Статья для педагогов развитие креативности
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_kreativnogo_myshleniya_v_period_doshkolnogo_detstva.docx | 18.34 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПЕРИОД ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА
Щербакова Л.А., воспитатель
Магдаш Р.Н., воспитатель
МБДОУ № 22
г. Майкоп
Аннотация.
Статья посвящена актуальному вопросу современного образования — развитию креативной личности. Период дошкольного детства является благоприятным для развития в ребенке творческих способностей. Раскрываются подходы отечественных и зарубежных исследователей определения сущности понятия креативности, основные направления и пути по развитию творческих способностей.
Ключевые слова: дошкольное детство, креативность, способность, креативный процесс, воображение, творческое мышление, развитие креативности дошкольников.
Развитие креативности необходимо начинать уже в детстве. Не секрет ни для кого, что развитие ребенка начинается с самого рождения, когда он вошел в мир людей, когда они прикоснулись к нему и поместили в социальные условия. Ребенок постепенно начинает осознавать свое место и свою роль в социальном мире; овладевает человеческими способами действия с предметами, человеческими видами деятельности; осваивает способы взаимодействия с другими детьми и взрослыми людьми. Ребенок открыт для восприятия мира, любопытен, любознательность расширяет его познавательные интересы, склонен к фантазии, к идеям, свободен от штампов и стереотипов, поэтому это самое благоприятное время для развития в ребенке креативности.
Разработка проблем детской психологии, и в частности креативного мышления, осуществлялась отечественными учеными в русле основных направлений психологической науки. Глубокая теоретическая разработка коренных вопросов психологии обусловила успехи в развитии детской психологии, в том числе в исследовании познавательных процессов детей.
В результате исследований выдающихся отечественных психологов (Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.А. Смирнова, А.В. Запорожца, П.И. Зинченко, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, Н.А. Менчинской и др.) был разработан принципиально новый подход к психике. Разработка в психологии категории деятельности стала узловым моментом в исследовании ряда психологических проблем – проблем восприятия, памяти, мышления и т.д. В ряде исследований получены данные о том, что познавательная деятельность тесно связана c практической и в значительной мере определяется ею.
Важно помнить, что путь становления творческой личности сложен и труден. К.Э. Циолковский писал по этому поводу: « Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще неизвестные» (В кн.: Ю.Г. Тамберг).
Педагогу в своей работе следует ориентироваться на следующие основные направления: развитие воображения; формирование качеств креативной личности; формирование культуры общения, поведения, чувств.
В исследованиях, направленных на решение задачи воспитания й личности, рекомендуется учитывать такие ориентиры в педагогической деятельности как развитие воображения, ведь именно оно помогает освободиться от инерции мышления. Важно формировать у детей умение представлять себе то, что не существует в действительности, преобразовывать представления памяти, обеспечивающие в конечном счете создание заведомо нового, отражать реальную действительность в новых непривычных сочетаниях и связях; учить детей смотреть на предметы c разных позиций, видеть новое в старом, знакомом, привычном.
Одним из важных направлений в развитии креативности ребенка-дошкольника является формирование качеств творческой личности. Это предполагает решение следующих задач:
- формирование независимости мышления, то есть умения находить собственное решение, оригинальные ответы, открыто высказывать смелые идеи, гипотезы, защищая и аргументированно отстаивая собственное мнение;
- развитие целеустремленности и настойчивости при поиске решения проблем, стремление доводить начатое дело до конца;
- формирование умения принимать критику без обид, а также способности находить недостатки в собственных суждениях и оценках;
- развитие умения сочувствовать, сопереживать людям, животным, растениям, которые нас окружают;
- поощрение в ребенке инициативности, независимости, изобретательности, уверенности в себе, в своих силах и способностях.
Формирование качеств креативной личности невозможно без развития способности социально-психологической адаптации к различным ситуациям, способности входить в контакт c различными людьми, влиять на них, располагать их к себе, что возможно только при достаточно сформированных навыках культуры общения, поведения, чувств.
В свою очередь, задачи по формированию культуры общения, поведения, гуманных чувств и этических представлений дошкольника включают:
- развитие умения адаптироваться к людям, правильно воспринимать и оценивать их самих, их поступки, взаимодействовать c ними;
- воспитание культуры общения и привитие основных коммуникативных качеств и навыков (приветливо здороваться, общаться, обращаться c просьбой, благодарить за оказанную услугу, оказывать помощь и заботу).
Все указанные задачи взаимосвязаны и решаются в комплексе на каждом занятии. В зависимости от уровня развития и подготовленности детей, их индивидуальных личностных особенностей они конкретизируются педагогом, адаптирующим содержание занятия для своих воспитанников.
Методика развития креативного мышления включает стройную систему последовательных педагогически выверенных действий, направленных на то, чтобы разбудить мышление ребенка, научить самого искать знания. Такая методика требует и специфического педагогического руководства, которое строится на принципах гуманистической психологии и педагогики:
- создание атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей и мнений, атмосферы, которая может вдохновлять ребенка, вселять уверенность в себя;
- создание климата взаимного доверия, принятия других, психологической безопасности;
- восхищение каждой идеей ребенка, что предполагает позитивное подкрепление всех идей и ответов, использование ошибки как возможно нового, неожиданного взгляда на что-то привычное, максимальную адаптацию ко всем высказываниям и действиям.
Креативное развитие возможно только при наличии у ребенка положительной мотивации. Поэтому важным моментом в процессе организации развивающих занятий является создание у детей мотивации, которая основывается на базовых потребностях детей дошкольного возраста. Психологи отмечают, что у детей очень рано зарождается потребность в осознании своей значимости, признании, самоутверждении, реализовать которую ребенок может в игровой ситуации.
Именно в игре реализуется потребность ребенка действовать самостоятельно, активно, как взрослый. Игровой мотив позволяет сделать так, чтобы у детей выполнение задание, решение проблемной ситуации стало осмысленным и в то же время интересным, увлекательным. Дети c удовольствием включаются в игровую ситуацию, когда требуется помощь их близкому другу. Ребенок выступает в позиции помощника, защитника, а при решении умственной задачи чувствует себя сообразительным, умным.
Сильным стимулом, побуждающим дошкольника к деятельности, является мотив личной пользы, который нельзя не учитывать при проведении воспитательно-образовательной работы. Значимой для дошкольников является и потребность в общении со взрослыми. Дети стараются получить одобрение, похвалу, положительную оценку со стороны взрослого. Процесс общения должен сопровождаться только положительными эмоциями: радостью нового знания, радостью открытия, творчества, похвалой. При этом отрицательные эмоции недопустимы: замечания, скука, зависть по поводу успехов другого. Отрицательные оценки закрепощают, поэтому использовать следует только доброжелательность и поддержка.
Примечания:
- Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 1992.
- Белова Е., Ищенко И. Одаренный ребенок. Что могут сделать для него родители? // Дошкольное воспитание. – 1992. - № 7 – 8.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.
- Дошкольная педагогика /Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1988.
- Коломинский А.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М., 1986.
- Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. – М., 1996.
- Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – М., 1995.
- Чего на свете не бывает? / Под ред. О.М. Дьяченко, Е.Л. Агеевой. – М., 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для педагогов «Развитие креативных способностей дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой»
Методические рекомендации для педагогов включают в себя цель, задачи, формы и методы работы по развитию творческих способностей детей в условиях детского сада в процессе ознакомления...
Консультация для педагогов "Развитие креативного потенциала дошкольника посредством театрализованной деятельности"
Консультация для педагогов...
Статья на тему развитие креативного мышления у детей дошкольного возраста
Статья представляет собой обобщение идей и суждений известных педагогических деятелей и мой личный опыт педагога-практика. Материал данной статьи дает характеристику деятельности, направленной на умст...
Мастер-класс для педагогов: «Развитие креативного мышления у дошкольников с использованием техники друдлы»
Цель мастер – класса: повышение мотивации у педагогов к использованию технологии, способствующей развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста.Задачи:систематизировать знани...
Консультация для педагогов "Развитие креативного потенциала дошкольников посредством театрализованной деятельности"
Развитие креативной личности...
Тренинг для педагогов. РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ КАК СПОСОБА ПРЕОДОЛЕНИЕ БАРЬЕРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
В последнее время всё чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального выгорания работников.Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хроничес...