План-программа коррекционных - развивающих занятий с использованием песочной терапии. «Песочные Фантазии»
проект по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему
План-программа коррекционных - развивающих занятий с использованием песочной терапии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 24.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №75 Калининского района.
План-программа коррекционных - развивающих занятий с использованием песочной терапии.
«Песочные Фантазии»
Срок реализации: 1квартал
(март,апрель,май) 2016г
Составила план: Воспитатель
Митрофанова Инесса Викторовна
Содержание программы:
1. Пояснительная записка
2. Учебно-тематический план
3. Содержание образовательной деятельности
4. Информационно-методическое обеспечение.
5. Приложения.
Пояснительная записка
С самого детства игры с песком становятся одними из самых любимых практически для всех детей. Что может быть естественнее ребенка, играющего в песочнице? Да и не найдется родителя, который не купил бы своему чаду формочки, ведерки и совочки для песка. Песочница также становится одним из первых мест общения и совместных игр малыша с другими детьми. Взаимодействие с песком, как и всякая игра, способствует моторному и когнитивному(развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика)развитию ребенка.
Игры с песком – это очень приятное и творческое занятие, практически всегда связанное с созиданием чего-то. Арттерапевты обратили внимание на него и выяснили, что игра с песком имеет обширные возможности в области психотерапии. Так появилась песочная терапия.
Песочная терапия – это частный метод арт-терапии (психологии творчества), направленный для оказания психологической/ психотерапевтической помощи через взаимодействие с песком.
Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д. Часто можно использовать песочницу в качестве психопрофилактического, развивающего средства.
Рисование песком способствует борьбе со стрессом: манипулируя сыпучим материалом, ребенок избавляется от негативных эмоций. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку. Что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками). Такие занятия развивают мелкую моторику, что положительно влияет на развитие речи и мышления.
Песочное рисование очень полезно гиперактивным детям. Занимаясь таким видом рисования, ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии, учится лучше понимать себя.
Так, прикасаясь к песку, мы ощущаем покой, а также вспоминаем все хорошее, что было связано с песком в детстве: кто-то ― жаркое лето и холодную речку, а кто-то ― морские камни и ракушки. А также неизменное палящее летнее солнце. Детство, беззаботность, счастье.
Цель и задачи программы.
Цель программы - стабилизация и гармонизация психоэмоционального состояния. сенсорное развитие детей дошкольного возраста, формирование эстетического отношения к окружающему миру посредством техники пескографии.
Задачи: развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление). Развитие творческого потенциала. Раскрытие своих уникальных способностей, формирование коммуникативных навыков. Тренировка мелкой моторики рук, координации движения, пластики, которая стимулирует мыслительные процессы, улучшает память, развивает речь (логопедия). Равноценное развитие и работа левого (мышление, логика) и правого(творчество, интуиция) полушарий головного мозга - развить межполушарное взаимодействие, ребёнок создаёт рисунки двумя руками. Гармонизация эмоционального состояния, умение расслабляться, получение ресурса (снятие эмоционального напряжения у тревожных, агрессивных и гиперактивных детей). Релаксация, снятие мышечной напряжённости. Развитие зрительно-пространственной ориентировки Концентрация внимания, памяти. Формирование навыков саморегуляции. Работа с тактильными ощущениями имеет колоссальное значение для развития психики ребенка. Такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние, развивает мелкую моторику, кинестетическую чувствительность, ребенок учится прислушиваться к себе, проговаривать свои ощущения. Это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Ребенок получает первый опыт рефлексии, самоанализа, закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации. Свободное владение кистями обеих рук.
Условия реализации программы: Программа реализуется за рамками основной образовательной деятельности. Для обучения детей технике рисования песком созданы необходимые условия: занятия проводятся в отдельном кабинете –который оборудован столом-планшетом со стеклянной поверхностью и подсветкой. Занятия проводятся 2 раза в неделю от 20-25 мин, в зависимости от темпа работы детей.
Для более эффективного решения поставленных задач в каждое занятие включены разные виды деятельности: двигательные упражнения, песочное рисование и обсуждение результатов. Коллекции миниатюрных фигурок, природные материалы. Музыкальное сопровождение.
Тематическое планирование
на 1 квартал (март, апрель, май) 2016г.
«Песочные Фантазии»
2 раза в неделю по 20- 25 мин.
Понедельник 1подгруппа 10.00-10.20.
2подгруппа 10.25-10.45.
Пятница 1подгруппа 10.00-10.20.
2подгруппа 10.25-10.45.
Содержание образовательной деятельности .
Обучение технике рисования песком проводится с подгруппой детей (8-10).
Каждая встреча состоит из подготовительной, вводной, основной и заключительной частей.
В подготовительной части проводятся упражнения для развития мелкой моторики, наблюдательности, подготовки руки к рисованию, психогимнастика на развитие эмоциональной сферы, внимания, памяти и воображения.
Вводная часть предусматривает использование художественного слова; проведение игр для привлечения внимания детей; беседу по теме. Педагог может пофантазировать с детьми о том, кто и что будет рисовать, какие формы, штрихи стоит использовать.
Основная часть - непосредственно работа с песком по теме. Важную роль при этом играет музыкальное сопровождение. Музыка подбирается с учетом тематики и звучит на протяжении всей деятельности. Педагог может использовать произведения классической музыки П. Чайковского, В. Моцарта, А. Вивальди, И. Баха, Ф. Шопена, Р. Штрауса, К. Дебюсси; записи звуков природы (водной стихии, звуков садов, джунглей, тропических лесов). Обязательным является проведение физкультминутки (через 10-15 мин в зависимости от физического состояния воспитанников).
Заключительная часть предполагает анализ детьми своих работ и рисунков товарищей; раскрытие творческого замысла. После подведения итогов образовательной деятельности детские работы фотографируются.
При организации занятий рисования песком необходимо соблюдение следующих условий:
1. Занятие должно проходить в доброжелательной, творческой атмосфере. Детям необходимо создать пространство для их самовыражений, не устанавливая жёстких рамок и правил.
2. Структуру занятия необходимо адаптировать под интересы детей
3. Образовательный процесс следует выстраивать с использованием игр и игровых упражнений, направленных на развитие творческих способностей, активности и самостоятельности в изобразительной деятельности.
4. Необходимо: Поддерживать детей в поиске своих ответов на вопросы, а не предлагать∙ стандартные решения; Ценить их инициативу и мнение, но не молчаливое согласие с вами;∙ Ценить природную мудрость детей и их уникальность, но не учить ∙ «быть таким, как все».
5. Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений.
6. Необходимо предварительно обсудить с детьми порядок работы и установить несколько правил: Перед началом и по окончании занятий с песком необходимо мыть руки; Категорически нельзя бросаться песком; Не встряхивать песок на пол и не вытирать об себя руки; Если песок просыпался на стол или на пол, необходимо самостоятельно подмести пол веником и собрать песок в совок для мусора.
Во время рисования песком затемняется освещение, это позволяет детям легче и глубже погрузиться в сказочную, таинственную атмосферу, стать более открытым новому опыту, познавательному развитию.
Темы изобразительной деятельности могут меняться, дополняться в зависимости от воображения и творческого замысла детей. Для организации образовательной деятельности необходимо соответствующее оборудование - стол со стеклом или планшет с подсветкой.
Для рисования используется мелкий белый песок, который хранится в специальном отделении в коробке на столе (планшете).
4 Марта пятница
Занятие № 1
Знакомство с песком.
Цель: знакомство с песочницей и способами игры с песком.
Художественное слово:
Вредных нет детей в стране —
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
«Здравствуй песок!»
Воспитатель предлагает ребёнку различными способами дотрагиваться до песка.
Положи ладошки на песок. Давай его погладим внутренней, а затем тыльной стороной ладони. Какой песок? (сухой, шершавый, мягкий)
Давай с ним поздороваемся: «Здравствуй песок!»
Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками. Давай его погладим между ладонями.
Возьми в руки песок крепко-крепко, потихоньку отпусти. Еще раз возьми его в кулачки крепко, чтобы ни одна песчинка не упала. Здравствуй, песок!
А теперь будем вместе рисовать. Воспитатель знакомит детей с различными способами засыпки светового стола и способами песочного рисования: по песку, на песке.
«Ниточки»
Дети набирают песок в кулачки, поднимают руки над столом и, раскачивая вправо влево, слегка расслабляя кулачок, постепенно засыпают стол песком. Воспитатель демонстрирует выполнение упражнения.
Физминутка:
Утром солнышко проснулось,
Осторожно потянулось,
Лучикам пора вставать – Раз, два, три, четыре, пять.
«Дорожка»
Провести пальцами по песку волнистую линию. Затем двумя руками нарисовать различные дорожки.
Обсуждение эмоционального состояния детей. Трудности при рисовании на песке. Что больше понравилось детям? Что запомнилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционно-развивающего занятия с использованием методов арт-терапии (песочная терапия) "В гости к осьминогам"
Данное занятие проводилось мной на муниципальном конкурсе "Педагог-года 2014 города Югорска ". Я стала победителем в номинации "Воспитатель года города Югорска"...
Коррекционно-развивающее занятие с использованием песочной игротеропии "Путешествие в Песочное царство"
Цели: развитие эмоциональной сферы, гуманных чувств, осознание нравственных понятий детей посредством песочной игротерапии.Задачи: Образовательные. Создавать положительный эмоциональный микроклим...
Методическая разработка "План коррекционно-развивающих занятий с использованием песочной терапии"
Игры с песком благоприятно влияют на общее и речевое развитие ребёнка. Дети знакомятся со свойствами песка и с окружающим миром....
Коррекционно-развивающие занятия с использованием техник арт-терапии: песочная терапия
Главный принцип песочной терапии – наведение «мостов» между внутренним и внешним миром. Для песочной терапии используется много элементов – фигурки людей и животны...
Конспект коррекционно-развивающего занятия с использованием песочной терапии в подготовительной группе «Добрый песочек»
Цель: создание психолого-педагогических условий для преодоления тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста посредством песочной терапии.Задачи:1. Обучение детей старшего дошкольн...
Групповое коррекционно-развивающее занятие с использованием песочной терапии «Дорогою добра»
Обогащение опыта социально - нравственного поведения детей в процессе разрешения моделируемых проблемных игровых ситуаций с использованием песочной терапии....
Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы по развитию речи с использованием песочной терапии "Песочная страна"
Задачи:образовательные: закреплять обобщающие понятия «насекомые», «цветы», продолжать учить правильно употреблять простые и сложные предлоги, образовывать сущ...