Проект "Маленькие строители"
проект (младшая группа)

Сальникова Оксана Владимировна

Развитие познавательных и творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе конструктивной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_malenkie_stroiteli.docx31.72 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Маленькие строители»

Актуальность и значимость проекта

       На основании анкетирования родителей, контроля за построением образовательного процесса с детьми, выявилось, что значительная часть родителей - 75% не знают, что такое конструктивная деятельность и как осуществлять процесс воспитания ребенка с учетом данного подхода. И только единицы -25% имеют небольшие представления о том, какую роль играет конструктивная деятельность в развитии ребенка.

      Развития познавательных и творческих способностей стало сейчас одной из важнейших задач воспитания маленьких детей. Это развитие их ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

     В настоящее время исследования ученых убедительно доказали, что, возможности людей которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление ребенка, повысить коэффициент его полезного действия, наконец, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа и о существовании которых, многие подчас не подозревают.

     Конструктивная деятельность, как и игровая, по мнению педагогов и психологов является одним из важных видов деятельности в развитии познавательных и творческих способностей ребенка, так как позволяет вызвать у ребенка потребность к творчеству, развивается логическое, образное мышление, любознательность, коммуникативность, трудолюбие, приобщение к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Под руководством воспитателя ребенок, создавая красивое, ощущает себя значимым, умелым, способным.

Вид проекта: долгосрочный на 2 года.

Участники проекта. Дети, педагоги, семьи воспитанников.                           

Цель проекта: развитие познавательных и творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе конструктивной деятельности.

Задачи проекта:

- Сформировать у дошкольников познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности.

- Приобщить детей к миру технического и художественного изобретательства.                                                                                                           - Развивать эстетический вкус, конструкторские навыки и умения.

Основные формы реализации проекта:

- Создание центра «Юные строители».

- Круглый стол для детей и родителей «Учимся, играя».

- Выставки поделок.

Ожидаемый результат:

У детей:

- Повысятся уровень познавательных и творческих способностей, наблюдательности, воображения, ассоциативного мышления и любознательности.

- Сформируются конструктивные  навыки и умения, эстетический вкус.  

У родителей:

- Повысятся уровень компетентности в вопросах организации конструктивной деятельности.

- Проявится интерес к деятельности детей в детском саду.

Критерии эффективности:

- Заинтересованность и активное участие родителей в реализации проекта;

- 100% выполнение запланированных мероприятий по реализации проекта.

Ресурсы:

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ДО.

Риски. Трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях проекта.

Предупреждение рисков:

- Опора на помощь родительского комитета.

- Высокий уровень подготовленности мероприятий, которые привлекают, зазывают, заинтересовывают родителей.

- Изготовление наглядных пособий, атрибутов для конструктивной деятельности своими руками с привлечением родителей.

Этапы реализации проекта

I. Подготовительный этап.

Цель: повышение теоретической профессиональной компетенции педагога по вопросам организации проектной деятельности.

  • Определение целей и задач.
  • Подбор дидактического материала.
  • Изучение методической литературы по реализации образовательных областей.

II. Практический этап по двум направлениям.

Цель: реализация мероприятий проекта.

Тематическое планирование работы с детьми первой младшей группы общеразвивающей направленности на 2021- 2022учебный год

Мероприятия

   Срок

                     Цель

Дидактическая игра: «Учимся, играя!»

Знакомство с конструктором.

НОД: «Горка с лесенками».

Игровое упражнение «Пирамидка»

Дид. игра: «Чудесный мешочек»

Дорожки

Беседа: «Все люди трудятся».

              Октябрь

Дать представление о строительном материале: кубик, кирпичик, пластина, призма. Развивать наглядно-действенное мышление.

Познакомить с конструктором. Закреплять знания цвета и формы.

Учить детей строить горку с двумя лесенками. Помочь овладевать элементарными конструкторскими навыками: приставлять, надставлять.

Учить строить простейшие постройки.

Учить детей называть знакомые геометрические фигуры, различать по цвету, по форме, по размеру. Развивать умение находить и на ощупь определять фигуру, называть ее.

Учить детей строить дорожки, варьируя их в длину. Продолжать знакомить со свойствами основных деталей: кирпичик, пластина. Формировать пространственные признаки «длинный».

Дать детям представление о том, что все люди трудятся, вызвать уважение к тем, кто трудится, делает вещи, строит дома и прочее.

Игровое задание «Дорожки»

Дидактическая игра «Накладываем детали»

НОД: «Мебель в нашей группе»

Сюжетно-ролевая игра «Мебель для комнаты».

                   Ноябрь

Продолжать учить детей преобразовывать дорожки в длину по предложению воспитателя. Формировать пространственные признаки «узкий - широкий».

Учить детей выкладывать изображения способом накладывания объемных деталей одной из граней на рисунок.

Рассмотреть с детьми кукольную мебель, выделить в предметах «общее» и «различное». Формировать порядок обследования образца (стол: сначала ножки, потом крышка). Развивать речь детей (словарь: над, под, внизу).

Развивать способность выделять в предметах их функциональные части.

Учить анализировать образец.

Дидактическая игра «Знаю профессии»

ООД:

1)«Ворота – широкие и узкие».

2) «Ворота - низкие и высокие».

Игровое задание «Домик для зверят»

Дидактическая игра «Найди фигуру»

Конструирование по замыслу.

                  Декабрь

Обогащать представления детей о различных видах труда, профессиях. Учить узнавать профессию «строитель», чем занимается.

Закрепить названия деталей строительного материала; соотносить размеры построек с размерами игрушек. Формировать пространственные представления. Развивать поисковую деятельность.

Продолжать учить детей огораживать небольшое пространство кирпичиками и пластинами, устанавливая их вертикально и горизонтально(друг на друга),построить предметы мебели, используя детали по желанию, побуждать детей к совместным играм.

Учить детей находить геометрические фигуры кубик, кирпичик, пластину.  Предложить отыскать похожие детали, а также найти эти детали на карточке. Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, давать общее описание.

Дидактическое  упражнение «Бумажные мячики»

                             

Игровое упражнение                      «Ветерок».

Творческая мастерская «Ветка рябины».

Игровое задание «Деревья»

Дидактическая игра «Что лишнее?»

               Январь

Познакомить детей со свойствами бумаги, учить мять салфетки двумя руками и катать из них шарики-мячики; развивать мелкую моторику, интерес к игре с бумагой.   Предложить детям поиграть с мячиками. Их можно подбрасывать, катать и даже дуть на них.

Учить придавать заготовкам определенную форму, развивать мелкую моторику рук.

Познакомить с некоторыми видами деревьев, растущих в лесу, научить различать деревья.

 Учить строить деревья из конструктора по образцу. Учить анализировать образец.  

Учить детей понимать суть задания, правильно называть геометрические фигуры.

Дидактическая  игра «Составление геометрических фигур»

ООД:

1) «Мост для пешеходов».

2)«Мост для автомобилей».

 

«Мостик через речку».

             Февраль

Упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом. Материал: счётные палочки.

Научить детей строить мосты несложной конструкции. Дать представление об их назначении, о том, что мосты бывают для пешеходов, автомобилей. Научить детей самостоятельно подбирать необходимые детали по величине, цвету, форме. Учить работать по схеме.

Учить строить мостик, точно соединять строительные детали.

ООД:

1) «Одноэтажный дом».

2) «Теремки»

Сюжетно-ролевая игра: «Строим дом».

 

Дидактическая игра «Геометрическое домино».

Творческая мастерская: «Кораблики»

                     Март

Научить детей сооружать в определенной  последовательности  прочную постройку с перекрытием, оставляя промежутки для дверей, окон. Учить работать по схеме.

Познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей.

Предложить детям рассказать о том, что нарисовано на картинке, затем обвести карандашом паруса. Спросить, на какую геометрическую фигуру они похожи, какие еще геометрические фигуры им известны.

Учить различать  цвета (красный, синий, желтый, зеленый); по предложению взрослого отбирать фигуры определенного цвета.

Научить мастерить простейшие поделки из природного материала. Учить бережно относиться к материалам.

Рассматривание картины «Машины на нашей улице»

ООД:

1) «Грузовая машина»

2) «Фургон»

Сюжетно-ролевая игра «Космонавты».

Дидактическая игра «Чей домик?».

Развивающая игра «Поможем ежам».

                  Апрель

Продолжать знакомить детей с транспортными средствами, из каких деталей состоит та или иная  машина. Обогащать словарный запас.

Научить конструировать грузовой автомобиль, фургон. Анализировать образец, преобразовывать постройку (удлинять, применяя длинные пластины). Дать представление о цилиндре и его свойствах.

Познакомить с работой космонавтов, дать детям элементарные представления о ракете, их значении, строении. Учить строить по образцу ракету.

Учить детей различать и называть геометрические фигуры, активизировать словарь. Учить детей работать по схеме, используя карточку как образец.

Учить строить мост по условию и образцу. Закрепить умение строить забор из строительного материала. Развивать мышление, мелкую мускулатуру рук. Воспитывать отзывчивость, желание оказать помощь.

Дидактическая игра: «Подбери по форме».

 

Развивающая игра «Конструируем из палочек».

Обобщающее занятие с участием родителей «Наш город»

                 Май

Учить детей выделять предметы определенной формы, называть их. Развивать внимание, наблюдательность.

Учить детей классифицировать палочки по длине, узнавать по контуру предметы, закреплять названия знакомых геометрических фигур.

Способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком. Расширять возможности понимания своего ребенка.

Тематическое планирование работы с детьми младшей группы общеразвивающей направленности на 2022 - 2023 учебный год

                 Форма

Срок

                 Цель

НОД «Домики»

Дидактическая игра «Выкладывание фигур»

ООД «Заборчики»

Игровое задание: «Что лишнее»

«Большие и маленькие пирамидки»

              Октябрь

Закрепить умения и навыки, приобретенные в первой младшей группе.

Предложить детям рассмотреть схемы (уменьшенного размера) и геометрические фигуры для выкладывания изображений. После выполнения задания спрашивают: «Из каких фигур ты составил эту машину? Сколько всего фигур тебе потребовалось для этой ракеты? Сколько здесь одинаковых фигур?»

Закрепить названия деталей строительного материала. Учить устанавливать кирпичики вертикально, соблюдая между ними расстояние. Развивать сенсорно-аналитическую деятельность.

Предложить рассмотреть  карточки с рядами геометрических фигур и определить, что на них лишнее, затем обосновать, почему.

Учить строить разные пирамидки. Развивать внимание, мелкую моторику рук.

Развивающая игра  «Кошечка» составление из геометрических фигур».

ООД «Многоэтажный дом»

        

 

Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

        

                   Ноябрь

Упражнять детей в отыскании внешнего сходства между строением тела животного и свойствами геометрических фигур, их комбинацией. Развивать умение создавать образ фигуры животного по готовому образцу.

Формировать обобщенные знания о зданиях; установить зависимость: чем больше этажей, тем выше дом; учить строить по чертежу, самостоятельно подбирать строительный материал; способствовать развитию поисковой деятельности, побуждать детей искать способы преобразования построек (в высоту, длину, ширину, подстраивая подходящими деталями);

Учить детей отгадывать на ощупь фигуры из конструктора (треугольник, круг, квадрат);

 Развивать фантазию, логическое мышление и мелкую моторику.

ООД: «Мосты для транспорта»

Дидактическая игра «Найди и сравни»

Конструирование из бумаги «Елочка зеленая иголочка»        

                 Декабрь

Закрепить представление о различных видах мостов, их назначении, строении; продолжать знакомить с элементами их конструкций (спуски, опоры, перекрытия) развивать умение создавать конструкции по заданным условиям.

Учить сопоставлять геометрические тела с реальными предметами, видеть схожесть.

Продолжать упражнять детей в работе с бумагой. Учить эстетически, оформлять поделки. Воспитывать желание порадовать своих близких красивыми поделками

ООД «Грузовой транспорт»

Творческая мастерская «Кошка Мурка»

Дидактическая игра «Геометрические фигуры»

                 Январь

Учить создавать плоскостные модели грузового транспорта по схеме (продолжать учить анализировать схему, выделяя основные части изображения, развивать умение соотносить нарисованные детали с реальными).

Упражнять детей в изготовлении поделок по принципу оригами. Закреплять термины последовательности работы. Воспитывать аккуратность в процессе деятельности.

Закреплять названия знакомых геометрических фигур.

Продолжать знакомить с разновидностями природного материала.

Развивать умение различать геометрические фигуры и отгадывать загадки.

«Корабли и катера»

Сюжетно-ролевая игра «По морям, по волнам»

Дидактическая игра «Посчитай и сконструируй».

          Февраль

Продолжать знакомить детей с деталями конструктора, упражнять в замене одних деталей другими; учить детей обсуждать, анализировать конструкции, планировать свою постройку со своим напарником; побуждать к самостоятельному нахождению отдельных способов решения поставленной задачи, связанной с преобразованием постройки.

Учить детей видеть и называть знакомые геометрические фигуры. Учить конструировать. Закреплять счет

НОД «Строим трамвай по схеме»

 

Творческая мастерская «Цветы. Подарок для мамы»        

Дидактическая игра «Конструируем из палочек»

Конструирование по замыслу

                  Март

Закрепить умение находить в предмете с помощью схемы основные функционально-структурные части. Учить последовательно воспроизводить постройку, опираясь на схему конструкции. Развивать творческое воображение.

 

 Упражнять детей в изготовлении поделок из бумаги по принципу оригами. Активизировать мыслительные процессы. Соотнесение наглядных символов со словесными и перевод их в практическую деятельность.        

Учить выкладывать из палочек геометрические фигуры по собственному замыслу. Закреплять полученные навыки.

Развивать творческую инициативу, самостоятельность.

«Светофор».

«Улицы нашего города»        

Занимательная игра «Ракета для космонавтов»

 ООД «Ракета для Лунтика».

            Апрель

Закрепляем знания о светофоре, его назначении. Закреплять навыки конструирования.

Продолжать закреплять правила дорожного движения. Строим проезжую часть и надземный переход. Воспитывать умение трудиться в коллективе.

Учить строить ракету, космонавтов, используя строительные, конструкторские детали.

Развитие комбинаторных способностей, смекалки, сообразительности, развитие творческого воображения, умение ориентироваться в пространстве, умение строить постройку по заданной схеме.

Конструирование по замыслу.

Дидактическая игра «Накладываем детали»

Итоговое интегрированное занятие «Улица для веселых человечек»

                   Май

Закрепить у детей полученные знания и конструктивные навыки; способствовать развитию их творчества, самостоятельности и организованности. Обучать сравнивать полученную постройку с задуманной.

Выявить умение выделять основные части своей постройки (фундамент, стены, перекрытие, крыша).

Уложить детали в контуре так, чтобы они соприкасались с поверхностью листа одной из граней. Закреплять цвет, форму, счет.

Формировать умение добиваться определённых результатов, побуждать к обследованию строительных материалов - закреплять название, форму, величину, различать цвет. Закрепить навыки конструирования. Воспитывать желание помочь сказочным героям установить эмоциональный     контакт между родителями и детьми.

Список литературы:

1. Л.A. Парамонова. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. М., 2002 г.

2. Л.В. Куцакова. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М.:ТЦ СФЕРА, 2013 г.

3. С.В. Коноваленко. Развитие конструктивной деятельности у дошкольников. СПб., ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012 г.

4. Л.А. Ремезова Учимся конструировать: Пособие для занятий с дошкольниками в ДОУ общего и компенсирующего. М.: Школьная Пресса, 2005 г.

5. А.В. Белошистая  Играем и конструируем. Книга для родителей и детей 4-5 лет. М., Дрофа, 2008 г.

6. Т.Б. Сержантова Оригами. Лучшие модели. 3-е издание. М., Айрис-пресс, 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе "Профессия - строитель"

Занятие по теме "Профессия - строитель" направлено на обогащение и уточнение представления детей о профессии строителя. Конспект содержит перечень оборудования и ход занятия....

Конспект по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Профессия - строитель"

Цель: развивать интерес к профессиям; воспитывать уважение к людям труда....

«Будем как родители мы с тобой строители»

Технологические карты по методу проекта....

Технологическая карта проекта "Будем как родители мы с тобой строителями"

Технологическая карта проекта "Будем как родители мы с тобой строителями"...

Занятие познавательно - речевое с элементами конструирования "Юные строители" страший возраст

Представлен материал для проведения познавательно - речевого занятия по теме " Профессии на стройке" с элементами конструирования: конспект, презентация части занятия, схемы построек....