Методическая разработка на тему: «Развитие и систематизация приёмов чистого интонирования в процессе обучения детей пению (старший дошкольный возраст)»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Якубовская Елена Александровна

       Проблема навыка чистого интонирования неоднократно возникала и в моей практике.  Как научить детей дошкольного возраста интонировать правильно и чисто, ведь чистое интонирование мелодии песен напрямую зависит от голоса и музыкального слуха? Вникая в данную проблему, надо не забывать и о других факторах, например, о том, что в дошкольном возрасте отсутствие частоты интонации обычно связано с неправильным дыханием и неправильным формированием гласных. Конечно, устранение этих недостатков будет способствовать развитию частоты интонации у многих неправильно поющих детей.  Но наиболее часто встречающимся недостатком, мешающим развитию чистоты интонации, является очень небольшой диапазон голоса детей, сводящийся к нескольким звукам (поются эти звуки обычно очень тускло, невыразительно, вяло). Более глубокая степень неверного интонирования – пение на одном, двух или трёх звуках конца малой и самого начала 1-й октавы, причём это пение очень приблизительное часто не имеющее определённой высоты. Главной причиной такого пения является неправильное звукообразование, связанное с перенесением речевых навыков в навыки певческие. При обучении детей пению нельзя забывать и о том, что голос и речь тесно связаны между собой, (однако певческие и речевые интонации по способу звукообразования несколько различаются), но развиваются только в дошкольном возрасте.  Значит, основы навыка чистого интонирования и правильного пения надо успеть заложить не позднее 6-7-ми летнего детского  возраста!  И в этом актуальность данной работы.    

   Как показывает моя педагогическая практика, воспитывающее влияние пения значительно возрастает, когда дети правильно передают (чисто интонируют) мелодию.  При обучении детей пению очень важно музыкальному руководителю добиваться правильной передачи мелодии песни, т. е. чистого интонирования, потому как неверное исполнение мелодии искажает художественный образ, создавая неправильное представление о музыкальном содержании песни, тем самым развитие музыкальных способностей намного запаздывает.       

       В своей работе музыкального руководителя в процессе обучения детей пению я ставлю перед собой главную задачу - заниматься развитием и систематизацией приёмов чистого интонирования. Ведь через несколько лет, ребята пойдут в школу, и эта проблема для них станет особенно значимой. Я много раз наблюдала, как на уроках пения многие дети, опасаясь насмешек, начинают стесняться петь, у них появляется скованность, неуверенность в своих силах, что ведет к негативным последствиям, так как учитель музыки требует сразу хорошо и правильно петь. Поэтому, (как показывает моя педагогическая практика), те дети, с которыми я работала в детском саду, лучше и чище интонируют мелодию песен, они уверенны в своих силах, а на вокальных конкурсах показывают отличные результаты хорошего и правильного пения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка34.77 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 460 ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЕВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.А.ГОЛОВАЧЁВА И С.Ф.ШУТОВА»

(ГБОУ ШКОЛА № 460)


109559, г. Москва, ул. Белореченская, дом 11, тел. (495) 358-03-12, (495) 359-35-36

e-mail: 460@edu.mos.ru    http://sch460uv.mskobr.ru

ОКПО 40132817, ОГРН 1037700116838, ИНН 7723320252, КПП 772301001

Методическая разработка на тему:

«Развитие и систематизация приёмов чистого интонирования в процессе обучения детей пению (старший дошкольный возраст)»

                                                                   

                                    Автор работы:

                                                       музыкальный руководитель

                                                                Якубовская Елена Александровна,

г. Москва, 2021-2022 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Проблема навыка чистого интонирования неоднократно возникала и в моей практике.  Как научить детей дошкольного возраста интонировать правильно и чисто, ведь чистое интонирование мелодии песен напрямую зависит от голоса и музыкального слуха? Вникая в данную проблему, надо не забывать и о других факторах, например, о том, что в дошкольном возрасте отсутствие частоты интонации обычно связано с неправильным дыханием и неправильным формированием гласных. Конечно, устранение этих недостатков будет способствовать развитию частоты интонации у многих неправильно поющих детей.  Но наиболее часто встречающимся недостатком, мешающим развитию чистоты интонации, является очень небольшой диапазон голоса детей, сводящийся к нескольким звукам (поются эти звуки обычно очень тускло, невыразительно, вяло). Более глубокая степень неверного интонирования – пение на одном, двух или трёх звуках конца малой и самого начала 1-й октавы, причём это пение очень приблизительное часто не имеющее определённой высоты. Главной причиной такого пения является неправильное звукообразование, связанное с перенесением речевых навыков в навыки певческие. При обучении детей пению нельзя забывать и о том, что голос и речь тесно связаны между собой, (однако певческие и речевые интонации по способу звукообразования несколько различаются), но развиваются только в дошкольном возрасте.  Значит, основы навыка чистого интонирования и правильного пения надо успеть заложить не позднее 6-7-ми летнего детского  возраста!  И в этом актуальность данной работы.    

      Как показывает моя педагогическая практика, воспитывающее влияние пения значительно возрастает, когда дети правильно передают (чисто интонируют) мелодию.  При обучении детей пению очень важно музыкальному руководителю добиваться правильной передачи мелодии песни, т. е. чистого интонирования, потому как неверное исполнение мелодии искажает художественный образ, создавая неправильное представление о музыкальном содержании песни, тем самым развитие музыкальных способностей намного запаздывает.      

       В своей работе музыкального руководителя в процессе обучения детей пению я ставлю перед собой главную задачу - заниматься развитием и систематизацией приёмов чистого интонирования. Ведь через несколько лет, ребята пойдут в школу, и эта проблема для них станет особенно значимой. Я много раз наблюдала, как на уроках пения многие дети, опасаясь насмешек, начинают стесняться петь, у них появляется скованность, неуверенность в своих силах, что ведет к негативным последствиям, так как учитель музыки требует сразу хорошо и правильно петь. Поэтому, (как показывает моя педагогическая практика), те дети, с которыми я работала в детском саду, лучше и чище интонируют мелодию песен, они уверенны в своих силах, а на вокальных конкурсах показывают отличные результаты хорошего и правильного пения.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Раздел 1.

 Основные направления и развитие частоты интонирования при обучении певческим навыкам;  

  1.  Чистота интонации и музыкальные способности
  2.  Чистота интонации и певческий голос
  3.  Строение голосового аппарата детей 6 – 7 лет

  Раздел 2.

 Систематизация приёмов, способствующих   воспитанию навыка чистого интонирования

          2.1 Пути развития слуха

          2.2 Обучение детей певческим навыкам

 Раздел 3.

Методические приёмы, способствующие воспитанию навыка чистоты интонирования

          3.1 Анализ последовательности применения различных методических приёмов

        3.2 Результаты опыта работы

            III. Заключение.

            IV. Литература.

            V. Приложение.

       Цель данной методической разработки – заложить основы навыка чистого интонирования в процессе обучения пению детей старшего дошкольного возраста. Ведь главной задачей пения в детском саду является всестороннее способствование общему и музыкальному развитию детей. Поэтому развитие слуха и обучения элементарным певческим навыкам, ведущие непосредственно к развитию чистоты интонации является важнейшим средством для выполнения данной задачи.

      Предложенная методическая разработка играет существенную роль и занимает, на мой взгляд, одно из основных мест в содержании современного образования. В этой работе я выделяю ряд вопросов, непосредственно связанных с развитием чистоты интонации в пении; к ним следует отнести взаимозависимость восприятия и воспроизведения мелодии, точность музыкальных представлений, связь интонационно-ладового строения мелодии с её доступностью для чистоты интонирования, последовательность в развитии певческого голоса дошкольников.

       Представленная работа является моей практической проверкой методико-теоретической разработки вопроса о развитии и систематизации приёмов чистого интонирования в процессе обучения детей пению.  Её описание и анализ также может представлять интерес для практики многих музыкальных руководителей, так как эта работа по данной теме проведена в условиях обычного обучения детей на музыкальных занятиях с сохранением временной сетки занятий в детском саду.

Основная часть.

Раздел 1.

Развитие частоты интонирования при обучении певческим  навыкам;  

  1.  Чистота интонации и музыкальные способности

       В теории и практике музыкального воспитания и образования умение петь, чисто интонируя мелодию, обычно считается главным признаком музыкальных способностей. В дошкольном возрасте музыкальные способности можно развить в результате планомерного педагогического воздействия на детей, учитывая при этом их музыкальные задатки.  Начинать такую работу лучше с развития ладового чувства (ранний детский возраст). В дальнейшем ладовое чувство помогает ребёнку понимать содержание мелодии, её характер, настроение. При различных задатках музыкальных способностей у детей, может проявляться больше то одна сторона ладового чувства, связанная с развитием эмоциональной отзывчивости на музыку, то другая – связанная с развитием точности музыкальных представлений.

         В развитии музыкальных способностей имеет значение и музыкально – ритмическое чувство. Если музыкальный ритм дети воспринимают эмоционально, то при его прослушивании у них возникает «сопереживание». Двигательная реакция на музыку (это касается не только её ритмической стороны), может вызывать эмоциональный подъём у детей. Это легко проследить, наблюдая за детьми, слушающими весёлую плясовую. Они притопывают, хлопают в ладоши или подпрыгивают «в такт» музыкального движения. Двигательная реакция на музыку может быть внешне и совершенно незаметной. Например, это могут быть движения голосового аппарата или пальцев и т. д., но она всегда существует у детей при общении с музыкой. Когда дети слушают знакомую музыку, то многие ребята начинают эмоционально подпевать мелодию вслух, и даже сопровождать её внешне незаметными движениями голосовых связок, что очень важно для интонационной работы.

1.2 Чистота интонации и певческий голос.

       Чистота интонации в пении детей дошкольного возраста зависит не только от развития слуха (способность воспринимать музыку), но и от умения владеть голосом (способность воспроизводить мелодию).

Основные принципы воспитания и развития певческого голоса, изложенные в ряде работ по вокальной педагогике, приемлемы и для определения путей развития голоса детей дошкольного возраста.

Согласно взглядам, которые высказываются в современной вокальной педагогике, обучение пению представляет собой целостный процесс. В ряде работ вопросы развития певческого голоса рассматриваются не только в свете совершенствования голосовой функции. Процесс развития голоса певца рассматривается в тесном взаимодействии не только с органом слуха, но и с психикой и социальными условиями жизни. Высказывается мнения, что в процессе воспитания голоса надо воспитывать и личность человека, только тогда этот процесс будет эффективен.

Касаясь различных проблем вокальной педагогики, авторы работ останавливаются и на проблеме соотношения чистоты интонации в пении и вокальных навыков. Так, указывается, что чистота интонации в пении возникает в результате бучения правильному звукообразованию, дыханию, дикции. Об этом встречаются упоминания в ряде работ, касающихся принципов развития певческого голоса. Подчёркивается необходимость развития дыхания не изолированно о пения, но на вокальном материале. Только при этом условии будет развиваться и дыхание, и чистота интонации в пении. Большое внимание уделяется вопросу связи правильного певческого звука, правильного произношения слов и правильного интонирования. Существует мнение, что в пении главное заключается в умении сохранить правильное певческое звучание.

      Главным принципом достижения эффективности в работе на музыкальных занятиях является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизиологических возможностей.

      Речевой материал на таких занятиях предварительно не разучивается, а проводится по подражанию. Во время речевых упражнений желательно, чтобы дети стояли вместе с педагогом в кругу или сидели полукругом. Такое расположение дает возможность детям хорошо видеть педагога, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним.

Певческая деятельность включает в себя следующие элементы (рисунок 1):

- артикуляционную (логопедическую) гимнастику;

- чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;

- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;

- упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;

- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;

- фонопедические упражнения по методу В.В. Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;

- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;

- музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;

- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;

- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;

- упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.

    Необходимым моментом является наглядный материал – иллюстрации, элементы костюмов, игрушки, картинки и др. В подготовке и проведении логоритмической деятельности необходима тесная взаимосвязь педагогов ДОУ: музыкального руководителя, воспитателя, методиста. Организатором может выступать музыкальный руководитель или логопед.

        Наиболее результативным видом музыкальной деятельности в решении коррекционных задач является пение.

        Например, при невнятном произношении, «проглатывании» окончаний слов (особенно согласных), использую прием пропевания мелодии на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру», которые способствуют автоматизации звука и закреплению правильного произношения.

        Исходя из опыта работы, я пришла к выводу, что наиболее действенным приемом, направленным на развитие звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха, являются музыкально-дидактические игры. С их помощью развивается у воспитанников внимание, память, мыслительные процессы, т.е. оказывается комплексное корригирующее воздействие на детей.

        Для развития фонематического слуха проводятся музыкально-дидактические игры, которые способствуют поддержанию интереса детей и стимулируют их активность. Такие как: «Птенчики» Е. Тиличеевой, «Три медведя» И Арсеева, «Угадай по голосу» Е. Тиличеевой и др.

                В ходе работы над текстом разучиваемой песни, провожу работу по коррекции устной речи. В этом помогает артикуляционная гимнастика. В нее включаю упражнения для языка, щек, губ, а также мимические упражнения, направленные на развитие подвижности речевых органов. Такие упражнения вызывают положительные эмоции у детей, а также развивают мимику. Также, для успешного развития артикуляции и чистоты интонирования я использую так называемые фонопедические упражнения, которые являются наиболее эффективными для развития певческих навыков (с музыкальным сопровождением и без него). Так как известно, что в пении органы дыхания играют ведущую роль, необходимо закаливание органов дыхания, укрепление мышц носоглотки. Для этого провожу специально подобранные упражнения по системе В. Емельянова. Кроме того, они способствуют снятию стрессовых состояний. Я использую эти упражнения и для развития чувства ритма, так как выдох и вдох мы проделываем на стаккато и легато, на разные длительности. В проведении дыхательных упражнений чаще всего используется сравнительный показ педагога (неправильное и правильное исполнение).

        В работе над дикцией мной используется прием – проговаривание текста одними губами в разных темпах, начиная с медленного, т.к. он активизирует внимание детей и побуждает их к более четкому произношению слов.

        Для профилактики простудных заболеваний, для оздоровления и повышения защитных свойств организма, для поддержки у детей бодрого настроения и побуждения их к активности, я использую игровой самомассаж биологически активных точек.

         Используя вышеперечисленные приемы в пении, я заметила значительные улучшения: исчезла излишняя напряженность дыхательного и речевого аппарата, скованность голосовых связок, появилась выразительность в пении. А систематическое развитие навыков выразительного пения помогло решить многие коррекционные задачи для преодоления речевых нарушений.

        В целом, все вышеперечисленные приемы способствовали развитию психических процессов (внимание, память, мышление, воображение и т.д.); нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного); развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны речи (звукопроизношения и ритмико-мелодической стороны: темпа, ритма, тембра, динамики).  

        Для развития коммуникативных качеств у детей и выработки умения согласовывать свои действия с движениями других используются коммуникативные танцы и игры, а также ритмические игры. Они помогают дошкольникам преодолеть робость, застенчивость, а также естественно и непринужденно выполнять самые различные танцевально-игровые действия с товарищами.

             Материал, изучаемый на логоритмических занятиях закрепляется в самостоятельной деятельности детей (в группе в свободное время). Самостоятельная музыкальная деятельность помогает ребенку «раскрыться»: по-своему выразить то, с чем он познакомился на музыкальном занятии, проявить свою инициативу, самостоятельность, развить волевые черты характера, творческие способности, воображение. Для этого в каждой группе организована соответствующая развивающая среда. Данная работа проводится или совместно с воспитателем, или детьми самостоятельно.

         Таким образом, все перечисленные выше упражнения способствуют развитию у детей слухо-зрительно-двигательной координации, внимания и памяти, ритмического слуха, нормализации координации движений с речью, пространственной организации движений, выразительности и грации движений, общей и мелкой моторики.

Заключение

      В процессе проводимой работы столкнулись с проблемой недостаточной теоретической подготовки по вопросу логоритмики, методической и дидактической базы. Для решения названной проблемы основной деятельностью стало самообразование педагога.

      В целом, работа по данному направлению:

  • стимулировала введение в практику музыкальной деятельности новой авторской методики Картушиной М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» ;
  • способствовала устранению речедвигательных нарушений дошкольников;
  • способствовала изменению структуры и содержания музыкально-логоритмической деятельности;
  • позволила систематизировать комплексы логоритмических упражнений.

     В дальнейшем необходимо осуществить поиск новых методик и технологий по развитию тактильного и ассоциативного мышления, а также творческой активности воспитанников.

        Данный опыт может быть рекомендован музыкальным руководителям и воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста, особо логопедической группы.    

        Важным условием эффективного применения предлагаемой методики по музыкальному воспитанию для коррекции речедвигательных нарушений является:

  • соблюдение в организации работы дидактических принципов: систематичности, последовательности, активности самого ребенка, доступности и постепенности усложнения материала;
  • высокий уровень профессиональной подготовки педагога по проблеме;
  • наличие комплекта методического и дидактического материала;
  • заинтересованность педагога в оказании своевременной помощи детям, имеющим речедвигательные нарушения.        

Приложение.

Упражнения по логоритмике. Стихи с движениями для детей.

     Пожалуй, для большинства деток самым первым стихом с движениями, становится либо потешка ладушки, либо про мишку косолапого. Несмотря на то, что они достаточно короткие и легко запоминающиеся, трудно переоценить пользу, которую они приносят деткам. Во-первых, вам не нужно музыкальное сопровождение. Петь их не нужно, так что выучить и разыграть их вместе с малышом может любая мама или воспитатель. Во-вторых, детки как бы иллюстрируют стишок движениями, а значит расширяют и уточняют свой словарный запас, особенно это касается глаголов. А в-третьих, у ребёнка здорово развивается координация движений, образное мышление и воображение, тренируются внимание и память. Ну и в конце концов, это очень весело. Для ребёнка это ещё одна форма игры.

       И напоследок, еще парочка важных моментов касательно упражнений по логоритмике. Для ребёнка это не упражнения, а игра, взаимодействие с мамой или другим взрослым. Поэтому дайте ему время усвоить движения, не заставляйте, выполняйте в хорошем настроении и с улыбкой. Совсем не обязательно сопровождать стишок именно описанными движениями. Вы можете и сами придумать или заменить их своими, лишь бы их мог повторить ваш малыш и ему это нравилось. Поначалу ребёнок будет выполнять вместе с вами или вовсе протягивать к вам руки, чтобы вы выполнили за него. Позже, когда стишок полюбится и хорошо запомнится, вы сможете просто читать стишок, а ребёнок будет его показывать.

Использованная литература

  1. Арисмеди А.Л. Дошкольное музыкальное воспитание. М.: Прогресс, 1989.
  2. Ветлугина Н.А. Музыкальные занятия в детском саду. М.: Просвещение 1984.
  3. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. - М.: Музыка, 1973.
  4. Давыдова Н. Основы музыкального воспитания. - Дошкольное воспитание, 1994, №6, стр.89.
  5. Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. М.: Просвещение, 1985.
  6. Клюева Е. В, Шадрина М.Г. Теоретико-методические аспекты формирования музыкальности дошкольников в пении. Худ. Образование в России, Арзамас, 2002.
  7. Кузмичева Л. Работа музыкального руководителя (вне занятий), - Дошкольное воспитание, 1980, № 5.
  8. Методика музыкального воспитания в детском саду, / под. ред. Н.А. Ветлугиной. М.: Просвещение, 1982.
  9. Метлов Н.А. Музыка - детям. - М.: Просвещение, 1985.
  10. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. - Ярославль: Академия развития, 1997.
  11. Музыка в детском саду / под. Ред. Н.А. Ветлугиной. М.: Музыка, 1980.
  12. Музыкальное воспитание в первых общественных детских садах России. - Дошкольное воспитание, 1996, № 11, стр.91.
  13. Радынова О. Дошкольный возраст - задачи музыкального воспитания. - Дошкольное воспитание, 1994, № 2, стр.24 - 30.
  14. Радынова О. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Академия, 2000.
  15. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. /изд-во АПН РСФСР, 1947.
  16. Учите детей петь / под ред. Т.М. Орловой, С.И. Бекина. - М.: Просвещение, 1978.
  17. Школяр Л. Ребёнок в музыке и музыка в ребёнке. - Дошкольное воспитание, 1992, стр.39


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации "Методика обучения детей в старшем дошкольном возрасте игры в баскетбол"

В этом материале показано, как можно научить детей в старшем дошкольном возрасте играть в баскетбол по упрощённым правилам...

Методическая разработка по теме: « Развитие речи через театрализованную деятельность, фольклор и раннее обучение чтению детей с 5 до 6 лет.

Предполагаемая программа поможет нашим малышам в занимательной игровой форме развить речь, с помощью художественных произведений познакомить ребенка с окружающей действительностью, удовлетворит его по...

Собственная методическая разработка по теме: " Развитие речи ". Конспект НОД " Чудесный мешочек куклы Маши "( для детей раннего возраста ).

Собственная методическая разработка по теме: " Развитие речи ". Конспект НОД " Чудесный мешочек куклы Маши "( для детей раннего возраста ).                ...

Методическая разработка по теме" Развитие лексической стороны речи младших дошкольников в процессе ознакомления с материалами"

Данная методическая разработка представляет серию занятий для обогащения и активизации словаря младших дошкольников через ознакомление с различными материалами. Материал разработки может использоватьс...

Методическая разработка по теме изучение правил дорожного движения «Лепбук- дидактическое пособие для обучение детей Правилам Дорожного движения

Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожно...