтениях. Март 2018 г....
Консультация для родителей "Каждый ребенок талантлив с рождения!
Консультация для родителей...
"Каждый ребенок талантлив"
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ...
"Каждый ребенок талантлив"
Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся и земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать ...