Проект "Зимующие птицы"
проект (младшая группа)

Черемхина Марина Михайловна

 

 

 

         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zimuyushchie_ptitsy.docx41.57 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ».

для детей младшей группы

Подготовили и провели: Черемхина М.М.

Продолжительность проекта: 2 недели.

Тип проекта:  познавательный

Вид проекта: групповой.        

Возраст детей: младшая группа.

Период выполнения: с 12.01.22 по 27.02.22 года.

Участники проекта: дети группы, родители, воспитатели.                                                                                                                                          

Актуальность.  В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в дошкольном возрасте происходит становление человеческой личности, формирование начала экологической культуры. Поэтому очень важно пробудить в детях интерес к живой природе, любовь и бережное отношение к ней.

   С приходом зимы, перелётные птицы улетели в тёплые края, а те, что остались, вынуждены искать себе корм сами. Мы с ребятами решили узнать: кто остаётся зимовать вместе с нами, хватает ли им еды с приходом холодов или потребность в ней возрастает.

    У малышей недостаточно информации о том, кто такие зимующие птицы и почему их так называют, не сформированы навыки оказания помощи птицам.

    Задача взрослых  - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новое об их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц  зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем нужно кормить птиц зимой. 

В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы, научить оказывать посильную помощь нашим пернатым друзьям.

Цель:  Сформировать у дошкольников  общие представления  о зимующих птицах нашего края, об их образе жизни,  характерных признаках и  связи с окружающей средой, о роли человека в жизни птиц.

 Задачи:      Сформировать у детей представлений о том, кто такие зимующие птицы, о внешнем виде, повадках, пользе в природе.  Обучить умению узнавать пернатых по внешнему виду, по голосу и описанию.  Обогатить словарный запас детей. Расширять кругозор. Активизировать познавательную деятельность малышей. Способствовать развитию конструктивных, художественно-творческих умений и навыков; памяти, речи детей; мелкой моторики рук. Воспитывать бережное отношение к природным объектам, заботливому отношению к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях. 

Материал: Иллюстрации с изображением зимующих птиц; маски для подвижных игр; художественная литература по теме проекта, аудиозапись «Голоса птиц» ИКТ.

Предварительная работа:                                                                                                                1. Подбор методической литературы по теме.                                                                                2. Подбор художественной литературы для чтения детям.                                                         3. Подбор дидактического материала, подвижных игр, наглядного пособия (альбомы для рассматривания,  иллюстрации, мультфильмы, аудиозаписи голосов птиц)                           4.Составление перспективного плана.

Формы реализации проекта:                                                                                                             • занятия (по краеведению, рисованию, лепке, аппликации, чтению  художественной литературы);                                                                                                                                  

 • беседы;  

• отгадывание загадок о птицах.

• наблюдения на прогулке;

• пальчиковая гимнастика;                                                                                                              • рассматривание иллюстраций;  

• раскрашивание картинок;

• дидактические игры;

• подвижные игры;

• просмотр мультфильмов;    

• прослушивание аудиозаписи (голоса птиц);                                                                        

• работа с родителями;

• оформление коллективной работы.

Продукт проектной деятельности – Создание  коллективной работы в технике рисования и аппликации   по теме «Покормите птиц зимой».

Предполагаемый результат:

   В ходе реализации проекта в группе созданы необходимые условия по формированию представлений о  зимующих птицах, у детей сформирована система знаний о зимующих птицах и их детёнышей, появится желание помогать пернатым в зимнее время. Установлены причинно-следственные связи между образом жизни птиц и средой обитания. Расширен кругозор, сформирована познавательная активность. Развиты любознательность и творческие способности малышей. Пополнится развивающая среда.

    У детей формируется  чувство ответственности и заботы за птиц.

Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный этап:

Составление плана совместной работы с детьми и родителями по теме проекта:

Воспитатели:  Разработка методических материалов.

Подбор оборудования для занятий, бесед, игр.

Подготовка атрибутов для проведения игр, НОД.

Подготовка консультации для родителей.

Сотрудничество с родителями: привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в проектной деятельности:

- к подбору фотографий, иллюстраций, стихов, загадок о зимующих птицах;

- фотоотчет «Мы кормим птиц зимой».

2. Основной этап:

Мероприятия по работе с детьми: 

• Беседы: «Кто такие зимующие птицы?», «Как живут наши пернатые друзья зимой?»,

«Какую пользу приносят птицы».

• Чтение художественной литературы (стихотворения В. Берестов «Воробушки», Ю.Марова «Кормушка», А.Прокофьев «Снегирь», разучивание А.Я.Яшин «Покормите птиц зимой»,  рассказов: И.Тургенева «Воробей», С. Маршак «Где обедал воробей?», М.Горького «Воробьишко»).

• Рассматривание иллюстраций «Зимующие птицы».

• Отгадывание загадок о зимующих птицах.

• Занятие по краеведению «Зимующие птицы нашего города».

• Занятие по рисованию нетрадиционной техникой – ладошкой  «Птицы».

• Занятие по аппликации «Птичка - невеличка» (Воробышек).

• Занятие по лепке «Воробушки».

• Наблюдения во время  прогулки за прилетевшими птицами на участок детского сада. 

• Пальчиковая гимнастика по теме «Зимующие птицы» - «Мы кормушку смастерили», «Сорока - белобока».

• Дидактические игры: «Какие голоса подают птицы», «Назови ласково», «Скажи наоборот», «Один - много», «Подскажи словечко», «Назови и покажи зимующих птиц».

• Раскрашивание раскрасок  «Красногрудые птахи», «Птицы на участке».

• Просмотр мультфильма «Высокая горка».

• Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».

• Подвижные игры: «Воробышки и автомобиль», «Птички в гнёздышках», «Воробышки и кот».   

Мероприятия по работе с родителями:

Рекомендации родителям по прочтению художественной литературы по теме проекта.

Оформление папки - передвижки «15 января – день зимующих птиц», памятки для родителей «Покормите птиц зимой».

Акция «Покормите птиц зимой!» (сделать фотографию и принести в детский сад).

Беседы с родителями о необходимости привития детям желания и умения заботиться о братьях наших меньших – пернатых, учить любить птиц.

Работа родителей и детей – сбор корма для птиц.

3. Заключительный этап:

- Проведение Акции «Покормите птиц зимой» и фотовыставки по окончанию акции.             Создание коллективной работы с детьми.

  В рамках акции «Покормите птиц зимой» проведена работа по экологическому  воспитанию, познавательно речевому, социально-коммуникативному, художественно-эстетическому развитию  воспитанников.

    У детей был выражен положительный эмоциональный настрой во время проведения  мероприятий. Проведена работа по сплочению отношений воспитанников, педагогов и родителей.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

• Развит познавательный интерес к братьям нашим меньшим - птицам.

• Даны представления о внешнем виде птиц, о поведении, о том, чем они питаются, какую пользу приносят.

• Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.

• Воспитано чувство  любви и бережного отношения к птицам.

Для педагогов:

• В групповом помещении пополнилась развивающая среда атрибутами для игр, дидактическими играми, создана картотека стихов, загадок по теме проекта.

• Внедрение инновационных технологий и новых форм работы с детьми.

• Повышение теоретического и профессионального уровня педагога через овладение методом  проекта в работе с детьми.

Для родителей:

• Просвещение родителей по теме проекта (передача им необходимой информации по тому или иному вопросу - индивидуальные и групповые консультации ...).                           

• Родители и дети приняли активное участие в оказании помощи пернатым в трудное зимнее время.

• Совместная продуктивная деятельность родителей и детей (принятие участия в акции «Покормите птиц зимой» и в фотовыставке, наблюдение за птицами вне детского сада).

• Укрепление детско-родительских отношений, выявление и развитие творческих способностей детей и родителей.                 

Вывод: 

  • В результате проведения данного проекта «Зимующие птицы», у родителей и детей появилась заинтересованность в совместной деятельности.
  • Созданы благоприятные условия для формирования у младших дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц, об их значении для природы в целом и для человека, о правилах подкормки.
  • Проявляется интерес к окружающему миру, что находит отражение в детских играх, поделках, рассказах.
  • Были созданы условия для развития у детей любознательности и творческих способностей.
  • Закрепляется навык работы с карандашами, красками, пластилином,  развивается мелкая моторика через разные виды деятельности с детьми.
  • Воспитывается чувство любви и бережного отношения к природе и ко всему живому.
  • Через исследовательско - творческую деятельность дети решают поставленную задачу, представляя решение в виде коллективной работы.

Продукт проектной деятельности – В итоге работы над проектом у нас получилось 2 продукта: Создание  выставки с детьми в технике аппликация по теме «Покормите птиц зимой»; фотовыставка «Мы кормим птиц зимой».

Беседа: «Кто такие зимующие птицы?».

Задачи: Формирование представлений о зимующих птицах, их внешнем виде, образе жизни и повадках. Уточнение и расширение словаря по теме: птица, голова, крыло, хвост, клюв, синица, снегирь, ворона, воробей, сорока, голубь, летает, прыгает, клюёт. Учить узнавать пернатых по внешнему виду. Развитие связной речи. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Материал: иллюстрации с изображением зимующих птиц (воробей, голубь, ворона, сорока; снегирь, синица); мнемотаблица «Расскажи о птицах»; таблица «Строение птиц».

Ход беседы. Дети садятся полукругом.

- Ребята, каких птиц вы знаете?

- А кто такие зимующие птицы?

- Почему их так называют?

- Хотите узнать?

Наступают холода. Птицы улетают в тёплые края.  Те птицы, которые остаются у нас зимовать или прилетают к нам с севера, называют – зимующими.

- Каких птиц зимой в нашем крае вы видели?– это голуби, воробьи, сороки, вороны …

Зимой в городе можно увидеть таких лесных обитателей, как снегири, свиристели, совы. В холодное время года им всё труднее и труднее добывать себе пропитание. Поэтому они перебираются ближе к человеку.

- Скажите, что общего у всех этих птиц? (у них есть голова, клюв, шея, туловище, крылья, ноги, хвост).

Молодцы!

  • Давайте рассмотрим воробья. (Составляют план описания птиц - мнемотаблицу).

- Что вы можете про него сказать?

- Какого цвета оперенье?  ЦВЕТ.

- Что у него есть? (голова,…)  ЧАСТИ ТЕЛА.

- Где она обитает?  (под крышей)  ДУПЛО.

- Чем питается?  СЕМЕНА, ЯГОДЫ.

- Назови её птенца?  ПТЕНЕЦ.

- Как люди помогают птицам зимой?  ЧЕЛОВЕК, КОРМУШКА

Физминутка «Птички»

Птички прыгают, летают           Дети прыгают
Крошки птички собирают.       «клюют»
Пёрышки почистили,
Клювики почистили                  изображают
Птички летают, поют                машут руками
Зёрнышки клюют                      наклоняются
Дальше полетели
И на место сели                         «улетают», садятся

Молодцы, отдохнули, а теперь приготовили ушки и внимательно слушаем.

         

Обобщение ответов детей: Тело воробья покрыто перьями, серого и коричневого цвета. У него есть голова, шея, клюв, туловище, хвостик, ножки и крылышки. Живёт под крышей домов.  Воробей может летать, прыгать, чирикать, сидеть. Питается насекомыми, крошками, зёрнами, семенами. Он друг человека, потому что поедает вредных насекомых. Значит, приносит пользу.

  • Обратите внимание на эту иллюстрацию (Рассматривают иллюстрацию с изображением голубя).

- Вы узнали кто это?

Предлагаю рассмотреть голубя и рассказать о нём (работают по плану составленному выше).

Голубь больше воробья. Тело покрыто перьями, серо-голубого цвета. У него есть голова, шея, клюв, туловище, хвостик, ножки и крылышки. Живёт под крышей домов, в парках.  Голубь может летать, прыгать, ворковать, сидеть. Питается ягодами, крошками, семенами.

Итоги: - Ребята, почему воробушки, воробьи, вороны не улетают от нас в тёплые края? (они остаются зимовать)

- Как называют таких птиц?

Молодцы! Вы очень хорошо сегодня работали. Каждому из вас птички принесли подарок (раскраска с изображением птиц).

  Беседа: «Как живут наши пернатые друзья зимой?»

Задачи: Расширение  представлений о зимующих птицах, их образе жизни.

Учить детей правильно их подкармливать. Воспитание заботливого отношения к птицам.

Материал: иллюстрации с изображением зимующих птиц (воробей, снегирь, синица);

Карточки с загадками про птиц.

Ход беседы: Дети входят в украшенный зал, садятся на стульчики полукругом.

Рассказ воспитателя: С наступлением холодов естественный корм для птиц становится недоступным. Им негде взять еды и они не могут пережить зиму, многие из них погибают.

- Как вы думаете: чем мы можем помочь птицам? (сделать кормушки)

 Правильно, чтобы зимой помочь птицам пережить трудное для них время, надо сделать кормушки  (выставляем кормушку сделанную папой Вовы М.) и регулярно насыпать туда зёрна, крупу, хлебные крошки.

- А любые крошки кушают птицы? (нет, только от белого хлеба, крошить мелко)

- А почему, как вы думаете? (чёрный хлеб киснет у них в зобу и не переваривается, особенно зимой)

Отгадай те загадку,  про кого мы буде говорить:  

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

- Кто догадался, про кого загадка? – Кто это? (правильно, синичка, садим на кормушку)

  • Синички очень любят кусочки не солёного сала. Она очень прожорлива. Съедает столько зерна и крошек, сколько сама весит. Тем самым она приносит пользу природе, поедая вредных насекомых летом. А зимой в солнечный денёк радует нас своей весёлой песенкой в знак благодарности за корм.

- Угадайте, кто следующий?

Птичка – невеличка

Ножки имеет,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок –

Получается прыжок.

- Кто это?    (правильно, воробышек, садим на кормушку)

  • Воробушек очень маленькая и проворная птичка. Очень прожорливая. Зимой, в холодную пору, они сидят, плотно прижавшись, друг к другу, нахохлившись. Им тоже голодно, поэтому необходимо их тоже подкармливать.

- Чем будем их подкармливать? (крупой – овёс, пшено; семечки;)

Физминутка «Скачет шустрая синица» (А. Барто) 

Скачет шустрая синица,           Прыжки на месте на двух ногах.
Ей на месте не сидится,            Прыжки на месте на левой ноге. 
Прыг-скок, прыг-скок,              Прыжки на месте на правой ноге. 
Завертелась, как волчок.          Кружимся на месте. 
Вот присела на минутку,         Присели. 
Почесала клювом грудку,       Встали, наклоны головы влево - вправо. 
И с дорожки — на плетень,    Прыжки на месте на левой ноге. 
Тири - тири,                              Прыжки на месте на правой ноге.
Тень-тень-тень!                        Прыжки на месте на двух ногах.

- А это кто?

Чернокрылый,

Красногрудый

И зимой найдёт приют.

Не боится он простуды

- С первым снегом

Тут как тут!

- Кто это?  (снегирь, правильно, садим на кормушку)

 Молодцы!

  • Снегирь – одна из заметных птиц наших лесов. Они собираются в небольшие стайки и так зимуют в лесах, парках городов. Питаются растительной пищей – семенами деревьев, их почками, побегами, редко насекомыми. А зимой этого нет. Зимой они питаются ягодами рябины. Когда наступают сильные морозы, снегири  вынуждены перебираться поближе к человеческому жилью.

- Почему?

Обобщение ответов детей:  Все птицы собираются около жилья человека, где легче найти пропитание. Они держатся стайками, перелетают с места на место в поисках пищи.  Зима страшна для них не холодом, а голодом. Поэтому необходимо заботиться о них - вывешивать кормушки и регулярно насыпать туда корм. Чем разнообразнее будет корм, тем больше разных птиц прилетит к кормушке.

- А чем можно кормить птах?

- Что мы насыпим в кормушку для птичек?

Можно:

  • Семена подсолнечника, арбуза, тыквы, дыни;
  • Просо, овёс;
  • Свежие фрукты, ягоды кусочками;
  • Не солёное сало.

Нельзя:

  • Пшено;
  • Чёрный хлеб;
  • Жареное и солёное.

Итоги: - Почему зимой птицы  держатся около наших домов? (Нет пропитания, трудно добывать себе пищу)

- Легко ли им добывать себе зимой корм?

- Чем будем кормить птиц? (Семенами, зёрном, крошками сухого белого хлеба)

Вы очень внимательно слушали, правильно отвечали, много узнали. Молодцы!

Просьба: вместе с мамами и папами сходить на прогулку и там покормить птичек, так как им негде взять еды.  

Беседа: «Какую пользу приносят птицы».

Задачи: Формирование представлений о пользе птиц, их значимости для человека и природы. Закрепление обобщающего понятия «Птицы». Развитие речи детей, как средства общения. Воспитание любви и заботливого отношения к птицам.

Материал: Иллюстрации с изображение птиц.

Ход беседы: I Орг. момент.  Дети садятся вокруг большого стола, где разложены иллюстрации с изображение птиц.

II. Новый материал.      

- Каких зимующих птиц вы знаете? (ответы детей)

- Вспомните, почему их так называют?

- Какие птицы прилетают к нам зимовать? (снегирь, синица)

1. Сообщение темы.

Сегодня мы с вами узнаем, какую пользу приносят птицы природе и человеку.

2. Рассказ педагога о судьбе птиц.

Во время сильных метелей и морозов многие птицы погибают от голода, особенно в конце зимы. Если мы будем постоянно подкармливать пернатых в наших кормушках, то, скорее всего, они будут снова и снова возвращаться к нам. А об их пользе, я думаю, вы знаете.

- Какую пользу приносят птицы людям и природе? (Ответы детей)

   Птицы не только летом, но и зимой борются с вредителями, доставая их  и их личинок из  под коры деревьев.  

   Они самые надежные помощники человека в истреблении вредных насекомых и их личинок. Хищные птицы и совы поедают мелких грызунов – вредителей полей - приносят пользу сельскому хозяйству.

   Одни птицы красиво поют и их приятно слушать.

   Другие имеют красивое оперенье и ими можно любоваться.

   Некоторые птицы дают человеку мясо (куры, утки, гуси, куропатки).

   Люди часто сердятся на птиц, так как они поедают ягоды – плоды деревьев. А оказывается, они приносят нам больше пользы, чем вреда. Ягоды – то они съедают, а косточки уносят далеко от дерева. Косточки попадают в землю и на следующий год

вырастают молодые побеги рябинки.

Вывод: Получается так, что птицы разносят семена и сажают для нас с вами лес.

III. Итоги.  – Какую пользу приносят птицы? (Высказывания детей).

- Понравилось вам занятие?  Если да, то возьмите смайлик с улыбкой.  Если нет или не очень, то возьмите грустный смайлик.

Конспект НОД по краеведению «Зимующие птицы нашего края».

Задачи:

Образовательная: Формирование представления у детей о зимующих птицах нашего края, их особенностях. Знакомство с некоторыми зимующими птицами (воробей, ворона, голубь, сорока). Показать детям  взаимосвязь всего живого в природе.

Развивающая: Развитие чувства сопереживания ко всему живому (птицам).

Воспитательная: Воспитание заботливого отношения к природе и ее обитателям.

Материал: Иллюстрации воробья, вороны, сороки, голубя; кормушка, корм; раскраски для малышей с птицами нашего края.

Ход занятия: I. Орг. момент.

II. Новый материал. 1.Загадки о зимующих  птицах.

Угадайте, что за гости к нами пришли:

Эту птицу каждый знает,
В теплый край не улетает
Эта птица - круглый год
Во дворе у нас живет
И чирикает она
Громко с самого утра:
- Просыпайтесь поскорей. -
Всех торопит (Воробей)

Любит прыгать и летать,
Хлеб и зёрнышки клевать,
Вместо «Здравствуйте» привык
Говорить всем «Чик-Чирик».
(Воробей)

Хочет с детства эта птица
Стать известною певицей.
День и ночь неугомонно
" Кар–кар–кар! " – поёт (Ворона).

Длинный хвост и с белым боком,
А летает не высоко.
Хочет всё стащить с наскока!
Это хитрая ...(Сорока).

Что блестит, не пропущу,
Всё в гнездо себе тащу.
Чернохвоста, белобока...
Догадались? Я –  (Сорока).

Он живет на площадях,

На деревьях, и ветвях.

Он воркует, не поет,

Бодро семечки клюет.

(Голубь)

Вывешиваем иллюстрации птиц на доску

2. Сообщение темы – Сегодня мы с вами будем говорить о птицах, которые живут рядом с нами.

3.Беседа о птицах и их характерных особенностях.

Обращаем внимание на иллюстрации птиц.

- Как вы думаете, как называют этих   птицы?

(Этих  птиц называют - зимующие).

Посмотрите на них внимательно и скажите:

- Чем они похожи?  Что у них общего?    

     Воспитатель обращает внимание на картинки с изображением птиц, показывает, называет их, отмечает характерные особенности каждой птицы. 

(Есть голова, клюв, шея, туловище, крылья, хвост и лапки. Тело покрыто перьями, они летают, прыгают, клюют).

Воспитатель стремится к тому, чтобы дети запомнили название этих птиц и характерные особенности внешнего вида каждой птицы (Воробушек - пташка, серая рубашка, сизый голубь…)

4. Физминутка  «Птичка-невеличка»

Птичка-невеличка

По небу летала            (птички летают),

Села под окошко,

Крошек поклевала    (присели, клюют зёрнышки),

Встрепенулась птичка (встали, отряхнулись),

Выпрямила спинку.

Песенку запела, в домик полетела    (машут руками).

5. Продолжение беседы о птицах (серогрудая ворона,  сорока-белобока,).

 - А чем они отличаются?    (одни большие птицы, а другие – маленькие – размером  и цветом)

Умницы!

- Ребята, как вы думаете сейчас легко птицам, когда  земля замёрзла, снега много вокруг,  когда нет корма?  (Им очень трудно, пищи нет).

- Что надо сделать, чтобы помочь пернатым?  

(нужно повесить кормушки и накормить ) – постоянно добавлять корм в кормушки.

- Кто из вас кормил птичек? (Ответы)

- А чем  кормят птиц? ( зернышками овса, семечками не жаренными,  крошками чёрствого белого хлеба).

6. Я предлагаю вам покормить наших гостей. У нас есть  птичья столовая. Давайте насыпим туда корм и пригласим птичек.

7. Чтение стихотворения  Александра   Яшина «Покормите птиц»

Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.        

- Красивое стихотворение?

-Им очень нужна наша помощь, а особенно зимой.

III.Итоги. Молодцы! Хорошо сегодня работали, ушки все слышали, всё запомнили.

- Какие птички живут рядом с нами?

- Как они называются?  Зи…

Наши гости принесли вам подарки, каждому раскраску с птичкой (педагог раздаёт каждому малышу).

Чтение художественной литературы (стихотворения: В. Берестов «Воробушки», Ю.Марова «Кормушка», А.Прокофьев «Снегирь», Маршак «Где обедал воробей?»; разучивание А.Я.Яшин «Покормите птиц зимой»;  рассказов: И.Тургенева «Воробей», С М.Горького «Воробьишко».

Задачи: Формирование интереса и любви к потребности в чтении. Учить внимательно слушать текст, следить за развитием сюжета. Развитие умения отвечать на вопросы, делиться впечатлением, внимания. Активизировать и обогащать словарный запас детей.

Рассматривание иллюстраций «Зимующие птицы».

Задачи: Уточнение с детьми знаний о том, кто такие зимующие птицы. Учить узнавать их по внешнему виду. Развитие речи детей. Содействие формированию привычек нравственного поведения. Воспитание аккуратности во время рассматривания иллюстраций.

Отгадывание загадок о зимующих птицах.

Задачи: Продолжать знакомить малышей с самым распространённым видом  народного творчества– загадками. Учить отгадывать их. Развитие мышления, речевого внимания, наблюдательности и смекалки.

Наблюдения на прогулке за птицами прилетевшими на участок. 

Задачи: Закрепление с детьми знаний о зимующих птицах. с детьми (назвать знакомых птиц, сравнить их по внешнему виду, повадкам, голосу), умения их кормить. Развитие наблюдательности, интереса к окружающей природе. Воспитание заботливого отношения к птицам.

Пальчиковая гимнастика по теме «Зимующие птицы» - «Мы кормушку смастерили», «Сорока - белобока».

Задачи: Развитие мелкой моторики пальцев рук. Профилактика и снятие утомления у дошкольников. Способствовать развитию интеллектуальных способностей детей, освоению речи. Активизация словарного запаса детей.

Дидактические игры:

«Какие голоса подают птицы»

Задачи: Пополнение активного словаря детей по теме «Зимующие птицы». Развитие умения узнавать птиц по голосу, памяти, мышления. Воспитание культуры общения.

Ворона – «кар-кар» - каркает; синица – «тинь - тинь» - тинькает; снегирь – свистит; голубь – воркует; воробей –  «чив - чив» - чирикает; сорока – «стр – стр» - стрекочет; сова – «ух - ух» - ухает.

«Узнай и назови ласково»

Задачи: Упражнение в узнавании птицы и словообразовании.

Воробей – воробышек, воробьишко; синица - …

«Скажи наоборот»

Задачи: Учить детей использовать в речи слова, противоположные по смыслу.  Развитие памяти, речи детей, мыслительной деятельности.

Закончи предложения: Воробей маленький, а ворона - …        

У синички хвост короткий, а у сороки - …

Голубь тяжёлый, а воробей - …

У синички клюв тонкий, а у вороны - …

«Один - много»

Задачи: Упражнение в образовании множественного числа существительных

Ворона - вороны, снегирь - …

«Подскажи словечко»

Задачи: Учить внимательно слушать педагога, договаривать слова. Развитие слухового внимания, чувства рифмы. Воспитание выдержки.

«Назови и покажи зимующих птиц»

Задачи: Развитие у детей умения узнавать и называть птиц по внешнему виду.

Раскрашивание иллюстраций  «Красногрудые птахи»,  «Милые воробышки».

Задачи: Закрепление умения правильно держать карандаш, закрашивать сверху - вниз или слева - направо. Развитие усидчивости, старательности. Воспитание аккуратности в работе.

Просмотр мультфильма «Высокая горка».

Задачи: Расширение представления об окружающем мире. Знакомство с новыми словами, явлениями, ситуациям. Способствовать социализации на основе примера поведения главного героя (дети учатся, подражая). Развитие эстетического вкуса, чувства юмора, мышления, понимания причинно-следственных связей.

Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц»

Задачи: Приучать внимательно слушать аудиозапись и распознавать птиц по голосу. Воспитание выдержки.
Подвижные игры:

«Воробышки и автомобиль»

Задачи: Учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.

«Птички в гнёздышках»

Задачи: Учить детей быстро действовать по сигналу воспитателя; ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Упражнение в беге с увёртыванием.  Развитие у детей решительности.

«Воробышки и кот»

Задачи: Учить детей правильно спрыгивать на носки, сгибая ноги в коленях, мягко приземляться. Развитие умения бегать, не задевая друг  друга, увёртываясь от ловящего; быстро убегать, находить своё место.

Конспект НОД по аппликации во второй младшей группе «Зимующие  птицы»

Цель : Изготовление коллективной аппликации из готовых форм

Задачи:

- Закреплять представление детей о зимующих птицах, их названиях, особенностях строения тела, отличительных чертах разных видов птиц

- учить аккуратно пользоваться клеем, при необходимости пользоваться салфеткой.

- учить работать коллективно

- Развивать мелкую моторику рук, умение собирать целое из частей

- Воспитывать любовь к пернатым, желание прийти им на помощь

Материал для занятия :

Заготовки частей птиц : туловище, крыло, грудка красного и желтого цвета

Силуэт зимнего дерева

Клей

Салфетки

Ход занятия:

Собрались все дети в круг

Ты мой друг и я твой друг,

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в группу прилетела синичка. Она очень замёрзла и хочет погреться

-Ребята, а что вы делаете когда у вас замерзнут ручки?

Дети: Дышим на ручки теплым воздухом

Воспитатель: Давайте и мы согреем нашу птичку-гостью. Я вам даю синичку, а вы подуйте на неё теплым воздухом и передавайте друг другу. Так наша синичка согреется.

Дыхательная гимнастика «Согреем синичку»

Воспитатель: Синичка говорит, что на улице очень холодно, морозно, снег укрыл все деревья и дома и все птицы спрятались от холода.

- Ребята, давайте пригласим синичку остаться у нас в группе и поиграем с ней.

Физминутка: Скачет шустрая синичка

Скачет шустрая синичка

Ей на месте не сидится

(прыжки на двух ногах по кругу)

Прыг-скок, прыг-скок

Завертелась, как волчок

(кружатся на месте)

Вот присела на минутку

Почесала клювом грудку

(присели и выполняют наклоны головы вправо, влево)

И с дорожки - на плетень

Тири – тири, тень – тень, тень!

(прыжки на месте)

А. Барто

Воспитатель: Ребята, а какие птицы – друзья есть у нашей синички?

Дети: Воробьи, вороны, снегири, голуби.

Воспитатель: А как мы называем этих птиц?

Дети: Зимующие птицы.

Воспитатель: Ребята, давайте для нашей синички сделаем друзей.

(Дети садятся за столы)

- Посмотрите, перед вами на столе детали для изготовления птиц. Давайте разберем, из чего будет состоять птичка. Я буду показывать, а вы называть части тела птицы.

- голова, которая плавно переходит в туловище.

-крылышко

-грудка

-Ребята, если мы птичке наклеим желтую грудку, какая это будет птичка?

Непоседа, невеличка

Желтая почти вся птичка.

Любит сало и пшеничку,

А зовут её? (синичка)

- А если мы наклеим птичке красную грудку, то какая это будет птичка?

Красногрудый, чернокрылый

Любит зернышки клевать

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (снегирь)

- А сейчас давайте соберем наших птичек из частей и склеим их.

Дети самостоятельно выполняют работу.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Сколько много птичек – друзей появилось у нашей гостье – синички! Но где же мы их разместим? Давайте их посадим на зимнее дерево.

Итог занятия:

Посмотрите, ребята, какое у нас получилось разноцветное зимнее дерево! Сколько птичек на нём разместилось! Синичке очень понравились новые друзья, а нам будет радостно и весело, от того, что все птички будут жить у нас в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...

Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)

Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...

Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада

Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование  умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....