Проект по нравственно - патриотическому воспитанию «Блокада Ленинграда»
проект

Мицкая Наталия Николаевна

Актуальность

Великая Отечественная война – важное событие в жизни нашей Родины. Как научить детей помнить защитниковРодины, отстоявших родную землю, гордиться мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров,самоотверженностью тружеников тыла – женщин, стариков и детей? Где взять эти знания, чтобы передать детям? Первоисточником, конечно же, является сам человек. Но время всё дальше отодвигает события Великой Отечественной войны и, к сожалению, её ветеранов остается с каждым годом все меньше. Закономерности человеческой жизни таковы, что скоро их не останется совсем. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, их мужестве.

Всё дальше и дальше уходят от нас те дни, когда пылала наша земля, шла жестокая и страшная война, а город Ленинград, находился в блокадном кольце. И всё сложнее с каждым годом рассказывать нашим маленьким детям о тех тяжёлых, далёких 900 блокадных днях.

 

Цель проекта: расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны.

 

Задачи проекта:

1.Расширять представление детей о блокадном Ленинграде.

2.Познакомить ребят с понятием блокада, дорога жизни, продуктовые карточки, обогащать словарный запас детей.

3.Познакомить детей с художественными и музыкальнымипроизведениями, посвящёнными Блокаде Ленинграда.

4.Формировать у детей патриотические чувства и представление о героизме. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений иисторических фактов.

5.Воспитывать в детях такие нравственные качества, как любовь ксвоим близким, чувство гордости за членов семьи, проживших Великую Отечественную войну или погибших на полях сражений.

 

Прогнозируемые результаты:

1. Расширять знания детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.

2.Развивать интерес детей к истории отечества в годы Великой Отечественной войны.

3.Умение рассказывать о блокаде Ленинграда, используя в своих рассказах поэзию и музыкальные произведения посвящённые Блокаде Ленинграда.

Участники проекта:

Дети подготовительной группы № 4 «Звёздочки»,воспитатель.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_blokada_leningrada.docx29.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Ушаковская средняя общеобразовательная школа»

группы дошкольного образования





Проект по нравственно - патриотическому воспитанию

в подготовительной группе № 4 «Звёздочки»

«Блокада Ленинграда»

(Информационно-практико-ориентированный)





Выполнил: воспитатель Мицкая Н.Н.









2022 г.

Актуальность

Великая Отечественная война – важное событие в жизни нашей Родины. Как научить детей помнить защитниковРодины, отстоявших родную землю, гордиться мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров,самоотверженностью тружеников тыла – женщин, стариков и детей? Где взять эти знания, чтобы передать детям? Первоисточником, конечно же, является сам человек. Но время всё дальше отодвигает события Великой Отечественной войны и, к сожалению, её ветеранов остается с каждым годом все меньше. Закономерности человеческой жизни таковы, что скоро их не останется совсем. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, их мужестве.

Всё дальше и дальше уходят от нас те дни, когда пылала наша земля, шла жестокая и страшная война, а город Ленинград, находился в блокадном кольце. И всё сложнее с каждым годом рассказывать нашим маленьким детям о тех тяжёлых, далёких 900 блокадных днях.

Цель проекта: расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны.

Задачи проекта:

1.Расширять представление детей о блокадном Ленинграде.

2.Познакомить ребят с понятием блокада, дорога жизни, продуктовые карточки, обогащать словарный запас детей.

3.Познакомить детей с художественными и музыкальнымипроизведениями, посвящёнными Блокаде Ленинграда.

4.Формировать у детей патриотические чувства и представление о героизме. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений иисторических фактов.

5.Воспитывать в детях такие нравственные качества, как любовь ксвоим близким, чувство гордости за членов семьи, проживших Великую Отечественную войну или погибших на полях сражений.

Прогнозируемые результаты:

1. Расширять знания детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.

2.Развивать интерес детей к истории отечества в годы Великой Отечественной войны.

3.Умение рассказывать о блокаде Ленинграда, используя в своих рассказах поэзию и музыкальные произведения посвящённые Блокаде Ленинграда.

Участники проекта:

Детей подготовительной группы № 4 «Звёздочки»,воспитатель.

Реализация проекта по этапам

Подготовительный этап:

Определение цели и задачи проекта, изучение методической литературы, составление плана мероприятий по организации детской деятельности. Заинтересовать, вовлечь детей в проектную деятельность: именно Ленинград первым в Европе не сдался без боя гитлеровской армии. Он сдержал натиск немцев и остался непокоренным и неприступным на протяжении всей Великой Отечественной войны. Хотите об этом узнать?

Основной этап:

Проведение запланированных мероприятия для реализации проекта (беседы, занятия, презентации, чтение художественной литературы, прослушивание музыкальных композиций, составление коллажа).

Заключительный этап:

Подведение итогов.

Реализация проекта с детьми

Художественно эстетическое развитие.

Чтение художественной литературы:

Стихи: О. Берггольц «Мы – ленинградцы», С. Маршак «Ленинградское кольцо».

Рассказы: С. Алексеев «Рассказы о ленинградцах и подвиге Ленинграда».

Рисование «Блокада Ленинграда»

Цель: Систематизировать знание детей о великом подвиге защитников блокадного Ленинграда через изобразительное творчество, художественную литературу.

Социально – коммуникативное развитие.

Сюжетно-ролевая игра «Военный корреспондент».

Цель: Продолжать учить детей связывать игры единым сюжетом; самостоятельно распределять роли; использовать знания, полученные из жизни и на занятиях; воспитывать уважение к защитникам Отечества.

Познавательное развитие.

Тематическая беседа: «Блокада Ленинграда».

Цель: расширять знания детей об истории блокадного Ленинграда, о героизме людей переживших блокаду.

Дидактические игры: «Что изменилось»; «Шифровка»; «Военная техника».

Цель: развитие внимания, памяти, логического мышления

Речевое развитие.

Рассматривание иллюстраций «Дорога жизни».

Цель: обогащение словаря по заданной теме, умение детей грамматически правильно строить предложение, составлять небольшой рассказ по иллюстрации.

Физическое развитие.

Подвижные игры: «Разведчики»; «Полоса препятствий».

Цель: продолжать закреплять умение детей договариваться, выполнять правила игры. Развитие ловкости, быстроты, умения ориентироваться в пространстве.

Заключительный этап:

1.Проанализировать результативность.

2. Презентация на тему «Блокадный Ленинград».

3. Выставка детских работ «Блокада Ленинграда глазами ребенка».

По реализации проекта «Блокада Ленинграда» получены следующие результаты:

1.Дети получили знания о великом подвиге жителей блокадного Ленинграда во время Великой Отечественной войны.

2.Пополнился словарь детей новыми словами и терминами.

3. В ИЗО уголке выставка рисунков «Блокада Ленинграда глазами ребенка».

5. У детей повысилась способность договариваться. Оказывать друг другу поддержку, находить верное решение в проблемных ситуациях.

Приложение

Конспект образовательной деятельности «Блокада Ленинграда».

Цель: Расширять знания детей об истории блокадного Ленинграда, о героизме людей переживших блокаду.

Задачи:

1. Познакомить детей с защитниками города во время войны.

2. Показать детям силу духа, веру в победу людей, оказавшихся в кольце блокады.

3. Воспитывать у детей гордость, уважение к людям, отстоявшим наш город, не сдавшим его врагу.

Ход совместной деятельности:

Воспитатель:

Война. Она ворвалась в мирную жизнь жителей всей страны.

Враг наступал на нашу русскую землю. Это были фашисты. В первые же дни войны родилась песня, поднявшая весь народ на борьбу с захватчиками (звучит песня «Священная война»).Враг подступал к городу Ленинграду. А в городе оставались в основном женщины и дети, потому что все, кто мог держать оружие, ушли на фронт. На подступах к Ленинграду шли жестокие бои. Ребята, как вы думаете, кто защищал город?

Ответы детей:

Защищали город пехотинцы и артиллеристы, танкисты илетчики.

Воспитатель:

В конце сентября 1941 г. Через три месяца с начала войны

линия фронта проходила всего в нескольких километра от Ленинграда. Город оказался блокированным с суши и с моря. Ребята, как вы думаете, что такое блокада?

Ответы детей: Ленинград оказался окруженным фашистами.

Воспитатель: связь с Ленинградом поддерживалась только по Ладожскому озеру и по воздуху. Фашисты не смогли штурмом овладеть Ленинградом и решили взять его измором. Началась блокада Ленинграда. (Показ фотографий). Прекратился подвоз топлива и продовольствия. Были отключены и вода, и электричество. Наступила холодная зима. Настали страшные, тяжелые блокадные дни. Их было 900. Это почти 2,5 года.... В городе наступили холод и голод. Люди болели и умирали от холода и голода....

Ребенок: Скрипят, скрипят по Невскому полозья.

На детских санках

узеньких, смешных,

В кастрюльках воду голубую возят,

Дрова, людей умерших и больных...

Воспитатель: Рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, а служащие и дети по 125 грамм (показать Кусочек хлеба). Этот хлеб не был похож на тот хлеб, что мы едим сейчас с вами, так как муки в этом хлебе почти не было, они больше походил на вязкую массу, его выпекали из отраслей, мякоти, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев. (дать подержать хлеб ребятам).

Ребята, какая жизнь была у жителей Ленинграда?

Ответы детей:

Жизнь была тяжелая, голодная......

Наш хлебный суточный паек

Ладонь и ту не закрывает.

И человек, который слег,

Теперь - все чаще – умирает. (Показ иллюстраций)

Воспитатель:

В это же время на заводах города для фронта делали снаряды,

танки, реактивные установки. За станками стояли женщины и даже школьники. Они работали до тех пор, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, оставались до утра здесь же, на заводе, чтобы утром опять продолжить работу. Вокруг города мирные жители – ленинградцы

рыли окопы, создавая противотанковые укрепления. А это было нелегко под вражескими бомбежками и артобстрелами. Ребята давайте поможем жителям блокадного Ленинграда поможем перенести снаряды для защитников города.

Дидактическая игра «Доставь снаряды артиллеристам».

Воспитатель:

Город бомбили. Вражеская авиация ежедневно сбрасывала на

город сотни зажигательных и фугасных бомб. Тяжелая артиллерия вела планомерный обстрел жилых кварталов города. Люди прятались в помещениях под землей, где можно было укрыться от бомбежек – в бомбоубежищах. Невский проспект, главный проспект города, изменился: исчезли толпы прохожих, теперь там рвались бомбы и снаряды.

(Показ фотографий)

Кольцо блокады сжималось, враг подходил все ближе. Наступала зима.

Гитлеровцы злорадствовали: Ладожское озеро вот-вот замерзнет, город полностью лишится снабжения, наступит голод, смерть...

Ребята, как вы думаете оправдались надежды фашистов?

        

Ответы детей: Ладожское озеро замерзло, через него была проложена дорога по льду, названная ленинградцами Дорогой жизни.

Воспитатель:

Отважные шоферы повели по ледовой трассе, под обстрелами

и бомбежкой, машины с продуктами. Оружием и боеприпасами для ленинградцев. Обратными рейсами они вывозили в тыл женщин и детей, раненых воинов.

Ребенок: Наш город назывался Ленинградом,

И шла тогда суровая война.

Под вой сирены и разрыв снарядов

«Дорогой жизни» Ладога была.

Она спасеньем ленинградцев стала,

И помогла в войне им победить,

Чтоб снова время мирное настало,

Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.

Воспитатель: Не хватало еды и ленинградцы использовали каждый клочок земли. В парках и скверах они сажали овощи: картофель, капусту, лук. Даже у Исаакиевского и Казанского соборов, на Марсовом поле были разбиты огороды. Дети помогали взрослым.

Ребята, как дети могли помогать взрослым?

Они тушили пожары и зажигательные бомбы; носили воду

из проруби на Неве, потому что водопровод не работал; стояли в очередях за хлебом, который давали по специальным карточкам. (Показ фотографий)

Воспитатель:

Ленинградцы не сдавались. Город продолжал жить. Работало

радио, которое передавало последние новости с фронта, звучали музыка и стихи, а дети продолжали занятия

в школах. Люди верили, что победа придет, потому что вся страна встала на борьбу с фашизмом. Долгих 900 дней город находился в блокадном кольце. Неполных три года ленинградцы защищали свой город. 27 января 1944 года залпы 14 тысяч орудий,минометов и «катюш» обрушились на

врага. Блокада была прорвана, но полная победа над врагом пришла позже. Наши воины отстояли Родину.

Каждый день отдаляет нас от тех суровых военных лет. Но каждый должен знать и помнить подвиг защитников. Тех кто не щадил своей жизни. В память о павших в те дни на Пискаревском кладбище у братских могил горит Вечный огонь. Люди приносят цветы и молчат, думая о тех, кто

совершил беспримерный подвиг в борьбе с фашистами, о тех, кому мы обязаны мирной жизнью. (Показ иллюстраций)

Ребенок: В осеннем тумане, в январском снегу

Стоит Петербург на морском берегу.

С дворцами и парками строг и красив,

Как будто вплывает в широкий залив.

В блокадные дни, под обстрелом, в снегу,

Не сдался, не сдался наш город врагу.

Здесь гордые, смелые люди живут.

И славится всюду их доблестный труд.

Воспитатель: Светлая память героям, освободившим Ленинград!

Конспект образовательной деятельности «Дорога жизни»

Цель: Посредством рассматривания иллюстраций закрепить знание детей о великом подвиге ленинградцев во время Великой отечественной войны.

Задачи:

1. Совершенствовать умение детей составлять рассказы по

иллюстрации, соблюдая структуру повествования.

2. Закреплять умение детей составлять план рассказа и придерживаться его, использовать в речи рассуждение, объяснительную речь.

3. Воспитание нравственных чувств ( любви, ответственно

сти, гордости) к людям старшего поколения, уважение к защитникам Отечества.

Ход совместной деятельности

Воспитатель:

Во время блокады вся страна сочувствовала ленинградцам и

сопереживала им. Со всех концов огромной России люди посылали в Ленинград подарки – продукты, теплую одежду, оружие. Да только не было возможности доставить это адресатам – немцы не давали приблизиться к Ленинграду. И чтобы подарки могли попасть в Ленинград, было принято

решение проложить дорогу по льду Ладожского озера, которая свяжет осажденный Ленинград с остальной страной. Ребята внимательно рассмотрите иллюстрацию, что вы на ней видите?

Ответы детей.

Воспитатель:

Да, ребята, это «Дорога жизни». Если не эта ледовая дорога,

не пережил бы той суровой зимы Ленинград. Работать в те дни на ледовой дороге могли только люди, превыше всего ставившие свой долг перед Отчизной. Они знали, что Ленинград обязательно переживет тяжелые дни, что только они могут спасти жителей великого города от мучительной

смерти. И они гнали свои грузовики вперед, через пургу и стальную метель фашистских обстрелов, стараясь как можно быстрее довезти так необходимые ленинградцам продукты. Ребята, внимательно рассмотрите иллюстрации. Что везли на грузовиках в блокадный Ленинград? Какими были люди, которые везли грузы на этих машинах? В каких условиях

находились солдаты и шоферы?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: Молодцы ребята. «Дорога жизни» не была односторонней. Из осажденного города грузовики вывозили совсем ослабевших людей – стариков, детей и женщин. За зиму по ледовой дороге из Ленинграда было вывезено около полумиллиона человек.

Ребята, что еще можно было вывезти из осажденного города?

Дети высказывают свои мысли.

Воспитатель:

Правильно, так же вывозили по Ладожскому озеру культурные ценности, промышленное оборудование, сокровища искусства – все, что могло пострадать во время бомбежек и что непременно надо было успеть сохранить. Легендарная «дорога жизни» просуществовала до середины апреля, до того момента, когда Ладожское озеро окончательно растаяло. Последний груз в Ленинград – 6 вагонов лука – водители, которым запретили выезжать на лед, перенесли в город на собственных плечах.

Ребята, еще раз внимательно рассмотрите иллюстрации о легендарной «Дороге жизни» , какой подвиг совершили защитники Ленинграда? Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель:

Ребята, а теперь попробуйте составить описательный рассказ

по любой иллюстрации, которая вам больше всего понравилась.

Дети составляют описательный рассказ с опорой на схему.

Воспитатель: Молодцы, ребята. У вас получились замечательные рассказы.

Враги кричали: «Нет конца

У ленинградского кольца!»

Мечом рассек его боец –

И вот кольцу пришел конец....

...Я прохожу по улицам твоим,

Где каждый камень –

памятник героям.

Вот на фасаде надпись: «Отстоим!»

А сверху «р» добавлено: «Отстроим!»

Только через два с половиной года Ленинград был свобожден от вражеской блокады. 19 января 1944 года наши войска под командованием генерала Леонида Александровича Говорова

перешли в наступление и освободили Ленинград. И вот 27 января 1944 года Военный совет Ленинградского фронта

издал приказ, в котором поздравил ленинградцев с их великой Победой.

А сейчас ребята, я предлагаю вам пройти к столам, на которых находятся альбомные листы и цветные карандаши и нарисовать свою «Дорогу жизни».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по нравственно–патриотическому воспитанию « Воспитание патриотизма через знакомство с родным краем.»

Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. ...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной к школе группе. Тема проекта: «Малая Родина»

Тип проекта: информационный. Участники проекта:Подготовительная к школе группа. Возраст детей 6 - 7 лет.Воспитатели, родители. Пояснительная записка....

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста "Блокадный Ленинград"

Название проекта: « Блокадный Ленинград»Участники проекта: дети подготовительной группы, педагоги, родители воспитанников.По количеству участников: групповой. По приоритетному методу:...

Инновационный проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на основе духовно-нравственных традиций «Моя семья - моя маленькая Родина»

Проект «Моя семья - моя маленькая Родина»Тип проекта: Творческий, фронтальный. Срок реализации проекта: 1год. Участники проекта: дети 4-5лет, средний возраст; воспитатели, родите...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми подготовительной к школе группы "Блокадный Ленинград"

Великая Отечественная война – важное событие в жизни нашей Родины. Как научить детей помнить защитников Родины, отстоявших родную землю, гордится мужеством, героизмом, стойкостью советских солда...

Краткосрочный проект по патриотическому воспитанию "Блокада Ленинграда" (подготовительная к школе группа)

Краткосрочный проект по патриотическому воспитанию "Блокада Ленинграда" (подготовительная к школе группа)...

Краткосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Символы блокадного Ленинграда»

В этом году тему блокады Ленинграда решили прорабатывать с детьми через символы. Каждый символ – это загадка, тайна, которую очень интересно разгадать самому.В каждом символе – память о сл...