Педагогическое мероприятие с детьми по экспериментированию для детей старшей группы по теме : "Волшебное зеркало"
опыты и эксперименты (старшая группа)

Дужукпен Синильга Шолбановна

Педагогоческое мероприятие с детьми по экспериментальной деятельности для детей старшей группы по теме: "Волшебное зеркало"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_zerkalo.docx104.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Челээш» комбинированного вида села Самагалтай

Педагогическое мероприятие с детьми по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Волшебное зеркало» для   детей старшей группы

                                                              https://www.interiordecorating.com/images/cat/furn/guidecraft/G86310-Princess-Mirror_z.jpg

                                                                                         

Составила: воспитатель I–ой

квалификационной категории Дужукпен С.Ш

Самагалтай 2023 год.

Программные задачи:

  1. Через практическую деятельность и экспериментирование познакомить детей с историей изготовления зеркал, его оптическими свойствами.
  2. Развивать познавательные способности детей.
  3. Обратить внимание детей на динамичность окружающего мира, на происходящие вокруг превращения. Формировать способность к преобразованию самых разных ситуаций.
  4. Совершенствовать речь детей, умение высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Поощрять самостоятельность суждений.
  5. Закрепить правила безопасного обращения с хрупкими предметами.
  6. Воспитывать доброжелательность и развивать умение считаться с мнением товарища, выполнять установленные нормы поведения.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация, «Коммуникация»,  «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура».

Предварительная работа:

  1. Проведение с детьми опытов самой разной направленности.
  2. Отгадывание загадок.
  3. На зарядке обращать внимание детей на то, что если человек стоит к тебе лицом его правая рука там, где твоя левая и наоборот.

Материал и оборудование:

  1. Зеркала 10х15 см. – на каждого ребенка
  2. Зеркала разного размера и формы – 4-5 шт.
  3. Мольберт
  4. Картинки с изображением отражения в воде, зеркал во дворце.
  5. Картинки с изображением любых предметов 6-8 шт.
  6. Картинки-половинки с изображением насекомых – по 1 на каждого ребенка.
  7. Крышка от кастрюли с отражающими свойствами.
  8. Муляжи грибов деревянные - по 1 на двоих детей.

  1. Настольная лампа (или другой источник света), зеркало с наклеенным листом бумаги.

Ход познавательно-исследовательской деятельности:

Ребята вы любите путешествовать? (Ответ детей). Сегодня я предлагаю вам совершить необычное путешествие – это путешествие в далекое прошлое. А отправимся мы туда для того, чтобы узнать об истории возникновения одного предмета. Его можно найти в каждом доме и в нашей группе тоже, он нужен всем: и взрослым и детям. Эта вещь особенно необходима, когда мы собираемся куда-то, примеряем новую одежду, делаем прическу. Кстати, этот предмет спрятан у меня вот в этой шкатулке. Как вы думаете, что это? (Дети высказывают свои предположения, если не догадались, то загадываю загадку)                              

                                 Не смотря в окошко, был один Антошка.

                                 Посмотрел в окошко, там второй Антошка.

                                 Что это за окошко, куда смотрел Антошка?)

 

Кто мне ответит, какие бывают зеркала? Для чего нужно зеркало? - Люди,  каких профессий используют зеркала в работе?

(парикмахер, врач, шофер и др.) (Ответы детей) Что будет, если исчезнут зеркала? (Размышления детей)  Как вы думаете, всегда ли существовали зеркала? Тогда где же люди могли увидеть свое отражение? (Ответы детей) Откуда вы это знаете? (Ответы детей)  

    Действительно, давным-давно человек в качестве зеркала использовал воду. Смотря в реку, озеро, пруд, он видел там свое отражение. На мольберт выставляются картинки «Отражение в озере», «Отражение в луже» (размер А4)

 Ребята, у нас тоже есть вода, пройдите, пожалуйста, к столам. 

Опыт №1 «Найди свое отражение»

(Дети подходят к столам, где на белом картоне стоят ванночки с водой, рядом лежат листы цветного картона) Представьте себе, что это маленькое озеро, посмотрите в воду. Вы видите свое отражение? Как вы думаете, почему? Чем вода в реке или озере отличается от нашей? (Ответы детей) Кто догадался, что нужно сделать, чтобы увидеть свое отражение? (Предложения детей) Проверьте свои предположения.

Опытным путем приходим к выводу: чтобы увидеть свое отражение, дно должно быть темным.

Такое зеркало было удобным для людей? Почему, кто объяснит? (Высказывания детей) Подуйте на воду, что происходит с отражением? (Выводы детей) Действительно, такое зеркало не очень удобно: с собой его не возьмешь, и безветренная погода бывает не всегда.

     Поэтому человек продолжил свои поиски. Он научился добывать руду и делать металлические предметы. Однажды человек заметил, что если хорошо отполировать металл, то в нем можно увидеть отражение. Что значит «отполировать»? (Ответы детей) Давайте проверим, действительно ли это так.

 Игра «Возьми и объясни». (Каждый ребенок подходит к столу, выбирает металлический предмет и объясняет полированный он или нет.) Подходим к выводу: для получения более четкого отражения помимо темной основы, необходима гладкая, полированная поверхность.

    Ребята, как вы думаете, легко ли было делать такие зеркала? (Ответ детей) 

Воспитатель показывает детям крышку от кастрюли, проходит между столами и дает детям возможность увидеть в ней свое отражение.

Воспитатель : Зеркало, похожее на то, которым мы пользуемся сегодня, придумали стеклоделы в древней Венеции. Венеция это город в Италии.  Именно они догадались на стеклянную пластину нанести слой металла.

Воспитатель показывает детям большое зеркало с обратной стороны.

Воспитатель: Изготовление зеркал было долгим и сложным. Но зеркала получались изумительные – они сверкали, люди могли видеть в них себя во весь рост. Зеркалами украшали дворцы королей и замки богатых людей. Зеркала стоили очень дорого и служили символом богатства и достатка. Теперь зеркала доступны всем.

№2 опыт «Изготовление зеркала»

Но прошло какое-то время, и человек начал изготавливать маленькие зеркала. Как вы думаете, зачем? (Чтобы носить их с собой) После долгих опытов оказалось, что блестящий металлический слой можно нанести на стекло. Само стекло – это еще не зеркало. Отражение дает тонкий слой серебра, а стекло предохраняет его от царапин и повреждений.

Давайте представим, что я мастер, а вы мои ученики, и сейчас мы попробуем сделать зеркало. Берем стекло, держим его на свет. Мы себя видим? Нет. Почему? Правильно, потому что стекло прозрачное. А что надо сделать, чтобы увидеть свое отражение?

Наложить что-нибудь темное, чтобы исчезла прозрачность.

Возьмем стекло и фольгу. Фольга – это тонкий слой металла.

Стекло вещь хрупкая, легко бьющаяся. Осколки разбившегося стекла вас могут поранить, попасть в глаза. Поэтому мы должны обращаться со стеклом очень осторожно! И я сама наложу фольгу на стекло.

- Вот мы и придумали зеркало!

Кто может рассказать, что нужно для изготовления зеркала?

Воспитатель: Посмотрите на себя в зеркало.  Мы видим свое изображение со всеми мельчайшими подробностями, которые ни один художник не в состоянии изобразить с такой точностью. Мы каждое утро подходим к зеркалу, не обращая особого внимания на изображения, а сегодня постарайтесь очень внимательно всмотреться в него. Слегка наклоните голову, кивните ею. Вы видите, что изображение в зеркале делает тоже самое. Покачайте головой, подмигните.

Дети выполняют просьбу воспитателя.

Воспитатель: Прикоснитесь левой рукой к холодной поверхности зеркала. Но стоп! Что это? Ваше изображение навстречу левой руке протянуло,какую руку?

Дети: Правую руку.

Воспитатель: А если прикоснуться правой рукой? То изображение протягивает, какую руку?

Дети: Левую!

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Дети: Что изображение в зеркале меняет левое на правое.

Воспитатель: Правильно, зеркала  искажают изображение, меняют левое на правое.

Мы каждый день смотримся в зеркало, а что же мы видим?

Дети называют части тела, головы.

Воспитатель: Рассмотрите внимательно части лица и головы, вспомните, в чём они нам помогают. Давайте, попробуем загадать загадки о них. Вот, послушайте, как я это сделаю: «Эта часть лица меня украшает, и дышать помогает. Что это?»

Дети: Нос.

Воспитатель: А теперь вы. Начните свою загадку теме же словами: «Эта часть лица меня украшает и …»

Дети загадывают свои загадки. («…и смотреть помогает;…. И говорить помогает; и слышать помогает» ).

Воспитатель: А сейчас прошу всех встать отдохнуть и поиграть.

Дети встают около своих столов. Проводится физкультминутка.

Воспитатель: Представьте, что вы  зеркала. Все, что я буду делать – зеркала будут отражать – повторять. Только помните, что зеркало меняет левое на правое. Если я что-то делаю левой рукой, то вы будете делать какой рукой? (правой)Готовы?

Дети: Да!

Воспитатель: Разминая поясницу, я не буду торопиться.

(повороты туловища в стороны)

                        Влево, вправо повернусь, и назад я оглянусь.

(поворот головы влево, вправо – посмотреть назад)

                        Чтобы стать ещё умнее покручу слегка я шеей.

(вращение головой в стороны)

                          Раз, два, три, четыре, пять буду ноги разминать.

                                                           (приседания)

                           Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте.

(ходьба на месте)

                           От разминки польза есть? Что ж, пора на место сесть.

(дети садятся)

Воспитатель: А вы знаете, что зеркало может быть фокусником. У вас на подносе лежат картинки с изображением половинки насекомого (бабочки, жуки, стрекозы, мухи ). Попробуйте с помощью зеркала сделать изображение целым.

Дети пробуют это сделать.

Воспитатель: Получилось? Как вы это сделали?

Дети:  Поставили зеркало вертикально к половинке картинки, и получилась целая.

Воспитатель: А теперь слегка покачайте зеркалом и  ваше насекомое полетит.

Дети качают зеркало и наблюдают, как изображение двигается.

Воспитатель: Положите картинки назад на поднос и возьмите  грибок. Вы можете из него сделать пять грибков?

Дети: нет.

Воспитатель: А зеркало может. Соедините свои зеркала так, как это сделала я. В угол поставьте грибок. Сколько стало грибов?

(два зеркала ставятся под углом больше чем 90°).

Дети: три.

Воспитатель: А теперь постепенно соединяйте зеркала. Что происходит с грибами?(если постепенно уменьшать угол между зеркалами, то количество грибов начинает увеличиваться).
Дети: Их становится больше.  

Воспитатель: Молодцы. Положите пока зеркала на стол. Вспомните, как сделать так, чтобы на стене появилась ваша тень? (ответы детей) Действительно, если вы станете между источником света и стеной, на стене появится ваша тень - черный силуэт, без глаз, без носа, безо рта.  

Воспитатель включает лампу и приглашает одного из детей встать так, чтобы на стене появилась его тень.

Воспитатель: А можно сделать так, чтобы у тени появились и глаза, нос, рот? (ответы детей)  И в этом нам опять поможет зеркало.

Воспитатель ставит лампу так, чтобы "зайчик" от зеркала упал на стену, которая служит экраном, точно в том месте, куда ложится тень от  головы ребенка; на этом месте появится освещенный прямоугольник или овал, в зависимости от формы зеркала. Зеркало  закрыто листом бумаги, а в том листе прорезаны  и глаза, и нос, и рот; они тотчас же вырисовываются  светлыми пятнами на тени, которую бросает на стену  голова ребенка.

Воспитатель:  Вам понравились фокусы с зеркалом?

Дети: да!

Воспитатель: А хотите сами стать настоящими фокусниками? Тогда берите свои зеркала и выходите на ковер.

Дети с зеркалом в руках становятся в шеренгу спиной к воспитателю.

Воспитатель: Вы умеете видеть спиной?

Дети: Нет.

Воспитатель: Попробуйте, не поворачиваясь ко мне лицом, а используя зеркало увидеть меня.

Дети пробуют это сделать.

Воспитатель: Получается? Как вы это сделали?

Дети: Нужно зеркало отвести немного в строну,  и смотреть в него.

Воспитатель: Все меня видят?

Воспитатель: Тогда, как настоящие фокусники, называйте то, что я буду показывать.

Воспитатель показывает разные картинки, а дети не поворачиваясь,  смотря в зеркало, называют предмет.

Воспитатель:Молодцы ! А теперь давайте встанем в круг.

Воспитатель: Скажите, вам понравились сегодня опыты?

                         С каким предметом мы работали? (с зеркалом)

                         Что нового вы узнали о зеркале?

(зеркало меняет левое изображение на правое).

Что можно сделать с помощью зеркала?

(половинку картинки сделать целой; из одного предмета сделать много;  нарисовать лицо тени; увидеть то, что находится сзади, не поворачивая головы)

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Вам оно понравилось? Что понравилось больше всего? Что нового вы сегодня узнали? Хотели бы вы еще раз побывать в прошлом? Ребята, это не последнее наше путешествие. Мы ещё не раз с вами побываем там и узнаем много интересного об истории, казалось бы, таких простых предметов. (Далее благодарю детей за активную работу.) 

Вот сколько нового и необычного вы сегодня узнали! Попробуйте дома вместе с родителями с помощью зеркала сделать еще какие-нибудь фокусы. А потом расскажите и покажите нам. Договорились?     

Ну что же ребята кому понравилось наше путешествие  протяните ручки в круг, а кому не понравилось – спрячьте за спину.

Всем спасибо!

 

 мы с вами должны сосчитать все отражения, какие встретятся на нашем пути.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект педагогического мероприятия с детьми по музыкальному развитию в старшей группе "Гармошечка-говорушечка"

Предлагаемый материал позволит познакомить детей с русскими традициями и русским народным музыкальным инструментом гармонь....

Конспект образовательного мероприятия по развитию конструктивного творчества для детей старшей группы на тему: «Цветок для Симки»

Данное занятие направлено на развитие конструктивного творчества. В течении занятия дети конструируют цветок из деталей металлического конструктора для сказочного героя. Закрепляют названия деталей, п...

НОД с использованием экспериментирования для детей старшей группы по теме: «Волшебник – магнит»

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнита.Образовательные задачи: сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать предметы; выя...

НОД с использованием экспериментирования для детей старшей группы по теме: «Волшебник – магнит»

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнита.Образовательные задачи: сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать предметы; выя...