Главные вкладки
Тренинг для педагогов. РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ КАК СПОСОБА ПРЕОДОЛЕНИЕ БАРЬЕРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
методическая разработка по психологии
В последнее время всё чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального выгорания работников.
Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Синдром профессионального выгорания - самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: врачей, педагогов, психологов, воспитателей и так далее.
Очень важно знать основные методы и приемы, помогающие преодолеть синдром профессионального выгорания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_dlya_pedagogov_ev.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 14 «Солнышко»
Тренинг для педагогов.
РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ КАК СПОСОБА ПРЕОДОЛЕНИЕ БАРЬЕРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Подготовила: педагог-психолог
МБДОУ №14 «Солнышко»
Сайкина Н.В.
г. Ковдор
2023г.
В последние годы все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального выгорания работников.
Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Оно возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них.
Синдром профессионального выгорания – самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, воспитателей, психологов, врачей, социальных работников и т.д.
Цель тренинга: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки психического здоровья педагогов.
Задачи:
- анализ и знакомство педагогов с теоретическими подходами по проблеме профилактики профессионального выгорания; практическими психологическими технологиями, направленными на коррекцию и профилактику профессионального «выгорания»;
- актуализация процесса самоанализа сотрудников;
- знакомство с приемами саморегуляции, снятие эмоционального напряжения, формирование позитивного мышления.
Участники: воспитатели, специалисты ДОУ.
Структура занятия:
#1056;итуал приветствия.
#1058;еоретическая часть.
#1055;рактическая часть.
#1056;итуал прощания. (подведение итогов, раздача памяток).
Материалы и оборудование: цветные карандаши, фломастеры, ноутбук, запись релаксационной музыки.
Ход мероприятия.
Ритуал приветствия.
Здравствуйте уважаемые педагоги. Рада приветствовать вас на сегодняшнем мероприятии, которое посвящено профессиональному выгоранию. В процессе любой профессиональной деятельности человек сталкивается с множеством проблем, трудностей и волнений. А педагогическая деятельность, как никакая другая, связана с множеством стрессов и переживаний. С чем вы как педагоги ежедневно имеете дело: не всегда культурные и образованные родители; разные дети, среди которых - дети с проблемами в поведении, эмоциональной сфере; низкая заработная плата; публичные выступления (открытые моменты, аттестация, занятия на город, ответственность, необходимость являться объектом наблюдения и оценивания других людей, постоянно подтверждать свою педагогическую компетентность) и множество других моментов, являющихся стрессовыми факторами. Эти и многие другие факторы оказывают негативное влияние на ваше эмоциональное благополучие и приводят к формированию «Синдрома эмоционального выгорания» - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Теоретическая часть.
Стадии профессионального выгорания.
- стадия
- приглушение эмоций, сглаживание остроты чувств и свежести переживаний; специалист замечает: вроде бы все пока нормально, но скучно и пусто на душе;
- исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
- возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
- стадия
- возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег
начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
- неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов – вначале
это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения.
- стадия
- притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к
миру «уплощается», человек становиться равнодушно опасным ко всему, даже
к собственной жизни;
- такой человек по привычке может сохранять внешнюю респектабельность, но его
глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый
холод безразличия появляется в его душе.
Три аспекта профессионального выгорания.
Первый – снижение самооценки.
«Сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.
Второй – одиночество.
Люди не в состоянии установить нормальный контакт с клиентами. Преобладают объект-объективные отношения.
Третий – эмоциональное истощение, соматизация.
Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости.
Симптомы профессионального выгорания.
ПЕРВАЯ ГРУППА – психофизические симптомы.
- Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
- Ощущение эмоционального и физического истощения;
- Снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменением внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
- Общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
- Частые беспричинные головные боли, постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
- Резкая потеря или резкое увеличение веса;
- Полная или частичная бессонница;
- Постоянное заторможенное, сонливое состояние;
- Одышка или нарушенное дыхание при физической или эмоциональной нагрузке;
- Заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение слуха, зрения, обоняния и осязания.
ВТОРАЯ ГРУППА – социально-психологические симптомы.
- Безразличие, скука, пассивность и депрессия (чувство подавленности);
- Повышенная раздражительность на незначительные события;
- Частые нервные срывы (уход в себя);
- Постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней среде причин нет (чувство обиды, стыда, подозрительность);
- Чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности;
- Чувство гиперответственности и страха, что что-то не получится;
- Общая и негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»);
ТРЕТЬЯ ГРУППА – поведенческие симптомы.
- Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее;
- Сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
- Постепенно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;
- Руководитель затрудняется в принятии решений;
- Чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
- Невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях;
- Дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;
- Злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.
Качества, помогающие специалисту избежать
профессионального выгорания.
Во-первых:
- хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (занятия спортом, здоровый образ жизни);
- высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.
Во-вторых:
- опыт успешного преодоления профессионального стресса;
- способность конструктивно меняться в напряженных условиях;
- высокая мобильность;
- открытость;
- общительность;
- самостоятельность;
- стремление опираться на собственные силы.
В-третьих:
- способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистические установки и ценности – как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.
Практическая часть.
Профилактика и психологическая помощь
при эмоциональном выгорании.
Экспресс - приемы снятия эмоционального напряжения.
#1057;пособы, связанные с управлением дыханием.
- сидя или стоя постарайтесь по возможности расслабить мышцы тела и сосредоточить
внимание на дыхании.
На счет 1-2-3-4 делайте медленный глубокий вдох (живот выпячивается вперед,
грудная клетка неподвижна). На следующие четыре счета – задержка дыхания.
Затем плавный выдох на счет 1-2-3-4-5-6. Снова задержка перед следующим вдохом на 1- 2-3-4. Через 3-5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало спокойнее, уравновешеннее.
#1057;пособы, связанные с управлением тонусом мышц, движением.
- сядьте удобно, закройте глаза, дышите глубоко и медленно. Пройдитесь внутренним взором по всему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног и найдите места наибольшего напряжения (рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот). Постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе. Прочувствуйте это напряжение. Резко сбросьте напряжение (на выдохе). Сделайте это несколько раз. Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы – удивления, радости).
#1057;пособы, связанные с воздействием слова.
- самоприказ – это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе.(«Разговаривать спокойно!», «Молчать, молчать!», «Не поддаваться на провокацию!»). Это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики.
- Самопрограммирование: вспомните ситуацию, когда вы справились с аналогичными трудностями; сформулируйте текст программы, для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня» («именно сегодня у меня все получится», «именно сегодня я буду самой находчивой и уверенной», «именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной»).
- Самоодобрение (самопоощрение). В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец! Умница! Здорово получилось!». Находите возможность хвалить себя в течении дня не менее 3-5 раз.
#1058;ворческое вдохновение.
Творчество – это то, что спасает от эмоционального сгорания. Чтобы не допустить попадания в состояние эмоционального напряжения, нужно добавить в свою жизнь элементы творчества, т.е. разрешить себе быть: открытым всему новому; гибким; смелым; рискованным. И счастье творческого переживания, а с ним оптимизм и радость жизни вам обеспечены, даже если бы вам пришлось выполнять самую неблагодарную работу. Ведь даже мытье посуды можно превратить в творческий акт, не говоря уже про возможности человеческого общения.
УПРАЖНЕНИЕ «РЕЦЕПТ ХОРОШЕГО ДНЯ»
Инструкция: Для этого упражнения потребуются рецепты приготовления вкусных блюд. Ведущий предлагает участникам придумать рецепты «хорошего дня». Рецепты должны быть аппетитными и включать не меньше 7–8 ингредиентов. Участники разбиваются на подгруппы по 3–4 человека. Рецепт должен быть итогом коллективного творчества и устраивать всех членов подгруппы.
В состав рецепта может входить все что угодно. Клаус Фопель приводит в качестве примера такой рецепт: «Берем 20 интересных участников, килограмм обязательности, сто граммов опыта, обильно сдабриваем все это любознательностью, добавляем щепотку духа противоречия...».
На подготовку рецепта подгруппам дается 5 минут; после того как все рецепты будут сформулированы, они зачитываются всем участникам».
УПРАЖНЕНИЕ «СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ»
Берутся наугад 3 слова, не связанные по смыслу, например «озеро»,
«карандаш» и «медведь». Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти 3 слова (можно менять их падеж и использовать другие слова).
ЗАДАЧКИ НА СМЕКАЛКУ.
1. На столе лежит яблоко. Его разделили на 4 части. Сколько яблок лежит на столе? Ответ: одно яблоко
2. Сколько месяцев в году имеют 28 дней? Ответ: Все месяцы
3. Что можно видеть с закрытыми глазами? Ответ: Сны
4. Что нужно делать, когда видишь зелёного человечка? Ответ: Переходить улицу (это рисунок на зелёном сигнале светофора)
5. Как правильно говорить: «не вижу белый желток» или «не вижу белого желтка»? Ответ: Желток обычно жёлтый
6. Из какой посуды нельзя ничего поесть? Ответ: Из пустой
7. Назовите пять дней, не называя чисел (1, 2, 3,..) и названий дней (понедельник, вторник, среда...) Ответ: Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра
8. На какой вопрос нельзя ответить «да»? Ответ: Ты спишь?
9. Чем оканчиваются день и ночь? Ответ: Мягким знаком
10. Что принадлежит вам, однако другие им пользуются чаще, чем вы? Ответ: Ваше имя.
УПРАЖНЕНИЕ «ПАРНОЕ РИСОВАНИЕ»
Необходимые материалы: фломастеры, карандаши, бумага, журналы, ножницы, клей. Ход работы: группа делиться по парам, каждой паре раздается по листу бумаги.
Инструкция: «Сейчас мы будем рисовать в парах. Двое рисуют на одном листе бумаги какую-то единую композицию или образ. При этом есть очень важное условие: нельзя заранее договариваться о том, что это будет за рисунок, нельзя разговаривать в процессе работы. Кроме фломастеров и карандашей разрешается дополнять образ цветной бумагой, использовать готовые образы из журналов, вырезая и приклеивая их в дополнение к композиции. Начинаем по сигналу».
После того, как рисунки будут готовы, проводится обсуждение.
Так же обсуждается и негативный опыт взаимодействия в процессе парного рисования.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Цель – рефлексивный анализ (получение обратной связи).
Задачи:
- закрепление полученного положительного опыта;
- подведение участниками личных итогов.
В заключении два довода в пользу творческого мышления:
#1058;ворческое мышление – это новые перспективы, новый опыт. Благодаря ему мы развиваемся. Это реализация потребности в самовыражении.
#1058;ворчество заряжает наше мышление особой энергией, доставляет огромное удовольствие. При информационных перегрузках и прочих тяготах жизни это хорошее тонизирующее средство. А главное – это способ предотвращения эмоционального сгорания.
Литература.
- Профессиональное выгорание // Школьный психолог, 16-31 августа 2006, №16.
- Прохорова Л.Н. Опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников. – М.:5 за знания, 2007. – 256с.
- Водопьянова Н.Е., Старченко Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2005.
- Филина С. «О синдроме профессионального выгорания» и технике безопасности // Школьный психолог, 2003, №7.
- Осухова Н.Г. Сгоревшие на работе // Здоровье, 2003, №9.
- Степанов С. О натурах творческих // Школьный психолог. - 2001. - №46.
- Филина С. О синдроме профессионального выгорания и технике безопасности в работе педагогов и других специалистов социальной сферы // Школьный психолог. – 2003. - №36.
Приложение1
Памятка для педагогов.
Что нужно и чего не нужно делать при выгорании.
- Не скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.
- Не избегайте говорить о том, что случилось.
- Не позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.
- Не ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе.
- Выделяйте достаточно времени для сна, отдыха, размышлений.
- Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье и на работе.
- Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Арт-терапевтическое занятие по профилактике профессионального выгорания «Мандала, как способ саморегуляции»
Профилактика профессионального выгорания...
Синдром профессионального выгорания педагога, основные стадии и пути преодоления.
Профилактика профессионального выгорания...
«ПРОФИЛАКТИКА И СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
«Синдром эмоционального выгорания»; диагностикой, самодиагностикой синдрома эмоционального выгорания; техниками, способствующими восстановлению сил....
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КРИЗИСЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Качество образования находится в прямой зависимости от профессиональной компетентности и мотивированности к результативной деятельности педагогов. Важное мест...
Советы по преодолению профессионального выгорания.
Научитесь просить о помощи! Советы по преодолению профессионального выгорания....
Профессиональное здоровье педагога и мои способы борьбы с профессиональным выгоранием
Основные причины выгорания на работе и что мне с ними делать Монотонность, рутина и отсутствие новизныЧто делать:Если есть возможность, усложняйте задачи сами себе и устраивайте челленджи. ...
«Профессиональное «выгорание» педагога: основные причины и способы профилактики»
Что такое синдром профессионального выгорания?В последнее время в России, так же как и в других развитых странах, говорят о профессиональном выгорании работников.Исследования по проблеме профессиональ...