Статья "Народно – прикладное декоративное искусство, как часть патриотического воспитания."
методическая разработка (подготовительная группа)
Народное искусство глубоко воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений. Ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья .Патриотизм в ИЗО в ДОУ. | 17.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Народно – прикладное декоративное искусство, как часть патриотического воспитания.
«Пусть ребенок чувствует красоту
и восторгается ею, пусть в его сердце и
в памяти навсегда сохранятся образы,
в которых воплощается Родина»
(В.А.Сухомлинский)
На многое в наше время мы смотрим по-иному, многое заново открываем, переоцениваем у нас появляется возможность больше экспериментировать, накапливать опыт. Практика показывает, что используемые формы обучения на основе народного творчества дают детям более глубокие знания об истории России.
Земля наша испокон веков славилась своими добрыми мастерами, одаренными людьми, создавшими яркие творения в разных, самобытных видах искусств.
От матери к дочери, от отца к сыну передавалось мастерство.
Всем сердцем любя свою родную сторонку, люди воспевали в песнях и сказках ее красоту и умели ее творить.
Никогда на Руси не угасала традиция древнего искусства, оно пережило столетия, сохранилось, порой, в единичных образцах.
Декоративно-прикладное искусство это часть нашего исторического прошлого и часть нашей материальной культуры.
В старшем дошкольном возрасте у ребят появляется гордость за свои достижения, культуру, Родину и за свой народ.
У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей, чувство уважения к другим национальностям.
И от нас зависит, будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать традиции, будут ли наши дети чувствовать сострадание и уважение к ближнему.
В процессе экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения, возникла проблема –дефицит патриотического воспитания.
Программа Министерства образования Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на годы» ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней – от дошкольного до высшего профессионального, обновление его содержания и структуры на основе отечественных традиций и современного опыта. Идеи патриотического, гражданского воспитания особенно актуальны в настоящее время, когда наблюдается рост национального самосознания, повышенное внимание к сохранению и развитию национальных культур и языков, возрождение народных традиций.
Народное искусство – это прежде всего огромный мир духовного опыта народа, его художественные идеи – неотъемлемая часть культуры. В основе народного искусства – творческая деятельность народа, отражающая его самосознание, историческую память.
Общение с народным искусством, с его выработанными в веках нравственно-эстетическими идеалами играет значительную воспитательную роль. Обращенность народного искусства к человеку и воздействие на его интеллектуальную и эмоционально-чувственные сферы раскрывают большие возможности для использования изделий традиционных народных художественных промыслов в системе образования.
Актуальность данной темы побудила меня начать работу по формированию нравственно-патриотических чувств дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства.
Но прежде всего, надо найти ответы на несколько вопросов. Как повысить интерес к народно-прикладному искусству? Какие формы и методы использовать для повышения познавательной активности детей? Как влияет развивающая среда на нравственное развитие детей, на развитие художественных способностей?
Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством народов родного края, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.
Народное искусство глубоко воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений. Ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств.
Знакомство с народно-прикладным искусством помогает раскрыть красоту родной природы.
Народное искусство способствует развитию эстетических чувств, творческих способностей, вызывает у ребенка желание участвовать в творческой деятельности.
Нам необходимо создать оптимальные условия для приобщения детей к народной культуре через средства декоративно-прикладного искусства.
А это значит создать развивающую среду, способствующую формированию у детей эмоциональной отзывчивости, интереса к образцам русского народного декоративно - прикладного искусства, изобразительной деятельности, развитию детского творчества.
Разработать поэтапную технологию ознакомления детей старшего возраста с декоративно-прикладным искусством, как средства приобщения к народной культуре;
Сформировать обобщенные знания и умения: понимание детьми характерных особенностей изделий народных промыслов, освоение характерных элементов; умения создавать выразительные узоры, развивать чувства формы, цвета, композиции;
Передать взаимосвязь народного декоративно - прикладного искусства с устным фольклором.
Повышать педагогическую просвещенность родителей о роли декоративно-прикладного искусства в воспитании и развитии детей.
Правильно организованная предметно - развивающая среда имеет неоспоримое значение для развития ребенка дошкольного возраста.
Для организации работы по ознакомлению детей старшего возраста с декоративно-прикладным искусством создана предметно - развивающая среда, включающая в себя две взаимосвязанные мини-среды: культурно – познавательная среда, индивидуально – творческая среда
Для успешной реализации поставленных задач, необходимо тесное взаимодействие с родителями.
Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.
Любая профессиональная деятельность воспитателя может быть по- настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его настоящими помощниками и единомышленниками. Преемственность в воспитании обучении детей в ДОУ и в семье является необходимым условием для ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством.
Поэтому, одной из задач образовательной работы по приобщению детей к народной культуре является повышение педагогической просвещенности родителей о роли декоративно-прикладного искусства в воспитании и развитии детей.
Таким образом, данные формы взаимодействия с родителями позволят повысить родительскую компетентность о роли декоративно-прикладного искусства в воспитании и развитии детей.
Все это вместе взятое позволяет расширять кругозор детей, воспитывать уважение и любовь к русской народной игрушке и родной культуре в целом повышая тем самым патриотизм.
В результате приобщения детей к декоративно-прикладному искусству у них появляется желание больше узнать о творчестве русских мастеров.
Знакомство с произведениями народных мастеров и с историей промыслов сформирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа.
Народное искусство способствует развитию нравственно-патриотического и эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.
Становление новой системы образования требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, диктует нам педагогам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и технологий.
На смену традиционному образованию (которое сводилось к передаче готовых знаний) приходит продуктивное обучение.
Декоративно-прикладное искусство выступает одним из первых видов народной культуры для дошкольника. Культурный опыт ребенка приобретается через опыт взрослого.
Значение народной культуры для эстетического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, что в ней опредмечены основополагающие ценности духовной культуры народа, передаваемые от поколения к поколению (оптимизм, открытость, коллективизм, доброта и другие).Ребенок начинает осмысливать внешний мир в его гармоничной целостности и в своих отношениях к нему на основе универсальных понятий.
Главный смысл широкого применения народного декоративного искусства в работе с дошкольниками – это воспитание предпосылок чувства глубокой любви к своей Родине, к своему народу, чувства патриотизма, самосознания, осознания своей национальной принадлежности и это только начало развития таких сложных чувств. Сложное, глубокое, осознанное чувство любви к Родине, народу формируются гораздо позднее, но только при условии, если родничок первых чувств забил в период дошкольного детства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Значение декоративно-прикладного искусства в нравственно-патриотическом воспитании детей"
Реализованный педагогический проект.Актуальность проекта обусловлена большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников в современном обществе; формированием позна...
«Значение декоративно-прикладного искусства в нравственно-патриотическом воспитании детей»
Конспект мастер-класс: "Народная игрушка"...
Значение декоративно-прикладного искусства для нравственно-патриотического воспитания детей
Презентация рассказывает о развитии нравственно-патриотического воспитания детей с помощью ДПИ...
«Декоративно-прикладное искусство в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»
Народное искусство глубоко воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений. - Ознакомление с произв...
Проект " Значение декоративно- прикладного искусства в нравственно-патриотическом воспитании детей"
Проект по краеведению...
Проект "Значение декоративно-прикладного искусства в нравственно-патриотическом воспитании детей"
Проект в старшей группе.Тема проекта: «Значение декоративно-прикладного искусства в нравственно-патриотическом воспитании детей».Состав участников: воспитатели, дети, родители.Возраст: 5-6...