Аналитический отчет по адаптации детей
консультация (младшая группа)
Аналитический отчет по адаптации детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiticheskiy_otchet_po_adaptatsii_detey_1.docx | 49.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Аналитический отчет по адаптации детей
группы № 7 (группы раннего возраста)
за 2021/2022 учебный год
Воспитатель: Болотенкова О.Е
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Особенно это актуально для детей раннего возраста, от 2 до 3 лет. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения: чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания.
Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к этой новой жизни в детскому саду.
Адаптация – это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и отношениями. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма.
Группа раннего возраста в детском дошкольном учреждении – это первое социальное учреждение, в которое попадает ребенок и при этом осваивает социальные нормы поведения.
Информация о группе
Возраст детей группы: с 2 до 3 лет (ранний возраст, 1-я младшая группа).
Направленность группы: общеразвивающая.
Программа учебно-образовательной деятельности: основной общеобразовательной программой реализуемой в 2021- 2022 учебном году и обеспечивающей целостность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, является примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), исп. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.
в соответствии ФГОС ДО. Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для дошкольников от 2 до 3 лет.
Предметно-развивающая среда: Для удобства и рациональности использования группового помещения использовано зонирование его пространства. Каждая зона хорошо просматривалась из разных уголков группы с целью обеспечения безопасности малышей. Положительный эффект зонирования пространства заключается в возможности ребенка сосредоточиться на интересующем его виде деятельности, не отвлекаясь на другие занятия.
В помещении нашей группы использовано зонирование пространства, имеются следующие зоны предметно-развивающей среды:
- физического развития;
- центр сенсорного развития
- центр изодеятельности
- строительных игр;
- сюжетных игр;
- игр с транспортом;
- чтения и рассматривания иллюстраций;
- музыкальный центр
- центр театрализованных игр
- центр релаксации (уголок отдыха и уединения).
К 01.09.2021 г. все игровые зоны и предметно-развивающая среда группы были подготовлены к приему детей. Предметно-развивающая среда рассчитана на возрастные особенности детей, группа укомплектована мебелью, игровыми и дидактическими материалами, все создано для интересного времяпрепровождения детей.
Цели и задачи на период адаптации:
Ведущей целью является помощь детям в приспособлении (адаптации) к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Для достижения поставленной цели, решались следующие основные задачи:
- определение педагогических условий, при которых успешно проходит процесс адаптации в детском дошкольном учреждении;
- проведение диагностического исследования процесса адаптации детей раннего возраста к условиям детского дошкольного учреждения;
- анализ результатов адаптации;
- преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому дошкольному учреждению;
- формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
Так же решались задачи комплексного развития детей:
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
- развитие навыков социализации (взаимодействия детей друг с другом);
- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
- развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
Развитие игровых навыков, произвольного поведения
Обязательными условиями решения этих задач являются охрана и укрепление здоровья детей раннего возраста, развитие их двигательной культуры, создание развивающей предметно-пространственной среды.
Результатом в раннем возрасте является успешная адаптация детей к детскому саду, максимальное раскрытие его индивидуального возрастного потенциала, проявление интереса и желание взаимодействовать и сотрудничать со взрослыми и сверстниками, овладение основами двигательной и гигиенической культуры, навыками самообслуживания.
Формы работы с родителями:
На первой беседе каждому родителю рассказывались:
- особенности работы с детьми в группе;
- особенности периода адаптации детей данного возраста (поэтапность приема детей, поэтапность увеличения времени пребывания ребенка в детском саду);
- особенности работы с детьми в период адаптации (индивидуальный подход при определении длительности периодов адаптации);
- особенности внутреннего распорядка детского сада и группы (прием/забор детей, оплата, одежда и пр.).
Были проведены консультации относительно режимных моментов дошкольного учреждения, анкетирование, с целью выявления особенности каждого ребенка: физического здоровья, наличие различных умений и навыков, в том числе гигиенических, уровня развития, интересов и привычек детей.
В группе организован «Уголок информации для родителей», где располагаются папки с информацией об адаптации детей с советами специалистов, информация по антитеррористической деятельности, безопасности жизнедеятельности в различные периоды года, пожарной безопасности, правил дорожного движения и другая полезная информация.
Формы работы с детьми
В период адаптации дети принимаются поэтапно. Начиная с нескольких человек, полный состав группы сформировался в течение 3-х месяцев. Длительность пребывания каждого ребенка определяется индивидуально, в зависимости от степени его адаптации. В первые дни происходило знакомство воспитателей с детьми и родителями, в группе находились оба педагога.
Для того, чтобы облегчить период адаптации, сделать его менее стрессовым для ребенка, вновь прибывающие дети находились в группе по 2 часа, вторую неделю - по четыре часа, с третьей недели дети оставлялись на сон.
В работе мы использовали парциальную программу «Расти, малыш! Вместе весело играть» Учебная программа психологического сопровождения детей от 2 до 4 лет. Пазухиной И. А.
Целью программы является обеспечение условий для успешной адаптации детей в ДОУ с помощью формирования и развития у них навыков общения и взаимодействия. В ходе занятий постепенно снижаются эмоциональное и мышечное напряжение, импульсивность, у детей развиваются навыки взаимодействия друг с другом, внимание, речь, общая и мелкая моторика, игровые навыки и произвольное поведение.
Занятия строятся в форме игротренинга. Дети овладевают навыками самовыражения и самообучения, а также расширяют поведенческий репертуар. Особая роль отводится включению разнообразного речевого материала для формирования навыков речевого общения с детьми и взрослыми.
С детьми мы проводили целый ряд дидактических игр, игры- упражнения, игры-инсценировки, игры ребенка по показу воспитателя, использование игрушек – забав, пальчиковые игры «Домик», «Ладушки», «Семья» и др., также проводился комплекс оздоровительных мероприятий: зарядка; пальчиковая гимнастика; гимнастика после дневного сна;
Во время прогулок наблюдали за облаками, солнышком, цветами, тем самым формируя интерес к новому, неизвестному в окружающем мире.
В течение всего адаптационного периода с детьми проводились игровые занятия: «Уложим куклу спать», «Чаепитие», «Построим поезд и поедем в гости», «Домик из кубиков» и т.д., основными задачами которых было преодоление стрессовых состояний, снижение излишней двигательной активности, тревоги, развитие навыков взаимодействия детей друг с другом, речевой активности, внимания, а также развитие игровых умений и навыков. Все это делалось для того чтобы заинтересовать детей, сделать их пребывание в группе более интересным и запоминающим, радостным.
Кроме того, все режимные моменты сопровождались потешками, что позволило в игровой форме запоминать последовательность действий, без напоминаний и принуждений. Много времени уделялось чтению художественной литературы: знакомили с русскими народными сказками «Теремок», «Лисичка со скалочкой», «Колобок», «Репка» и др.. Театральная деятельность в группе также очень заинтересовала детей.
В период адаптации приветствовался приход ребенка в детский сад со своей любимой игрушкой. В первой половине дня проводятся адаптационные игры с детьми:
- развивающие игры-упражнения;
- игры-инсценировки;
- игры ребенка по показу педагога;
- использование игрушек-забав;
- элементы театрализованной деятельности.
- динамические паузы по Железновой О.
- артикуляционная гимнастика.
Помогала процессу адаптации и программа по самообразованию, выбранная мною на этот учебный год. Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через игры для развития мелкой моторики рук. Использование нестандартного оборудования, пальчиковой гимнастики и дыхательной гимнастики »
Основная цель: развитие речи детей через развитие координации движений мелкой моторики рук и речевого дыхания.
Задачи:
- Развивать мелкую моторику рук, с использованием нестандартного оборудования, сопровождая стихотворным текстом
- Развивать чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительность речи
- Развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения.
- Развитие правильного речевого дыхания.
- Совершенствование двигательной памяти.
Работа с нестандартным оборудованием, упражнения для развития артикуляционного аппарата и речевого дыхания также позволило детям в игровой форме активизировать свой пассивный словарь, способствовало снятию психологической зажатости детей, воспитало позитивное отношение к детскому саду в целом и другим детям в частности.
Так же учитывались домашние привычки и стереотипы детей. Разрешено нахождение игрушки с ребенком в тихий час. При укладывании детей использовались колыбельные песенки, чтение сказок.
Прием детей каждое утро начинался с медицинского осмотра.
Все наблюдения за каждым ребенком оформлялись педагогами на листах адаптации, где отмечался аппетит, настроение, сон, общение со сверстниками, индивидуальные особенности:
Лист адаптации
Ф. И. ребенка ___________________________________
Дата в поступления в д/с ___________________________
Адаптационные данные | Дни наблюдений | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||
Настроение | Плохое |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||
Хорошее |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||
Неустойчивое |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||
Раздражительное |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||
Аппетит | Плохой |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||
Хороший |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||
Избирательный |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||
Сон | Поверхностный |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||
Глубокий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||
Активность в игре | Контактен |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||
Доброжелателен |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||
Агрессивен |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||
Активность в речи | Активен |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||
Пассивен |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||
Познавательные потребности | Любознателен |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||
Не любознателен |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||
Адаптация завершена _____________________________________________________
Степень адаптации _______________________________________________________
Индивидуальные особенности ребенка ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Степени тяжести прохождения адаптационного периода:
У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например, дома просился на горшок – в детском саду этого не делает, дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается. Понижение аппетита, сна, эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению физического развития, потере веса, иногда к заболеванию.
Выделяют три степени адаптации: лёгкую, средней тяжести и тяжёлую.
При легкой адаптации отрицательное эмоциональное состояние длится недолго. В это время малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течение первого месяца после поступления в детский сад по мере привыкания к новым условиям все нормализуется. Ребенок как правило не заболевает в период адаптации.
При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца после поступления он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. Заболевание длится 7-10 дней и завершается без каких-либо осложнений.
Самой нежелательной является тяжелая адаптация, когда эмоциональное состояние ребенка нормализуется очень медленно (иногда этот процесс длится несколько месяцев). В этот период ребенок либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения. Тяжелая адаптация отрицательно влияет как на состояние здоровья, так и на развитие детей.
Объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются:
- глубокий сон;
- хороший аппетит;
- бодрое эмоциональное состояние;
- полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение;
- соответствующая возрасту прибавка в весе.
Результаты адаптации детей раннего возраста
за 2021/2022 учебный год
Списочный состав – 17 ребенка (из них 8 девочек и 9 мальчиков).
В ходе проведения педагогической диагностики детей, адаптация которых проходила в 2021/2022 уч. г., была выявлена степень адаптации:
- легкая – 12 детей (70%);
- средняя – 4 детей (25%);
- тяжелая – 1 детей (5%).
Родители группы очень положительно оценивают то, как дети группы прошли адаптацию. Они отмечают, что дети с радостью идут в сад, т.к. в группе сложилась комфортная теплая обстановка, забота, внимание, доброта и теплота, индивидуальный подход к каждому ребенку. Воспитательный процесс организован таким образом, что учитываются все мелочи повседневной жизни в социуме, в семье и в коллективе. Дети учатся дружить и уважать друг друга, творить быть честными, добрыми, заботливыми; учатся быть самостоятельными и активными. Поэтому и родители эмоционально отзываются на все просьбы и предложения педагогов, активно участвуют в жизни сада и группы.
Таким образом, благодаря совместным скоординированным усилиям адаптация детей в группе № 7 прошла относительно успешно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитическая справка по адаптации детей
Аналитическая справка по адаптации детей раннего возраста...
Аналитический отчет по адаптации детей к условиям ДОУ
Составлен аналитический отчет по адаптации детей к условиям ДОУ...
Аналитическая справка по адаптации детей 1 младшей группы к ДОУ
Аналитическая справка по адаптации детей 1 младшей группы к ДОУ...
Аналитическая справка по адаптации детей раннего возраста в ДОУ
Ранний возраст - период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста, является важ...
Аналитическая справка по адаптации детей раннего возраста к ДОУ 2020-2021 учебный год
Аналитическая справка по адаптации детей раннего возраста к ДОУ2020-2021 учебный год...
Аналитический отчет общеразвивающей программы детей группы "Затейники" 20-21г.
Затейники Аналитический отчет общеразвивающей программы детей 20-21г....
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПО ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ.
На сегодняшний день в свете требований ФГОС ДО и ФГОС НОО к содержанию обучения, в контексте повышения актуальности проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования возникла необхо...