Развитие связной речи детей посредствам рисования
консультация (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Подготовила учитель-логопед первой категории Банникова Ольга Александровна.
Развитие связной речи детей посредствам рисования.
Родной язык и речь является основой умственного развития и сокровищницей всех знаний. «Являясь, с одной стороны, орудием для выражения наших представлений, мыслей, познаний, а с другой – средством к их обогащению и расширению, к формированию нашего сознания, слово служит целям всей жизни, как обыденным и повседневным, так и наиболее высоким» отмечает Е. И. Тихеева.
Все родители хотят, чтобы их дети успешно учились в школе. Водят их на дополнительные занятия, где учат читать и писать. Но очень часто не обращают внимание на то, на сколько развита у детей монологическая речь, на сколько большой объём словарного запаса. А это является одним из важных умений. Другими словами, то на сколько успешно ребёнок будет учиться в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речи. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня речевого развития.
Сегодня всё чаще мы видим детей с речевыми нарушениями разной сложности. Многие дети начинают говорить поздно. Речевые нарушения связанны с другими сторонами психического развития. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Дети плохо ориентируются в пространстве и на листе бумаги, путают левую и правую стороны, затрудняются в назывании оттенков цвета. Зачастую не знают основные цвета. Есть трудности в выделении формы предмета и ее назывании. Дети быстро теряют интерес к занятиям. Часто стесняются отвечать на вопросы или говорят очень тихо. Другими словами, отмечается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает. Произношение многих звуков и слов нарушено. Это приводит в дальнейшем к дислексии (нарушению чтения) и дисграфии (нарушению письма). Дефекты носят стойкий характер и часто приводят к непреодолимой безграмотности.
Несомненно, развитию речи необходимо уделять большое внимание в детском саду. Но как же сделать занятия по развитию речи более интересными. Где ребята будут чувствовать себя раскрепощёнными? Я изучила различную литературу по данному вопросу и пришла к выводу, что эти задачи, при определённом подходе, возможно частично решить на занятиях по рисованию.
Поэтому, сегодня я хотела бы рассказать о развитии связной речи посредствам рисования.
Дети очень любят рисовать. Сейчас все чаще изобразительную деятельность рассматривают как эффективное средство коррекции в процессе обучения и воспитания детей. И, на мой взгляд, сочетание одного из любимых видов деятельности детей (рисования) с развитием речи даст наилучший результат. Не умоляя самоценности каждого из этих видов деятельности.
Использование рисования во время занятий по развитию речи с детьми облегчает их коммуникацию, повышает чувство уверенности в своих силах, так как дети попадают в хорошо знакомую обстановку и занимаются привычным и любимым делом. Это помогает им расслабиться и раскрыться. Дети любят рисовать и идут на занятия с удовольствием. Поэтому у них наблюдается устойчивый познавательный интерес, благодаря чему они овладевают необходимыми речевыми навыками неосознанно и непринужденно. Конечно, есть дети, которые бояться рисовать или не любят. Но таких мало. И часто причиной является то, что плохо развиты моторные функции, которые, собственно, рисованием и корректируются.
Е.И.Тихеева отмечает, что в речевых проявлениях действуют моторные механизмы не только речевого аппарата ребёнка, но и моторные механизм ребёнка в целом. Об этом надо помнить руководя развитием речи. Задержки развития речи и недостатки речи взрослого часто зависят от недостатков его моторного развития в детстве
Отсюда возникает и второй плюс – это развитие моторных функций. Развивая мелкую моторику через рисование, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов. Также, рисование способствуют параллельному закреплению понятий о цвете, форме, положения предмета в пространстве, учат доводить начатое до конца. Чего не хватает некоторым детям даже в старшей группе.
Более подробно я хотела бы описать способы развитии связной речи посредствам рисования. Наша речь состоит из двух частей - диалога и монолога. А строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи (то есть умение изменять слова и соединять их в предложения).
Диалогическая речь – это речь двух или более собеседников, которые меняются ролями, то есть которые попеременно могут быть пассивными и активными собеседниками.
В обучении диалогической речи можно выделить 3 этапа:
- Вопросно-ответный уровень.
- Уровень микродиалога. Когда ответы более полные. И отвечают основной коммуникативной задачи.
- Текстовый – свободная беседа.
Как же рисование может способствовать формированию монологической речи. Я предлагаю игру «Угадай, что будем рисовать», где дети отгадывают, что они будут рисовать: задавая вопросы, отгадывая загадки. Обязательно проводим короткий диалог о том, что нарисовал ребёнок, что получилось, что ещё хотел бы нарисовать и во время рисования.
Монологическая речь – это, как мы знаем, речь одного лица, выражающего свои мысли, намерения, оценку событий. Целью обучения дошкольников монологической речи подразумевает под собой формирование умения логически, последовательно, связанно и полно излагать свои мысли в устной форме.
Типы монологов:
- описание – это характеристика предмета. Детям очень нравиться составлять описательный рассказ именно по своему рисунку. Они это делают более активно и воодушевлённо. Чтобы рассказ получился, предлагаю использовать графические схемы.
- повествование – связный рассказ о каких-либо событиях. В зависимости от задач занятия мы можем предложить составить рассказ о герое или событии, которого он нарисовал, придумать продолжение истории. Предлагаем свои варианты рассказов.
- рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства. Здесь учим детей сравнивать нарисованные предметы по сходству и различию как зрительно, так и по памяти. Чтобы получить рассказ-рассуждение, мы задаём детям вопрос: «почему?» или «докажи». Здесь мы можем предложить темы для рисования: «Кем я буду, когда вырасту?», «Мой лучший друг», «Любимая игрушка», «Как помочь зайки перебраться через реку?» (создание проблемной ситуации, где ребёнок предлагает решить её самостоятельно, выразив в рисунке).
- пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного образа в устной речи. Засовывание сюжетных или опорных картинок к предложенному рассказу. Затем предсказывание его, опираясь на собственные работы.
Все эти задания желательно давать в игровой форме, тогда занятие получиться интересным и продуктивным.
Никогда дети не говорят так много, охотно и непринужденно, как о том, что им близко и дороже всего. А именно о результатах своего труда. Рисунки детей помогают сделать игры с ними не только интересными и близкими им, но и полезными для дальнейшего обучения.
Таким образом, детский рисунок на логопедических занятиях:
- успешно восполняет «психологическую базу речи»;
- является средством умственного, графо-моторного, эмоционально- эстетического, волевого развития детей;
- выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, обеспечивая эмоционально-положительное состояние;
- способствует развитию и совершенствованию средней и мелкой моторики движения;
- помогает самореализации личности ребёнка в процессе рисования;
- помогает в непринуждённой форме корректировать имеющихся у детей нарушения и недоразвития речи.
Поэтому, я считаю, что работа с детьми по развитию речи посредствам изобразительной деятельности актуальна для дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи детей посредством пальчиковых игр.
Сегодня широко известно, что развитие связной речи ребенка напрямую связано с состоянием мелкой моторики рук через определенные зоны в коре головного мозга. Тренировка пальцев рук повышает работ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/25/picture-552043-1432581443.jpg)
Развитие связной речи детей посредством нетрадиционных методов и приёмов.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ре...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/09/picture-626869-1470762306.jpg)
Проект "Развитие связной речи детей посредством дидактических игр"
Проект "Развитие связной речи детей посредством дидактических игр"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/27/picture-835134-1477587619.jpg)
Развитие связной речи детей посредством нетрадиционных методов и приёмов
Развитие связной речи детей посредством нетрадиционных методов и приёмов...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/20/picture-880504-1484865681.jpg)
Консультация для воспитателей "Развитие связной речи детей посредством новых педагогических технологий"
Для дошкольников, особенно имеющих общее недоразвитие речи, нарушения связной речи являются характерными и ярко выраженными. Развитие связной речи является важным не только для наиболее полного устран...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/08/picture-1296969-1607443956.jpg)
Методическая разработка по развитию речи для детей 4-5лет Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»
Методическая разработка по развитию речи для детей 4-5лет Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»...