"Песочные фантазии"
план-конспект занятия (старшая группа)

Алексеева Мария Дмитриевна

Цель: развитие эмоционально-волевой сферы средствами песочной терапии.

Задачи:

Интеграция образовательных областей:

1. «Познавательное развитие детей». Развивать творческого воображения, внимание, речь.

2. «Физическое развитие». Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику, снимать мышечное напряжение, гармонизировать эмоциональное состояние.

3. «Речевое развитие». Снижение скованности в речи, развитие умения сотрудничать, активно слушать, задавать вопросы и выражать свое мнение.

4. «Социально-коммуникативное развитие». Воспитывать эмоциональную отзывчивость детей к проблемной ситуации, желание прийти на помощь. Воспитывать умение играть дружно, выслушивать своих друзей и выполнять инструкцию.

5. «Художественно-эстетическое развитие». Способствовать творческой самореализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие «Песочные фантазии»

Количество участников: 6-8 человек.

Возраст: 5 лет.

Ведущий: педагог-психолог

Продолжительность мероприятия: до 25 минут

Цель: развитие эмоционально-волевой сферы средствами песочной терапии.

Задачи:

Интеграция образовательных областей:

1. «Познавательное развитие детей». Развивать творческого воображения, внимание, речь.

2. «Физическое развитие». Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику, снимать мышечное напряжение, гармонизировать эмоциональное состояние.

3. «Речевое развитие». Снижение скованности в речи, развитие умения сотрудничать, активно слушать, задавать вопросы и выражать свое мнение.

4. «Социально-коммуникативное развитие». Воспитывать эмоциональную отзывчивость детей к проблемной ситуации, желание прийти на помощь. Воспитывать умение играть дружно, выслушивать своих друзей и выполнять инструкцию.

5. «Художественно-эстетическое развитие». Способствовать творческой самореализации.

Методы и приемы:

• Практические (игровая ситуация)

• Наглядные (рассматривание, показ способов действия, просмотр)

• Словесные (рассуждения, беседа, объяснение)

• Проблемно-поисковые: самостоятельное выполнение творческого задания

На занятии использованы следующие технологии:

• Игровые

• Технологии ар-ттерапии

• Здоровьесберегающие

Оборудование: 2-е настольные песочные коробки, музыкальнон сопровождение, наборы игрушек, камней, песок – кварцевый, миниатюрная игрушка «Фея», столы для песочниц, влажные салфетки, шкатулка с медальками, колокольчик.

Важное условие: У детей не должно быть аллергии на пыль от песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Данное развивающее занятие выстроено в соответствии со структурой:

Организационно-мотивационная часть:

- Приветствие

- Упражнение «Касалки»

- Игровая ситуация «Путешествие в страну песочных фантазий»

Основная часть:

- Ознакомление с песочными техниками

- Подгрупповая творческая работа

- Презентация своей работы

Заключительная часть.

- Рефлексию

- Ритуал прощания (завершения занятия)

Ход занятия

I. Организационный момент

Психолог. Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцам и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам!

– А сейчас улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки гостям. (Дети улыбаются.)

2. Эмоциональная настройка детей.

Психолог. Ребята, какое у вас сегодня настроение? Давайте выберем смайлик, который похож на наше настроение и прикрепим к нашей доске.

Упражнение «Волшебный камешек»

Чтобы настроиться на работу и позаниматься очень хорошо мы с вами сделаем первое упражнение, оно называется «Волшебный камешек». Вам необходимо сесть на стульчики, положить руки на столы, ладонями вверх, закрыть глазки и ждать, когда на вашей ладошке появится волшебный камешек. Чтобы камешек быстрее появился на вашей ладони, вам необходимо расслабиться, не двигаться и не открывать глазки. Все тело должно быть расслабленным. Ну вот, у каждого в руке по волшебному камешку (какой он) (холодный, гладкий, голубой, прозрачный, посмотрите на свой камешек, сожмите его в своей ладошке, погрейте его. Камни обладает большой силой, что как только они коснулись вашей ладошки, так сразу вы становитесь самыми умными, самыми добрыми, самыми внимательными, самыми послушными и все, что вы будете делать, у вас обязательно сегодня получится! Вот как здорово!

Педагог-психолог : Ребята, а вы слышите звуки? Шуршит что-то? Посмотрите, кто к нам пришел в гости? Кто это?

Дети – Колобок

Педагог-психолог - Здравствуй Колобок! Ты такой грусный! Колобок что случилось?

Колобок: Мой друг Колобочек, попал в беду. Он передал вам звуковое сообщение, послушайте, пожалуйста.

Запись звукового письма на диктофоне.

Дорогие мои детки, я собирался к вам в гости, приготовил подарки на пасху, а злая волшебница взяла и заперла меня одного в комнате, узнав о том, что я добрый, весёлый и всем помогаю, и на дверь наложила заклятие, спрятала мои подарки.

Эту дверь смогут открыть только очень смелые, добрые, веселые, много знающие дети. Мой друг Колобок не смог помочь мне потому, что он круглый и у него нет…. (чего). А что бы расколдовать дверь и найти мои подарки для вас нужны руки, а ведь у него нет рук.

Вы поможете мне?

Педагог-психолог : Ну что ребята поможем Колобку освободить от злой колдуньи его друга Колобочка.

Спасибо, что вы согласились помочь Колобку. Нам в пути помогут: верность, доброта, смелость и дружба, ну и конечно нам надо попасть в песочную волшебную страну.

Ритуал «входа» в Песочную страну

Давайте произнесем волшебные слова:

Песочная фея нам помоги,

В страну волшебную перенеси,

В ладоши мы хлопнем

Раз, два и три,

В песочной стране окажемся мы!

Педагог-психолог : А вот и песочная страна. Посмотрите. Как здесь пусто и тоскливо. Один песок. Но этот песок не простой. Он волшебный. Он может чувствовать прикосновения. Слышать. Говорить.

Прежде, чем мы продолжим, давайте вспомним правила игры с песком.

Здесь нельзя кусаться, драться!

И нельзя песком кидаться!

Можно строить и творить;

Горы, реки и моря –

Чтобы жизнь вокруг была!

Никого не обижать,

Ничего не разорять!

Это мирная страна

Здесь творятся чудеса!

Можно много сотворить: понимать всех и дружить…

Упражнение «Здравствуй, песок!»

Педагог-психолог : Положите ладошки на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Какой песок?.

Дети: (сухой, шершавый, мягкий)

Педагог-психолог : Давайте с ним поздороваемся: «Здравствуй песок!». Послушайте… Он с вами здоровается. Вы все слышите?. Плохо слышите, потому что ему грустно и одиноко. Он говорит тихим голосом

Педагог-психолог : А давайте его развеселим! Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. А теперь пощекочем двумя руками. Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками. Вы слышите, как он смеется?.

Педагог-психолог : Давайте его погладим между ладонями. Возьмите в руки песок крепко-крепко, потихоньку отпустите. Еще раз давайте его возьмем в руки крепко, чтобы ни одна песчинка не упала с кулачков. Песочек, мы тебе поможем!

Педагог-психолог : Молодцы, ребята, вот мы и развеселили песок!

Мы идём на помощь Колобочку.

Вот мы видим следы животных: Игра «Необыкновенные следы»

Будьте внимательны.

«Идет медведь» - ребенок кулачками с силой надавливает на песок

«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в

разных направлениях.

Маленькие зайчики. Прыг-скок, прыг-скок!

Прыгают, как мячики! Прыг-скок, прыг-скок!

«Ползет змея» - ребенок расслабленными пальчиками делает поверхность волнистой в

разных направлениях.

Змея очковая в песке

Очки вдруг потеряла.

Ползет она в большой тоске,

Ползет куда попало.

«Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаться под песком руками друг с другом – «жучки здороваются»)

Посмотрите, сколько всяких зверей и насекомых пробежали и оставили интересные следы.

Упражнение «Будем дружно улыбаться» (динамическая пауза).

Педагог – психолог : Ребята, я буду читать стихотворение, а вы повторяйте за мной все движения».

Детки, дружно поднимитесь (встать со стульчиков)

Потянитесь, повернитесь (потянуться и повернуться вокруг себя).

Если будем улыбаться — не будем злиться и ругаться,

(показать улыбку, затем злость и потопать ногами)

Друзьям дарить улыбку нужно – будем жить тогда мы дружно! (улыбнуться друг другу и обняться).

А теперь, я прошу возьмите свой камешек, запомните его подойдите к столу, давайте расколдуем дверь. Встаньте вокруг песочницы и оставьте отпечатки своих ладоней на песке и положите в центр свои волшебные камешки.

Педагог-психолог : Ура! Получилось! Мы дверь с вами расколдовали.

Колобочек: Спасибо, вы спасли меня, но злая колдунья забрала мои гостинцы для вас и спрятала в песке.

Игра «Найди и угадай»

Дети ищут в песке и на ощупь угадывают что это.

III. Заключительная часть

Рефлексия занятия :

Педагог-психолог : Вы были сегодня добрыми творцами. У меня сейчас очень хорошее настроение.

Сегодня с кем мы с вами познакомились? За кого он так сильно переживал?

Дети: (Ответы детей)

Педагог-психолог : Правильно, он беспокоился о своем друге. Как вы думаете, мы помогли ему?

Он стал счастливым?

Дети: (Ответы детей)

Педагог-психолог : Мы освободили Колобка от колдовства, помогли стать по - настоящему счастливым. Мы с вами создавали сказку. Как вы считаете, добрую или злую?

Дети: (Ответы детей)

Педагог-психолог : Ребята вам понравилось играть с песком? Какое у вас настроение? Если хорошее похлопайте в ладоши, если плохое потопайте ногами.

Педагог-психолог : А сейчас, мои милые сказочники, пришла пора прощаться

В ладошки наши посмотри —

Мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок,

Ты нам смелее стать помог!

Прощание

- Давайте скажем нашим гостям спасибо за то, что они пришли к нам в гости! А мы встанем в круг и посмотрим на наши камешки, что же с ними произошло? Посмотрите они стали большими, наполнились силой, добротой, вашей любовью! Давайте на прощание загадаем камешкам наши желания.

Спасибо, вы сегодня были умничками.

Да, но мы забыли выполнить последнее правило: После игры с песком - помой руки! Пройдёмте, пожалуйста, к умывальнику и помоем свои ручки.

И обнимашки!

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Песочные фантазии"

Мастер - класс для педагогов ДОУ...

песочная фантазия

Краткие сведения о песочной терапии .Основные рекомендации по работе с песком....

Отчет "Неделя песочных фантазий"

Прошла неделя   песочных фантазий и мы подготовили отчет, получился очень интересный материал...

Программа по песочной терапии "Песочная фантазия"

Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и пл...

План-программа коррекционных - развивающих занятий с использованием песочной терапии. «Песочные Фантазии»

План-программа коррекционных - развивающих занятий с использованием песочной терапии....

Конспект открытого занятия с элементами песочной терапии педагога-психолога с гиперактивными дошкольниками старшей группы «Песочные фантазии»

Цель: развитие эмоционально-волевой сферы, коррекция дефицита внимания и гиперактивности средствами песочной терапии. Обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему ов...

Программа по песочной терапии "Песочная фантазия"

Программа по песочной терапии, разработанная для работы в детском саду со средним и старшим возрастом....