«Использование пальчиковых игр и нетрадиционных технологий в нравственно-патриотическом воспитании младших дошкольников».
материал (младшая группа)
«Использование пальчиковых игр и нетрадиционных технологий в нравственно-патриотическом воспитании младших дошкольников».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_yanvar_2023.docx | 21.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №93»
Выступление на тему: «Использование пальчиковых игр и нетрадиционных технологий в нравственно-патриотическом воспитании младших дошкольников».
Подготовила:
воспитатель 1КК Петрина Н. В.
воспитатель 1КК Пучкова Н. С.
2023 г
Младший дошкольный возраст – важный период в социально-нравственном развитии детей. На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о добре и зле, закладываются навыки культурного поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Те моральные чувства, представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот моральный опыт, которые они накопят, лягут в основу их дальнейшего нравственно – патриотического развития.
Так как игра является ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте, то большое место занимает организация пространства для развития ребенка в различных видах игр.
Работа по воспитанию у детей патриотических чувств реализуется с детьми через все виды игр.
Рассмотрим на примере пальчиковых игр. Для чего же нужны пальчиковые игры и что они развивают?
Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, что стимулирует развитие речевых центров. Развитие мелкой моторики готовит руки ребёнка к разнообразным действиям в будущем: рисованию, письму, различным манипуляциям с предметами и т. д.
Пальчиковые игры помогают в пополнении словарного запаса в развитии речи детей, дают возможность закрепить знания о детском саде, семье, Родине.
Кроме того, пальчиковые игры приносят малышам огромное удовольствие и радость, что способствует полноценному проживанию дошкольного детства в соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию.
Существуют несколько видов пальчиковых игр.
1. Сюжетные пальчиковые упражнения. К этой группе относятся упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев. (например, «Ёлка», «Распускается цветок», «Пальчики здороваются», «Грабли»).
2. Игры-манипуляции. Эти упражнения ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. (Например, «Ладушки-ладушки…», «Сорока-белобока…», «Пальчик-мальчик, где ты был?..», «Мы делили апельсин…»).
3. Пальчиковые игры, включающие самомассаж пальцев и кистей рук. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание. Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик. (например, «Согреем руки», «Молоточек»).
4. Театр в руке. Пальчиковые упражнения этого вида позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение. (например, «Бабочка», «Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец - какой-либо персонаж.
5. Пальчиковые упражнения с речевым сопровождением. В этих пальчиковых упражнениях народные потешки, прибаутки, песенки - речевая основа. Их язык, образная система яркие, разнообразные, легко запоминающиеся. В них очень много уменьшительно-ласкательных слов (ладушки, бабушка, котеночек, гусёночек и т. д., обращений, часто они имеют диалогическую форму.
Теперь рассмотрим нетрадиционные (инновационные) технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
1. Технология информационного обучения – это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства для достижения педагогических целей.
Средства ИКТ в детском саду: компьютер, мультимедийный проектор, принтер, видеомагнитофон, телевизор, магнитофон.
2. Технология проблемного обучения. Проблемное обучение в детском саду - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.
При проблемном обучении деятельность педагога изменяется коренным образом: он не преподносит детям знания и истины в готовом виде, а учит их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания. Что же такое проблемное обучение?
Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.
3. Технология проектного обучения. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов, осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.
Проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу.
4. Технология игрового обучения - это игровые формы взаимодействия педагога и детей через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакля). Другими словами, понятие «игровые технологии» включает достаточно большую группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Целью игровой технологии является создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей. Главное не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
5. Здоровьесберегающие образовательные технологии. Кинезиология - данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития.
Упражнения на релаксацию способствуют расслаблению, снятию напряжения, формированию эмоционального благополучия и укреплению нервной системы ребенка.
6. Технология ТРИЗ - теория решения изобретательных задач. Целью является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
ТРИЗ для дошкольников это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.
Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.
7. Личностно-ориентированные технологии - это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса.
Формы организации деятельности с применением личностно-ориентированной технологии разнообразны: игры, занятия, спортивные досуги, беседы, наблюдения, экспериментальная и проектная деятельность, упражнения, гимнастика, массаж, конкурсы и выставки детского творчества.
С помощью игр у детей формируются правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирую и углубляю знания о Родине, о людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности.
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по нравственно- патриотическому воспитанию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию во II младшей группе на тему: «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий».
План работы по самообразованию во II младшей группе на тему: «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»....
План самообразования воспитателя младшая группа «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»
План самообразования воспитателя второй младшей группы Русятинской ООШна 2020-2021 учебный год. ...
Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий во второй младшей группе методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
Опубликовано 03.03.2021 – 21:26 Янова Ирина АлександровнаПлан по самообразованию во второй младшей группе.Тема по самообразованию во второй младшей группе.«Развит...
План самообразования воспитателя второй младшей группы- «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»
Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности...
План работы по самообразованию во II младшей группе на тему: «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий». 2022-2023
Самообразование 2022-2023...
План по саморазвитию воспитателя первой младшей группы "Развитие речи детей в младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий".
План самообразования воспитателя младшей группы на 2022-2023 учебный год.ТЕМА: «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технолог...
План работы по самообразованию во II младшей группе на тему: «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий».
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности....