Статья "Всё начинается с детства".
статья

Чурина Оксана Александровна

Проблема духовности в современном обществе становится все более значимой, и пути ее решения надо рассматривать на самом раннем этапе жизни человека. От того, кто находился рядом с ребенком и что вложено в детские годы, зависит будущее человека и всего общества.  В статье описываются виды музыкальной деятельности в детском саду: музыкально-ритмические движения, певческая, игровая и театрализованная деятельность, которые позволяют приобщить детей дошкольного возраста к истокам народной культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чурина Оксана Александровна,
музыкальный руководитель первой квалификационной  категории  
МДОУ детский сад «Подснежник»
пгт Подосиновец Подосиновского района

ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С ДЕТСТВА.

        Проблема духовности в современном обществе становится все более значимой, и пути ее решения надо рассматривать на самом раннем этапе жизни человека. От того, кто находился рядом с ребенком и что вложено в детские годы, зависит будущее человека и всего общества.  В статье описываются виды музыкальной деятельности в детском саду: музыкально-ритмические движения, певческая, игровая и театрализованная деятельность, которые позволяют приобщить детей дошкольного возраста к истокам народной культуры.

                                                                                                                                                                      «Детство – важнейший период человеческой жизни…от того, как прошло    детство, кто вел за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

                                                                                     

                  В.А.Сухомлинский.

Образование, являющееся феноменом культуры, не может состояться без опоры на культуру личности педагога. О том, что только личность способна воспитывать достойное поколение, сказано много: «Педагог – это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков…» (А. В. Луначарский) [1]. Ни с чем не сравнимо значение личности педагога, влияние его индивидуальной культуры, его самосознания, самовоспитания на развитие его подопечных.

Профессия педагога имеет важное социальное значение, так как от воспитания, полученного в детстве, зависит нравственная и эстетическая позиция человека в будущем. А.Д. Артоболевская утверждает: «Память детства – самая драгоценная память. То, что узнал в детстве, остается на всю жизнь» [2].

Духовное развитие человека начинается с  раннего детства. Одна из отличительных особенностей ребенка дошкольного возраста – способность эмоционально реагировать на окружающий мир: на людей, предметы, явления, произведения искусства. «Проблема духовности стоит очень остро в нашем обществе», - повторяем мы постоянно и ищем пути решения этой проблемы в правильном воспитании человека уже в самом начале его пути, в детстве. Ищем, пробуем, экспериментируем. Задача сложна – ведь жизнь меняется стремительно. Каждый год в первый класс школы приходят совершенно иные дети, иное поколение. Мыслят все быстрее, информации о фактах, событиях, понятиях – все больше, вот только удивляются все меньше, меньше восхищаются. Спокойны в однообразном круге интересов: куклы Барби, модели машинок, компъютеры, игровые приставки. Тенденция к равнодушию страшна. Общество нуждается в активных творческих людях. Бездуховность современной массовой культуры, кризис семьи и семейного воспитания делают сегодня очевидной необходимость возвращения в жизнь ребенка духовно-нравственных традиций нашего народа.  

Духовное воспитание детей должно осуществляться средствами высоконравственными,  эстетическими. Именно таким средством является народная культура. По мудрому замечанию К.Д. Ушинского, «Природные русские педагоги – бабушка, дед, мать понимали инстинктивно и знали по опыту, что мораль заключается не в словах, а в самой жизни семьи, охватывающей ребенка со всех сторон и отовсюду ежеминутно проникающей в его душу» [3]. Каждый человек с «материнским молоком» впитывает культуру своего народа, которая становится неотъемлемой частью его души, началом, порождающим духовное становление личности. Каждый народ не должен терять своих корней, забывать о своем культурном прошлом. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Чтобы воспитать такую личность, необходимо предоставить ребенку условия, в которых он ощутил бы духовную жизнь своего народа и творчески утвердил себя в ней, принял и полюбил историю и культуру своей нации.

 Решая огромный объем задач художественного и общего развития детей, музыкальный руководитель в дошкольном образовательном учреждении является уникальным, единственным в своем роде специалистом в дошкольном воспитании. Наряду с собственно музыкальной работой, музыкальный руководитель как педагог на занятиях, досугах проводит с детьми большую общеобразовательную и воспитательную работу, направленную на их интеллектуальное, нравственное и духовное развитие в целом. На музыкальных занятиях в детском саду закладываются основы музыкальной и общей культуры ребенка – воспитывают в детях умение ладить друг с другом, прислушиваться друг к другу, понимать, любить и прощать. Именно здесь он может приобщаться к искусству, от которого, по словам Гете «расходятся пути по всем направлениям».  

Знакомство дошкольников с народной культурой  легко происходит на музыкальных занятиях, которые включают в себя такие виды деятельности как музыкально-ритмические движения, певческую, игровую, театрализованную деятельность.

Если это танец, например, кадриль,  то детям внушаю, что в танце мальчик должен показать себя настоящим мужчиной: он и приглашает девочку, и ведет в круг, становится так, чтобы его партнершу во время танца было хорошо видно, и в конце идет провожать ее, тем самым воспитываю  уважение к девочке, женщине, матери.

В песенной традиции нужно знать, что недостаточно только правильно петь мелодию песни, нужно еще и слушать соседа, стараться, чтобы песня «сладилась». Самое главное, чтобы сердце ребенка открылось музыке, чтобы, повзрослев, вся душа его трепетала при звуках русской песни. Знакомство с народной песней во всех возрастных группах в нашем саду строится  на материале русского песенного фольклора – это календарные песни, колядки, масленичные, хороводы, игры с пением. В сюжетах хороводных песен отражен народный быт, красота родной природы. Заводя хороводы с детьми, воспеваем в песнях широкие луга – место хороводных гуляний, покрывающую их «травушку-муравушку», кудрявую березку, цветущую калину, цветы лазоревые… Дети украшают себя венками из свежераспустившейся зелени и цветов. Участвуя в хороводе – маленьком театрализованном представлении, - ребенок  переносится в иной мир, становится царевичем и царевной, селезнем и уткой, ясным соколом и белой лебедью, дедом Ермаком и коршуном.  

Одним из видов музыкальной деятельности является игра. Народные игры включены в программу музыкального воспитания. Традиционно народная игра дает массу навыков и умений, побуждает к продуктивному сотрудничеству детей. Игра защищает еще неокрепшую детскую психику от напора ежедневных переживаний. На своих занятиях детям разъясняю, что в старинные игры играли наши прабабушки и прадедушки, такие как «Бояре», «Плетень», «Селезень», «Колечко», «Гори ясно». Игра всегда развлечение, забава, и обязательно соревнование, стремление каждого участника выйти победителем. Одни игры и хороводы помогают представить себя сильными, ловкими, меткими, другие развивают сообразительность и смекалку, третьи дают почувствовать себя актером и плясуном, увидеть красоту окружающего мира и воспеть ее.

 Суть освоения народной культуры на музыкальных занятиях в ДОУ не сводится к накоплению обширного музыкального репертуара, а к созданию такой атмосферы, в которой дети проживают все эмоционально и глубоко. И эти впечатления остаются глубоко в сознании ребенка.

Русский детский фольклор пронизывает всю жизнедеятельность ребенка в дошкольном детстве. Для самых маленьких – это пестовый фольклор, а также колыбельные песни, оказывающие особое терапевтическое воздействие. Для детей постарше - потешки, способствующие эмоциональному благополучию. Для старших дошкольников, считалки, дразнилки, загадки, поговорки, небылицы, русские народные песни, хороводы, частушки, народные игры. И для всех возрастов любимый жанр детей – сказка.

Сказки обогащают образность речи, развивают творчество самих дошкольников, показывают образы истинного поведения человека: торжество жизни, добра, любви, труда, честности. Вводя ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства, они заставляют пережить его с героями чувства, оказывающие влияние на всю последующую жизнь. В этом помогает театрализованная деятельность. По традиции, в нашем детском саду некоторые из  театральных постановок, кукольных представлений готовятся по сюжетам и мотивам русских народных сказок – «Колобок», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди», «Морозко»…

Большое место в приобщении дошкольников к народной культуре занимают народные праздники и традиции. В нашем детском саду стало традицией всем коллективом проводить народные праздники. О празднике в народе говорят: «Всякая душа празднику рада». На таких праздниках традиционно дети и взрослые включаются в единое действие, получая огромный духовный заряд. Детям предлагается не просто информация, историческая справка о каком - либо празднике, но и предоставляется возможность принять непосредственное участие в нем. Национальная одежда, народная музыка, русский фольклор, декорации и детали, отражающие весь уклад крестьянской жизни, с ее размеренностью, цикличностью, сливаются на празднике в нерасторжимое единство.  Народные праздники разнообразны по форме: вечера игр, ярмарочные гулянья, «Святки», пасхальные, масленичная неделя, «Семик – праздник русской березки», «Праздник русского  валенка», «Жили - были крестьяне», «В гости к тетушке Матрене». Богато жанровое разнообразие репертуара, используются поговорки, пословицы,  потешки, заклички, народные приметы, игры, хороводы: «Метелица», «Вейся, капустка», народные песни с элементами драматизации: «Лапти», «Во кузнице», общие пляски: «Барыня», «Кадриль», частушки. Гостей праздника веселят петрушка, большой шутник, весельчак, затевает с детьми разные игры, забавы, загадывает загадки. Дети принимают его за своего товарища и очень дорожат дружбой с ним, а также такие персонажи как бабушка-загадушка, старушки-веселушки, скоморохи. Русские народные праздники помогают детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Гуманностью, жизнеутверждающей силой, яркостью образов отвлекают детей от грустных мыслей, обид, создают эмоционально благоприятную обстановку. Дошкольников веселит мягкий юмор потешек, успокаивает лирическая народная песня, вызывают смех задорная пляска, частушка, шутка. Проявляется уверенность в своих силах, ощущение радости.

Народная культура - важнейшее средство приобщения ребенка к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт и личное эмоциональное переживание, ненавязчиво вводит его в контекст культуры человеческих отношений. Оно выражает и формирует отношение человека ко всем явлениям бытия и к самому себе.

Очень важно, чтобы каждый педагог стал носителем духовных ценностей, ведь он в своей деятельности является посредником между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Знания, морально-этические нормы несут в себе личностные черты учителя. Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой опыт, предстает перед своими воспитанниками как образец человечности. В результате присвоения личностью общечеловеческих ценностей складывается основа ее гуманитарной культуры. В заключении хотелось бы сказать словами В. Ф. Одоевского: «Прекрасна деятельность народа, обращенная на внешнюю славу, но, еще лучше, когда она обращена на внутреннее совершенствование» [4].

Список литературы.

1. Князева М. Л. Ключ к самосозиданию. – М.: Мол. Гвардия, 1900

2. А.Д. Артоболевская  Первая встреча с музыкой

3. Давайте сыграем песню  Т.А. Москалева // Ж. Музыкальный  

    руководитель,  №5, 2006, с. 2

4. Первые уроки музыки и творчества. – М.: «Аквариум ЛТД», 1999

        Контактный телефон: 89229318130


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Все начинается с детства

Воспитание патриотических чувств у дошкольников...

Общение с природой начинается с детства

В дошкольном возрасте экологическое воспитание строится на усвоении детьми системы знаний  о природе, о существующих в ней свя­зях и зависимостях, на осознании влияния деятельности человека...

Безопасный пешеход начинается с детства

Рекомендации родителям по воспитанию безопасного поведения на дороге детей....

«Забота о здоровье начинается с детства»

Методическая разработка по созданию условий физического развития ребёнка в окружающем пространстве ДОУ....

ПРОЕКТ "Безопасный пешеход начинается с детства"

Вид проекта: практико-ориентировочный, краткосрочный, коллективный, с участием родителей, инспектора ГИБДД. Цель проекта: создание необходимых условий в ДОУ для предупреждения дет...

"Безопасный пешеход начинается с детства"

Материал содержит практические советы для родителей дошкольников по безопасному поведению на дороге....