Образовательная среда ДОО как субъект воспитательной системы
консультация (младшая, средняя, старшая группа) на тему
Статья содержит аспекты принадлежности образовательной среды к воспитательной системе, ее структуру и значение в образовательном процессе
в соответсвии с ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_mashi_1.docx | 16.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная среда ДОО как субъект воспитательной системы.
Воспитание в настоящий момент становится как никогда сoциальнo обусловленной и актуальной проблемой развития гражданского общества России. С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) приходит понимание, что воспитание и духовно-нравственное развитие личности осуществляются через организацию образования и образовательной среды детей.
Все дети разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный – индивидуальный - путь развития. Поэтому в дошкольной образовательной организации должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить свою индивидуальность и творчество.
Согласно ФГОС ДО, образовательная среда в дошкольной образовательной организации (ДОО) должна отвечать требованиям: обеспечивать эмоциональное благополучие детей, открытость дoшкольного образования, условия для участия родителей в образовательной деятельности, гарантировать укрепление физического и психического здорoвья детей. Перед педагогами стоит задача сoздания для ребенка образоватeльной среды, влючающей развивaющую предметно-пространственную среду, характер взаимодействия систем «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый».
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть насыщенной, многофункциональной, доступной, вариативной и безопасной. Насыщенность среды соответствует возрастным особенностям детей, большое разнообразие материалов и инвентаря обеспечивает детям творческую, познавательную и двигательную активность, что свидетельствует о многофункциональности среды, использование экологически чистых материалов обеспечивает ее безопасность. Все это складывает вместе характер взаимодействия систем «ребенок-ребенок» - дети совместно придумывают варианты игр и «ребенок-взрослый» - в данном случае, взрослые предугадывают поведение и развитие детей.
Развивающая предметно-пространственная среда включает в себя все, что доступно непосредственному восприятию ребенка и использованию им в практической деятельности, она должно соответствовать противoпожарным и санитарнo-гигиеническим требованиям. Сегодня предметно-развивающая среда должна вовлекать детей в образовательный процесс и обеспечивать максимальный психологический и физический комфорт.
Как вариативность, развивающая предметно-пространственная среда предполагает использование информационно-коммуникативных технологий. Включение информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс позволяет детям выйти за круг предметов и явлений, доступных для непосредственного наблюдения. Это позволяет стимулировать познавательную активность детей и участии в освоении новых знаний.
Проектирование образовательной среды в ДДО начинается с разработки образовательной программы, состоящей, по меньшей мере, из целевого, содержательного и организационного разделов, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Именно правильно разработанная образовательная программа становится основой для закладывания элементов ценностей воспитательного и духовно-нравственного характера. Проектирование образовательной среды в соответствии со Стандартом предполагает поиск ответов на вопросы:
- кого учить и воспитывать?
- зачем учить и воспитывать?
- как учить и воспитывать?
- чему учить?
Все ответы на эти вопросы заключаются в определении целей и задач по всем направлениям развития и образования детей с учетом их психологических, физиологических, возрастных особенностей дошкольников, осознанный выбор информационного воздействия и наполнения среды и рефлексивный выбор методов и технологий образовательного процесса.
И, конечно же, образовательная среда как составляющая часть воспитательной системы не может сама по себе влиять на развитие дошкольника без руководства взрослого. Роль педагога в развивающей образовательной среде, и как следствие, воспитательной системы огромна. Только педагог целенаправленно организует предметный мир, «одушевляет» его, раскрывает его. Работа педагога складывается из многих компонентов. Это и реализация поставленных в программе задач психического развития, и реализация регионального компонента воспитания и образования, и цель конкретного ДДО и интересы каждого ребенка группы и его родителей.
Таким образом, организация развивающей образовательной среды в ДДО является неотъемлемой частью (субъектом) воспитательной системы, направленное на создание материальных, культурных и дидактических ресурсов, обеспечивающее эффективное решение учебно-воспитательных задач в условиях ФГОС ДО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет «Создание условий для обеспечения качественного личностно-ориентированного образования всех субъектов воспитательно-образовательного процесса посредством изучения и внедрения здоровьесберегающих технологий»
Педсовет посвящен здоровьесберегающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Используя разнообразные формы работы с педагогами: вопросы, заполнение карт, дискуссию, работу в проблемных ...
Выступление на педсовете на тему: «Создание условий для обеспечения качественного личностного-ориентированнного всех субъектов воспитательно-образовательного процесса по средствам изучения и внедрения здоровьесберегающих технологий»
Презентация для педсоветаТема: «Создание условий для обеспечения качественного личностного-ориентированнного всех субъектов воспитательно-образовательного процесса по средствам изучения и внедре...
Формирование семейной принадлежности в культурно - досуговой деятельности по модели взаимодействия субъектов воспитательно -образовательного пространства
Формирование семейной принадлежности в культурно - досуговой деятельности по модели взаимодействия субъектов воспитательно -образовательного пространства...
Социальное партнерство дошкольного образовательного учреждения в решении задач воспитательной системы ДОУ в условиях ФГОС ДО
Основным результатом открытости системы является успешное взаимодействие с социумом, осваивая который ДОУ само становится мощным средством социализации личности ребёнка. Опыт работы нашего учреждения ...
Проблемы и современные подходы к сохранению и укреплению здоровья педагога – как полноправного субъекта воспитательной системы дошкольного образовательного учреждения
Изучение вопросов касающихся профессионального здоровья педагогов дошкольных образовательных учреждений и моделирование здоровьеразвивающих технологий целью к...
Модель воспитательной системы образовательных учреждений .Воспитательная система «Зеленый дом»
Лауреат XIII областного конкурса моделей воспитательных систем образовательных учреждений в номинации "Дошкольные образовательные системы"...
Организация креативной образовательной среды как условия творческой самореализации субъектов образовательного процесса - включение родителей в образовательную деятельность ДОО через использование цифровых технологий.
Актуальность проблемы взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе развития общества очевидна. Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе о...