Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Умелые ручки"
рабочая программа (подготовительная группа)

Михновец Елена Алексеевна

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Умелые ручки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umelye_ruchki.docx46.43 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества г. Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области

ПРИНЯТА на заседании педагогического Совета

от « 06 »   сентября 2019 г.

протокол № 1

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ДО ДДТ г. Холмска

__________ (Леонова С.С.)

«   » сентября2019 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Умелые ручки»

Возраст учащихся: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год

Педагог дополнительного образования

Михновец Елена Алексеевна

г.Холмск

2019 г.

Пояснительная записка.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с окружающим миром, миром природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.  

Современная психология и педагогика всё больше ориентируется на использование художественной деятельности в процессе воспитания и обучения детей.

Художественная деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, формирует мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует развитию восприятия, произвольного внимания, воображения, речи, мелкой моторики, коммуникации, предоставляет ребёнку неограниченные возможности для самовыражения и самореализации, как в процессе творчества, так и в его продуктах, способствует утверждению и познанию своего « Я».

Интерес к результатам творчества ребёнка со стороны окружающих, принятие ими поделок повышает его самооценку, самопознание.   Одним из универсальных средств является ручной труд.

Изготовление поделки – это не только выполнение определённых действий. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать  задание, планировать ход его выполнения.

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остаётся инструментом творчества, который доступен каждому. Бумага – первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить ёлку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребёнка.  

Содержание программы «Город мастеров» предполагает развитие творческих способностей детей при работе с бумагой и использовании и  других материалов. Программа построена отпростого к сложному». Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги с использованием самых разных техник (объёмные поделки из бумаги, скручивание полосок, торцевание, коллажи из разных материалов, силуэтное вырезывание). В процессе реализации программы формируется способность детей отбирать нужные средства для выполнения работы, стремление достигнуть положительного результата, свободное оперирование усвоенными способами, по-разному комбинируя и трансформируя их.

1

Занятия направлены на всестороннее интеллектуальное  и эстетическое развитие детей. Обучение умениям не вытесняет непосредственности детского восприятия. Помимо развития мелкой моторики у детей развивается пространственное восприятие, воображение, художественный вкус и аккуратность. Ребёнок учится сосредотачиваться на процессе изготовления поделок, следовать устным инструкциям. Занятия  интересны для ребёнка. Он радуется результату своей работы. Свою поделку он может подарить маме, друзьям, использовать в игре. Самореализация и чувство удовлетворения от полученного результата формирует адекватную самооценку у ребёнка, он становится уверенным в своих силах.

Направленность программы художественная.

Актуальность данной программы:

В современном обществе стремительно возрастает потребность в воспитании творческой, неординарной  мыслящей личности, в развитии самобытности каждого воспитуемого, его творческой самореализации и саморазвитии. Проблемы совершенствования гуманитарно-эстетического образования в общеобразовательных учреждениях обуславливает необходимость нового методолого–теоретического подхода к формированию и развитию творческой индивидуальности воспитанника.

Отличительная особенность программы:

Программа дает возможность каждому воспитаннику дома детского творчества попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем.  

Возраст детей

Программа «Умелые ручки» рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 6-7лет. В объединение принимаются все желающие, без специального отбора. Группа постоянного состава. Занятия проводятся на базе МБДОУ№5 «Радуга». Рекомендуемое количество обучающихся в группе 15 человек.

Цель:

Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения приёмами и способами конструирования из бумаги и других материалов.

2

Программа ставит следующие задачи:

Образовательные:

1. Формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы.

2.Познакомить со свойствами материалов и инструментами.

3.Научить применять инструменты и приспособления.

4.Познакомить с правилами техники безопасности при работе с инструментами и материалами.

5.Обучить приемам художественного моделирования из бумаги.

6.Обучить лепке из соленого теста.

7. Познакомить с технологией изготовления аппликации из лоскутков ткани.

8. Изучить технику конструирования поделок из природного и бросового материала, пластилина.

Развивающие:

развить индивидуально-творческие способности воспитанников, потребности в личностном самоопределении в сфере прикладного искусства; развить мелкую моторику через овладение многообразными ручными операциями.

Воспитательные:

воспитать уважительное отношение к труду, аккуратность, усидчивость и терпение; научить самовыражению и работе в коллективе.

Данная программа дополнительного образования состоит из четырёх блоков:

  1. Работа с бумагой и картоном;
  2. Работа с солёным тестом;
  3. Работа с природным и бросовым материалом;
  4. Работа с тканью.

3

Блок «Работа с бумагой и картоном» - один из распространённых видов изобразительной техники, основанный на вырезании, наложении различных форм и закрепленных на другом материале, принятых за фон. Большая роль принадлежит цветовому оформлению, что оказывает огромное воздействие на развитие художественного вкуса у детей.

Блок «Работа с солёным тестом» - солёное тесто превосходный податливый материал, из которого можно изготовить массу интересных поделок, в том числе целые картины. Это не только увлекательное, но и очень полезное занятие, поскольку мелкая моторика рук напрямую связана с развитием речи, мышления, внимания, воображения, зрительной и двигательной памяти.

Блок «Работа с природным и бросовым материалом» - работа с природным материалом таит в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней, и формирования первых трудовых навыков. Бросовый материал дает детям чувство независимости от взрослых, т.к. его можно использовать по своему усмотрению, а главное- этот материал всегда можно найти, он разнообразен, развивает детскую фантазию и воображение. Использование бытового мусора приучает ребенка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старания, а в дальнейшем станет уважать и труд других людей.

Блок «Работа с тканью» - работая с тканью, ребенок развивает тактильное восприятие окружающего мира, тренирует воображение и учится творчеству.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на один год обучения. Общая продолжительность обучения составляет 72 часа в год.

Занятия проводятся:

Два раза в неделю по 30 минут.

4

Учебно-тематический план программы «Умелые ручки»

ОДИН ГОД ОБУЧЕНИЯ

№ п/п

Наименование блоков и тем

Общее кол-во часов

В том числе

теоретические

практические

1.

Вводное занятие.

1

1

-

2.

Работа с бумагой и картоном.

14

2.1.

Художественное моделирование из бумаги путем сгибания.

7

1

6

2.2.

Вырезание и аппликация. Бумага.

2

1

1

2.3.

Вырезание и аппликация. Работа с текстильными материалами.

5

1

4

3.

Работа с солёным тестом.

15

3

12

3.1.

Способы изготовления солёного теста.

5

2

3

3.2.

Изготовление объемных фигур.

5

1

4

3.3.

Композиции из солёного теста.

5

1

4

4.

Работа с природным и бросовым материалом.

14

3

11

4.1.

Коллективная работа «Театр кукол».

5

1

4

4.2.

Изготовление панно из природного и бросового материала.

9

2

7

5.

Работа с тканью.

15

1

14

5.1.

Подборка тканей для изготовления различных видов изделий.

2

1

1

5.2.

Изготовление аппликаций.

13

13

6.

Итоговое занятие.

1

0.5

0.5

ИТОГО ЗА ГОД

60

12.5

47.5

Содержание программы

(один год обучения)

1.Вводное занятие. (1 час)

Теория. (1 час)

  • Правила техники безопасности.
  • Правильное положение рук и туловища во время работы.
  • Инструменты и материалы, необходимые для работы.
  • Организация рабочего места.
  • Цель и задачи объединения.
  • Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий.

2. Работа с бумагой и картоном. (14 часов)

2.1. Художественное моделирование из бумаги путем сгибания. (7 часов)

Теория. (1час)

  • Знакомство с техникой оригами.
  • Схемы оригами.
  • Условные обозначения.
  • Эстетическое оформление работ.

Практика. (6 часа)

  • Складывание полоски и прямоугольника «гармошкой».
  • Складывание фигур из квадрата.
  • Составление композиций.

2.2. Вырезание и аппликация. Бумага. (2 часа)

Теория. (1 час)

  • Знакомство с терминами «аппликация», «симметрия», «асимметрия», «плоская аппликация», «объемная аппликация».

Практика. (1час)

  • Изготовление деталей по шаблонам и трафаретам.
  • Изготовление аппликации из кругов.
  • Изготовление геометрической мозаики.
  • Конструкции из полосок бумаги.
  • Составление из композиций.
  • Аккуратное и эстетичное оформление выполненных работ.

2.3. Вырезание и аппликация. Работа с текстильными материалами. (5 часов)

Теория. (1 час)

  • Знакомство с понятием «текстиль», его видами.
  • Приемы использования текстиля в аппликации.

Практика. (4часа)

  • Изготовление аппликации из цельных нитей.
  • Изготовление аппликации из резанных нитей.
  • Изготовление геометрической мозаики.
  • Составление композиций.
  • Аккуратное и эстетичное оформление выполненных работ.

3. Работа с солёным тестом. (15 часов)

3.1. Способы изготовления солёного теста. (5 часов)

Теория. (2 часа)

  • История лепки из солёного теста.

Практика. (3 часа)

  • Изготовлением солёного теста по различным рецептам.
  • Смешивание цветов.

3.2. Изготовление объемных фигур. (5 часов)

Теория. (1 час)

  • Технология изготовления объемных фигур.

Практика. (4 часа)

  • Изготовление сказочных фигур.
  • Аккуратное и эстетичное оформление выполненных работ.

3.3. Композиции из солёного теста. (5 часов)

Теория. (1 час)

  • Использование крупных и мелких элементов при изготовлении работы.

Практика. (4 часа)

  • Изготовление фона.
  • «Рисование» жгутиками.
  • «Печатание» по тесту.
  • Составление композиций.
  • Аккуратное и эстетичное оформление выполненных работ.

4. Работа с природным и бросовым материалом. (14 часов)

4.1. Коллективная работа «Театр кукол». (5 часов)

Теория. (1 час)

  • Развитие творчества и умения работать в коллективе.
  • Научить использованию нужным материалом для работы.

Практика. (4 часа)

  • Выбор материала для работы.
  • Технология выполнения изделий.
  • Аккуратное и эстетичное оформление выполненных работ.
  • Демонстрация готовых работ в виде спектакля.

4.2. Изготовление панно из природного и бросового материала.

Теория. (2 часа)

  • Знакомство с различным природным материалом.

Практика. (7 часов)

  • Выбор фона для изделия.
  • Изготовление панно.
  • Аккуратное и эстетичное оформление выполненных работ.

5. Работа с тканью. (15 часов)

5.1. Подборка тканей для изготовления различных видов изделий. (2 часов)

Теория. (1 час)

  • Виды и свойства тканей.

Практика. (1 час )

  • Выбор ткани для будущей аппликации.
  • Обводка шаблонов по ткани.
  • Контурное вырезание деталей.

5.2. Изготовление аппликаций. (13 часов)

Теория. (0.5 часа)

  • Самостоятельный выбор ткани.
  • Изготовление аппликации по образцу и без него.

Практика. (12.5 часов)

  • Выбор фона для будущей работы.
  • Подбор материалов.
  • Обводка шаблонов.
  • Контурное вырезание деталей.
  • Аккуратное и эстетичное оформление выполненных работ.

6. Итоговое занятие. (1 час)

Теория. (0.5 часа)

Обобщение пройденного материала, тестирование знаний, полученных на занятиях. Подготовка к итоговой выставке.

Практика. (0.5 часа)

Оформление выставки.

         Календарно-тематический план по программе «Умелые ручки»

1 год обучения 2019-2020 г.

Название разделов и тем

Общее кол-во часов

Дата проведения

Примечание

Вводное занятие

1

10.09.19

1.

Работа с бумагой и картоном

14

1.1

Художественное моделирование из бумаги путем сгибания

7

1)

Симметричное вырезание. Листики из бумаги.

1

22.10.19

2)

Аппликация «Осенние листья».

1

24.10.19

3)

Оригами. Гофрирование.

1

29.10.19

4)

Оригами: «Ежик из гармошки».

1

31.10.19

5)

Оригами из кругов. Складываем круг. «Морковка».

1

05.11.19

6)

Оригами из кругов: «Веселые гуси»

1

07.11.19

7)

Оригами из кругов: «Веселые гуси»

1

12.11.19

1.2

Вырезание и аппликация. Бумага.

2

1)

Вырезание из бумаги, сложенной несколько раз (гармошка).

2

14.11.19

19.11.19

1.3

Вырезание и аппликации. Работа с  текстильными  материалом.

5

1)

«Волнистые линии».

1

21.11.19

2)

«Красивый коврик».

1

26.11.19

3)

«Снежинка на ладони».

1

28.11.19

4)

«Светофор».

1

03.12.19

5)

«Цветочек».

1

05.12.19

2.

Работа с солёным тестом.

15

2.1

Способы изготовления солёного теста.

5

1)

Изготовление теста. Основные рецепты.

1

10.12.19

2)

Смешивание цветов.

1

12.12.19

3)

«Мышонок».

1

17.12.19

4)

«Поросёнок».

1

19.12.19

5)

«Котенок».

1

24.12.19

2.2

Изготовление объемных фигур.

5

1)

Технология.

1

26.12.19

2)

«Солнышко»

1

27.12.19

Итого

21

2-ое полугодие

3)

«Петушок»

1

14.01.20

4)

«Снеговик»

1

16.01.20

5)

«Елочка»

1

21.01.20

2.3

Композиции из солёного теста.

5

1)

Изготовление крупных и мелких элементов .

1

23.01.20

2)

«Рисование» жгутиками.

1

28.01.20

3)

«Печатание» по тесту.

1

30.01.20

4)

Картина из соленого теста

1

04.02.20

5)

Картина из соленого теста

1

06.02.20

3.

Работа с природным и бросовым материалом.

14

3.1

Коллективная работа «Театр кукол».

5

13.02.20

18.02.20

20.02.20

25.02.20

27.02.20

3.2

Изготовление панно из природного и бросового материала.

8

03.03.20

05.03.20

10.03.20

12.03.20

17.03.20

19.03.20

24.03.20

26.03.20

09.03.20

4.

Работа с тканью.

15

4.1

Подборка тканей для изготовления различных видов изделий.

1)

Виды тканей. Их свойства.

1

02.04.20

2)

Выбор ткани для работы.

Шаблоны и трафареты.

1

7.04.20

4.2

Изготовление аппликаций.

1)

«Пират».

1

19.04.20

2)

«Кошка с рыбкой».

1

14.04.20

3)

«Я придумал это сам».

1

16.04.20

4)

«Моя сказка».

2

21.04.20

23.04.20

5)

«Фруктовая корзинка».

1

28.04.20

02.05.20

6)

«Чебурашка».

1

30.04.20

7)

«Золотой петушок».

1

05.05.20

8)

«Волшебное дерево».

1

07.05.20

9)

«Совушка».

1

12.05.20

10)

«Мишка косолапый».

1

14.05.20

11)

Композиционная аппликация (бумага, текстиль, природный материал).

2

19.05.20

21.05.20

Итоговое занятие.

1

25.05.20

По 2-ому полугодию

39

ИТОГО за год

60


Планируемые результаты:

К концу обучения:

1. Дети должны знать:

  • правила техники безопасности;
  • особенности природного и бросового материала, ткани, бумаги;
  • эстетическое оформление работ;
  • основные приемы выполнения аппликации.

2. Дети должны уметь:

  • пользоваться инструментами;
  • осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за ходом и результатами;
  • получать информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы;
  • изготавливать изделия из материалов по рисунку, эскизу;
  • выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам;
  • осуществлять декоративное оформление и отделку изделий.

3. Дети приобретут:

  • навыки аккуратности и трудолюбия;
  • основные навыки работы в группе.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

  1. Составление выставок лучших работ;
  2. Участие в районных выставках.

Методическое обеспечение программы

Программа предлагает инновационные формы организации занятий в системе дополнительного образования детей, эффективные методы образовательно-воспитательной работы с детьми: беседы, игры-путешествия, выставка-праздник, занятия-практикумы, выставка изделий. В процессе работы используются информационно-методические материалы.

Программа построена так, что учащиеся преодолевают одно затруднение за другим, переходя от одного успеха к другому, в результате чего у них формируется опыт творческого дела, что играет важную роль в развитии личности, в процессе художественного творчества.

Работа учащихся организуется таким образом, чтобы она способствовала не только углублению и закреплению знаний и умений, но и формирования умения самостоятельно планировать свою деятельность, способность к самооценке и самоконтролю.

Большую роль в успехе реализации программы объединения «Чудеса своими руками» играет необходимое умение педагога создать на каждом занятии атмосферу доброжелательности, добросовестности, взаимопонимания, которая укрепляет веру в себя, в свои возможности.

Также для успешной реализации программы применяются следующие методы:

  • Репродуктивные (тренировочные упражнения по изготовлению элементов или деталей изделия);
  • Словесные (викторины, беседы, составление плана устно и т.д.);
  • Проблемный (поиск ответов на поставленный вопрос и т.п.);
  • Основной метод проведения занятий – практический.

На занятиях применяются различные педагогические технологии. Это может быть методика развивающего обучения, проектирование. Тогда же говорится об областях применения данного приема, дается творческое задание. Дети используют его, додумывая детали.

В последующем работа может строиться на основе методики коллективных творческих дел:

  • Определение задачи;
  • Его обсуждение;
  • Воплощение в материале;
  • Анализ работы.

Так выполняется изготовление поделок.

ИКТ в образовательном процессе по дополнительному образованию детей используют:

  • Для моделирования занятий в объединении – показ образцов готовых работ, выставки работ прикладного творчества, музейных экспонатов, защита и демонстрация творческих проектов;
  • Для контроля и учета ЗУН воспитанников объединения – подготовка тестовых заданий, оформление результатов промежуточной и итоговой аттестации воспитанников.

Условия реализации программы

Для успешной реализации  данной программы необходимо:

  1. Помещение, соответствующее нормам СанПиН.
  2. Мебель, соответствующая нормам СанПиН.
  3. Наглядные пособия и материалы:
  • журналы, книги, брошюры по прикладному искусству;
  • методические пособия, образцы готовых изделий;
  • расходный материал – белая и цветная бумага, картон, клей, ножницы, линейки, карандаши, лоскутки ткани, природный материал, бросовый материал, солёное тесто.
  1. Компьютерная техника: компьютер, экран, проектор.

Список литературы

Литература для педагога:

  1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю., Все об оригами. – СПб.: ООО «СЗКЭО»Кристалл», 2006.
  2. Давыдова Г.Н., Детский дизайн. Пластилинография. – М.: «Скрипторий 2003», 2006.
  3. Давыдова Г.Н., Пластилинография – 2. – М.: «Скрипторий 2003», 2006.
  4. Давыдова Г.Н., Пластилинография. Анималистическая живопись. – М.: «Скрипторий 2003», 2007.
  5. Молотобарова О.С., Кружок – изготовление сувениров-игрушек. – М.: просвещение, 1999.
  6. Петрова И.М., Объемная аппликация: Учебно-методическое пособие. – Спбю: «Детство-Пресс» 2007.
  7. ФронксДилис, Аппликации из ткани. – М.: Мой мир, 2007.

Литература для учащихся и родителей:

  1. Гульянц Э.К., Базик И.Я., Что можно сделать из природного материала. – М.: Просвещение, 1991.
  2. Гусакова М.А., Аппликация. – М.: Просвещение, 1997.
  3. Курицина С.П., Оригами игрушки из бумаги. – Дельта, 2000.
  4. Соколова С., Театр оригами. Игрушки из бумаги. – М.: Эксмо, 2006.
  5. Шептуля А., Домашние обереги своими руками. – М.: Эксмо, 2006.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Кружок «Умелые ручки»

     Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия ли...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности кружок «Очумелые ручки»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАхудожественной направленностикружок «Очумелые ручки»(срок реализации ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Умелые ручки»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Умелые ручки»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Умелые ручки"

Актуальность данной программы в том, что художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает относительно полезные и эстетически значимые пр...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Умелые ручки"

Программа кружковой деятельности «Умелые ручки» представляет разные виды продуктивной деятельности: игры с крупой, пуговицами, бумагопластика, тестопластика, рисование, лепка, поделки из п...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно - эстетической направленности «Умелые ручки» Возраст воспитанников: 3-4 лет

Новизна программы заключается в том, что в процессе дополнительного обучения дети получают знания, умения, навыки и изучают приемы рук, которые не включены в программу детского сада. На дополнительных...