"Умелые ручки" (дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности)
методическая разработка (средняя группа)
Данный материал может быть полезен для воспитателей ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_umelye_ruchki.docx | 440.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад с. Бакчара»
Принята на заседании педагогического совета №1 31 августа 2022 Протокол ПС №1 от 31.08.2022г. | Утверждена приказом 31.08.2022г.№66 Заведующий МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад с.Бакчара» Н.А.Лаврикова |
Рецензия от 19.08.2022 №1104 Всероссийское сетевое издание «Слово педагога», г.Липецк
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Художественной направленности
«Умелые ручки»
Возраст: для детей с 4 до 6 лет
Срок реализации – 2 года
Разработчик:
Денисова Людмила Григорьевна, воспитатель,
высшая квалификационная категория
2022
Содержание
Целевой раздел
1.Пояснительная записка
1.1. Направленность программы
1.2. Актуальность, новизна и педагогическая целесообразность
1.3. Цель и задачи Программы
1.4. Основные формы и принципы реализации Программы
2.Методическое обеспечение Программы
3. Планируемые результаты освоения Программы и способы определения их результативности
4. Учебно – тематический План Программы
4.1. Тематический план для детей 4-5лет
4.2.Тематический план для детей 5-6лет
Содержательный раздел
5.Содержание Программы
5.1.Календарно-учебный график
Организационный раздел
6.1. Организационно-педагогические условия реализации Программы
6.2.Методические информационные условия
6.3.Материально технические обеспечения
7.Список используемой литературы
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка.
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умелые ручки» (Далее Программа) отнесена к программам художественно-эстетической направленности, является авторской разработкой и является важным направлением в развитии и воспитании дошкольников. Программа предполагает развитие у детей 4-6 лет художественного вкуса и творческих способностей. Так же данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания.
Уровень освоения содержания – стартовый – 2 года обучения.
Программа кружка «Умелые ручки» предназначена для раскрытия творческих способностей в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного
стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала.
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании,
выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Работу в кружке планирую так, чтобы она не дублировала программный
материал , а чтобы занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой и картоном, природным материалом, соленым тестом, цветными нитками, скорлупами, гофрированной бумагой.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержание программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способах решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического, творческого воспитания детей особая роль
принадлежит художественному творчеству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
1.1.5. Цели и задачи
Цель: - развитие художественно-творческой активности детей, знакомство с современными видами рукоделия и традиционной народной культурой и ремеслами, формирование специальных знаний, умений и навыков, необходимых для овладения декоративно-прикладной деятельностью.
Задачи программы:
Обучающие:
• закрепление и расширение знаний и умений, полученных на НОД
• обучение приемам и технологии изготовления композиций;
• изучение свойств различных материалов;
• обучение приемам работы с различными материалами;
• обучение приемам самостоятельной разработки поделок;
• формировать креативное мышление дошкольников, с помощью ознакомления с методами и приемами, применяемыми в художественно-конструктивном дизайне;
• обучать приемам работы с пластилиновой техникой. Обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать на ощупь предметы и материалы.
Развивающие:
• развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
• развивать интерес к дизайн - творчеству;
• развитие образного мышления и воображения;
• создание условий к саморазвитию дошкольников;
• развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.
Воспитательные:
• воспитание уважения к труду и людям труда;
• формирование чувства коллективизма;
• воспитание аккуратности;
• экологическое воспитание детей;
• развитие любви к природе.
Мотивационные:
Создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу
доброжелательности и сотрудничества.
Принципы, лежащие в основе программы:
Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в
Адресат Программы:
Программа актуальна для детей 4-5 лет, это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками «взрослости», желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности
позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).
Одной из главных задач обучения и воспитания детей 5-6 лет является
обогащение мировосприятия воспитанника, т. е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, спичками, клеенкой имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится.
Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства
материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять
теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы.
Результат этих увлекательных занятий не только конкретный - поделки, но и
невидимый для глаз - развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления.
Форма, режим занятий, основные принципы
Форма проведения кружка – творческая мастерская. Занятия требуют от детей
большой концентрации внимания, терпения, зрительной нагрузки, а от педагога - постоянного наблюдения за детьми и практической помощи каждому. Учитывая эти сложности, для эффективности выполнения данной программы предполагается работа с подгруппой детей.
Максимальный состав группы - 10 человек.
Структура занятий выстроена с учетом здоровье сберегающих технологий.
Технология реализации программы:
• индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);
• коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной
композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей).
Режим занятий - 1 раз в неделю во второй половине дня.
Основные принципы
Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание,
вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной
деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
Принцип систематичности и последовательности - предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей - основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Принцип научности - заключается, в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина).
Принципы построения программы:
- От простого к сложному.
- Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
- Научность.
- Доступность.
- Системность знаний.
Объем и сроки реализации
Программа «Умелые ручки» рассчитана на детей с 4 до 6 лет. Занятия проводятся во второй половине дня:
-средний дошкольный возраст (4-5 лет): 1 раз в неделю 20 минут, 31 занятие в год.
-старший дошкольный возраст (5-6 лет): 1 раз в неделю 25 минут 31 занятие в год.
Практические занятия составляют большую часть программы.
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Нормативно – правовое обеспечение программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умелые ручки» разработана на основе следующих нормативно – правовых документов:
1.Федеральный закон РФ 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
2.Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р.
3.Приказ Минпросвещения РФ от 09.11.2018 года №196 (Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам).
4.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28
Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
5.Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09 – 3242 «О направлении рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»).
Планируемые результаты
В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что дети получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области ознакомления с окружающим миром и природой, изобразительного искусства, литературы.
Проверка усвоения программы производится в конце учебного года.
Результаты участия в конкурсах, выставках, оформление альбомов, плакатов.
По окончании обучения по данной программе дошкольники:
Средняя группа:
-Познакомятся с различными материалами и их свойствами.
-Освоят навыками работы с ножницами и клеем.
-Научатся видеть необычное в обычных предметах.
-Разовьют мелкую моторику рук.
Старшая группа:
-Овладеют различными приемами преобразования материалов.
-Освоят обобщенные способы работы.
-Разовьют познавательные, конструктивные способности.
-Разовьют интерес результату и качеству поделки.
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Основные направления
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении поделок.
Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных и природных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к
инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.
1. Работа с природным материалом
В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность.
Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному.
Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.
В процессе изготовления поделок педагог имеет возможность заняться
экологическим воспитанием детей, рассказать им о цветах, их названиях,
бережном отношении к природе.
2. Работа с бумагой и картоном
Виды работ из бумаги и картона. Художественные приёмы (самостоятельно складывать и вырезать из бумаги сложенной гармошкой, срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку). Правила пользование ножницами и шаблоном.
Работа в технике «Оригами». Традиционная техника складывания бумажных фигурок, в наше время вызывает большой интерес. Это связано с уникальными возможностями влияния «оригами» на развитие детей. Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук, внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей. Занятия «Оригами»
способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности,
целеустремлённости.
Работа с мятой бумагой - прекрасное упражнение для развития мелкой
моторики пальцев рук.
Изготовление объёмных картинок, изготовление аппликации - достаточно
лёгкое и очень интересное занятия для детей. Здесь открывается широкий простор для креативной деятельности детей. Технология изготовления объёмной аппликации отличается степенью сложности.
3. Работа нитками, пуговицами, тканью.
Изготовление игрушек из ниток и панно из кусочков ткани.
Необходимо привлекать детей к ручной работе как можно раньше. Это
наиболее верный способ научить правильной, даже точной координации
движений пальчиков детской руки. Учить надо не спеша, постепенно, как бы играя, предлагать детям новые затеи. Даже изготовление самой простой поделки - трудовой подвиг для ребёнка. Нитки - один из самых ярких материалов. С помощью ниток, фактуры полотна-фона можно создавать прекрасные картины с различными сюжетами на разные темы.
Нитки являются достаточно простым и доступным подручным материалом для изготовления поделок, который, к тому же, имеется в каждом доме и с которым мы знакомы с самых ранних лет.
«Вышивка на бумаге»- учит детей выполнять контурные поделки. Развивает творческие способности ребенка: чувства цвета, пространственное мышление, мелкую моторику пальцев рук.
4. Работа с соленым тестом, пластилином
Изготовление сувениров, забавных игрушек из соленого теста. Техника лепки проста и её не трудно освоить. Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки особенно среди детей. Тесто - материал очень эластичный, легко приобретает форму, и изделие из него достаточно долговечно.
Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивают
простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание,
вытягивание. Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте: выполнение декоративных налёпов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой.
5. Изготовление поделок из бросового материала
Выкладывание и оклеивание разных коробочек, спичечных коробков и
изготовление различных поделок, игрушек.
Практическая работа с разнообразным бросовым материалом побуждает детей к творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда,
конструирования, знакомит с приёмами работы различными инструментами, учит осторожному обращению с ними, способствует развитию координации движений пальцев, развивает мелкую моторику пальцев, воспитывает усидчивость и самостоятельность.
6. Нетрадиционное рисование
Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для
детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность.
Тематический план для детей 4-5 лет
Октябрь Цикл занятий «На воде и под водой»
Вид деят-ти | Тема | Цель | Литература |
Работа с нитками, пуговицами, тканью. | «Рыбка» | Формировать умения детей приклеивать ткань к картону, аккуратно намазывая клеем. Соединять детали поделки между собой, вклеивая между ними детали из цветных лент. | Анистратова А., Гришина Н. «Поделки из ниток и пряжи». Оникс,2011 |
Нетрадицион ное рисование | «Прудик» | Познакомить с техникой рисования мыльными пузырями. Учить детей рисовать восковым мелком по контуру. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Давыдова, Г.Н.«Нетрадиционн ые техники рисования в детском саду». Скрипторий, 2003. |
Работа с соленым тестом, пластилином | «Морской пейзаж» | Закреплять умение наносить на бумагу пластилин, составлять сюжетную композицию. Учить наносить пластилин небольшими кусочками | Ресурсы сети интернет |
Ноябрь Цикл занятий « Животные»
Вид деят-ти | Тема | Цель | Литература |
Работа с бумагой и картоном | «Аквариум с рыбками» | Формировать знания о технике оригами, учить обыгрывать поделку; развивать фантазию, моторику рук, аккуратность; развивать интерес к жителям водной среды. | Новикова И.В. «Конструирование из бумаги в детском саду». Академия Развития. 2011 |
Работа с нитками, пуговицами, тканью | «Мышка» | Учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шёрстки». Развивать технические навыки | Анистратова А., Г ришина Н. «Поделки из ниток и пряжи». Оникс,2011 |
Работа с природным материалом | «Сова» | Учить закреплять семена на основе из пластилина, создавать композицию. Развивать воображение, творчество. | Цветкова О.В. Аппликация из крупы. - Ярославль: Ниола-Пресс, 2012 |
Работа с нитками, пуговицами, тканью. | «Сказочная лошадка» | Формировать умения изготовления поделки из разноцветных ниточек; воспитывать аккуратность, желание доводить начатое дело до конца. | «Технология уроки творчества» Н.А. Цирулик |
Работа с бумагой и картоном | «Букет: С днем Матери» | Учить детей изготавливать объемную поделку из бумаги. Учить составлять задуманный предмет из нескольких частей, аккуратно и ровно наклеивать детали. | Ресурсы сети интернет |
Декабрь Цикл занятий «Новогодняя сказка»
Вид деят-ти | Тема | Цель | Литература |
Работа с бумагой и картоном | «Зимний зайчик» | Учить детей изготавливать бумагой и зайчик» поделки из полосок разной длины картоном и ширины, делать петли, красочно оформлять готовую поделку ватой; воспитывать аккуратность, желание доводить начатое дело до конца. | Ресурсы сети интернет |
Работа с бумагой и картоном | «Письмо Деду морозу» | Закреплять умения самостоятельно складывать и вырезать из бумаги, сложенной пополам и гармошкой, срезать не нужные части, соединять; оформлять поделку, проявляя творчество, фантазию. | Шахова Н.В. «Художественная аппликация и узоры из бумаги» БАО-ПРЕСС,2006. |
Театр из цилиндров | «Дедушка Мороз» | Учить изготавливать фигурки из цилиндров , цветного картона и бумаги цилиндрической формы; развивать творческие способности детей. | Конструирование и художественный труд в детском саду Л.В.Куцакова |
Изготовление поделок из бросового материала | «Снегурочка» | Развивать воображение, закреплять умение работать с ножницами и клеем. | Давыдова Г.Н «Детский дизайн (поделки из бросового материала)» Скрипторий,2006г |
Январь Цикл занятий «Зима»
Вид тв-ва | Тема | Цель | Литература |
Работа с природным материалом | «Картина зимней природы» | Знакомить детей с рисованием манкой. Развивать эстетический вкус; воспитывать желание помогать друг другу. | Ресурсы сети интернет |
Работа с нитками, пуговицами, тканью | «Мишка косолапый» | Учить изготавливать фигурки из цветного картона и бумаги цилиндрической формы; развивать творческие способности детей | Конструирование и художественный труд в детском саду Л.В.Куцакова |
Нетрадиционн ое рисование | «Узор на окнах» | Познакомить с новой техникой рисования - граттаж. Формировать первоначальные навыки работы штрихом, пятном, линией. Развивать творческий потенциал через нетрадиционные приемы рисования. | Давыдова, Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Скрипторий, 2003. |
Февраль Цикл занятий «Наша армия»
Вид тв-ва | Тема | Цель | Литература |
Работа с бумагой и картоном | «Самолетик» | Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о самолётах; уточнить и закрепить умение складывать бумажный лист вдвое, по диагонали; учить детей работать по образцу | Детское рукоделие - «Художественный труд в детском саду и семье». Пантелеева Л.В. |
Работа с бумагой и картоном | «Кораблик» | Активизировать и разнообразить технику работы с бумагой; познакомить с объемной аппликацией. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности, аккуратность при выполнении работы | «Чудесные поделки из бумаги» З.А.Богатеева |
Работа с бросовым материалом | «Шкатулочка» | Учить обклеивать бросовый материал бумагой и декорировать; развивать фантазию и творческие способности. | Технология. Н.А. Цирулик |
Работа с бумагой и картоном | «Подарок для папы» | Учить детей делать поделку из салфеток и цветной бумаги. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности детей. Воспитывать аккуратность, художественный вкус. | “Декупаж из салфеток” Махмутова Х. М |
Март Цикл занятий «Для любимой мамы»
Вид тв-ва | Тема | Цель | Литература |
Работа с нитками, тканью и пуговицами | «Забавный натюрморт» | Развивать у детей воображение, закреплять знания о натюрморте, умение композиционно правильно располагать предметы, закреплять навыки работы с шаблонами, тканью и ножницами | Гришина Н Анистратова А. «Поделки из ниток и пряжи» Оникс,2011 |
Работа с природным материалом | «Подсолнух» | Развивать умения детей аккуратно распределять лепесточки подсолнуха из бумаги на картон, очень хорошо промазать середину цветка клеем ПВА, аккуратно засыпать гречневой крупой | Ресурсы сети интернет |
Изготовление поделок из бросового материала | «Цветные бусики» | Учить надевать бусинки и трубочки на веревочку; воспитывать интерес к труду и чувство прекрасного. | Ресурсы сети интернет |
Работа с нитками, тканью и пуговицами | «Любимая собачка» | Научить использовать бросовый материал, в данном случае обрезки ткани, для изготовления интересных поделок; воспитывать привычку работать аккуратно, доводить начатое дело до логического завершения; | Технология. Н.А. Цирулик |
Апрель Цикл занятий «Идет весна красна»
Вид тв-ва | Тема | Цель | Литература |
Работа с нитками, тканью и пуговицами | «Первые бабочки» | Учить изготавливать фигурки из цветного картона и бумаги цилиндрической формы; развивать творческие способности детей | Конструирование и художественный труд в детском саду Л.В.Куцакова |
Работа с соленым тестом | «Распустились цветочки» | Обучение дошкольников навыкам изготовления разнообразных изделий из соленого теста. Раскрытие творческого потенциала воспитанников, развитие у детей интересов, наклонностей, способностей. | Лепим из соленого теста. И.Михайлова |
Работа с бумагой и картоном | «Божья коровка» | Учить детей делать поделку из салфеток и цветной бумаги. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности детей. Воспитывать аккуратность, художественный вкус. | Ресурсы сети интернет |
Работа с бумагой и картоном | «Весенний лес» | Учить составлять узор путем наложения на основу кусочков рваной бумаги; развивать изобразительные навыки и умения, наблюдательность, эстетическое восприятие. | Технология. Н.А. Цирулик |
Май Цикл занятий «Всё расцветает»
Вид деят-ти | Тема | Цель | Литература |
Работа с нитками, пуговицами, тканью | «Выглянуло солнышко» | Учить продевать кусочек ниточки в шаблон и делать петельку; воспитывать интерес к кропотливому труду и чувство прекрасного. | Ресурсы сети интернет |
Поделки из бросового материала | «Гусеница» | Учить вырезать и красочно раскрашивать шаблон гусеницы; учить обклеивать коробку бумагой и декорировать её по собственному замыслу | Ресурсы сети интернет |
Работа с бумагой и картоном | «Букет сирени» | Учить детей делать поделку из салфеток и цветной бумаги. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности детей. развивать творческие способности детей | “Декупаж из салфеток” Махмутова Х. М. |
Тематический план для детей 5-6 лет
Октябрь Цикл занятий «На воде и под водой»
Вид деят-ти | Тема | Цель | Литература |
Работа с нитками, пуговицами, тканью | «Рыбка» | Формировать умения детей приклеивать ткань к картону, намазывая клеем. Соединять детали поделки между собой, вклеивая между ними детали из цветных лент. | Анистратова А., Гришина Н. «Поделки из ниток и пряжи». 0никс,2011 |
Нетрадиционное рисование | «Аквариум» | Учить приему рисования мыльными пузырями. Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом, помочь детям освоить метод спонтанного рисования. | Давыдова, Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Скрипторий, 2003. |
Работа с соленым тестом и пластилином | «Морской пейзаж» | Закреплять умение наносить на бумагу пластилин, составлять сюжетную композицию. Учить наносить пластилин небольшими кусочками, подбирая цветовую гамму. | Тихомирова О.Ю., Лебедева Г.А. «Пластилиновая картина». «Мозайка- синтез», 2011 |
Работа с бумагой и картоном | «Лягушка» | Научить поэтапному складыванию лягушки; продолжить знакомство с искусством конструирования из бумаги - оригами | Соколова С.В. «Оригами для старших дошкольников» Детство-Пресс |
Ноябрь Цикл занятий « Животные»
Вид деят-ти | Тема | Цель | Литература |
Изготовление поделок из бросового материала | «Кувшинка» | Продолжать обучать приемам работы с бросовым материалом; показать детям как ненужная вещь превращается в шедевр | Ресурсы сети интернет |
Работа с нитками, пуговицами, тканью | «Мышка» | Учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шёрстки». Развивать технические навыки | Анистратова А., Гришина Н. «Поделки из ниток и пряжи». Оникс,2011 |
Работа с природным материалом | «Сова» | Учить закреплять семена на основе из пластилина, создавать композицию. Развивать воображение, творчество | Цветкова О.В. Аппликация из крупы. - Ярославль: Ниола-Пресс, 2012. |
Изготовление поделок из бросового материала | «Пингвин» | Учить соединять детали способом склеивания, создавать композицию. Развивать конструктивные способности. | Давыдова Г.Н «Детский дизайн (поделки из бросового материала)», Скрипторий,2006г. |
Работа с бумагой и картоном | «Белый медведь» | Учить детей выполнять контурные поделки. Развивать творческие способности ребенка: вкус, чувства цвета, пространственное мышление, мелкую моторику пальцев рук. | Л.В.Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду». Сфера, 2015 |
Декабрь Цикл занятий «Новогодняя сказка»
Вид деят-ти | Тема | Цель | Литература |
Работа с нитками, пуговицами, тканью | «Снегири на ветке» | Продолжать учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект «перьев». | Анистратова А., Гришина Н. «Поделки из ниток и пряжи». Оникс,2011 |
Работа с бумагой и картоном | «Письмо Деду Морозу» | Закреплять умения самостоятельно складывать и вырезать из бумаги, сложенной пополам и гармошкой, срезать не нужные части, соединять; оформлять поделку, проявляя творчество, фантазию. | Шахова Н.В. «Художественная аппликация и узоры из бумаги». БАО- ПРЕСС,2006 |
Работа с соленым тестом и пластилином | «Новогодняя елка» | Формировать умениедетей отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки | Грибовская А.А. «Обучение тестом, лепке, аппликации» М.2008 |
Изготовление поделок из бросового материала | «Снегурочка» | Развивать воображение, закреплять умение работать с ножницами и клеем. | Давыдова Г.Н «Детский дизайн (поделки из материала бросового материала)», Скрипторий,2006г |
Январь Цикл занятий «Любимые герои мультфильмов»
Вид деят-ти | Тема | Цель | Литература |
Работа с природным материалом | «Снеговик» | Познакомить детей с сыпучим материалом - манка. Познакомить детей с нетрадиционной техникой «Рисование манкой». Продолжать развивать умение детей равномерно засыпать манкой рисунок, выполненный клеем. | Цветкова О.В. Аппликация из крупы. Ниола- Пресс, 2012 |
Изготовление поделок из бросового материала | «Умка» | Аппликация из ваты. Учить наклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности, оформлять работу ватой. | Ресурсы сети интернет |
Работа с бумагой и картоном | «Чебурашка» | Воспитывать у детей желание создавать красивые композиции из кусочков бумаги, комбинируя различные материалы. Развивать аккуратность работ с клеем. | Пищикова Н.Г. « Работа с бумагой в нетрадиционной технике -3». Скрипторий, 2003. |
Февраль Цикл занятий «Наша армия»
Вид деят-ти | Тема | Цель | Литература |
Нетрадиционное рисование | «Ракета» | Познакомить с новой техникой - граттаж Формировать первоначальные навыки работы штрихом, пятном, линией. Развивать творческий потенциал через нетрадиционные приемы рисования. | Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Скрипторий, 2003. |
Изготовление поделок из бросового материала | «Самолет» | Учить детей мастерить подарки для пап из спичечных коробков, обклеивая объёмные предметы цветной бумагой; воспитывать желание делать близким приятное. | Давыдова Г.Н «Детский дизайн (поделки из бросового материала)», Скрипторий,2006г |
Работа с бумагой и картоном | Открытка к 23 февраля | Формировать умение детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, | Шахова Н.В. «Художественная аппликация и узоры из бумаги». БАО-. ПРЕСС,2006 |
Работа с бумагой и картоном | «Танк» | Создавать условия для развития воображения и творчества, вызывать интерес у детей создавать образы, которые можно изготовить из мятой салфетки, учить дополнять изделие мелкими деталями. | Л.В.Куцакова «Конструирование и труд в детском саду». Сфера, 2015 |
Март Цикл занятий «Для любимой мамы»
Вид деят-ти | Тема | Цель | Литература |
Работа с нитками, пуговицами, тканью | «Забавный натюрморт» | Развивать у детей воображение, закреплять знания о натюрморте умение композиционно правильно располагать предметы, закреплять навыки работы с шаблонами, тканью и ножницами. | Анистратова А., Гришина Н. «Поделки из ниток и пряжи». Оникс,2011 |
Работа с природным материалом | «Подсолнух» | Аппликация из крупы. Развивать умения детей аккуратно распределять лепесточки подсолнуха из бумаги на картон, очень хорошо промазать середину цветка клеем ПВА, аккуратно засыпать гречневой крупой. | Ресурсы сети интернет |
Изготовление поделок из бросового материала | «Бсы для мамы» | Учить нанизывать бусины на нитку. Развивать моторику рук, творческую фантазию. | Ресурсы сети интернет |
Работа с бумагой и картоном Декупаж | «Шкатулочка» | Научить детей особому виду аппликации, с помощью которой можно создать иллюзию изысканной росписи красками, приобщать детей к творчеству, дать им возможность ощутить себя авторами художественного произведения. | Зайцева А.А. «Стильные штучки в технике декупаж».Аст- Пресс,2007 |
Апрель Цикл занятий «Идет весна красна»
Вид деят-ти | Тема | Цель | Литература |
Работа с бумагой и картоном | «Весна - красна» | Учить детей изготавливать обрывную аппликацию, создавая сюжетную картинку; воспитывать аккуратность, умение трудиться в коллективе. | Новикова И.В. «Конструирование из бумаги в детском саду». Академия Развития. 2011 |
Работа с бумагой и картоном | «Сирень» | Учить детей вырезать ножницами мелкие детали из бумаги сложенной вчетверо; воспитывать интерес к кропотливому труду и чувство прекрасного. | И.М.Петрова. «Объёмная аппликация». Детство-Пресс. 2006. |
Работа с бумагой и картоном | «Птицы прилетели» | Учить детей складывать бумагу в технике оригами; формировать умение работать по схемам и образцу, дополнять деталями, воспитывать аккуратность. | Соколова С.В. «Оригами для старших дошкольников» Детство-Пресс, 2014. |
Работа с соленым тестом, пластилином | «Пасха» | Закреплять умение наносить на бумагу пластилин, составлять сюжетную композицию. Учить наносить пластилин небольшими кусочками, подбирая цветовую гамму. Развивать фантазию. | Лыкова И.А. «Рельефные картины. Лепим из глины, пластилина, соленого теста» ИД Цветной мир, 2014 |
Май Цикл занятий «Всё расцветает»
Вид деят-ти | Тема | Цель | Литература |
Работа с природным материалом | «Солнышко» | Закрепить умение детей посыпать рисунок пшеном аккуратно не просыпая мимо. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности. | Цветкова О.В. Аппликация из крупы. Ниола- Пресс, 2012. |
Нетрадиционное рисование | «Праздничный салют» | Закреплять свойства разных материалов, используемых в работе: акварель и восковые мелки. Усвоить навык проведения непрерывных линий, достижение свободного движения руки в произвольном и в заданном направлении. | Давыдова Г.Н. «Нетрадицион ные техники рисования в детском саду», Скрипторий, 2003. |
Работа с бросовым материалом | «Пчелки» | Продолжать обучать приемам работы с бросовым материалом; показать детям как ненужная вещь превращается в шедевр | Давыдова Г.Н «Детский дизайн (поделки из бросового материала)», Скрипторий,2006г. |
Оценочные материалы (Диагностика)
Педагогическая диагностика творческого развития поводится с детьми два раза в год: в сентябре и в мае.
Основная задача диагностики заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы дополнительного образования по творческому развитию «Умелые ручки».
При оценке уровня творческих навыков детей, вводятся следующие
обозначения:
Высокий уровень «В»- означает правильное выполнение, навык
сформирован. Ребенок сам выполняет задание.
Достаточный уровень «Д»-означает недостаточно правильное выполнение
задания, навык в стадии формирования. Ребенок выполняет задание с помощью.
Низкий уровень «Н»- указывает на неправильное выполнение задания, навык
не сформирован. Ребенок не выполняет задание.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Организационно-педагогические условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:
Организационно-педагогические
• Кабинет, соответствующий «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей»; (СанПиН 2.4.4.3172-14) с
индивидуальными рабочими местами для учащихся и отдельным рабочим столом для педагога.
• Формирование группы и расписания занятий в соответствии с требованиями
СанПиН и программой.
• Пространственно-предметная среда (стенды, наглядные пособия, плакаты,
дидактические материалы).
Методические информационные условия
Для реализации Программы используются следующие материалы:
• Тематический план;
• Ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий;
• Картотека заданий;
• Методическая литература для педагогов по организации кружковой
деятельности.
• Пространственно-предметная среда (стенды, наглядные пособия, плакаты,
дидактические материалы).
• Дидактический материал (раздаточный материал по темам занятий программы,
наглядный материал, мультимедийные презентации);
Материально техническое обеспечение
• Ноутбук;
• Фотоаппарат,
• Мультимедиа проектор;
• Экран.
Календарно учебный график
Виды занятий | 4-5 лет | 5-6 лет | ||
Кол-во занятий | Кол-во часов | Кол-во занятий | Кол-во часов | |
Работа с природным материалом | 3 | 1.00 | 4 | 1.40 |
Работа с бумагой и картоном | 14 | 4.20 | 10 | 5.00 |
Работа нитками, пуговицами, тканью | 6 | 2.00 | 4 | 1.40 |
Работа с соленым тестом, пластилином | 2 | 0.40 | 3 | 1.15 |
Изготовление поделок из бросового материала | 4 | 1.20 | 7 | 2.55 |
Нетрадиционное рисование | 2 | 0.40 | 3 | 1.15 |
Всего: | 31 | 9.00 | 31 | 13.45 |
Список используемой литературы.
1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» М.А.Васильева,
В.В.Гербова, Т.С.Комарова.
2. Давыдова, Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»,
Скрипторий, 2003.
3. Грибовская А.А. «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке
аппликации» М.2008.
4.Тихомирова О.Ю., Лебедева Г.А. «Пластилиновая картина». «Мозайка-
синтез», 2011.
5. Давыдова Г.Н «Детский дизайн (поделки из бросового материала)»,
Скрипторий,2006г.
7.Шахова Н.В. «Художественная аппликация и узоры из бумаги». БАО-
ПРЕСС,2006.
8.Анистратова А., Гришина Н. «Поделки из ниток и пряжи». Оникс,2011
9.Давыдова Г. Н. «Пластилинография -Детский дизайн 3».
10.Цветкова О.В. Аппликация из крупы. Ниола-Пресс, 2012.
11.Л.В.Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду».
Сфера, 2015
12.Пищикова Н.Г. « Работа с бумагой в нетрадиционной технике -3».
Скрипторий, 2003.
13.Новикова И.В. «Конструирование из бумаги в детском саду». Академия
Развития. 2011
14.И.М.Петрова. «Объёмная аппликация». Детство-Пресс. 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Кружок «Умелые ручки»
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия ли...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Умелые ручки"
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Умелые ручки"...
Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Сказочная лепка»
Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать. А первая полов...
Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Волшебная радуга»
Программа была разработана с целью направленного и последовательного воспитания у детей эстетической культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческой самореализаци...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Умелые ручки».
quot;Умелые ручки"...
Дополнительна общеобразовательная общеразвивающая программа художественно направленности «Умелые ручки»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умелые ручки» для детей 6-7 лет направлена на создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его п...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Умелые ручки» на 2023-2024 учебный год
Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программахудожественной направленности «Умелые ручки»Аннотация к программе...