Технология Л.В. Свирской «План – дело – анализ» в дошкольном учреждении
статья

Крылова Юлия Александровна

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология Л.В. Свирской «План – дело – анализ» в дошкольном учреждении

Сегодня, я хочу обратить ваше внимание, на технологию Л.В.Свирской «План-дело-анализ». Наш детский сад является региональной пилотной площадкой.  В этом году мы продолжаем работать по технологии Л.В. Свирской   «План-дело-анализ». Одним из основных элементов данной технологии является  ДЕТСКИЙ СОВЕТ, который включает в себя утренний и итоговый сбор.

Цели и задачи

  • Создать эмоциональный настрой на весь день – «задать тон»
  • Создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.
  • Развивать навыки (общения, планирования собственной деятельности и т.п.).
  • Учить объяснять словами свое эмоциональное состояние.
  • Развивать навыки культурного общения (приветствия, комплименты и т. п.).
  • Учить формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения.
  • Выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично.
  • Учить делать выбор, а также планировать собственную деятельность.

Длительность проведения детского совета В целом детский совет может длиться, в зависимости от возрастной группы и ситуации, от 5 до 20 минут. Жесткой рамки нет. Все будет зависеть от того, насколько всем хорошо вместе, насколько детский совет идет живо и весело, насколько обсуждаемая тема интересна и важна и что составляет главную задачу: выбор темы планирование или текущее самоопределение детей в делах и действиях дня.

Групповой сбор или утренний круг (сбор) это время, когда дети и взрослые собираются вместе. Обычно он проходит утром, после завтрака.

Звенит колокольчик (или веселая музыка), и все знают, что это сигнал для того, чтобы собраться в круг.

Утренний сбор проводится в одном и том же удобном месте, сидя на ковре, или на мягких модулях . 

Утренний сбор начинается с ПРИВЕТСТВИЯ.

Используются самые разнообразные их формы: стихотворные, песенные;

ОБМЕН НОВОСТЯМИ —  часть утреннего сбора. Новости принимаются как факт. Если располагает время, высказываются все желающие.

А если время ограничено, используются некоторые хитрости, например:

  • сегодня новостями делятся только мальчики,
  • или, те, у кого имена начинаются с гласных звуков.
  • И, конечно предлагается детям самим решать, кто сегодня будет рассказывать о новостях.

Следующий этап утреннего сбора — ИГРЫ.

Это

  • игры по теме проекта,
  • игровые упражнения,
  • пальчиковые игры,
  • словесные,
  • игры-цепочки,
  • игры-фантазии,
  • элементы тренинга,
  • психогимнастика
  • пение,
  • слушание

Всё то, что помогает детям почувствовать себя комфортно, легко и весело.

Во время детского совета взрослый сам или привлекая детей, напоминает о теме, о том, что уже сделано, что дети уже узнали, рассказывает о том, какие материалы он подготовил на этот день (презентация педагогом деятельности в центрах активности) и предлагает детям подумать и принять решение о том, где, с кем, чем, как они будут заняты.

После того, как ребята сделают свой выбор, спланируют свои действия, выберут место работы и партнеров они расходятся по разным центрам активности, Свой выбор дети должны закрепить карточкой на доске выбора. Решение об индивидуальной работе или сотрудничестве с другими детьми или взрослыми принимается самим ребенком. Признается и соблюдается право выбора работать в центре или свободно играть. Ребенок может с равным правом делать что-либо в рамках общей темы или отказаться от участия в ней. Исключением из права самоопределения может быть ситуация, когда выбранная ребенком самостоятельная работа в центре активности совпадает с графиком работы специалиста, деятельность которого обусловлена определенными временными рамками (логопеда, психолога, медсестры, воспитателя по физ.воспитанию, инструктора по плаванию и пр.). В этом случае, в момент выбора и планирования воспитатель (или учитель-логопед, психолог) сообщают ребенку (детям) о том, что их ждет «обязательная и ответственная работа и их приглашают в логопедический кабинет». В старших группах подгрупповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с учителем- логопедом, учителем-дефектологом, психологом, плановые образовательные или оздоровительные процедуры могут быть обозначены как равнозначный центр активности. В этом случае подгруппа детей будет работать по плану взрослого. Смысл такого подхода состоит в формировании у дошкольников осознанного отношения к оздоровительным, учебным и коррекционным занятиям как необходимому усилию.

Непосредственно работу в центрах, вы сможете увидеть в рамках дня открытых дверей в нашем детском саду, 15.05.2020 года, куда я вас приглашаю.

Итоговый компонент дневного цикла образовательной деятельности, «План–дело–анализ» – это итоговый сбор. Он проводится ежедневно после того, как дети выполнят задуманное – реализуют свой план в каком-либо центре активности (искусства, науки, математики, строительства, игры, песка и воды и т. п.). Задачи итогового сбора – предъявить индивидуальные достижения и общие итоги работы в центрах активности; организовать процесс рефлексии, обсудить, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало и что мешало в достижении цели; наметить последующие шаги (перспективы развития проекта). Еще одна, не менее значимая задача состоит в том, чтобы пробудить энтузиазм, вселить в детей чувство уверенности в том, что они так же могут быть успешными.

В четверг педагог предлагает выбрать тему, (из тематического годового плана) для работы на следующей неделе, иногда темы возникают по инициативе детей.

Тема выбрана. Выявляем образовательные запросы детей. В этом нам помогает «модель трех вопросов»

Тема проекта: _____________________________________

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Что сделать, чтобы узнать?

В ходе и в результате совместного обсуждения идей дети и взрослые вырабатывают совместный план действий заполняя паутинку, которая может состоять из центров активности или видов детской деятельности.

Заполненная паутинка,  и  модель 3-х вопросов, вывешиваются в родительский уголок для внесения дополнений родителями.

План на основе паутинки пишут педагоги группы, дополняя его, следуя программе и методикам, принятым для работы в саду.

Список литературы

  1. Свирская Л.В. Методика педагогических наблюдений / Издательство «ЛИНКА –ПРЕСС», 2010.-142с.
  2. Свирская Л. В. Индивидуализация образования: правильный старт: учебно-методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / М.: Обруч, 2011. с. 240
  3. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки - М.: ТЦ Сфера, 2015. – с. 6

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение к опыту - Мастер-класс для педагогов "Технология организации жизнедеятельности детей "План-дело-анализ"

Технология "План-дело-анализ" предусматривает целенаправленное обучение, основанное на «встрече» познавательных потребностей детей и педагогических воздействий взрослых....

Конспект образовательной деятельности на тему: «Зимние забавы» по технологии Л.В. Свирской «План-Дело-Анализ» для детей младшего дошкольного возраста. (с участием родителей)

Конспект   образовательной деятельностина тему: «Зимние забавы» по технологии Л.В. Свирской «План-Дело-Анализ» для детей младшего дошкольного возраста.(с участие...

Конспект образовательной деятельности на тему: «Путешествие зернышка» по технологии Л.В. Свирской «План-Дело-Анализ» для детей среднего дошкольного возраста. (с участием родителей).

Конспект образовательной деятельности на тему: «Путешествие зернышка»  по технологии Л.В. Свирской «План-Дело-Анализ»  для детей среднего дошкольного возраста....

АПО РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ Л.В.СВИРСКОЙ «ПЛАН-ДЕЛО-АНАЛИЗ»

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ Л.В.СВИРСКОЙ «ПЛАН-ДЕЛО-АНАЛИЗ»...

Мастер–класс для студентов образовательной деятельности на тему: «Детский город» по технологии Л.В. Свирской «План-Дело-Анализ»

            Программа «Вдохновение» – это абсолютно новый методический продукт, разработанный коллективом авторов (В.К. Загвоздкин, С.Н. Бондарев...

«Зимние сказки и их герои» - проект в рамках технологии Л.В.Свирской «План-дело-анализ»

В статье описан опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста в рамках технологии Л.В.Свирской "План-дело-анализ"....