Дополнительная общеразвивающая программа "Шахматы для детей"
рабочая программа
В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_shahmaty.docx | 78.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по социально-личностному развитию детей № 46 «Снегири»
663601, г. Канск, мкр. Юго-Западный, д. 3, т.(39161) 3-30-10, e-mail:snegirisad46@mail.ru
Дополнительная общеразвивающая программа
«Шахматы для детей»
социально-гуманитарной направленности
Автор-составитель:
Благодарова Светлана Николаевна,
воспитатель МБДОУ № 46
Канск
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка…………………………………………………………...3
- Цели и задачи реализации программы …………………………………..4
- Принципы и подходы к формированию программы ……………………4
- Возрастная характеристика, контингента детей 5-7 лет ………………..5
- Планируемые результаты освоение программы…………………………8
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Формы, методы и приемы шахматного образования в ДОУ…………….10
2.2. Взаимодействие с педагогами……………………………………………...11
2.3. Взаимодействие с родителями……………………………………………..12
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Проектирование воспитательно – образовательного процесса………….13
3.2.Учебно-тематический план дополнительной образовательной деятельности……………………………………………………………………..13
3.3. Материально-техническое обеспечение…………………………………...17
Список литературы………………………………………………………………19
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
«Шахматы – это не только спорт - они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективнее оценить сложившуюся ситуацию, просчитать на несколько «ходов» вперёд».
В.В. Путин в послании участникам Чемпионата мира.
В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы. Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано.
Исследования, проведенные современными российскими психологами Л. Венгером, В. Давыдовым, В. Мухиной и др., свидетельствуют о том, что возможности маленького человека велики и путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старших возрастов.
В дошкольном возрасте шахматы играют важную роль в развитии ребенка. Они выполняют сразу несколько функций.
Познавательная. Играя в шахматы, ребенок научится мыслить, логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать. Малыш узнает много нового и интересного. Кроме того, игра способствует развитию фантазии и творческих способностей.
Воспитательная. Придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном месте и сосредоточиться на уроках. Шахматы же вырабатывают выдержку, собранность, внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться к неудачам.
Физическая. Сидеть долго за доской очень трудно. Надо обладать большим запасом сил и выносливости. Поэтому у всех гроссмейстеров есть тренеры по физической подготовке.
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития.
1.1. Цель и задачи реализации программы
Программа дополнительного образования по шахматному образованию детей
старшего дошкольного возраста «Шахматы» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.
Цель: создание условий для обучения детей дошкольного возраста игре в шахматы.
Для достижения цели реализуютя следующие задачи
обучающие:
- познакомить детей с историей шахмат;
- познакомить детей с шахматными фигурами;
- обучить правилам игры и теоретическим знаниям по шахматной игре;
- научить детей следить за развитием событий на шахматной доске;
- научить играть шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил;
- научить детей работать самостоятельно.
развивающие:
- развивать универсальные способы мыследеятельности (абстрактно-логическое мышление, память, внимание, воображение, умение производить логические операции);
- повысить уровень спортивной работоспособности;
- развивать интеллектуальные способности;
- расширить кругозор ребёнка;
- формировать познавательную самостоятельность.
воспитывающие:
- воспитывать потребности в здоровом образе жизни;
- воспитывать трудолюбие, дисциплинированность, сознательность, активность;
- формировать способности к самооценке и самоконтролю.
1.2.Принципы и подходы к формированию программы
В основу программы положены общие методические принципы:
- Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
- Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
- Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
- Принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса.
- Принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом.
- Принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира.
- Принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора.
- Принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
1.3.Возрастная характеристика, контингента детей 5-7 лет
Характеристика особенностей развития детей старшей группы (5-6 года), значимые для реализации программы.
В целом, детский коллектив дружный, эмоционально отзывчивый. Поведение дошкольников всё чаще выстраивается с учётом интересов и потребностей своих сверстников и наставников. Дети много общаются со взрослыми, которые для них являются авторитетом. Следует отметить, что некоторые дети, в силу особенностей своего характера (застенчивости, скромности) испытывают затруднения в общении.
Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
Проявляет ответственность за начатое дело.
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.
Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.
Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).
Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.
Характеристика особенностей развития детей подготовительной к школе группы (6-7 года).
В целом, детский коллектив дружный, эмоционально отзывчивый. Поведение дошкольников всё чаще выстраивается с учётом интересов и потребностей своих сверстников и наставников. Дети много общаются со взрослыми, которые для них являются авторитетом. Следует отметить, что некоторые дети, в силу особенностей своего характера (застенчивости, скромности) испытывают затруднения в общении.
Большую значимость для детей данного возраста приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, зарождается детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, играть то с одним, то с другим партнёром. Иногда у них наблюдаются и конкурентные отношения.
Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл. Усложняется игровое пространство. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем.
Дети уже способны осознавать себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Они могут давать определения некоторым моральным понятиям (доброта, жадность и т.д.), эмоционально оценивают свои поступки в соответствии с правилами и нормами («что такое хорошо и что такое плохо»).
У детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно запомнить достаточно большой объем информации (особенно у девочек), складываются интеллектуальные предпосылки к учебной деятельности. В связи с этим дети хорошо ориентируются в окружающем мире, уверенно выделяют объекты живой и неживой природы, предметного и социального мира.
Усложняются образы, передаваемые детьми в изобразительной деятельности. Рисунки приобрели более детализированный характер, обогатилась цветовая гамма. Более явными стали различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки чаще рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.д.,
Человека дошкольники стали изображать более детализированным и пропорциональным. Появились пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежду дети могут украшать различными деталями.
Дети в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа изображений и построек. Постройки стали симметричными и пропорциональными.
Усложнилось конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольными. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь (диалогическая и монологическая). Дети начинают активно употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы и т.д.
У детей наблюдаются значительные изменения и в физическом развитии. Активно развивается моторика, наращивается и самостоятельно используется двигательный опыт. Совершенствуются ходьба и бег. Дети способны поддерживать правильную осанку. По собственной инициативе они могут организовывать подвижные игры и соревнования со сверстниками.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
- Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
- Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
- Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения).
К концу обучения по программе дети
Знают:
- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
- правила хода и взятия каждой фигурой – ходы, в том числе шах и рокировку; нападения и взятия, в том числе и взятие на проходе;
- цель игры: мат, пат, ничья;
- шахматную нотацию;
- абсолютную и относительную ценность фигур;
- приёмы и способы матования одинокого короля;
- историю возникновения шахматной игры;
- правила игры.
Умеют:
- ориентироваться на шахматной доске;
- согласованность действий пешек с пешками, пешек с каждой фигурой, каждой фигуры друг с другом.
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять фигуры в начальном положении;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- рокировать;
- объявлять шахпроводить комбинации;
- владеть техникой матования одинокого короля;
- решать простейшие задачи;
- приобретут теоретические знания и практические навыки в шахматной игре;
- повысят уровень развития абстрактно-логического и творческого мышления, памяти, внимания, воображения, интеллектуальных способностей, спортивной работоспособности; сформируют умения производить логические операции.
Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Формы, методы и приемы шахматного образования в ДОУ
Процесс обучения необходимо сделать максимально наглядным, доступным, предметным, эмоционально-насыщенным, интересным и желанным. Ведь дошкольник обучается лишь в той мере, в какой она становится его собственной программой. А это значит, что занятия должны увлекать ребенка, строиться на свойственных детям-дошколятам потребностях и интересах, на использовании “дошкольных” видов деятельности. Именно действие – способ познания ребенком окружающего мира. И если мы хотим, чтобы ребенок что-то всерьез усвоил, мы должны воплотить это в деятельность самого ребенка. И, что также важно для наших целей, что ведущей деятельностью дошкольников является игра.
Отведение нескольких занятий для изучения каждой фигуры объясняется тем, что на первом занятии дается лишь краткая информация об особенности этой фигуры, ее возможностях, а закрепление хода обеспечивается при минимальном количестве других фигур. На следующих занятии возможности этой же фигуры рассматриваются во взаимодействии с большим количеством своих и неприятельских фигур, а навыки и умения оперирования изучаемой фигурой всеми детьми доводятся до сравнительно высокого уровня, позволяющего в дальнейшем без затруднения перейти к изучению последующего материала.
Особое внимание следует уделить шахматным играми и отработке шахматных упражнений, выполнение которых способствует не только закреплению пройденного материала, но и повышает интерес учащихся к шахматным занятиям. Такие занятия планируются после изучения крупных тем.
Особую трудность представляет усвоение учащихся понятия «мата» и «пата», то есть того, без чего шахматная партия не имеет смысла. В первый год обучения дети получают лишь общее представление об этих понятиях. На втором году обучения этому моменту программы уделяется гораздо большее внимание. Для разъяснения этих понятий педагог подбирает как можно больше матовых и патовых позиций и применяет разнообразные формы. Одной из эффективных форм этой работы является коллективное, групповое и индивидуальное придумывание таких позиций самими учащимися.
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.
Вариативные формы, методы и средства реализации программы
Основные формы и средства обучения:
1.Теоретические занятия
2.Практическая игра.
3.Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
4.Дидактические игры и задания, игровые упражнения.
На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяются:
1. При знакомстве с шахматными фигурами.
2. При изучении шахматной доски.
3. При обучении правилам игры;
4. При реализации материального перевеса.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, ребёнок овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.
При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.
На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства детей (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
- Взаимодействие с педагогами
Главный принцип организации образовательной деятельности – интеграция. Так наряду с познавательной деятельностью, важна деятельность воспитателей группы, воспитателя по изобразительной деятельности, воспитателя по художественному труду, музыкального руководителя, хореографа, педагога -психолога, методического центра.
С целью повышения качества организации деятельности по шахматному
образованию реализуются следующие формы работы с педагогами:
- показ открытых мероприятий «Мир шахмат»;
- консультация по оформлению паспорта предметно-развивающей среды на примере «Паспорта шахматного уголка»;
- педагогический практикум по обмену опытом на тему: «Ведение документации по кружковой работе», «Разработка рабочей программы в соответствии с ФГОС ДО»;
- практикум «Играем вместе с нами»;
- мастер-класс «Играем с детьми на фрагментах шахматной доски»;
- выступление на педагогическом совете по теме «Шахматный кружок, как форма интеллектуального развития дошкольников».
В процессе совместной деятельности педагога и ребенка возникают особого
рода отношения, которые придают их взаимодействию характер сотрудничества и общения. Совместная работа всех педагогов помогает ребенку самореализоваться в жизни, быть активным членом общества, дружелюбно отстаивать свою позицию, делать позитивные выводы, вносить предложения.
2.3. Взаимодействие с родителями
Для реализации данной программы необходимо тесное сотрудничество с родителями воспитанников, которое направлено на вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс.
В работе по данному направлению используются разнообразные формы сотрудничества:
- круглый стол;
- викторина;
- конкурс;
- лекция-беседа;
- мастер-класс;
- анкетирование;
- консультация;
- день открытых дверей;
- презентация;
- творческое задание;
- тематическая встреча;
- совместная выставка;
- открытое занятие.
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
- Проектирование воспитательно – образовательного процесса.
Программа предполагает изучение шахматной игры дошкольниками 5 – 7 лет до уровня начинающего шахматиста, то есть освоение правил игры, умения довести партию до логического конца.
Программа дополнительного образования рассчитана на 2 год обучения для детей старшего дошкольного возраста, с проведением 2 занятия в неделю во второй половине дня.
Для гарантированной реализации федерального государственного образовательного стандарта в четко определенные временные рамки образовательная нагрузка рассчитывается на 8 месяцев.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы воспитанником:
- Максимальная учебная нагрузка воспитанника составляет 128 занятий.
- Продолжительность дополнительной образовательной деятельности – не более 30 минут. Во время проведения образовательной деятельности обязательным элементом каждого занятия является физкультминутка, которая позволяет отдохнуть, снять мышечное и умственное напряжение.
- Количество обучающихся в группе может варьироваться от 8 до 10 человек.
3.2.Учебно-тематический план дополнительной образовательной деятельности «Шахматы»
№ | Тема | Содержание | Кол-во час |
1 | «В Стране Шахматных Чудес» | Знакомство с шахматами. Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Просмотр обучающего видео «Приключения в Шахматной стране». | 4 |
2 | Шахматы в сказках | Продолжить знакомство с названиями шахматный фигур. Чтение и инсценировка дидактической сказки «Шахматный теремок», «Шахматная репка», «Шахматный колобок». | 4 |
3 | Шахматные игры и упражнения | Дидактические задания и игры «Кубик», "Волшебный мешочек", "Угадайка», «Большая и маленькая", | 4 |
4 | «Проспекты, улицы и переулки Волшебной Доски» | Понятие «шахматная доска», «шахматное поле», «партнеры» Расположение доски между партнерами. Разновидности досок. Центр доски. Количество полей в центре. Дидактическая игра «Собери доску». | 6 |
5 | Волшебная шахматная доска. Горизонталь | Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Игра «Нарисуй горизонталь» | 2 |
6 | Волшебная шахматная доска. Вертикаль | Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Игра «Исправь ошибку» | 2 |
7 | Волшебная шахматная доска. Диагональ | Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Игра «Раскрась диагональ». | 2 |
8 | Шахматные игры и упражнения | Игра «Собери шахматную доску». Упражнение «Правильно положи перед собой шахматную доску». Дидактические задания и игры "Горизонталь", "Вертикаль". Дидактическое задание "Диагональ". | 4 |
9 | «Ворота Каиссии» | Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: "Ферзь любит свой цвет". Связь между горизонталями и начальным положением фигур. Дидактические задания и игры "Волшебный мешочек", "Да и нет", «Расставь фигуры». | 6 |
10 | Шахматные игры | Дидактические задания и игры "Волшебный мешочек", "Угадайка", "Секретная фигура", "Угадай". Игра-соревнование «Кто быстрее расставит фигуры». | 4 |
11 | «Прямолинейная, бесхитростная фигура» | Место ладьи в начальном положении. Понятие «ход», «взятие». Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". | 4 |
12 | «Я - Ладья». Шахматные игры и упражнения | Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух). | 4 |
13 | «Совсем этот слон на слона не похож» | Ход слона, взятие. Понятие «белопольные и чернопольные слоны». Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". | 4 |
14 | «Вежливые Слоны» | Понятие «легкая и тяжелая фигура». Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух), "Ограничение подвижности". | 4 |
15 | Ладья против слона | Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Термин "стоять под боем". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" | 8 |
16 | Шахматные игры и упражнения | Дидактическая игра “Волшебный мешочек”. “Угадайка”. Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура. | 2 |
17 | В гостях у Ферзя | Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Просмотр диафильма "Волшебные шахматные фигуры». | 6 |
18 | «Могучая фигура». Шахматные игры и упражнения | “Угадай”. “Секретная фигура”. Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ферзя), "Ограничение подвижности". | 4 |
19 | Ферзь против ладьи | Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ладьи), | 6 |
20 | Ферзь против слона | Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение» (ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), "Ограничение подвижности". | 4 |
21 | «Прыг, скок и вбок» | Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", «След коня». | 4 |
22 | Хитрая фигура. | "Кратчайший путь" Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), "Ограничение подвижности". | 4 |
23 | Конь против ладьи | Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Игра на уничтожение" (конь против ладьи). | 2 |
24 | Конь против слона | Дидактические задания "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Игра на уничтожение" (конь против слона) | 2 |
25 | Конь против ферзя | Дидактические задания «Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение» (конь против ферзя, сложные положения) | 2 |
26 | Детский сад "Чудесная Пешка" | Место пешки в начальном положении. Ход пешки, взятие. Дидактические задания "Лабиринт", "Один в поле воин". | 2 |
27 | «Ни шагу назад!» | Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения), "Ограничение подвижности". | 2 |
28 | Пешка против ладьи | Дидактические задания "Перехитри часовых", "Атака неприятельской фигуры», Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против ладьи) | 2 |
29 | Пешка против слона | Дидактические задания «Двойной удар", "Взятие", Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против слона) | 2 |
30 | Пешка против коня | Дидактические задания "Перехитри часовых", "Защита", Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против коня) | 2 |
31 | Пешка против ферзя | Дидактические задания «Атака неприятельской фигуры", "Взятие", Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против ферзя) | 2 |
32 | Куда идет Король? | Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Дидактическая игра "Игра на уничтожение" (король против короля). | 2 |
33 | «И Король жаждет боя» | Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания "Шах или не шах", "Поставь шах", "Защита от шаха". Дидактические игры и задания. | 3 |
34 | Король против других фигур | Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие". "Игра на уничтожение" | 4 |
35 | «Как Ладья похудела» Рокировка | Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание "Рокировка". | 3 |
36 | Дебют. Шахматная партия | Игра всеми фигурами из начального положения. Дидактическая игра "Два хода". Правила дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. Игра всеми фигурами из начального положения. | 3 |
37 | Мат | Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание "Мат или не мат". Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры). Дидактическое задание "Мат в один ход". Дидактическое задание "Поставь мат в один ход". | 2 |
38 | Шахматный праздник | Викторина, игра инсценировка, шахматный карнавал. | 1 |
Итого: | 128 |
- Материально-техническое обеспечение.
Реализация программы «Шахматы» требует определенного материально-технического обеспечения.
- шахматные столы;
- настольные шахматы разных видов;
- демонстрационная настенная магнитная доска с комплектом шахматных фигур;
- шахматные часы;
- дидактические игры для обучения игре в шахматы;
- наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии, плакаты);
- шахматы напольные;
- автоматизированное рабочее место тренера;
- электронные образовательные ресурсы (обучающие видеокурсы, презентации, обучающие и игровые шахматные программы);
- книжно-печатная шахматная продукция для детей (учебники, рабочие тетради и д.п.)
- комплект методической литературы.
Список литературы
- Дорофеева,А. Хочу учиться шахматам - М.: Russian Chess House, 2008.
- Журавлев,Н.И. Шаг за шагом – М.: ФиС, 1986.
- Зак,В.Г. Пути совершенствования – М.: ФиС, 1988.
- Карпов,А. Учитесь шахматам – М.: ЭГМОНТ Россия ЛТД, 2003.
- Кентлер,А. Шахматный букварь-раскраска.- М.: ФСРМПНТС, 2005.
- Костенюк,А. Как научить шахматам – М.: Russian Chess House, 2008.
- Сухин,И.Г. Удивительные приключения в шахматной стране – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004.
- Хенкин,В.Л. Последний шах: антология матовых комбинаций – М.: ФиС, 1979.
- Дорофеева,А. Хочу учиться шахматам – М.: Russian Chess House, 2008.
- Журавлев,Н.И. Шаг за шагом – М.: ФиС, 1986.
- Зак,В.Г. Пути совершенствования – М.: ФиС, 1988.
- Калиниченко,Н.М. Шахматная стратегия: Полный курс – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005.
- Карпов,А. Учитесь шахмата. – М.: ЭГМОНТ Россия ЛТД, 2003.
- Кентлер,А. Шахматный букварь-раскраска – М.: ФСРМПНТС, 2005.
- Костенюк,А. Как научить шахматам – М.: Russian Chess House, 2008..
- Костьев,А.Н. Учителю о шахматах – М.: «Просвещение», 1986.
- Нимцович,А. Моя система – М.: ФиС, 1974.
- Панов,В. Курс дебютов – М.: ФиС, 1961.
- Пожарский,В.А. Шахматный учебник – М.: изд. МЭИ, 1996.
- Сухин,И.Г. Удивительные приключения в шахматной стране – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004.
- Хенкин,В.Л. Последний шах: антология матовых комбинаций – М.: ФиС, 1979.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Ручной труд»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 190 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ 1,5 – 3 ЛЕТ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ « МАЛЫШОК»
Пояснительная запискаВ настоящее время признан приоритет семейного воспитания детей раннего возраста, однако современные социальные условия вынуждают родителей прибегать к общественным формам воспитан...
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительная общеразвивающая программa для детей раннего возраста (2 – 3 лет) социально-педагогической направленности
Программа по сенсорике для детей 2-3 лет, на 1год....
Дополнительная общеразвивающая программа адаптации детей 2-3 лет в детском саду.
Дополнительная общеразвивающая программа адаптации детей 2-3 лет в Доу...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста «Почемучки» (возраст детей 4-5 года)
Цель: расширить знания детей об окружающем мире, посредством экспериментальной деятельности; способствоватьразвитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятель...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей по кружковой деятельности «Волшебные ладошки» для детей младшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цел...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей «Фитнес для детей»
Программа «Фитнес для детей» направлена на укрепление здоровья дошкольников, обеспечение оптимальной двигательной активности детей, повышение уровня привлекательности занятий физической ку...