Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Умелые ручки"
рабочая программа (подготовительная группа)
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Умелые ручки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umelye_ruchki.docx | 46.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества г. Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области
ПРИНЯТА на заседании педагогического Совета от « 06 » сентября 2019 г. протокол № 1 | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ ДО ДДТ г. Холмска __________ (Леонова С.С.) « » сентября2019 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Умелые ручки»
Возраст учащихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Педагог дополнительного образования
Михновец Елена Алексеевна
г.Холмск
2019 г.
Пояснительная записка.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с окружающим миром, миром природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Современная психология и педагогика всё больше ориентируется на использование художественной деятельности в процессе воспитания и обучения детей.
Художественная деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, формирует мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует развитию восприятия, произвольного внимания, воображения, речи, мелкой моторики, коммуникации, предоставляет ребёнку неограниченные возможности для самовыражения и самореализации, как в процессе творчества, так и в его продуктах, способствует утверждению и познанию своего « Я».
Интерес к результатам творчества ребёнка со стороны окружающих, принятие ими поделок повышает его самооценку, самопознание. Одним из универсальных средств является ручной труд.
Изготовление поделки – это не только выполнение определённых действий. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остаётся инструментом творчества, который доступен каждому. Бумага – первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить ёлку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребёнка.
Содержание программы «Город мастеров» предполагает развитие творческих способностей детей при работе с бумагой и использовании и других материалов. Программа построена отпростого к сложному». Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги с использованием самых разных техник (объёмные поделки из бумаги, скручивание полосок, торцевание, коллажи из разных материалов, силуэтное вырезывание). В процессе реализации программы формируется способность детей отбирать нужные средства для выполнения работы, стремление достигнуть положительного результата, свободное оперирование усвоенными способами, по-разному комбинируя и трансформируя их.
1
Занятия направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей. Обучение умениям не вытесняет непосредственности детского восприятия. Помимо развития мелкой моторики у детей развивается пространственное восприятие, воображение, художественный вкус и аккуратность. Ребёнок учится сосредотачиваться на процессе изготовления поделок, следовать устным инструкциям. Занятия интересны для ребёнка. Он радуется результату своей работы. Свою поделку он может подарить маме, друзьям, использовать в игре. Самореализация и чувство удовлетворения от полученного результата формирует адекватную самооценку у ребёнка, он становится уверенным в своих силах.
Направленность программы художественная.
Актуальность данной программы:
В современном обществе стремительно возрастает потребность в воспитании творческой, неординарной мыслящей личности, в развитии самобытности каждого воспитуемого, его творческой самореализации и саморазвитии. Проблемы совершенствования гуманитарно-эстетического образования в общеобразовательных учреждениях обуславливает необходимость нового методолого–теоретического подхода к формированию и развитию творческой индивидуальности воспитанника.
Отличительная особенность программы:
Программа дает возможность каждому воспитаннику дома детского творчества попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем.
Возраст детей
Программа «Умелые ручки» рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 6-7лет. В объединение принимаются все желающие, без специального отбора. Группа постоянного состава. Занятия проводятся на базе МБДОУ№5 «Радуга». Рекомендуемое количество обучающихся в группе 15 человек.
Цель:
Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения приёмами и способами конструирования из бумаги и других материалов.
2
Программа ставит следующие задачи:
Образовательные:
1. Формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы.
2.Познакомить со свойствами материалов и инструментами.
3.Научить применять инструменты и приспособления.
4.Познакомить с правилами техники безопасности при работе с инструментами и материалами.
5.Обучить приемам художественного моделирования из бумаги.
6.Обучить лепке из соленого теста.
7. Познакомить с технологией изготовления аппликации из лоскутков ткани.
8. Изучить технику конструирования поделок из природного и бросового материала, пластилина.
Развивающие:
развить индивидуально-творческие способности воспитанников, потребности в личностном самоопределении в сфере прикладного искусства; развить мелкую моторику через овладение многообразными ручными операциями.
Воспитательные:
воспитать уважительное отношение к труду, аккуратность, усидчивость и терпение; научить самовыражению и работе в коллективе.
Данная программа дополнительного образования состоит из четырёх блоков:
- Работа с бумагой и картоном;
- Работа с солёным тестом;
- Работа с природным и бросовым материалом;
- Работа с тканью.
3
Блок «Работа с бумагой и картоном» - один из распространённых видов изобразительной техники, основанный на вырезании, наложении различных форм и закрепленных на другом материале, принятых за фон. Большая роль принадлежит цветовому оформлению, что оказывает огромное воздействие на развитие художественного вкуса у детей.
Блок «Работа с солёным тестом» - солёное тесто превосходный податливый материал, из которого можно изготовить массу интересных поделок, в том числе целые картины. Это не только увлекательное, но и очень полезное занятие, поскольку мелкая моторика рук напрямую связана с развитием речи, мышления, внимания, воображения, зрительной и двигательной памяти.
Блок «Работа с природным и бросовым материалом» - работа с природным материалом таит в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней, и формирования первых трудовых навыков. Бросовый материал дает детям чувство независимости от взрослых, т.к. его можно использовать по своему усмотрению, а главное- этот материал всегда можно найти, он разнообразен, развивает детскую фантазию и воображение. Использование бытового мусора приучает ребенка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старания, а в дальнейшем станет уважать и труд других людей.
Блок «Работа с тканью» - работая с тканью, ребенок развивает тактильное восприятие окружающего мира, тренирует воображение и учится творчеству.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на один год обучения. Общая продолжительность обучения составляет 72 часа в год.
Занятия проводятся:
Два раза в неделю по 30 минут.
4
Учебно-тематический план программы «Умелые ручки»
ОДИН ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Наименование блоков и тем | Общее кол-во часов | В том числе | |
теоретические | практические | |||
1. | Вводное занятие. | 1 | 1 | - |
2. | Работа с бумагой и картоном. | 14 | ||
2.1. | Художественное моделирование из бумаги путем сгибания. | 7 | 1 | 6 |
2.2. | Вырезание и аппликация. Бумага. | 2 | 1 | 1 |
2.3. | Вырезание и аппликация. Работа с текстильными материалами. | 5 | 1 | 4 |
3. | Работа с солёным тестом. | 15 | 3 | 12 |
3.1. | Способы изготовления солёного теста. | 5 | 2 | 3 |
3.2. | Изготовление объемных фигур. | 5 | 1 | 4 |
3.3. | Композиции из солёного теста. | 5 | 1 | 4 |
4. | Работа с природным и бросовым материалом. | 14 | 3 | 11 |
4.1. | Коллективная работа «Театр кукол». | 5 | 1 | 4 |
4.2. | Изготовление панно из природного и бросового материала. | 9 | 2 | 7 |
5. | Работа с тканью. | 15 | 1 | 14 |
5.1. | Подборка тканей для изготовления различных видов изделий. | 2 | 1 | 1 |
5.2. | Изготовление аппликаций. | 13 | 13 | |
6. | Итоговое занятие. | 1 | 0.5 | 0.5 |
ИТОГО ЗА ГОД | 60 | 12.5 | 47.5 |
Содержание программы
(один год обучения)
1.Вводное занятие. (1 час)
Теория. (1 час)
- Правила техники безопасности.
- Правильное положение рук и туловища во время работы.
- Инструменты и материалы, необходимые для работы.
- Организация рабочего места.
- Цель и задачи объединения.
- Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий.
2. Работа с бумагой и картоном. (14 часов)
2.1. Художественное моделирование из бумаги путем сгибания. (7 часов)
Теория. (1час)
- Знакомство с техникой оригами.
- Схемы оригами.
- Условные обозначения.
- Эстетическое оформление работ.
Практика. (6 часа)
- Складывание полоски и прямоугольника «гармошкой».
- Складывание фигур из квадрата.
- Составление композиций.
2.2. Вырезание и аппликация. Бумага. (2 часа)
Теория. (1 час)
- Знакомство с терминами «аппликация», «симметрия», «асимметрия», «плоская аппликация», «объемная аппликация».
Практика. (1час)
- Изготовление деталей по шаблонам и трафаретам.
- Изготовление аппликации из кругов.
- Изготовление геометрической мозаики.
- Конструкции из полосок бумаги.
- Составление из композиций.
- Аккуратное и эстетичное оформление выполненных работ.
2.3. Вырезание и аппликация. Работа с текстильными материалами. (5 часов)
Теория. (1 час)
- Знакомство с понятием «текстиль», его видами.
- Приемы использования текстиля в аппликации.
Практика. (4часа)
- Изготовление аппликации из цельных нитей.
- Изготовление аппликации из резанных нитей.
- Изготовление геометрической мозаики.
- Составление композиций.
- Аккуратное и эстетичное оформление выполненных работ.
3. Работа с солёным тестом. (15 часов)
3.1. Способы изготовления солёного теста. (5 часов)
Теория. (2 часа)
- История лепки из солёного теста.
Практика. (3 часа)
- Изготовлением солёного теста по различным рецептам.
- Смешивание цветов.
3.2. Изготовление объемных фигур. (5 часов)
Теория. (1 час)
- Технология изготовления объемных фигур.
Практика. (4 часа)
- Изготовление сказочных фигур.
- Аккуратное и эстетичное оформление выполненных работ.
3.3. Композиции из солёного теста. (5 часов)
Теория. (1 час)
- Использование крупных и мелких элементов при изготовлении работы.
Практика. (4 часа)
- Изготовление фона.
- «Рисование» жгутиками.
- «Печатание» по тесту.
- Составление композиций.
- Аккуратное и эстетичное оформление выполненных работ.
4. Работа с природным и бросовым материалом. (14 часов)
4.1. Коллективная работа «Театр кукол». (5 часов)
Теория. (1 час)
- Развитие творчества и умения работать в коллективе.
- Научить использованию нужным материалом для работы.
Практика. (4 часа)
- Выбор материала для работы.
- Технология выполнения изделий.
- Аккуратное и эстетичное оформление выполненных работ.
- Демонстрация готовых работ в виде спектакля.
4.2. Изготовление панно из природного и бросового материала.
Теория. (2 часа)
- Знакомство с различным природным материалом.
Практика. (7 часов)
- Выбор фона для изделия.
- Изготовление панно.
- Аккуратное и эстетичное оформление выполненных работ.
5. Работа с тканью. (15 часов)
5.1. Подборка тканей для изготовления различных видов изделий. (2 часов)
Теория. (1 час)
- Виды и свойства тканей.
Практика. (1 час )
- Выбор ткани для будущей аппликации.
- Обводка шаблонов по ткани.
- Контурное вырезание деталей.
5.2. Изготовление аппликаций. (13 часов)
Теория. (0.5 часа)
- Самостоятельный выбор ткани.
- Изготовление аппликации по образцу и без него.
Практика. (12.5 часов)
- Выбор фона для будущей работы.
- Подбор материалов.
- Обводка шаблонов.
- Контурное вырезание деталей.
- Аккуратное и эстетичное оформление выполненных работ.
6. Итоговое занятие. (1 час)
Теория. (0.5 часа)
Обобщение пройденного материала, тестирование знаний, полученных на занятиях. Подготовка к итоговой выставке.
Практика. (0.5 часа)
Оформление выставки.
Календарно-тематический план по программе «Умелые ручки»
1 год обучения 2019-2020 г.
№ | Название разделов и тем | Общее кол-во часов | Дата проведения | Примечание |
Вводное занятие | 1 | 10.09.19 | ||
1. | Работа с бумагой и картоном | 14 | ||
1.1 | Художественное моделирование из бумаги путем сгибания | 7 | ||
1) | Симметричное вырезание. Листики из бумаги. | 1 | 22.10.19 | |
2) | Аппликация «Осенние листья». | 1 | 24.10.19 | |
3) | Оригами. Гофрирование. | 1 | 29.10.19 | |
4) | Оригами: «Ежик из гармошки». | 1 | 31.10.19 | |
5) | Оригами из кругов. Складываем круг. «Морковка». | 1 | 05.11.19 | |
6) | Оригами из кругов: «Веселые гуси» | 1 | 07.11.19 | |
7) | Оригами из кругов: «Веселые гуси» | 1 | 12.11.19 | |
1.2 | Вырезание и аппликация. Бумага. | 2 | ||
1) | Вырезание из бумаги, сложенной несколько раз (гармошка). | 2 | 14.11.19 19.11.19 | |
1.3 | Вырезание и аппликации. Работа с текстильными материалом. | 5 | ||
1) | «Волнистые линии». | 1 | 21.11.19 | |
2) | «Красивый коврик». | 1 | 26.11.19 | |
3) | «Снежинка на ладони». | 1 | 28.11.19 | |
4) | «Светофор». | 1 | 03.12.19 | |
5) | «Цветочек». | 1 | 05.12.19 | |
2. | Работа с солёным тестом. | 15 | ||
2.1 | Способы изготовления солёного теста. | 5 | ||
1) | Изготовление теста. Основные рецепты. | 1 | 10.12.19 | |
2) | Смешивание цветов. | 1 | 12.12.19 | |
3) | «Мышонок». | 1 | 17.12.19 | |
4) | «Поросёнок». | 1 | 19.12.19 | |
5) | «Котенок». | 1 | 24.12.19 | |
2.2 | Изготовление объемных фигур. | 5 | ||
1) | Технология. | 1 | 26.12.19 | |
2) | «Солнышко» | 1 | 27.12.19 | |
Итого | 21 | |||
2-ое полугодие | ||||
3) | «Петушок» | 1 | 14.01.20 | |
4) | «Снеговик» | 1 | 16.01.20 | |
5) | «Елочка» | 1 | 21.01.20 | |
2.3 | Композиции из солёного теста. | 5 | ||
1) | Изготовление крупных и мелких элементов . | 1 | 23.01.20 | |
2) | «Рисование» жгутиками. | 1 | 28.01.20 | |
3) | «Печатание» по тесту. | 1 | 30.01.20 | |
4) | Картина из соленого теста | 1 | 04.02.20 | |
5) | Картина из соленого теста | 1 | 06.02.20 | |
3. | Работа с природным и бросовым материалом. | 14 | ||
3.1 | Коллективная работа «Театр кукол». | 5 | 13.02.20 18.02.20 20.02.20 25.02.20 27.02.20 | |
3.2 | Изготовление панно из природного и бросового материала. | 8 | 03.03.20 05.03.20 10.03.20 12.03.20 17.03.20 19.03.20 24.03.20 26.03.20 | 09.03.20 |
4. | Работа с тканью. | 15 | ||
4.1 | Подборка тканей для изготовления различных видов изделий. | |||
1) | Виды тканей. Их свойства. | 1 | 02.04.20 | |
2) | Выбор ткани для работы. Шаблоны и трафареты. | 1 | 7.04.20 | |
4.2 | Изготовление аппликаций. | |||
1) | «Пират». | 1 | 19.04.20 | |
2) | «Кошка с рыбкой». | 1 | 14.04.20 | |
3) | «Я придумал это сам». | 1 | 16.04.20 | |
4) | «Моя сказка». | 2 | 21.04.20 23.04.20 | |
5) | «Фруктовая корзинка». | 1 | 28.04.20 | 02.05.20 |
6) | «Чебурашка». | 1 | 30.04.20 | |
7) | «Золотой петушок». | 1 | 05.05.20 | |
8) | «Волшебное дерево». | 1 | 07.05.20 | |
9) | «Совушка». | 1 | 12.05.20 | |
10) | «Мишка косолапый». | 1 | 14.05.20 | |
11) | Композиционная аппликация (бумага, текстиль, природный материал). | 2 | 19.05.20 21.05.20 | |
Итоговое занятие. | 1 | 25.05.20 | ||
По 2-ому полугодию | 39 | |||
ИТОГО за год | 60 |
Планируемые результаты:
К концу обучения:
1. Дети должны знать:
- правила техники безопасности;
- особенности природного и бросового материала, ткани, бумаги;
- эстетическое оформление работ;
- основные приемы выполнения аппликации.
2. Дети должны уметь:
- пользоваться инструментами;
- осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за ходом и результатами;
- получать информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы;
- изготавливать изделия из материалов по рисунку, эскизу;
- выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам;
- осуществлять декоративное оформление и отделку изделий.
3. Дети приобретут:
- навыки аккуратности и трудолюбия;
- основные навыки работы в группе.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- Составление выставок лучших работ;
- Участие в районных выставках.
Методическое обеспечение программы
Программа предлагает инновационные формы организации занятий в системе дополнительного образования детей, эффективные методы образовательно-воспитательной работы с детьми: беседы, игры-путешествия, выставка-праздник, занятия-практикумы, выставка изделий. В процессе работы используются информационно-методические материалы.
Программа построена так, что учащиеся преодолевают одно затруднение за другим, переходя от одного успеха к другому, в результате чего у них формируется опыт творческого дела, что играет важную роль в развитии личности, в процессе художественного творчества.
Работа учащихся организуется таким образом, чтобы она способствовала не только углублению и закреплению знаний и умений, но и формирования умения самостоятельно планировать свою деятельность, способность к самооценке и самоконтролю.
Большую роль в успехе реализации программы объединения «Чудеса своими руками» играет необходимое умение педагога создать на каждом занятии атмосферу доброжелательности, добросовестности, взаимопонимания, которая укрепляет веру в себя, в свои возможности.
Также для успешной реализации программы применяются следующие методы:
- Репродуктивные (тренировочные упражнения по изготовлению элементов или деталей изделия);
- Словесные (викторины, беседы, составление плана устно и т.д.);
- Проблемный (поиск ответов на поставленный вопрос и т.п.);
- Основной метод проведения занятий – практический.
На занятиях применяются различные педагогические технологии. Это может быть методика развивающего обучения, проектирование. Тогда же говорится об областях применения данного приема, дается творческое задание. Дети используют его, додумывая детали.
В последующем работа может строиться на основе методики коллективных творческих дел:
- Определение задачи;
- Его обсуждение;
- Воплощение в материале;
- Анализ работы.
Так выполняется изготовление поделок.
ИКТ в образовательном процессе по дополнительному образованию детей используют:
- Для моделирования занятий в объединении – показ образцов готовых работ, выставки работ прикладного творчества, музейных экспонатов, защита и демонстрация творческих проектов;
- Для контроля и учета ЗУН воспитанников объединения – подготовка тестовых заданий, оформление результатов промежуточной и итоговой аттестации воспитанников.
Условия реализации программы
Для успешной реализации данной программы необходимо:
- Помещение, соответствующее нормам СанПиН.
- Мебель, соответствующая нормам СанПиН.
- Наглядные пособия и материалы:
- журналы, книги, брошюры по прикладному искусству;
- методические пособия, образцы готовых изделий;
- расходный материал – белая и цветная бумага, картон, клей, ножницы, линейки, карандаши, лоскутки ткани, природный материал, бросовый материал, солёное тесто.
- Компьютерная техника: компьютер, экран, проектор.
Список литературы
Литература для педагога:
- Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю., Все об оригами. – СПб.: ООО «СЗКЭО»Кристалл», 2006.
- Давыдова Г.Н., Детский дизайн. Пластилинография. – М.: «Скрипторий 2003», 2006.
- Давыдова Г.Н., Пластилинография – 2. – М.: «Скрипторий 2003», 2006.
- Давыдова Г.Н., Пластилинография. Анималистическая живопись. – М.: «Скрипторий 2003», 2007.
- Молотобарова О.С., Кружок – изготовление сувениров-игрушек. – М.: просвещение, 1999.
- Петрова И.М., Объемная аппликация: Учебно-методическое пособие. – Спбю: «Детство-Пресс» 2007.
- ФронксДилис, Аппликации из ткани. – М.: Мой мир, 2007.
Литература для учащихся и родителей:
- Гульянц Э.К., Базик И.Я., Что можно сделать из природного материала. – М.: Просвещение, 1991.
- Гусакова М.А., Аппликация. – М.: Просвещение, 1997.
- Курицина С.П., Оригами игрушки из бумаги. – Дельта, 2000.
- Соколова С., Театр оригами. Игрушки из бумаги. – М.: Эксмо, 2006.
- Шептуля А., Домашние обереги своими руками. – М.: Эксмо, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Кружок «Умелые ручки»
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия ли...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности кружок «Очумелые ручки»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАхудожественной направленностикружок «Очумелые ручки»(срок реализации ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Умелые ручки»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Умелые ручки»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Умелые ручки"
Актуальность данной программы в том, что художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает относительно полезные и эстетически значимые пр...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Умелые ручки"
Программа кружковой деятельности «Умелые ручки» представляет разные виды продуктивной деятельности: игры с крупой, пуговицами, бумагопластика, тестопластика, рисование, лепка, поделки из п...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно - эстетической направленности «Умелые ручки» Возраст воспитанников: 3-4 лет
Новизна программы заключается в том, что в процессе дополнительного обучения дети получают знания, умения, навыки и изучают приемы рук, которые не включены в программу детского сада. На дополнительных...