План-конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе Тема: «Народно-прикладное искусство- Дымка. Филимоновская игрушка».
план-конспект занятия по рисованию на тему
Тема: «Народно-прикладное искусство- Дымка. Филимоновская игрушка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dymka._filimonovskaya_igrushka.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе № 17.
Тема: «Народно-прикладное искусство- Дымка. Филимоновская игрушка».
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Труд».
Задачи:
- воспитывать положительное отношение к труду взрослых-мастерам-умельцам («труд», «социализация»);
- воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству («Социализация»);
- приобщать детей к декоративно-прикладному искусству- дымке, филимоновской игрушке;
- развитие эмоциональной сферы и образного мышления;
- развивать моторику рук;
- развитие детского творчества;
- развивать интерес к различным видам игр («социализация»);
- совершенствовать умение слушать стихотворение («чтение худ.литературы»);
- совершенствовать диалогическую речь: умение участвовать в беседе, отвечать на вопросы («коммуникация»);
- формировать умение наносить на силуэте животного полоски- проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии -концом ворса кисти («художественное творчество»);
- закрепить умение правильно держать кисть, чисто промывать ее перед использованием гуаши другого цвета («худ.творчество»);
- формировать знания об особенностях росписи игрушек, основных элементах узора («познание»);
- расширять представления дошкольников о труде взрослых, знакомить с профессией мастер-гончар («труд»);
- познакомить детей с филимоновской игрушкой. Учить замечать сочетание цветов, расположение элементов узора. («познание»);
- формировать умение выделять отличительные особенности этих игрушек: красивая плавная форма, нарядные полосы («худ.творчество»);
- формировать умение вытягивать отдельные части из целого куска пластилина («худ.творчество»);
- упражнять в счете на ощупь в пределах 5. Объяснить значение слов вчера, сегодня, завтра. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине и пространственному расположению.
Методы и приемы:
Практические: Д/и «Подбери картинку к игрушке», игровое упражнение «Давайте сделаем», пальчиковая игра «Петушок стоит весь яркий», физ.минутка «Мы игрушки расписные», физ.минутка «Эй, лошадки все за мной», игровое упражнение «Отгадай, сколько», физ.минутка «Зарядка».
Наглядные: рассматривание дымковских и филимоновских игрушек, рассматривание картинок с изображением игрушек.
Словесные: стихотворение «Веселая белая глина», история филимоновской игрушки, стихотворение «Ой, свистулечка какая», загадки об игрушках.
Материалы и оборудование: посылка с дымковскими и филимоновскими игрушками, картинки с изображением дымковских и филимоновских игрушек, гуашь зеленого, красного и желтого цвета, кисти, банки с водой, салфетки, нарисованный на белой бумаге силуэт петушка, крупный строительный материал, пластилин, дощечки для лепки, стеки, кубики, салфетки.
Формы организованной деятельности.
Двигательная | Игра «Давайте сделаем», физ.минутка «Мы игрушки расписные», физ.минутка «Эй, лошадки, все за мной», физ.минутка «Зарядка». |
Игровая | Д/и «Подбери картинку к игрушке», пальчиковая игра «Петушок стоит весь яркий». |
Продуктивная | Деятельность в изостудии. |
Чтение художественной литературы. | Стихотворение «Веселая белая глина», стихотворение «Ой, свистулечка какая», загадки. |
Музыкально-художественная | Использование музыки в процессе самостоятельной деятельности детей. |
Логика образовательной деятельности
Деятельность воспитателя | Деятельность детей. | Ожидаемые результаты. |
*1. Почтальон приносит в группу посылку от дымковских мастеров, в которой лежат дымковские игрушки. | Дети рассматривают дымковские игрушки и отвечают на вопросы: -что за игрушки прислали вам мастера-умельцы? - как они называются? - почему они так называются? - какими элементами расписывали дымковские игрушки? | Закреплены знания о дымковских игрушках. Привитие любви к народному творчеству. Развитие диалогической речи. |
2. Воспитатель достает из посылки стихотворение, которое прислали мастера-умельцы и зачитывает его детям. | Дети слушают стихотворение «Веселая белая глина». Приложение №1. | Закреплено умение слушать стихи. |
3. Проводится Д/И | Дети играют в игру «Подбери картинку к игрушке». Приложение №2. | Сформировано умение узнавать знакомые образы. Формирование связной речи. |
4. Проводится игра. | Дети играют в игру «Давайте сделаем». Приложение №3. | Снято эмоциональное напряжение. |
Рефлексия- детям | предлагается вспомнить что за игрушки прислали им мастера в посылке. Полюбоваться игрушками. | Создана ситуация успеха. |
*5. Воспитатель предлагает рассмотреть филимоновские игрушки, которые лежат в посылке. Рассказывает историю как появились филимоновские игрушки. | Дети рассматривают игрушки, слушают рассказ об истории филимоновской игрушки. Приложение №4. Отвечают на вопросы: - как называются эти игрушки? - почему их так назвали? - чем отличаются филимоновские игрушки от дымковских? - как расписывали филимоновские игрушки? - какими элементами?какие цвета использовали? | Получены знания о филимоновских игрушках. Развитие диалогической речи. |
6. Воспитатель зачитывает стихотворение, которое лежало в посылке. | Дети слушают стихотворение «Ой свистулечка какая». Приложение №5. | Сформировано умение слушать стихотворение. Вызван интерес к устному народному творчеству. |
7. Воспитатель загадывает загадки детям о народных игрушках. | Дети отгадывают загадки. Приложение №6. | Закреплено умение отгадывать загадки. Развитие логического мышления. |
Рефлексия-детям | предлагается вспомнить что еще прислали им мастера в посылке помимо игрушек. Полюбоваться филимоновскими игрушками. | Создана ситуация успеха. |
*8. Проводится пальчиковая игра. | Дети играют в игру «Петушок стоит весь яркий». Приложение №7. | Развитие мелкой моторики рук. |
9. Воспитатель достает из посылки задание для детей от мастеров-умельцев. Вносит гуашь красного, желтого, зеленого цвета, кисти. | Дети украшают, расписывают силуэт петушка разноцветными полосками- филимоновская роспись. | Сформировано умение создавать декоративные элементы, проводить линии концом кисти. |
10. Проводится физ.минутка. | Дети играют в игру «Мы игрушки расписные». Приложение №8. | Снято эмоциональное напряжение. Развиты имитационные способности. |
11. Воспитатель предлагает построить дом, в котором находится мастерская, где изготавливаются народные игрушки. | Дети строят дом из крупного строительного материала. | Развиты конструктивные способности. |
Рефлексия- воспитатель | предлагает полюбоваться красивыми расписными петушками. | Создана ситуация успеха. |
*12. Воспитатель вносит пластилин, дощечки для лепки, предлагает слепить игрушку-свистульку-лошадку. | Дети лепят игрушку-свистульку-лошадку. | Развита мелкая моторика рук. |
13.Проводится физ.минутка. | Дети играют в игру «Эй лошадки все за мной». Приложение №9. | Снято эмоциональное напряжение. |
Рефлексия- детям | предлагается полюбоваться своими игрушками-свистульками, выбрать самые красивые игрушки. | Создана ситуация успеха. |
Итоговое мероприятие | Дети играют в С/р игру «Наша ярмарка». | Сформировано умение правильно выполнять взятую на себя роль продавца и покупателя. |
Приложение
- Стихотворение «Веселая белая глина».
Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней
Козлы и барашки смешные
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники и ребятня
Собачки, гусары и рыбы,
А ну, назови-ка меня!
- Д/И «Подбери картинку к игрушке».
Внимательно рассмотреть игрушки и соотнести дымковскую картинку к игрушке. После этого кратко описать игрушку. Н-р: это дымковский индюк, он сделан из глины, расписан красивыми узорами-точками, полосками, кружочками и т.д.
- Игра «Давайте сделаем».
Привезли мы глину с дальнего бугра (взявшись за руки, идут по кругу),
Ну-ка за работу, чудо-мастера. (вытягивают руки вперед, в стороны).
Слепим, высушим и в печь (лепят ладошками),
А потом распишем (пальцы в щепотку, рисуют волнистые линии);
Будем мы игрушки печь (лепят ладошками),
Печка жаром пышет (кулачки сжимают и разжимают).
А в печи- не калачи (машут указательным пальцем),
А в печи- игрушки! (вытягивают руки вперед).
- История филимоновской игрушки.
В самом сердце России есть деревня Филимоново. Давным давно прибыл в те места гончар Филимон. Он обнаружил там глину и начал лепить из нее горшки, место так и назвали Филимоново. Женщины лепили звонкие свистульки. Игрушки «забавки» стоили очень дешево, поэтому их изготавливали очень много, вот и работали они не покладая рук, днем-хозяйство, а вечером-приступали к любимому делу-лепили игрушки. Продавали игрушки на ярмарках, базарах. Весной как только устанавливалась сухая ясная погода, эти игрушки обжигали в печах. После обжига игрушки расписывали: барыни, крестьянки, танцующие пары, солдаты, наездники на лошадях, из животных: коровы, бараны, лошадки, медведи, из птиц: курицы и петухи. Расписывали эти игрушки полосками, елочками, цветочками. Цвета использовали- красный, желтый, зеленый, голубой, розовый. Все филимоновские игрушки являются свистульками, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте у зверей и птиц. У всех этих игрушек длинные шеи.
- Стихотворение «Ой свистулечка какая».
Ой, свистулечка какая,
Утка полосатая,
Необычная, смешная,
И чуть-чуть пузатая.
-Подожди минуточку
Ты откуда уточка?
Уточка свистит моя:
-Филимоновская я!
6. Загадки.
Посмотрите пышный хвост
У него совсем не прост
Точно солнечный цветок
А высокий гребешок?
Красной краскою горя
Как корона у царя. (индюк).
Заплелись густые травы
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый
Даже завитком рога. (баран).
Бегут по дорожке
Борода да ножки (козлик).
Отгадайте-ка ребятки,
Про кого моя загадка?
Разноцветный, голосистый,
Яркий, красочный, пятнистый,
Он как встанет поутру,
Запоет «ку-ка-ре-ку» (петух).
7. Пальчиковая игра «Петушок стоит весь яркий».
Петушок стоит весь яркий,
Гребешок он чистит лапкой.
(ладонь вверх, указательный палец упирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх).
8. Физ.минутка «Мы игрушки расписные».
Мы игрушки расписные (стойка прямо покачивания плечами)
Хохотушки вятские (улыбка друг другу с поворотом)
Щеголихи слободские (поворот вокруг себя)
Кумушки посадские (небольшие приседания)
У нас ручки крендельком (показ рук вперед, на пояс)
Щечки будто яблочки (легкое касание щек)
С нами издавна знаком (стойка прямо)
Весь народ на ярмарке (поклон).
9. Физ.минутка «Эй лошадки все за мной».
Эй лошадки, все за мной.
Поспешим на водопой.
Вот река широка и глубока,
Не достанешь до дна.
А водица-то вкусна!
Эй, лошадки все за мной,
Поскакали все домой!
Народно-прикладное искусство. Дымка. Филимоновская игрушка.
Задачи:
- Воспитывать положительное отношение к труду взрослых-мастерам-умельцам.
- Знакомить детей с народно-прикладным искусством-дымкой, филимоновской игрушкой. Расширять знания о русской народной игрушке.
- Формировать умение создавать декоративные элементы по мотиву филимоновских узоров.
- Совершенствовать диалогическую речь, умение учавствовать в беседе, отвечать на вопросы.
- Формировать умение наносить на силуэте животного полоски- проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии -концом ворса кисти.
- Познакомить детей с филимоновской игрушкой. Учить замечать сочетание цветов, расположение элементов узора.
- Формировать умение выделять отличительные особенности этих игрушек: красивая плавная форма, нарядные полосы.
- Формировать умение вытягивать отдельные части из целого куска пластилина.
Проводимые мероприятия.
- Рассматривание дымковских и филимоновских игрушек. Беседа о происхождении этих игрушек.
- Чтение стихотворений «Веселая белая глина», «Ой, свистулечка какая».
- Д/и «Подбери картинку к игрушке».
- Загадки о народных игрушках.
- Пальчиковая игра «Петушок стоит весь яркий».
- Рисование- украсим силуэт петушка разноцветными полосками (филимоновская роспись).
- Физ.минутки «Мы игрушки расписные», «Эй, лошадки все за мной», «Зарядка».
- Конструирование «Дом,в котором находится мастерская».
- Лепка «Свистулька-лошадка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План–конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе Тема: «Разноцветные бабочки»
План–конспект непосредственно образовательной деятельности сдошкольниками в средней группеТема: «Разноцветные бабочки»...
План - конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе. Тема « Россия – моя Родина»
План - конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе. Тема: « Россия – моя Родина» Интеграция образовательных областей: «Познани...
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе тема недели: " Ах лето, лето!!!"
План-конспект по теме: Ах лето, лето!!!"...
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе тема недели: " Ах лето, лето!!!"
План-конспект по теме: Ах лето, лето!!!"...
План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе. Тема недели: «Одежда. Головные уборы»
Тема недели: «Одежда. Головные уборы»Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развити...
План-конспект непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе. Тема: «Что мы знаем о воде?»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Здоровье», «Безопасность».Задачи:1. Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть) («Позн...
Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности, с учётом интеграции познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками в средней группе. Тема: «Умный светофор».
Конспект занятия «Умный Светофор» разработан с целью активизации работы воспитателей по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни. Данная методическая разработка орие...