Нестандартное пособие для художественно-эстетического развития детей "Рисовалка-развивалка".
учебно-методическое пособие

Черепанова Елена Викторовна

Нестандартное пособие

для художественно-эстетического развития детей.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Меня зовут Елена Викторовна. Сегодня я хочу с вами поделиться опытом работы с детьми по художественно-эстетическому развитию, а точнее представить вашему вниманию нестандартное оборудование для рисования.

Я с уверенностью могу сказать, что занятия по изобразительной деятельности с использованием нестандартного оборудования, нетрадиционных материалов и техник способствуют развитию у ребёнка творческого воображения и формированию у него художественно - творческих способностей. Дети любят все новое  необычное, увлекаются и это приносит большую пользу. Поэтому я решила пополнить свою педагогическую копилку необычным компактным пособием.

Это мольберт с вертикальной поверхностью для художественно-эстетического развития детей моего собственного изготовления, состоящий из сменных блоков и планшетов для рисования на разных поверхностях и разными способами.

Слайд №1 (название мольберта.)

 Он безопасен в использовании, компактный для хранения (мольберт один, а сменных блоков или планшетов может быть сколько угодно и хранить их удобно, они не занимают много места). Изготовлен он из деревянных частей без единого гвоздя, с помощью столярного клея. Одновременно можно установить два разных планшета, вставляя их в пазы. Тем самым одновременно могут рисовать два и более ребенка. И назвала я его «Рисовалка-развивалка».  

Слайд №2 (название мольберта.)

 Слайд №3 (польза рисования на вертикальных поверхностях).

Как известно, мольберт предназначен для рисования, но это еще и прекрасный тренажер для работы рук в целом, развития мелкой моторики пальчиков, координации движений и сенсорно-моторной координации.  Так как поверхности у мольберта расположены вертикально, то происходит и развитие:

 - силы и стабильности верхних конечностей во время работы;

 -  билатеральная координация (способность скоординировать левую и правую части тела);

 -  развитие лучезапястного сустава;

 - пространственные представления;

 - усидчивость;

 - сила мышц спины.

Во время рисования ребенок может не только рисовать, но и двигаться. То есть, данное пособие выполняет роль и здоровье сбережения.

Слайд №4 (рисунки с 3Д.)

Начнем с прозрачной поверхности. Планшеты вырезаны из оргстекла, легки и безопасны. Идея в том, что устанавливаются планшеты на небольшом расстоянии друг от друга, на которых рисуют два ребенка, объединенных одной темой. (Это может быть зима с пейзажем и зимними забавами). Для усиления эффекта восприятия получившегося изображения, для полного вхождения в картину можно вставить цветные прозрачные вкладыши из цветной пленки (я их сделала из цветных прозрачных папок для бумаг.)

Слайд №5

Например (голубой фон ассоциируется с зимой или утренним туманом, розовый – теплый летний вечер или закат на море. Желтый фон показывает жару в пустыне или песчаную бурю. И в итоге получается эффект 3Д. Можно рассматривать картину как с одной стороны, так и с другой. Легко просматривается и передний и задний планы. В отличие от рисования на бумаге стекло или пластик дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Сам процесс захватывает, поскольку используемые изобразительные средства скользят мягко, не впитываются в поверхность, их можно размазывать кистью, пальцами, ладошками, кусочками поролона, можно переносить отпечатки на бумагу, если приложить ее к невысохшему рисунку.

Рисование на прозрачной основе решает следующие задачи:

- позволяет упражнять детей в рисовании различными нетрадиционными техниками;

- способствует формированию графических навыков и умений;

- развивает мелкую моторику, гибкость пальцев и мышц рук, зрительно – двигательную координацию, пространственную ориентировку на вертикальной поверхности;

- способствует развитию познавательной сферы, произвольного внимания, эмоциональной и образной памяти, творчеству;

- воспитывает чувство сотрудничества, желание договариваться друг с другом.

Слайд № 6, 7, 8 (картинки с прозрачной поверхностью.)

Можно оставить одну прозрачную поверхность (планшет), на которой работаю также двое детей. Здесь они выбирают сами одну общую тему, видят друг друга, договариваются, кто какие детали рисует.  В итоге получается одно изображение на двоих - общий результат. Удобно рисовать портрет друга, всматриваясь в прозрачную поверхность.

Дети учатся взаимодействовать со взрослым и друг с другом, учитывать мнение других и отстаивать свое, одним словом, учатся преодолевать коммуникативные барьеры.

Слайд №9 (картинки с зеркальной поверхностью.)

Все взрослые и дети любят рисовать на зеркале. Отражение в зеркале дает ощущение перспективы,  фантазии,  волшебства, пространства.  Дети с удовольствием рисуют свои автопортреты, вглядываясь в свое отражение. Интересные и необычные получаются рисунки подводного мира. Зеркальная поверхность дает ощущение глубины, отражения в воде.

Слайд №10 (картинки с пробками.)

Следующий планшет основан на работе с пробками – незаменимыми помощниками для развития мелкой моторики. Ребенок придумывает, что он хочет изобразить, и «рисует» его. В качестве изобразительного материала использует цветные пробки. Для усиления тактильных ощущений пробки оклеены мехом, кожей, искусственной травкой, разными крупами. В итоге получается интересное полу объемное изображение, которое приятно наощупь.

Слайд №11 (картинки с фланелеграфом.)

Ну и почему бы не использовать всем известный и давно забытый фланелеграф. Новшество в том, что вместо фланели используется современный яркий, приятный на ощупь материал – фетр. Поверхность планшета оклеена наждачной бумагой, на которую легко прикрепляет ребенок выбранный для изображения фон. Легким поглаживанием фетр крепится к наждачной бумаге, а сами детали таким же способом прикладываются к фону. В итоге получается полноценный рисунок. Деталей - заготовок можно вырезать из фетра сколько угодно, на разные темы.

В заключении хочу сказать, что это не окончательный вариант и таких планшетов – вставок для такого мольберта можно придумать множество, всё зависит от вашей фантазии.

Слайд №12.

Подытожу: данное пособие несет и развивающие и здоровье сберегающие функции, учит детей налаживать контакт друг с другом, принимать общие решения, дарит детям новые визуальные восприятия и тактильные ощущения.       

Отлично подходит для работы с особенными, зажатыми детьми.

 Для воспитателя пособие в помощь, а детям в радость.

Слайд №13.

Спасибо за внимание!

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы педагогического коллективва по художественно-эстетическому направлению развития дошкольников

В статье представлены основные виды органиации детской деятельности по художесственно- эстетическому развитию, работа педагогов дополнительного образования по изодеятельности, ритмике и в компьютерном...

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно эстетическое» ,«физическое развитие» в группе раннего развития.

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально‑коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развити...

конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом

Конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом. Интеграция линвистического компонента и художественно-эстетического воспитания с использованием те...

Проект по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования» детей старшего дошкольного возраста

Актуальность. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» На современном этапе развития...

Проект по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования»

Проект  по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования»...

Конспект НОД на конкурс «Воспитатель года 2020» по художественной литературе в средней группе Художественно – эстетическая линия развития «Волшебный сундучок»

Конспект нод по художественной литературе Интегрированные образовательные линии развития: познавательное, физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое.Цель: фор...