Эссе на тему: «Педагог как субъект планирования образовательной среды ДОО»
материал
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малый».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Эссе на тему:
«Педагог как субъект планирования образовательной среды ДОО»
Воспитателем в детском саду я работаю уже 20 лет и каждый раз убеждаюсь в правоте слов В.А. Сухомлинского: «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малый».
Дети, посещающие детский сад сегодня, как и 20 лет назад, с пользой проводят там время, учатся общаться со сверстниками, развиваются физически и умственно, гуляют на свежем воздухе, играют и общаются. Детской сад, словно волшебная страна, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного.
Перед современным дошкольным образованием стоят масштабные задачи модернизации и инновационного развития, значительно расширяется сфера действия и назначение педагога. Сегодня в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и государства в сфере образования, я, как воспитатель, осознаю, что, безусловно, должна дать детям больше, чем просто знания, сформировать намного больше, чем просто умения и навыки. Ведь от меня зависит будущее моих воспитанников, то, какой курс примет каждый из них в жизни, какими принципами будет руководствоваться, какие цели станут приоритетными, смогут ли они, мои сегодняшние дошколята, стать хорошими людьми.
Образовательная среда – это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей, помогающая ребёнку осваивать актуальные задачи возраста.
Функция образовательной среды:
- стимулирование активности детей
- информационная функция
- функция сохранения психологического здоровья
- воспитывающая функция
- развивающая функция
Развивающая предметно – пространственная среда должна иметь характер незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию, ведь это не только «развивающая », но и «развивающаяся» среда. Периодически она должна обновляться, пополняться, трансформироваться в соответствии с интересами детей, их потребностями и возможностями.
Не смотря на то, что индустрия детских игрушек и пособий удивляет нас своим многообразием - это не значит, что в группе каждый день должна появляться новая игрушка. Ребенок с помощью воображения может превратить обычную палочку в удочку, гитару, смычок и обыграть ее. Воспитатель может стать одним из первых собеседников в процессе формирования познавательного опыта дошкольника и научить его открывать новые смыслы в предметном окружении.
Наши дети являются такими же участниками преобразования предметно – развивающей среды, как и взрослые. Совместно с родителями и педагогами дети изготавливают макеты города, различных природных зон, лэпбуки, участвуют в оформлении группового пространства по различным тематическим направлениям. В группе функционирует мини- музей «Народное творчество нижегородских мастеров», дети так же изготавливают поделки из глины, расписывают деревянные заготовки, рисуют рисунки, тем самым активно участвуя в пополнении музея. От того, что их творческие работы не убраны в шкаф, а участвуют в обогащении и украшении группового пространство ребенок получает эмоциональное удовлетворение.
Хотелось бы отметить, что дети постоянно находятся в игре, для них это образ жизни, поэтому органично «выстраиваю» любую деятельность в детскую игру, что делает образовательный эффект более значительным. Игра стала содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приёмы включаю во все виды детской деятельности и общения воспитателя с ребёнком. Наполняю повседневную жизнь детей интересными делами, игровыми ситуациями, идеями, включают каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствую реализации детских интересов. Организую образовательную деятельность детей, развивая у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.
Меняется общество, меняется окружение ребенка, меняются игрушки, информационные технологии стремительно врываются в нашу жизнь, но дети остаются детьми: робкими и смелыми, любознательными и застенчивыми, нуждающимися в заботе и внимании взрослого. Мне кажется, что неотъемлемой частью современного детского сада должна быть атмосфера счастья, доброты, тепла, чтобы можно было сказать о нем: «Наш детский сад – Дом Радости!», чтобы дети в него весело бежали и не хотели уходить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная среда ДОО как субъект воспитательной системы
Статья содержит аспекты принадлежности образовательной среды к воспитательной системе, ее структуру и значение в образовательном процессев соответсвии с ФГОС....
Эссе на тему: «Педагог в современном мире»
laquo;Если вы удачно выберете труд и вложите всю душу, то счастье само вас отыщет».К. Д. Ушинский. Все начинается с детства, а детство с семьи и детского сада. Семья – э...
Эссе на тему "Педагог профессия дальнего следования"
Представлено педагогическое эссе-размышление о профессии воспитателя...
Эссе на тему: «Педагог: профессия, призвание, судьба…»
В настоящее время о профессии педагога сказано многое: написаны рассказы, повести, снято много художественных и документальных фильмов. В этих работах говориться о требованиях, предъявляемых к педагог...
Организация креативной образовательной среды как условия творческой самореализации субъектов образовательного процесса - включение родителей в образовательную деятельность ДОО через использование цифровых технологий.
Актуальность проблемы взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе развития общества очевидна. Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе о...
Эссе на тему «Педагог – профессия на века?! – настоящее и будущее профессии»
Эссе для регионального конкурса "Образование без границ"Эссе на тему «Педагог – профессия на века?! – настоящее и будущее профессии» Нередко профессии теряют сво...