План-конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе Тема: «Народно-прикладное искусство- Дымка. Филимоновская игрушка».
план-конспект занятия по рисованию на тему

Яковленко Екатерина Алексеевна

Тема: «Народно-прикладное искусство- Дымка. Филимоновская игрушка». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dymka._filimonovskaya_igrushka.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

   План-конспект  непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе № 17.

  Тема: «Народно-прикладное искусство- Дымка. Филимоновская игрушка».

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Труд».

Задачи:

- воспитывать положительное отношение к труду взрослых-мастерам-умельцам («труд», «социализация»);

- воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству («Социализация»);

-  приобщать детей к декоративно-прикладному искусству- дымке, филимоновской игрушке;

- развитие эмоциональной сферы и образного мышления;

- развивать моторику рук;

- развитие детского творчества;

- развивать интерес к различным видам игр («социализация»);

- совершенствовать умение слушать стихотворение («чтение худ.литературы»);

- совершенствовать диалогическую речь: умение участвовать в беседе, отвечать на вопросы («коммуникация»);

- формировать умение наносить на силуэте животного полоски- проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии -концом ворса кисти («художественное творчество»);

- закрепить умение правильно держать кисть, чисто промывать ее перед использованием гуаши другого цвета («худ.творчество»);

- формировать знания об особенностях росписи игрушек, основных элементах узора («познание»);

- расширять представления дошкольников о труде взрослых, знакомить с профессией мастер-гончар («труд»);

- познакомить детей с филимоновской игрушкой. Учить замечать сочетание цветов, расположение элементов узора. («познание»);

- формировать умение выделять отличительные особенности этих игрушек: красивая плавная форма, нарядные полосы («худ.творчество»);

- формировать умение вытягивать отдельные части из целого куска пластилина («худ.творчество»);

- упражнять в счете на ощупь в пределах 5. Объяснить значение слов вчера, сегодня, завтра. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине и пространственному расположению.

            Методы и приемы:

Практические: Д/и «Подбери картинку к игрушке», игровое упражнение «Давайте сделаем», пальчиковая игра «Петушок стоит весь яркий», физ.минутка «Мы игрушки расписные», физ.минутка «Эй, лошадки все за мной», игровое упражнение «Отгадай, сколько», физ.минутка «Зарядка».

Наглядные: рассматривание дымковских и филимоновских игрушек, рассматривание картинок с изображением игрушек.

Словесные: стихотворение «Веселая белая глина», история филимоновской игрушки, стихотворение «Ой, свистулечка какая», загадки об игрушках.

Материалы и оборудование: посылка с дымковскими и филимоновскими игрушками, картинки с изображением дымковских и филимоновских игрушек, гуашь зеленого, красного и желтого цвета, кисти, банки с водой, салфетки, нарисованный на белой бумаге силуэт петушка, крупный строительный материал, пластилин, дощечки для лепки, стеки, кубики, салфетки.

Формы организованной деятельности.

 

Двигательная

Игра «Давайте сделаем», физ.минутка «Мы игрушки расписные», физ.минутка «Эй, лошадки, все за мной», физ.минутка «Зарядка».

Игровая

Д/и «Подбери картинку к игрушке», пальчиковая игра «Петушок стоит весь яркий».

Продуктивная

Деятельность в изостудии.

Чтение художественной литературы.

Стихотворение «Веселая белая глина», стихотворение «Ой, свистулечка какая», загадки.

Музыкально-художественная

Использование музыки в процессе самостоятельной деятельности детей.

                    Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя    

Деятельность детей.

  Ожидаемые результаты.

*1. Почтальон приносит в группу посылку от дымковских мастеров, в которой лежат дымковские игрушки.

Дети рассматривают дымковские игрушки и отвечают на вопросы:

-что за игрушки прислали вам мастера-умельцы?

- как они называются?

- почему они так называются?

- какими элементами расписывали дымковские игрушки?

Закреплены знания о дымковских игрушках. Привитие любви к народному творчеству. Развитие диалогической речи.

2. Воспитатель достает из посылки стихотворение, которое прислали мастера-умельцы и зачитывает его детям.

Дети слушают стихотворение «Веселая белая глина». Приложение №1.

Закреплено умение слушать стихи.

3. Проводится Д/И

Дети играют в игру «Подбери картинку к игрушке». Приложение №2.

Сформировано умение узнавать знакомые образы. Формирование связной речи.

4. Проводится игра.

Дети играют в игру «Давайте сделаем». Приложение №3.

Снято эмоциональное напряжение.

Рефлексия- детям

предлагается вспомнить что за игрушки прислали им мастера в посылке. Полюбоваться игрушками.

Создана ситуация успеха.

*5. Воспитатель предлагает рассмотреть филимоновские игрушки, которые лежат в посылке. Рассказывает историю как появились филимоновские игрушки.

Дети рассматривают игрушки, слушают рассказ об истории филимоновской игрушки. Приложение №4. Отвечают на вопросы:

- как называются эти игрушки?

- почему их так назвали?

- чем отличаются филимоновские игрушки от дымковских?

- как расписывали филимоновские игрушки?

- какими элементами?какие цвета использовали?

Получены знания о филимоновских игрушках. Развитие диалогической речи.

6. Воспитатель зачитывает стихотворение, которое лежало в посылке.

Дети слушают стихотворение «Ой свистулечка какая». Приложение №5.

Сформировано умение слушать стихотворение. Вызван интерес к устному народному творчеству.

7. Воспитатель загадывает загадки детям о народных игрушках.

Дети отгадывают загадки. Приложение №6.

Закреплено умение отгадывать загадки. Развитие логического мышления.

Рефлексия-детям

предлагается вспомнить что еще прислали им мастера в посылке помимо игрушек. Полюбоваться филимоновскими игрушками.

Создана ситуация успеха.

*8. Проводится пальчиковая игра.

Дети играют в игру «Петушок стоит весь яркий». Приложение №7.

Развитие мелкой моторики рук.

9. Воспитатель достает из посылки задание для детей от мастеров-умельцев. Вносит гуашь красного, желтого, зеленого цвета, кисти.

Дети украшают, расписывают силуэт петушка разноцветными полосками- филимоновская роспись.

Сформировано умение создавать декоративные элементы, проводить линии концом кисти.

10. Проводится физ.минутка.

Дети играют в игру «Мы игрушки расписные». Приложение №8.

Снято эмоциональное напряжение. Развиты имитационные способности.

11. Воспитатель предлагает построить дом, в котором находится мастерская, где изготавливаются народные игрушки.

Дети строят дом из крупного строительного материала.

Развиты конструктивные способности.

Рефлексия- воспитатель

предлагает полюбоваться красивыми расписными петушками.

Создана ситуация успеха.

*12. Воспитатель вносит пластилин, дощечки для лепки, предлагает слепить игрушку-свистульку-лошадку.

Дети лепят игрушку-свистульку-лошадку.

Развита мелкая моторика рук.

13.Проводится физ.минутка.

Дети играют в игру «Эй лошадки все за мной». Приложение №9.

Снято эмоциональное напряжение.

Рефлексия- детям

предлагается полюбоваться своими игрушками-свистульками, выбрать самые красивые игрушки.

Создана ситуация успеха.

Итоговое мероприятие

Дети играют в С/р игру «Наша ярмарка».

Сформировано умение правильно выполнять взятую на себя роль продавца и покупателя.

Приложение

  1. Стихотворение «Веселая белая глина».

Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней

Козлы и барашки смешные

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники и ребятня

Собачки, гусары и рыбы,

А ну, назови-ка меня!

  1. Д/И «Подбери картинку к игрушке».

Внимательно рассмотреть игрушки и соотнести дымковскую картинку к игрушке. После этого кратко описать игрушку. Н-р: это дымковский индюк, он сделан из глины, расписан красивыми узорами-точками, полосками, кружочками и т.д.

  1. Игра «Давайте сделаем».

Привезли мы глину с дальнего бугра (взявшись за руки, идут по кругу),

Ну-ка за работу, чудо-мастера. (вытягивают руки вперед, в стороны).

Слепим, высушим и в печь (лепят ладошками),

А потом распишем (пальцы в щепотку, рисуют волнистые линии);

Будем мы игрушки печь (лепят ладошками),

Печка жаром пышет (кулачки сжимают и разжимают).

А в печи- не калачи (машут указательным пальцем),

А в печи- игрушки! (вытягивают руки вперед).

  1. История филимоновской игрушки.

В самом сердце России есть деревня Филимоново. Давным давно прибыл в те места гончар Филимон. Он обнаружил там глину и начал лепить из нее горшки, место так и назвали Филимоново. Женщины лепили звонкие свистульки. Игрушки «забавки» стоили очень дешево, поэтому их изготавливали очень много, вот и работали они не покладая рук, днем-хозяйство, а вечером-приступали к любимому делу-лепили игрушки. Продавали игрушки на ярмарках, базарах. Весной как только устанавливалась сухая ясная погода, эти игрушки обжигали в печах. После обжига игрушки расписывали: барыни, крестьянки, танцующие пары, солдаты, наездники на лошадях, из животных: коровы, бараны, лошадки, медведи, из птиц: курицы и петухи. Расписывали эти игрушки полосками, елочками, цветочками. Цвета использовали- красный, желтый, зеленый, голубой, розовый.  Все филимоновские игрушки являются свистульками, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте у зверей и птиц. У всех этих игрушек длинные шеи.

  1. Стихотворение «Ой свистулечка какая».

Ой, свистулечка какая,

Утка полосатая,

Необычная, смешная,

И чуть-чуть пузатая.

-Подожди минуточку

Ты откуда уточка?

Уточка свистит моя:

-Филимоновская я!

6. Загадки.

 Посмотрите пышный хвост

У него совсем не прост

Точно солнечный цветок

А высокий гребешок?

Красной краскою горя

Как корона у царя. (индюк).

Заплелись густые травы

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый

Даже завитком рога. (баран).

Бегут по дорожке

Борода да ножки (козлик).

Отгадайте-ка ребятки,

Про кого моя загадка?

Разноцветный, голосистый,

Яркий, красочный, пятнистый,

Он как встанет поутру,

Запоет «ку-ка-ре-ку» (петух).

      7.  Пальчиковая игра «Петушок стоит весь яркий».

     Петушок стоит весь яркий,

     Гребешок он чистит лапкой.

(ладонь вверх, указательный палец упирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх).

     8. Физ.минутка «Мы игрушки расписные».

       Мы игрушки расписные                (стойка прямо покачивания плечами)

       Хохотушки вятские                        (улыбка друг другу с поворотом)

       Щеголихи слободские                    (поворот вокруг себя)

       Кумушки посадские                        (небольшие приседания)

       У нас ручки крендельком               (показ рук вперед, на пояс)

       Щечки будто яблочки                     (легкое касание щек)

       С нами издавна знаком                   (стойка прямо)

       Весь народ на ярмарке                    (поклон).

    9. Физ.минутка «Эй лошадки все за мной».

     Эй лошадки, все за мной.

     Поспешим на водопой.

     Вот река широка и глубока,

     Не достанешь до дна.

     А водица-то вкусна!

    Эй, лошадки все за мной,

    Поскакали все домой!

               Народно-прикладное искусство. Дымка. Филимоновская игрушка. 

                           Задачи:

  1. Воспитывать положительное отношение к труду взрослых-мастерам-умельцам.
  2. Знакомить детей с народно-прикладным искусством-дымкой, филимоновской игрушкой. Расширять знания о русской народной игрушке.
  3. Формировать умение создавать декоративные элементы по мотиву филимоновских узоров.
  4. Совершенствовать диалогическую речь, умение учавствовать в беседе, отвечать на вопросы.
  5.  Формировать умение наносить на силуэте животного полоски- проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии -концом ворса кисти.
  6.  Познакомить детей с филимоновской игрушкой. Учить замечать сочетание цветов, расположение элементов узора.
  7.  Формировать умение выделять отличительные особенности этих игрушек: красивая плавная форма, нарядные полосы.
  8.  Формировать умение вытягивать отдельные части из целого куска пластилина.

        Проводимые мероприятия.

  1.  Рассматривание дымковских и филимоновских игрушек. Беседа о происхождении этих игрушек.
  2. Чтение стихотворений «Веселая белая глина», «Ой, свистулечка какая».
  3. Д/и «Подбери картинку к игрушке».
  4. Загадки о народных игрушках.
  5. Пальчиковая игра «Петушок стоит весь яркий».
  6. Рисование- украсим силуэт петушка разноцветными полосками (филимоновская роспись).
  7.  Физ.минутки «Мы игрушки расписные», «Эй, лошадки все за мной», «Зарядка».
  8.  Конструирование «Дом,в котором находится мастерская».
  9.  Лепка «Свистулька-лошадка».

  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План–конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе Тема: «Разноцветные бабочки»

План–конспект непосредственно образовательной деятельности сдошкольниками в средней группеТема: «Разноцветные бабочки»...

План - конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе. Тема « Россия – моя Родина»

План - конспект непосредственно образовательной деятельности  с дошкольниками в средней группе.  Тема: « Россия – моя Родина»     Интеграция образовательных областей: «Познани...

План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе. Тема недели: «Одежда. Головные уборы»

Тема недели: «Одежда. Головные уборы»Интеграция образовательных областей:  «Социально-коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развити...

План-конспект непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе. Тема: «Что мы знаем о воде?»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Здоровье», «Безопасность».Задачи:1.     Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть) («Позн...

Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности, с учётом интеграции познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками в средней группе. Тема: «Умный светофор».

Конспект занятия «Умный Светофор» разработан с целью активизации работы воспитателей по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни. Данная методическая разработка орие...