Развивающая предметно-пространственная среда группы "Ромашка" (2022-2023г.)
учебно-методический материал (младшая группа)
Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе «Ромашка»
Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства. Под предметно-пространственной средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребёнка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmetno-prostranstvennaya_sreda_gruppy_romashka.docx | 898.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе «Ромашка»
Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства. Под предметно-пространственной средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребёнка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом.
Развивающая предметно – пространственная среда группы организована с учетом требований ФГОС и построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Здесь прослеживаются все образовательные области: 1.Социально – коммуникативная, 2.Познавательная, 3.Речевая, 4.Художественно – эстетическая, 5.Физическая. Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов. Все предметы и материалы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. В группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
Детский сад - это второй дом для сотрудников и детей. А свой дом всегда хочется украсить, сделать уютным, оригинальным, тёплым, непохожим на другие.
Создавая РППС, учитывались следующие принципы:
(«Концепция дошкольного воспитания» 1989 г. под ред. В.В.Давыдова , В.А. Петровского)
1.Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.
2.Принцип активности, самостоятельности, творчества.
3.Принцип стабильности-динамичности развивающей среды.
4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.
5. Принцип эмоциогенности и комфортности среды.
6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в среде детского сада.
7.Принцип открытости-закрытости.
Представлен в нескольких аспектах:
открытость природе;
открытость культуре;
открытость своего «Я».
8. Принцип учета половых и возрастных различий детей
Функции развивающей предметно – пространственной среды в группе раннего возраста:
Познавательная – удовлетворяет потребность ребёнка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность;
Коммуникативная – стимулирует речевое развитие, позволяет ребёнку познать азы общения и взаимодействия;
Оздоровительная – стимулирует двигательную активность, обогащает двигательный опыт, приобщает к культуре здоровья;
Творческая – приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию и самореализации.
В соответствии с рассмотренными принципами в старшей группе «Колокольчики» была создана следующая РППС:
1. Центр театра и музыки ;
2. Центр «Ряжения» и ролевых игр;
3. Центр физического развития;
4. Центр книги и речевого развития;
5. Игровой центр;
6. Центр развивающих игр;
7. Центр строительных и конструкторских игр;
8. Центр уединения;
9. Центр наблюдения за природой и экспериментирования;
10. Центр творчества;
11. Центр математики;
12. Центр безопасности;
13. Патриотический центр;
14. Центр дежурства;
15. Информационные блоки.
Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Центр театра и музыки.
Центр театрализованной и музыкальной деятельности — один из активных секторов в группе.
Цель: развитие творческих способностей у детей; развитие воображения, умения импровизировать; развитие слухового восприятия и внимания; формирование исполнительских навыков; формирование интереса к музыке; знакомство с музыкальными инструментами; развитие творчества детей на основе литературных произведений; развитие памяти, внимания, выражение основных эмоций; прививать устойчивый интерес к литературе, театру, музыке; все костюмы, атрибуты располагаются так, чтобы детям было удобно их брать и пользоваться ими, объединятся подгруппами по общим интересам.
Все костюмы, атрибуты располагаются так, чтобы детям было удобно их брать и пользоваться ими, объединятся подгруппами по общим интересам
Центр «Ряженья» и ролевых игр;
Цель: способствовать возникновению игры; формирование коммуникативных навыков; развитие подражательности и творческих способностей; развивать умение выбирать роль, выполнять несколько взаимосвязанных действий.
В нашей группе есть уголок, который любят все дети без исключения. Каждый сам выбирает свой образ, по своим симпатиям и чувствам, живущим у него в душе здесь и сейчас. Это даёт психоэмоциональную разрядку, поднимает настроение. Дети учатся сочетать вещи, ткани, размер. Изучают назначение вещей, их сезонность. Самостоятельно подбирают свой образ.
Центр физического развития.
Цель: создать условия для занятия физическими упражнениями в группе, стимулировать желание детей заниматься двигательной деятельностью.
Задача воспитателя научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному использованию физкультурного оборудования. В нашей группе детского сада центр двигательной деятельности оформлен как часть игровой зоны. Для детей есть мячи разных размеров; мячики — ёжики; мешочки, наполненные горохом для рук; массажные коврики; кегли; кольцебросс; обручи; скакалки; верёвки, шнуры; дети постоянно находятся в активном движении и по своему усмотрению пользуются предложенными игрушками. В спортивном уголке находятся приспособления для организованной деятельности детей: для проведения спортивных игр и упражнений. Поэтому в нашем центре есть маски и атрибуты для подвижных игр. Предметов, для проведения упражнений – на всех детей группы: кубики, мягкие мячики, султанчики; дыхательные тренажёры. Обязательно есть бубен для выполнения упражнений в предложенном ритме.
Центр книги и речевого развития.
Цель: формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой; формирование и расширение представлений об окружающем.
Самым доступным и эффективным способом развития детей является чтение. Для многих родителей это также очень дешёвый способ заняться своим ребёнком. Развивающие способности детской книжки безграничны. Мышление, речь, память, внимание, воображение — всё это формируется благодаря общению с книгой. В этом центре собраны книги с учётом возрастных особенностей детей, альбомы для рассматривания: «Профессии», «Домашние животные», «Игрушки» (в зависимости от тематики недели); наборы сюжетных и предметных картинок.
Мы активно используем все представленные книги, т. к. художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного, эстетического развития детей.
Игровой центр.
Цель: обогащение жизненного опыта детей, налаживание контактов и формирование партнерских отношений со взрослым и сверстниками, разностороннее развитие личности ребёнка в условиях вымышленной ситуации.
Сюжетно-ролевая игра выступает одним из основных методов обучения: закладывается культура взаимоотношений внутри коллектива, прививается уважение к труду взрослых и различным профессиям, закладываются простые социальные компетенции (как вести себя в обществе). В сюжетно-ролевых играх отражаются представления детей об окружающем мире, взаимоотношениях и профессиональных обязанностях людей. Ребёнок переносится из повседневной рутины: примеряет интересную роль, использует образы памяти и фантазию для действия в придуманной ситуации. Сюжетно-ролевая игра не только развлекает ребёнка, но и является элементом образовательного процесса в детском саду.
В игровой зоне размещены разнообразные игры для детей с учётом возраста. Здесь находятся такие сюжетно-ролевые игры как: «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Кухня», «Дом» и др.
Центр строительных и конструкторских игр.
Цель: развитие мелкой моторики рук, представлений о цвете, форме и ориентировки в пространстве; развитие воображения, логического и образного мышления, развитие творчество, свободы самовыражения в процессе конструирования;
Центр конструирования или зона конструктивно-модельной деятельности являются важной частью развивающей среды групп, поэтому он оснащен материалами, предусмотренными программой и техникой безопасности. Всё оборудование уголка конструирования активно используется детьми, вызывает у них радость и желание заниматься творчеством. При умелом руководстве педагога конструирование построек из тематического набора перерастёт в увлекательную игру с соответствующим сюжетом.
Центр развивающих игр.
Цель: развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения.
В этом центре находятся разнообразные пазлы, настольные развивающие игры, наборы конструкторов, вкладыши, домино, лото и др.
Дети с интересом занимаются самостоятельно или совместно с воспитателем.
Центр уединения.
Цель: обеспечение возможности уединения ребенка, возможности расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, снять эмоциональное и физическое напряжение, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищенным.
Центр наблюдения за природой и экспериментирования.
Цель: формирование представлений о материалах, о природных явлениях, о мире растений, о способах исследования объекта, о предметном мире. Обогащение представлений детей о многообразии природного мира, воспитание любви и бережного отношения к природе, формирование начал экологической культуры, развитие эмоциональной сферы, приобретение навыков ухода за живыми организмами.
«Центр наблюдения за природой» в нашей группе помогает организовать познавательно-исследовательскую деятельность детей. Речь идет об игре-экспериментировании с различными предметами и природными материалами. Учит детей проводить наблюдения за погодой, сезонными изменениями.
Центр творчества.
Цель: формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к художественному творчеству, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.
В центре творчества постоянно что-то меняется в зависимости от лексических тем, осваиваемых техник. Для творческих работ оформлена выставка в приемной.
Центр математики.
Цель: формирование элементарных математических представлений, знаний об окружающим мире, развитие логического мышления, памяти, смекалки, интереса к действиям с числами, геометрическими фигурами и т.д.
Центр формирует у детей интерес к элементарной математической деятельности; воспитывает потребности занимать свое свободное время играми, требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия.
Центр безопасности
Цель: сформировать основы безопасной жизнедеятельности и окружающего мира
В данном центре представлен материал, знакомящий детей с правилами безопасного поведения на дороге, дома, в детском саду, на прогулке.
Патриотический центр
Цель: способствовать формированию у детей чувства любви к своему краю, уважения к его традициям и обычаям; воспитание уважения к культуре других народов; формирование единства эстетических чувств и нравственных ценностей; развитие потребности в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.
В центре размещены главные символы нашей страны: гимн России, портрет президента, флаг и герб страны. Кроме того здесь размещены символы нашего города и края.
Также в этом центре создан мини-музей русской народной культуры.
Центр дежурства.
Цель: формирование предметных действий, развитие трудового опыта, ответственности, ориентировка в заданном пространстве.
Труд дошкольников наполняется богатым содержанием, играет большую воспитательную роль, если организован с применением эстетически оформленного, учитывающего требования программы и возрастные особенности детей уголка дежурства.
Информационные блоки.
На стене в приемной расположены стенды, на которых размещена интересная и полезная информация для родителей.
Информационный блоки: Меню, режим дня, расписание НОД, физиологические особенности; Рекомендации по сезону; Уголок безопасности; Рекомендации для родителей по теме недели; Возрастные особенности детей; Наше творчество.
Заключение:
Развивающая среда группового помещения детского сада – это не только набор отдельных тематических уголков и зон, где происходит заданный педагогом учебный процесс, а «среда обитания» дошкольника, в которой он находится значительную часть времени, и где может реализовать собственные потребности в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом.
В развивающей среде, окружающей ребенка, должна быть заложена возможность того, что и ребенок становится творцом своего предметного мира, в процессе личностно - развивающего взаимодействия с взрослыми, сверстниками становится творцом своей личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....
Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...
Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО
Подготовила воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина Ядвига Ясавиевна Слайд 1 Требования развивающей предметно – пространственной об...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО
Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в подготовительной группе.
Предметно- развивающаяся среда в детсаде....
Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике
Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике.Материал для воспитателей....