Эссе на тему: «Педагог как субъект планирования образовательной среды ДОО»
материал

Матвеева Ольга Вячеславовна

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малый».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе на тему:

«Педагог как субъект планирования образовательной среды ДОО»

Воспитателем в детском саду я работаю уже 20 лет и каждый раз убеждаюсь в правоте слов В.А. Сухомлинского:                                                                   «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малый».

  Дети, посещающие детский сад сегодня, как и 20 лет назад, с пользой проводят там время, учатся общаться со сверстниками, развиваются физически и умственно, гуляют на свежем воздухе, играют и общаются.  Детской сад, словно волшебная страна, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного.

  Перед современным дошкольным образованием стоят масштабные задачи модернизации и инновационного развития, значительно расширяется сфера действия и назначение педагога. Сегодня в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и государства в сфере образования, я, как воспитатель, осознаю, что, безусловно, должна дать детям больше, чем просто знания, сформировать намного больше, чем просто умения и навыки. Ведь от меня зависит будущее моих воспитанников, то, какой курс примет каждый из них в жизни, какими принципами будет руководствоваться, какие цели станут приоритетными, смогут ли они, мои сегодняшние дошколята, стать  хорошими людьми. 

Образовательная среда – это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей, помогающая ребёнку осваивать  актуальные задачи возраста.

Функция образовательной среды:

- стимулирование активности детей

- информационная функция

- функция сохранения психологического здоровья

- воспитывающая функция

- развивающая функция

Развивающая предметно – пространственная среда должна иметь характер незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию, ведь это не только «развивающая », но и «развивающаяся» среда. Периодически она должна обновляться, пополняться, трансформироваться в соответствии с интересами детей, их потребностями и возможностями.

 Не смотря на то, что индустрия детских игрушек и пособий удивляет нас своим многообразием - это не значит, что в группе каждый день должна появляться новая игрушка. Ребенок с помощью воображения может превратить обычную палочку в удочку, гитару, смычок и обыграть ее. Воспитатель может стать одним из первых собеседников в процессе формирования познавательного опыта дошкольника и научить его открывать новые смыслы в предметном окружении.

Наши дети являются такими же участниками преобразования предметно – развивающей среды, как и взрослые. Совместно с родителями и педагогами дети изготавливают макеты города, различных природных зон, лэпбуки, участвуют в оформлении группового пространства по различным тематическим направлениям. В группе функционирует  мини- музей «Народное творчество нижегородских мастеров», дети так же изготавливают поделки из глины, расписывают деревянные заготовки, рисуют рисунки, тем самым активно участвуя в пополнении музея. От того, что их творческие работы не убраны в шкаф, а участвуют в обогащении и украшении группового пространство ребенок получает эмоциональное удовлетворение.

Хотелось бы отметить, что дети постоянно находятся в игре, для них это образ жизни, поэтому органично «выстраиваю» любую деятельность в детскую игру, что делает образовательный эффект более значительным. Игра стала содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приёмы включаю во все виды детской деятельности и общения воспитателя с ребёнком. Наполняю повседневную жизнь детей интересными делами, игровыми ситуациями, идеями, включают каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствую реализации детских интересов. Организую образовательную деятельность детей, развивая у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.

Меняется общество, меняется окружение ребенка, меняются игрушки, информационные технологии стремительно врываются в нашу жизнь, но дети остаются детьми: робкими и смелыми, любознательными и застенчивыми, нуждающимися в заботе и внимании взрослого. Мне кажется, что неотъемлемой частью современного детского сада должна быть атмосфера счастья, доброты, тепла, чтобы можно было сказать о нем: «Наш детский сад – Дом Радости!», чтобы дети в него весело бежали и не хотели уходить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная среда ДОО как субъект воспитательной системы

Статья содержит аспекты принадлежности образовательной среды к воспитательной системе, ее структуру и значение в образовательном процессев соответсвии с ФГОС....

Эссе на тему: «Педагог в современном мире»

laquo;Если вы удачно выберете труд и вложите всю душу, то счастье само вас отыщет».К. Д. Ушинский.  Все начинается с детства, а детство с семьи и детского сада. Семья – э...

Эссе на тему "Педагог профессия дальнего следования"

Представлено педагогическое эссе-размышление о профессии воспитателя...

Эссе на тему: «Педагог: профессия, призвание, судьба…»

В настоящее время о профессии педагога сказано многое: написаны рассказы, повести, снято много художественных и документальных фильмов. В этих работах говориться о требованиях, предъявляемых к педагог...

Организация креативной образовательной среды как условия творческой самореализации субъектов образовательного процесса - включение родителей в образовательную деятельность ДОО через использование цифровых технологий.

Актуальность проблемы взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе развития общества очевидна. Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе о...

Эссе на тему «Педагог – профессия на века?! – настоящее и будущее профессии»

Эссе для регионального конкурса "Образование без границ"Эссе на тему «Педагог – профессия на века?! – настоящее и будущее профессии» Нередко профессии теряют сво...