«Незнайка и чудесные фигурки»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Зубова Екатерина Владимировна

Итоговая зачетная работа дистанционных курсов повышения квалификации по теме: «Методика преподавания шахмат для школьников и дошкольников с использованием Интернет - технологий»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachetnaya_rabota_e.v._zubovoy_nizhnevartovsk.docx18.88 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговая зачетная работа дистанционных курсов повышения квалификации по теме: «Методика преподавания шахмат для школьников и дошкольников с использованием Интернет - технологий»

   

  Тема зачётной работы:

«Незнайка и чудесные фигурки» 

 

Подготовила слушатель:

воспитатель детей дошкольного возраста

МБДОУ Д/с № 56 Северяночка

г.Нижневартовск

Зубова Екатерина Владимировна

             2016

Конспект открытого занятия в старшей группе

"Незнайка и чудесные фигурки"

Цель: дать детям первоначальные представления об игре в шахматы.

Задачи:

Обучающая: научить детей названию шахматных фигур, расположению их на шахматной доске, объяснить расположение клеток на доске; научить некоторым простым правилам игры (правило первого хода, уважительного отношения к противнику);

Развивающая: развивать внимание, память, логическое мышление;

Воспитательные: воспитывать интерес к игре в шахматы, воспитывать уважительное отношение к сопернику по игре.

Материал к занятию:

шахматные фигуры, мешочек, магнитные шахматы на магнитной доске, мультимедийная презентация "Шахматные фигуры", квадраты черного и белого цвета, кукла Незнайка или живой герой.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

В группу входит Незнайка с разноцветным мешочком, в котором что то гремит.

-Здравствуйте, ребята! А что это вы не играете? Наверное не умеете или не знаете во что вам поиграть? А я вот нашел такие чудесные фигурки! и так здорово в них играю! Хотите покажу?

(Незнайка высыпает на стол шахматы, ставит их и начинает сбивать пальцами)

Воспитатель: Подожди, Незнайка! Наши ребята тоже умеют играть! И фигурки твои мне знакомы - это же фигурки из очень интересной игры. Если отгадаем загадку - узнаем как она называется!

Здесь войско выстроилось в ряд:

Слоны и кони, и ладьи,

И пешки чинно все стоят!

Скорей игру мне назови!

Ответ: Шахматы.

2.Воспитатель: Не хочу тебя расстраивать, Незнайка, но не правильно ты играешь в шахматы!

Незнайка: А как же в них играть?

Воспитатель: Для начала давайте познакомимся с чудесными фигурками, ведь у каждой из них есть имя! А вы, ребята, хотите научиться играть в шахматы?

Игра "Найди такую же фигурку" с использованием интерактивной доски. На доске появляются по очереди шахматные фигуры.

Воспитатель:

- Это черный шахматный король и белый. Запомните как они выглядят, а теперь Миша найдет на столе черного короля, а Маша белого.

-А Эта фигура называется ферзь или королева, Королева тоже бывает черная и белая. Найдите их на столе.

-Следующая фигура называется слон - посмотрите как она выглядит, найдите ее на столе, повторите как она называется, сколько таких фигурок? (4 - 2 черные и 2 белые)

-А это шахматный конь, черный и белый, их тоже по 2, давайте найдем их среди фигурок Незнайки.

- Это, ребята, ладья. Найдите черную и белую ладью, повторите -  как они называются, сколько таких фигурок? (4 - 2 черные и 2 белые).

-Ребята, посмотрите - остались самые маленькие фигурки и они все одинаковые по форме, называются они пешками. Пешки тоже черные и белые, по 8 штук.

Физминутка с Незнайкой.

Незнайка показывает детям фигурки и говорит как они называются, если название фигуры верное - дети прыгают на месте, если нет - садятся на корточки, "прячутся".

3. Воспитатель: Ребята, мы уже заметили, что шахматные  фигуры двух цветов - черного и белого. Давайте разделим их. (фигурки расставляются детьми по разные стороны стола).

Незнайка: Посмотрите - как будто два войска приготовились к сражению.

Воспитатель: А ведь так и есть. Черные и белые фигуры на самом деле противники. Они будут сражаться и забирать друг друга в плен, но к сожалению ты не сможешь играть, Незнайка, тебе кое чего не хватает!

Незнайка: Чего же?

Воспитатель приносит магнитную шахматную доску.

-Посмотрите, это  поле сражения для чудесных фигурок Незнайки. Для начала давайте ее рассмотрим. Называется это Шахматная доска или поле. Что вы видите на ней? (клеточки черного и белого цвета). Ребята, давайте выложим из квадратиков свою доску. Сколько клеток по вертикали (8), а по горизонтали (тоже 8). Посмотрите черные  клетки соприкасаются друг с другом только уголками и белые тоже, на шахматной доске не может быть такого чтобы клетки одного цвета соприкасались сторонами, поэтому будьте внимательны, раскладывая клеточки, помните что они чередуются.

(дети выкладывают на столе шахматное поле из черных и белых квадратов)

4.Незнайка: -А теперь можно играть?

Воспитатель: -Подожди, Незнайка, послушай сначала с ребятами сказку.

 (по мере рассказывания фигуры расставляются на магнитной доске)

"Однажды на белом свете жили были два короля. белый король и черный. Были они очень важными и очень преданными своему народу. У белого короля был белый трон, а у черного черный. И только так. Подданные королей очень любили их и всегда были рядом и старались защищать. Рядом  с королем по правую руку стояла его королева. С обеих сторон всегда на страже стояли верные офицеры (или слоны как мы знаем). У офицеров были красивые и сильные кони, а по краям этой замечательной свиты стояли крепкие и высокие башни (или ладьи как мы знаем). Впереди по всему флангу стояли верные солдатики, звали их пешками. И вот до тех пор, пока они не ссорились друг с другом - стояли они только так! Но в конце концов надоело белому королю делить одно королевство на двоих и он решил напасть на черного короля..."

Незнайка: - А что же было дальше?

Воспитатель: - Точно это никому неизвестно, Незнайка. Каждый раз, когда люди играют в шахматы и принимают сторону черного или белого короля, игра заканчивается по разному - то побеждает белое войско, то черное.

- Но помня, что это именно белый король развязал войну, игру люди начинают всегда с первого хода белых фигур. Оба короля были чрезвычайно гордыми и достойными правителями и поэтому при поражении ни один из них никогда не выказывал своего расстройства и достойно принимал победу другого. Запомните ребята, при поражении в игре в шахматы никогда нельзя показывать обиды и вежливо поблагодарить соперника за игру!

Незнайка: - Ну что можно играть!?

Воспитатель: - Какой ты нетерпеливый, Незнайка, но я тебя понимаю, эти чудесные фигурки так и манят, так хочется их потрогать! Но для игры целым войском нам нужно знать множество правил и мы будем с вами играть сначала в простые игры, которые помогут нам научиться. Я продолжу рассказывать вам сказку завтра, а пока давайте посмотрим мультфильм.

Дети просматривают мультфильм, для закрепления материала занятия воспитатель проводит игру "Что не правильно", расставляя на доске фигуры в неправильном порядке, а дети исправляют ошибки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Раз фигурка,два фигурка"

«Раз фигурка, два фигурка»Цели: Закреплять знания о геометрических фигурах, отвечать на вопрос "сколько?\'\' словами один, много, ни одного.Продолжать формировать умение составлять группу из о...

Программа кружка «Чудесные фигурки» во второй младшей группе

Программа кружка «Чудесные фигурки»                во второй младшей группе...

Песочные струйки и чудесные фигурки

Тема занятия: Песочные струйки и чудесные фигурки.Цель: познакомить детей со свойствами песка. Задачи: ·        Формировать интерес к эксперименталь...

Песочные струйки и чудесные фигурки.

Тема занятия: Песочные струйки и чудесные фигурки.Цель: познакомить детей со свойствами песка.Задачи:1.    Формировать интерес к экспериментальной деятельности2.    ...

НОД на тему "Чудесные фигурки"

Цель: Формирование представлений детей о свойствах песка сухости, учить детей лепить из теста.Задачи: 1. Обучающий: Способствовать закреплению знаний детей о свойствах песках- сухость. Формировать уме...

РМО. Мастер-класс по тестопластике "Чудесные фигурки" В средней группе.

АКТУАЛЬНОСТЬ. Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Тестопластика явля...