ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Тема «Народно-прикладное искусство»
проект (старшая группа)
Данный проект предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Тип проекта: информационно – практико – ориентировочный.
Название проекта: «Народно-прикладное искусство»
Актуальность проекта: Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны является неотъемлемой частью культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как и любое великое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру народа, благотворно влияет на формирование человека будущего. В решении актуальных проблем формирования духовного мира человека в эстетике особое значение придается искусству. По словам А.Б.Салтыкова, весь мир - это объект искусства, который является специфической формой творчества и "одним из видов проявления человеческого творчества". Детское творчество, как и народное творчество, является проявлением эмоциональной сферы человека. Чем богаче и сильнее эмоции, тем плодотворнее они проявляются на практике. И чувства, которые испытывает ребенок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_narodno_prikladnoe_iskusstvo.docx | 28.97 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 7 «УЛЫБКА»
г. БАЛАКОВО САРАТОВСКОЙ ОБЛ.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Тема «Народно-прикладное искусство»
Старшая группа 5-6 лет.
Проект составила воспитатель:
Мартынова Елена Рахимовна
2021-2022 уч.год
Пояснительная записка.
Данный проект предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Тип проекта: информационно – практико – ориентировочный.
Название проекта: «Народно-прикладное искусство»
Актуальность проекта: Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны является неотъемлемой частью культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как и любое великое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру народа, благотворно влияет на формирование человека будущего. В решении актуальных проблем формирования духовного мира человека в эстетике особое значение придается искусству. По словам А.Б.Салтыкова, весь мир - это объект искусства, который является специфической формой творчества и "одним из видов проявления человеческого творчества". Детское творчество, как и народное творчество, является проявлением эмоциональной сферы человека. Чем богаче и сильнее эмоции, тем плодотворнее они проявляются на практике. И чувства, которые испытывает ребенок
Срок реализации: 01.10.2021 – 08.10.2021
Состав участников: дети старшей группы и их родители, воспитатели.
Цель: для развития у детей эстетического вкуса, эстетического восприятия, интереса к искусству через декоративно-прикладное искусство и творчество в процессе продуктивной деятельности разработка дизайна мини-музея "Чудесная живопись"
Задачи:
-продолжать знакомить детей с ремеслами, закреплять и углублять знания о видах живописи;
- научить создавать образы на основе народной декоративной живописи, познакомить с ее цветовой структурой и элементами композиции, научить использовать для украшения возрождений;
-научите ритмично расставлять узор, предлагая раскрашивать силуэты и объемные фигуры;
-продолжайте развивать навыки лепки из глины, переносите изображение на глиняную игрушку;
-развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству;
- сформировать умение соотносить художественный образ и средства выражения, характеризующие его в разных видах искусства, отбирать материал для самостоятельной художественной деятельности.
- ознакомить со спецификой создания декоративных цветов (оттенков).
Формы реализации:
-беседы с детьми о декоративно-прикладном искусстве;
-рассмотрение видов покраски;
-выполнение работ по изобразительной деятельности;
-выполнение работ из глины;
-подвижные и малоподвижные народные игры;
- выставка детского творчества;
- работа с родителями:
- совместная работа с детьми;
-консультация для родителей;
- беседы;
- обогащение предметно-развивающей среды;
- дизайн мини-музея "Чудесная живопись";
- создание альбома детских работ по народному декоративно-прикладному искусству.
Методы и приёмы:
- наглядные: просмотр иллюстраций к книгам о живописи, презентация «чудесная живопись»;
- словесные: беседы, чтение художественной литературы;
- практические: рисование;
- игровые: дидактичесекие, режиссёрские, подвижные, сюжетно-ролевые игры.
Ожидаемые результаты:
1. Проявление детьми познавательной активности в беседах, знакомстве с художественной литературой, рассказах родителей, в рассматривании наглядного материала.
2. Активное участие ребят в совместных работах, играх.
3. Проявление творческого интереса.
4. Почтительное отношение к героям войны.
Предполагаемый результат.
-развитие эстетического восприятия, умение созерцать красоту народного прикладного искусства; -создание благоприятных условий для развития ребенка и проявления творческих способностей в продуктивной деятельности;
-умение создавать образы на основе народной декоративной живописи, использовать цветовую систему и элементы композиции, уметь использовать для украшения возрождений;
- создание мини-музея "Чудо-живопись".
Материально-технические ресурсы:
игровой материал, ТСО, интернет-ресурсы: htt://www.maam.ru; htt://nsportal.ru; htt://dohcolonos.ru.
Список литературы:
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010;
- Т.С. Комарова Т.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду: - М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010;
- Вершинина Н, Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. /Дошкольное воспитание. 2004, №6.
- Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. М.: Просвещение, 2006 г.
- «Декоративно-прикладное искусство детям» Д/в. № 3, 1997 г.
- Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Спб.: Акцидент, 1997 г.
- Романова А. Ф. Народные промыслы. 2003 г.
- Лялина Л. А. Народные игры в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2009 г.
- Народное искусство в воспитании детей. /Под ред. Комаровой Т. С. – М.: Педагогическое общество России, 2005 г.
Этапы проекта:
1. Подготовительный: (04.10.2021 - 04.10.2021) - Выбор проблемы и темы; определение цели и задач проекта; изучение методической литературы; беседы (диагностика) с детьми; составление плана мероприятий по организации детской деятельности (подбор художественной литературы и наглядного материала); составление плана взаимодействия с родителями.
2. Основной: (05.10.2021 - 06.10.2021) - проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, эксперименты, НОД, дидактические игры, наблюдение, чтение художественной литературы, сюжетно - ролевые игры, продуктивная деятельность). Разработка и накопление методического материала, разработка материала по проблеме.
3. Заключительный: (07.10.2021) - Итоговое мероприятие – праздник «В гостях у народных промыслов»
Реализация проекта
Гипотеза: Если не знакомить детей в дошкольном возрасте с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведёт к обеднению его нравственно – патриотических чувств.
Организационные формы работы над проектом:
04.10. 2021г.
Формы работы | Задачи |
Утро: Беседа «Знакомство с русским народно-декоративно прикладным искусством». Прослушивание музыкальных произведений: Л. Гулыга «Частушки о матрёшках». | Развивать у детей уважение к наследию своей страны, знакомить с народным творчеством, воспитывать патриотические чувства. Приобщение детей к народному искусству через прослушивание частушек. |
НОД ООМ Тема: «Познавательное занятие «Дымковская игрушка» Прослушивание музыкальных произведений: Песни на мелодию р.н.п. «Ой, вставала я…». | Знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки. Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о дымковской игрушке, историей возникновения, особенностей узоров и цвета. |
Самостоятельная деятельность: П/и «Горелки», «Гори, гори ясно». 1 прогулка. Сюжетно-ролевая игра ««Магазин промыслов» | развивать быстроту, ловкость, реакцию; воспитывать организованность и дисциплинированность посредством народных игр. Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей. |
2 половина дня: Чтение художественной литературы: «Чтение худож. литературы «Матрёшка – подружка», «Ванька-встанька» Л. Печникова. Е. Благинина «Пёстрый хоровод», частушки о матрёшках Лена Гулыга.» Самостоятельная деятельность: Рассматривание фото и иллюстраций о русском народном творчестве: «Дымка», «Золотая хохлома», «Гжель», «Городец», «Жостово», «Матрёшки». | Продолжать знакомить детей с народным промыслом, воспитывать интерес к народной культуре. Расширять представления о нравственной и эстетической ценности произведений народного творчества |
05.10.2021г.
Утро: Беседа « «Есть на Волге город древний, по названью – Городец»;» Прослушивание музыкальных произведений: «Слушание сюиты «Музыка русских узоров» ст. П. Синявский, муз. Ю. Чичкова.» | Познакомить детей с историей и особенностями промысла городецких мастеров, с отличительными особенностями городецкой росписи: с цветовым строем, спецификой создания декоративных цветов, характерными элементами. |
НОД Рисование Тема: «Рисование «Дымковские кони» | Учить детей украшать силуэты изделий элементами дымковской росписи, подбирая цвет при составлении узора |
Самостоятельная деятельность. Настольно-печатные игры: «Домино», «Народные промыслы». | Расширять и обогащать знания детей о народных промыслах. |
2 половина дня: Работа по краеведению: беседа ««Золотая хохлома» Прослушивание произведений: Частушки о жостовских подносах. | Дать детям представление о предметах хохломской росписи. Учить различать характерные особенности изделий хохломской росписи |
Чтение художественной литературы «Е. Благинина «Пёстрый хоровод». Прослушивание музыкальных произведений: Исполнение парного танца. | Углублять интерес к литературе, воспитывать любовь к фольклорным традициям. |
Самостоятельная деятельность: Д/и «Собери гжельскую розу», «Угадай, какая роспись?». | закреплять умение детей составлять гжельскую розу способом аппликации по мотивам гжельской росписи, поддерживать интерес к гжельскому промыслу. |
06.10.2021г.
Утро: Беседа ««Весёлые матрёшки».» | воспитание нравственно-патриотических чувств, посредством знакомства дошкольников с декоративно-прикладным искусством – русскими матрешками. |
НОД «Сине-голубое чудо гжели». Дыхательная гимнастика «набираем краску» | формировать умение составлять узоры по мотивам гжельской росписи, пробуждать интерес к народному творчеству |
Самостоятельная деятельность в книжном уголке: Рассматривание иллюстраций из подборки книг гжельской росписи Дидактическая игра ««Продолжи роспись».» | Рассматривание детьми одного из видов декоративно - прикладного искусства – Гжель, обращение внимания на особенности данной росписи, на разнообразие гжельских изделий |
2 половина дня: Чтение художественной литературы: Сказка «Чудо – птицы» Т. Тимофеева. | Знакомство детей с возможностями средств художественной выразительности в передаче настроения в произведениях литературы |
Самостоятельная деятельность: Малоподвижные (хороводные) игры: Народная игра – хоровод «На горе-то калина». | Развивать наблюдательность, воспитывать терпеливость. |
07.10.2021г.
Утро: Дидактическая игра « Д/и «Составь узор», | Закрепить знания детьми о росписи. Воспитывать интерес к русской росписи. |
Составление альбома «Красота своими руками». | привить любовь к миру народного промысла, расширить кругозор детей. |
Праздник «В гостях у народных промыслов» | сформировать у детей позитивных установок и уважительного отношения к разным видам народных промыслов |
2 половина дня: Самостоятельная деятельность Дидактическая игра ««Узнай узор по знакомым элементам».» | Развивать у детей умение узнавать разные виды росписи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками на неделю в средней группе. «Народно-прикладное искусство- Дымка. Филимоновская игрушка».
В данном материале представлены 7 образовательных областей: "Познание", "Коммуникация", "Художественное творчество", "Физическая культура", "Социализация", "Чтение художественной литературы", "Труд". ...
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе Тема: «Народно-прикладное искусство- Дымка. Филимоновская игрушка».
Тема: «Народно-прикладное искусство- Дымка. Филимоновская игрушка»....
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Знакомство с народно-прикладным искусством. Ярмарка Дымки». Образовательные области: художественно-эстетическая. Интеграция областей: познавательная, речевая
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Знакомство с народно-прикладным искусством. Ярмарка Дымки». Образовательные области: художественно...
рекомендации родителям по лексической теме" «Мир искусства» (музыкальные инструменты, театр, народно-прикладное искусство)
В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, родители и педагоги всерьез задумываются о том, какими вырастут их дети.Необходимо с самого раннего возраста научить детей доброте, терпению, ум...
Статья "Народно – прикладное декоративное искусство, как часть патриотического воспитания."
Народное искусство глубоко воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений. Ознакомление с произведениям...
Консультация для родителей «Народно-прикладное декоративное искусство в жизни детей»
Материал для ознакомления родителей как помочь детям в домашних условиях пополнить и углубить знания о народных промыслах....
Конспект образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию. Мастера народно-прикладного искусства.
Конспект образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию. Мастера народно-прикладного искусства....